ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИХ
В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Н. В. Ермоленко,
подполковник, преподаватель кафедры вооружения и стрельбы Челябинского высшего военного командного училища (военного института)
Рассмотрение педагогических условий, способствующих нравственно-патриотическому воспитанию курсантов в процессе обучения их военно-специальным дисциплинам, на наш взгляд, играет ключевую роль в разработке модели воспитательной системы нравственно-патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их в военном вузе.
Вся педагогическая система формируется на основе общественно-государственного заказа, который находит отражение в квалификационной характеристике, про-фессиограмме, модели личности специалиста. Исходя из основных положений, требований и наставлений можно выделить качественные характеристики выпускника военного училища, которые проявляются такими показателями моральных качествах его личности, как любовь к Отечеству, верность ему, готовность выполнить свой долг перед ним любой ценой, активная творческая деятельность на благо общества, в возможности и способности реализовать потребность в творчестве, в свободе самореализации своих сущностных сил.
Рассмотрение основных требований, предъявляемых к образовательному процессу, свидетельствует, что методологическими ориентирами построения разрабатываемой модели воспитательной системы являются такие педагогические подходы, как системно-оптимизационный, проблемно-целевой, культурологический, аксиологический, личностный. Ведущим в этом процессе является системно-оптимизационный подход, который, выступая как взаимосвязь ценностного, итеративного и комплексно-деятельностного подходов позволяет выделить интегративные, инвариативные связи и отношения, а также определить, что в системе является устойчивым, а что переменным.
Ценностный подход предполагает ориентацию педагогического процесса на идеал, на систему общечеловеческих ценностей. Важность ценностного подхода как способа оптимизации нравственно-патриотического развития личности определяется необходимостью формировать такой образ жизни курсанта, в котором идеалы - социальный, нравственный и эстетический сливались бы воедино. В процессе нравственного формирования личности нужно учитывать процессуальность и содержательный характер ценностного подхода. В центре отношений ценностного подхода стоит «идеал», на основе которого формируется многообразие типов личности, усиливается процесс гармонического развития каждого человека, раскрываются основные черты его индивидуальности [5; 12].
Итеративный подход представляет собой процесс постепенного приближения к цели создания условий для становления и развития личности каждого курсанта как духовно (духовность светская) богатой, толерантной, личности офицера-интеллигента обладаю-
щего всем набором общественных отношений (материальные, духовные, соционормативные).
Комплексно-деятельностный подход предполагает оптимизацию процесса обучения в военном вузе, призванного развивать деятельность курсантов от преимущественного информационно-знакового до преимущественно целево-результативного уровня их развития. Проявление их духовно-практической, творческой деятельности, как результат развития личности, выраженный в самореализации ее сущностных сил на основе самообразования, самовоспитания, самообучения и саморазвития [8;].
Системно-оптимизационный подход в целом как методологическая ориентация позволяет рассматривать образовательный процесс военного вуза, как целостную социально-педагогическую систему в тесной взаимосвязи ее компонентов: цели, задачи воспитания, объекты и субъекты, содержание воспитания, формы и методы воспитания и т.д. Каждый компонент модели воспитательной системы, взаимодействуя друг с другом, выполняет определенную роль, однако главными компонентами являются курсанты и преподаватель как социально организованные личности, ставящие перед собой определенные цели [8; 16].
Проблемно-целевой подход как способ структуризации, применяется при решении задач комплексного планирования и управления ходом нравственно-патриотического воспитания в ходе учебно-воспитательного процесса. Он предусматривает объединение целей, сроков, руководства, управления в составе целостного процесса, направленного на воспитание нравственно-патриотических ценностей курсантов
[4].
Культурологический подход основан на положении о том, что нравственно-патриотическое воспитание обучаемых понимается как целенаправленное «вхождение в контекст культуры с помощью педагога и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строя свою жизнь, достойную человека». Особенность культурологического подхода в нравственно-патриотическом воспитании состоит в том, что он интегрирует культуру, научные знания и духовный опыт и ориентирует воспитание на поиск человеческих (духовно-нравственных, патриотических) смыслов.
