век... сам духовно определяет себя, относит себя к данному народу, он может даже «переменить» народ, войти в состав и дух другого народа, однако опять - не «произвольно», а путем долгого и упорного труда пересоздания детерминирующего его духовного уклада» [Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. 155 с.]. Все перечисленное выше говорит о становлении, конструировании этноиден-тичности. Следовательно, существует не только возможность, но и необходимость в формировании позитивной этнической идентичности не только потому, что моя нация лучше чем другая, а потому, что я сам другой и принимаю других такими, какие они есть, и готов уважать их традиции, культуру, обычаи независимо от того, что они находятся на «моей территории» или Я на иноэтничной. Это должно стать одним из аспектов воспитания и быть в культуре поведения любого человека.
Осознание и принятие того, что для каждого народа существует своя нативная среда, ограниченна «психологической границей», в пределах которой существуют и поддерживаются культурно-языковые стандарты, с одной стороны, может помочь сохранить ту неповторимость, которая стоит за этнической идентичностью конкретного индивида, обладающего этнокультурной индивидуальностью и, с другой, понять и «принять» представителя другой национальности. Одновременно, сформировавшаяся этническая идентичность является одной из отправных точек принятия человеком Мира в себе, и возможностью расширения индивидуальности и формирования аутентичности. Это является особенно важным в современном мире, территориальные границы которого стираются, и у человека появляется возможность осваивать для своего внутреннего бытия поликультурность окружающей его социальной среды, тем самым, становясь «человеком Мира», где связь со своим этносом остается только незримой нитью с его индивидуальной историей.
В современном обществе, к сожалению, мы можем найти множество примеров того, что этноидентичность является орудием воздействия на человека, не давая ему возможности подняться от уровня архаичного сознания, заставляя его оставаться деиндивидуализированной личностью, лишая его возможности развития. Поэтому внимание нужно уделять не только формированию и сохранению этнической неповторимости, но и уметь противостоять натиску продуманных воздействий со стороны людей, манипулирующих этническим сознанием.
И.В. Чепурина
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС
В настоящий период реформирования российской армии и флота одним из приоритетных направлений воинского воспитания является поиск, обоснование и реализация новых подходов к формированию у будущих офицеров моральнонравственных качеств гражданина и патриота: долга, чести, патриотизма, дисциплинированности, ответственности. Особая роль в системе указанных ценностей отводится патриотическому воспитанию.
Анализ состояния проблемы патриотического воспитания курсантов военных вузов в педагогической теории и практике показывает, что в настоящее время работа по патриотическому воспитанию носит эпизодический, бессистемный характер. Исследование, проведенное с 300 респондентами на базе Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища, выявило тревожную картину. Четвертая часть курсантов не считают себя патриотами, выразили сомнения о важности и значимости патриотического воспитания в современных условиях. Анализ мате-
риалов показал, что основными источниками знаний по вопросам патриотического воспитания названы родители и близкие; 18% отметили, что получают информацию от офицеров, а 14% от преподавателей; треть респондентов отдают предпочтение книгам, газетно-журнальной периодике, радио- и телепередачам; а 1% заявил, что знаний по этим вопросам не имеет. Уровень организации учебно-воспитательной деятельности в училище определен курсантами как высокий - 30%, средний - 51% и низкий - 19%. Уровень понимания большинством сверстников роли и значения патриотизма в современных условиях оценен как не очень высокий - 45%, как низкий - 28% и как очень низкий - 13%. В качестве причин, отрицательно влияющих на формирование патриотических чувств у курсантов, треть респондентов назвали сложное положение в стране и отсутствие ясной патриотической идеи в обществе (21%). Недостатки в воспитательной работе командиров и преподавателей отметили 16% курсантов. В ходе опроса выяснилось, что заботой российского государства о своей армии не довольны 18% респондентов, а нынешним состоянием Вооруженных Сил РФ - 15%. Дисциплинами, способствующими формированию у курсантов патриотических чувств в большинстве случаев названы: отечественная и военная история, иностранный язык, политология, русский язык и культура речи, уставы и спецпредметы. На вопрос о необходимости воссоздания (на новой основе) системы патриотического воспитания у каждого гражданина России с детских лет 82% респондентов дали положительный ответ. Свыше половины опрошенных считают, что для возрождения патриотизма в нашем обществе необходимо изменить отношение к проблеме патриотического воспитания со стороны руководства государства; изменить отношение к проблеме в средствах массовой информации и телерадиовещании. Третья часть респондентов в своих анкетах отметили необходимость усиления патриотической работы с молодежью со стороны Вооруженных Сил и активизации деятельности в дошкольных ОУ, школах, вузах, учреждениях дополнительного образования.