Личностно-ориентированный подход в нравственно-патриотическом воспитании курсантов требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий [1]. Личностный подход предполагает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогических процес-
сов на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы и изменения, происходящие во внутреннем мире курсанта, будут служить главными ориентирами в деятельности педагога по нравственно-патриотическому воспитанию курсантов в процессе обучения их в военном вузе [2; 7; 9; 15].
Аксиологический подход рассматривает нравственно-патриотические ценности как общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни. Аксиологический подход задает способ рассматривания нравственно-патриотического воспитания личности обучаемого в самореализации ее сущностных сил, в духовном возвышении личности [11].
Учет перечисленных подход в воспитании способствует конструированию рассматриваемой модели воспитательной системы нравственно-патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их в военном вузе. Опираясь на исследования ученых-исследователей, мы определяем воспитательную систему как «способ организации жизнедеятельности и воспитания курсантов, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива». В этой связи модель воспитательной системы предстает как сложное полиструктурное социально-педагогическое и психологическое явление. Моделируемая воспитательная система, состоящая из большого числа элементов, отличающихся упорядоченностью в своем развитии, предполагает обязательное наличие в ней ценностно-смыслового ядра, состоящего в необходимости нравственно-патриотического воспитания курсантов в процессе их обучения. Возведение курсанта в статус цели воспитания принципиально значимо при моделировании воспитательной системы учебно-воспитательного процесса сообщества [14].
Моделирование воспитательной системы, в качестве педагогического условия ее успешного развития предполагает деятельность курсантов на уровне субъектов, предусматривая при этом прогнозирование уровневого роста развития у них нравственно-патриотических качеств. Рассмотрим предполагаемые уровни поэтапного формирования личности курсанта с учетом необходимости реализации триады уровней развития духовности получающего образование, согласно концепции оптимизации современноп высшего образования.
Первый уровень - мотивационный. Результатом должна стать «грамотность» и способность к исследовательской деятельности курсанта, развитие его общекультурной подготовки. В соответствии с требованиями первого уровня курсант (в ходе 1-го курса обучения) должен:
- располагать достаточно полными данными о деятельности, которую он осваивает и которую призван осуществлять в будущем;
- иметь представление об истории и сущности ценностей будущей деятельности, особенно на современном этапе ее развития;
- следовать образцам поведения, нормативным в обществе для соответствующего этапа развития человека как личности.
В этих требованиях должны получать свою реализацию все основные признаки - характеристики человеческого развития: смысловой, знаково-символический, понятийно-логический, нормативный, ценностно-нормативный.
Второй уровень - ценностно-ориентационный. Развитие светской духовности - развитие становления цивилизованности курсанта.
В трактовке понятия «цивилизация» фактически все исследователи единодушно отмечают взаимосвязь таких явлений, как «цивилизация» и «культура». Поведение личности можно считать цивилизованным, если человек как личность стремится проявлять качества моральности, цивилизованности. В соответствии с требованиями второго уровня курсант (в ходе 11111-го курсов обучения) должен:
- терпимо относиться к поведению окружающих в коллективе и обществе;
- осознавать свои социальные обязательства перед другими субъектами, уважать их интересы;
-проявлять толерантность на пути к достижению жизненных и повседневно-практических целей;
- проявлять социальную активность в интересах коллектива, общества;
- ценить собственную свободу, но не в ущерб обществу;
- стремиться применять в конфликтных ситуациях нормативные требования борьбы социальных систем, членами которых являются данные индивиды.
Третий уровень - ценностно-деятельностный.
Формирование офицера-интеллигента, с присущими ему в качестве личностной характеристики развитыми нравственно-патриотическими качествами.
В соответствии с требованиями третьего уровня курсант (в ходе 1У-го курса обучения и последующей профессиональной деятельности) должен:
- стремиться к полному овладению деятельностью, которую он осваивает и которую призван осуществлять в будущем;
- стремиться к приобщению к сущностной ценности будущей деятельности;
- стремиться к ценности собственной свободы в осуществляемой деятельности;
- стремиться к образцам поведения, нормативным в обществе, для соответствия духовно богатой личности, «свободной индивидуальности».
Интеллигентность как проявление светской духовности офицера. На первый взгляд возникает противоречие между этим понятием и профессиональными характеристиками офицера, но это лишь на первый взгляд. При подобном анализе рассматриваемого понятия изымается одна из сущностных характеристик его деятельного бытия и сознания - осмысленная жизнь, осознанное творчество. Именно в способности к пониманию, осознанию, переосмыслению, в динамизме критического ума заключается необходимое присутствие признаков интеллигентности в сущно-
стной характеристике офицера со свойственными ему в качестве личностной характеристики как интеллигента развитыми нравственно-патриотическими качествами. Анализ вышесказанного, подтверждает правоту мысли, что личности с высоким уровнем развития нравственно-патриотических качеств на определенном этапе ее формирования становятся присущи черты интеллигентности.
Применение вышеуказанных педагогических условий и положений целиком и полностью будут зависеть от подготовленности к этой работе педагогического звена рассматриваемого процесса. Осуществляя нравственно-патриотическое воспитание в процессе обучения в военном вузе, педагог должен помнить о триединой функции воспитания: информативной (просвещение), ценностно-ориентирующей (формирований убеждений) и практически-действенной (формирование опыта и привычек поведения). Для достижения целей патриотического и нравственного воспитания эти три функции должны действовать не изолированно друг от друга, а в комплексе. «Комплексность, - отмечал Б.Т. Лихачев, - заключается в единстве воспитания и оценке жизни, в невидимых, но крепких и органических связях трудовой деятельности человека, основной сферы проявления его личности, с мировоззрением, с перспективами развития нашего общества, нравственным отношением к учению и труду, самому себе, другим людям. Комплексность предполагает тесную связь идейных устремлений, организационных усилий и нравственных отношений» [3; 6; 10].
В ходе нравственно-патриотического воспитания преподаватель должен утверждать свою позицию по отношению к обучаемым не только прямо, но и косвенно, он иногда вынужден отодвигать её на второй план, оставляя её в тени. Действенность своей позиции он обеспечивает, в первую очередь, не за счёт штатно-должностного положения, а за счёт своего авторитета, содержания и методики воздействия.
Необходимы как создание условий по организации данного процесса обучения, так и определённые усилия профессорско-преподавательского состава по целенаправленному нравственно-патриотическому воспитанию.
Педагогу в своей воспитательной деятельности в данном направлении следует понимать, что:
- главной фигурой в этом процессе является субъект, личность молодого человека и создаваемая в вузе атмосфера для его творчества, саморазвития и самореализации. Ориентирами для офицера-педагога могут быть понятия «сохрани», «помоги», «научи», «не помешай», «не навреди», «приумножай»;
- нельзя полагаться на стихию отношений, строить воспитание должно не
на общественном энтузиазме, а на профессиональном уровне;
- имеет смысл провести инвентаризацию опыта воспитательной работы по привитию нравственности и патриотизма прошлых времен, адаптировать прежние, эффективные формы и приемы к сегодняшним условиям;
- следует внимательнее и тоньше изучать индивидуальные психофизические особенности обучаемых.
Нужно помнить, что повлиять на мировоззрение, мотивы и стимулы поведения личности обучающегося можно лишь при неравнодушном, глубоко нравственно-эмоциональном отношении самого педагога к своему делу, при умении педагога проникнуть с помощью слов в сокровенные мысли обучаемых и доверительно затронуть их душевные струны. Применение этих педагогических условий в различных сочетаниях, в зависимости от содержания изучаемого учебного материала, уровня подготовленности курсантов и других факторов, позволяет преподавателю одновременно активизировать познавательную деятельность обучаемых, превращающихся в активных участников поиска истины, отстаивания своих взглядов и убеждений
[13].
Говоря о взаимосвязях нравственно-патриотического воспитания с другими составными частями общего воспитания, в первую очередь следует отметить их объединяющее начало. При дальнейшем рассмотрении интересующих нас взаимосвязей мы увидим, что они охватывают содержательный и процессуальный аспекты воспитания.
Таким образом, создание рассмотренных педагогических условий в ходе учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие нравственно-патриотических качеств личности курсанта, в практической педагогической деятельности позволяет смоделировать:
- воспитательную систему нравственно-патриотического воспитания
курсантов в процессе обучения их в военном вузе как воспитательную систему
взаимодействия: педагог, курсант, цель, предметная среда;
- педагогический процесс как систему, включающую воспитательную систему во взаимосвязи с объективными и субъективными факторами его развития, модель уровней развития деятельности;
- результат как систему взаимодействия, включающую двуединую цель - становление и развитие курсанта на основе формирования и развития его нравственности и патриотизма, непрерывное повышение мастерства педагога и педагогического коллектива.
Базовым педагогическим условием развития нравственно-патриотических качеств курсантов является организация взаимосвязи и координирования усилий педагогов на развитие деятельности личности в образовательном процессе. Организация и координирование данных усилий будет являться основой управления образовательным процессом, они должны пронизывать его звенья на всех уровнях: от учебной группы, взвода, роты, батальона до вуза в целом.
При конкретизации педагогических условий мы исходили из того, что процесс развития нравственно-патриотических качеств личности курсантов должен быть неотделим от развития их профессионализма, образованности, творчества. В результате анализа педагогических условий нравственно-патриотического воспи-
тания курсантов, как будущих офицеров выделим из них ведущие:
- направленность содержания образования в его инвариантной, вариативной и индивидуальной составляющих на формирование потребностей в творчестве, самореализации сущностных сил как сущностных нравственно-патриотических характеристик личности;
- организация и координация усилий педагогов на развитие деятельности личности в образовательном процессе до уровня духовно-практического;
- реализация преемственности в нравственно-патриотическом воспитании курсантов.
С учётом вышеизложенного основными требованиями реализации моделируемой воспитательной системы нравственно-патриотического воспитания курсантов в процессе обучения их в военном вузе будут:
1. Процесс нравственно-патриотического воспитания должен быть целостным, непрерывным, ритмичным, со специфическими задачами на каждом курсе.
2. Содержание нравственно-патриотического воспитания необходимо
совершенствовать за счёт усиления его принципов, в учебных дисциплинах
больше времени уделять актуализации ценностных установок.
3. Обновление и обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания посредством включения в него духовно-нравственного, информационно-аналитического, военно-технического компонентов, а также актуальных проблем развития Вооруженных Сил России и государства в свете разработки новых учебных программ и методик.
4. Изучение методологических основ нравственно-патриотического воспитания, переход к моделированию элементов деятельности, связанных с отношением к Отечеству, замена традиционных форм игровыми, состязательными и комбинированными.
5. Обеспечение единства общественно-гуманитарного, научного, правового, воинского, эстетического и физического воспитания.
6. Обеспечение единства и согласованности в деятельности профессорско-преподавательского состава, командиров по обучению и воспитанию курсантов.
7. Усиление влияния твердого уставного порядка на воспитание курсантов, улучшение их быта и отдыха.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание рассмотренных педагогических условий будет способствовать функционированию разработанной нами воспитательной системы и разви-
ваться и свидетельствовать о ней как о совокупном субъекте воспитания? определенном целостном организме, способном самостоятельно функционировать и развиваться.
Литература
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: КГУ, 1988.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: РГПУ. - 2000.
3. Волкогонов Д. А. Личность военного руководителя. - М.: Красная звезда, 1984.
4. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного подхода). - М.: Политиздат. - 1974.
5. Куренков КС. Методология исследования систем военного назначения. - М.: МО СССР. 1986.
6. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу
для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.
7. Маслоу А. Г. Самореализация: Пер. с англ. //Тексты. - М.: Просвещение. - 1982.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Учительская газета. - 2000. - №43.
9. Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Мысль, 1980.
10. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М: АН СССР, 1957.
11. Сластенин В.А. Гуманитарная парадигма педагогического образования //Магистр,- 1994. -№ 6.
12. Условия реализации ценностного подхода к развитию духовности личности средствами образования / Под ред. В. А. Черкасова. - Челябинск: ЧелГУ,
1995. - 228с.
13. Усова А.В., Вологодская З.А. О воспитании гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения. - Челябинск: ЧГПУ, 1999.
14. Шеффер О.Р. Моделирование и диагностирование воспитательной работы учителя физики: Теория и практика: Монография. - Челябинск: ИИУМЦ «образование», 2004.
15. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь. -
1996.
16. Яковлев Е.В. Педагогическая система с позиций системного подхода. Актуальные проблемы управления качеством образования. - Челябинск: ЧГПУ, 2001. Выпуск 6. - С.48 - 60.