Результаты проведенного опроса, анализа воинской теории и практики показывают, что наиболее оптимальной, воздействующей на все компоненты патриотического воспитания будущих офицеров является система, включающая занятия по общественно-государственной подготовке, уклад воинской жизни курсантов, учебная и воспитательная работа, средства массовой информации, пропаганда боевых традиций воспитанников училища, празднование знаменательных дат, воинские ритуалы, положительный пример и авторитет командиров, преподавателей, самовоспитание.
В вузе разработана Концепция патриотического воспитания курсантов, теоретико-методологической основой, которой стали личностно-ориентированные подходы в обучении и воспитании, разработанные в трудах отечественных педагогов Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, И.А. Колесниковой, В.В. Кра-евского, Л.И. Новиковой и др.; в них обстоятельно исследуется зависимость воспитания от специфики общественных отношений, раскрываются типические черты личности, требования к воспитанию, в том числе и патриотическому, вытекающие из объективных потребностей общества и развития индивидуальности человека.
Основными организационно-педагогическими условиями, влияющими на эффективность патриотического воспитания при подготовке курсантов в системе высшего военного образования, стали: направленность учебно-воспитательного процесса и повседневной жизнедеятельности на формирование готовности курсантов к проявлению патриотических чувств; наиболее полное использование воспитательного потенциала военных, специальных и гуманитарных дисциплин, активного использования методов убеждения, личного примера, дискуссии и др.; реализация комплексного подхода к формированию и проявлению патриотических качеств кур-
сантов путем активного участия постоянного состава вуза, включения их в различные виды профессиональной деятельности; умение осознанно решать задачи, выполняемые в мирное и военное время; эффективное использование моральнопсихологических факторов.
Важное внимание в патриотической системе вуза отводится образовательному процессу, коллективной деятельности преподавателей и обучающихся на занятиях. Именно на них курсанты анализируют, сравнивают, сопоставляют, «примеривают на себя» те или иные жизненные ценности, беря пример не только из учебных пособий, но и анализируя поведение преподавателя, его жизненную позицию и личностные качества. В ходе исследования пришли к убеждению, что возможности патриотического воспитания есть у всех преподавателей, особенно велики они в рамках цикла гуманитарных дисциплин. Именно эти предметы ставят перед собой задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовнонравственного развития обучающихся, воспитания социальной личности, ориентированной на ценности духовной культуры демократического общества и развития личностных качеств курсантов. Например, владение иностранным языком позволяет реализовать такие аспекты профессиональной деятельности курсанта военного вуза, как ознакомление с новыми технологиями, инновациями и тенденциями в развитии военной науки и техники. Иностранный язык является дисциплиной, способствующей гуманизации и гуманитаризации военного образования и наряду с образовательной функцией преследует и воспитательную, прививая уважение к истории и культуре страны изучаемого языка, гордость за достижения отечественной авиационной науки, способствовать формированию у курсантов желания овладеть избранной военной профессией. На занятиях используются разнообразные виды учебной деятельности (коллективные и индивидуальные работы, лабораторнопрактические занятия, реферирование, составление различных планов и т. д.), эффективные методы обучения (элементы диспута, анализ и оценка художественных произведений и т. д.).
Для формирования правильной позиции курсантов особое значение имеют отношения, складывающиеся между воинским коллективом и преподавателем (командиром). От системы взаимоотношений «преподаватель - курсант», «командир -курсант» во многом зависит позиция будущего офицера, которую он занимает в учебе и при выполнении задач в повседневной жизни, в сотрудничестве с сослуживцами. Через эти отношения трансформируются его идеалы и устремления в будущее, оценка заслуг старшего поколения перед обществом.
Большими воспитательными возможностями обладает и пространство вуза, среда, в которую попадает курсант. Воинский коллектив мы рассматриваем в качестве малой группы, в которой вырабатывается групповое мнение, складывается образ стандартного военнослужащего, к достижению которого он стремится в своей повседневной службе. В составе группы курсант участвует в различных мероприятиях.
Важную роль в системе патриотического воспитания играют внеклассные мероприятия. Вуз носит имя маршала авиации В.А. Судца. Здесь оборудован музей боевой славы, в котором отражен боевой путь и героические подвиги фронтовиков, знаменитых учителей, наставников и воспитанников училища. Судеец В.А. героически прошел всю Великую Отечественную войну: участвовал в боях у Воронежа, Ельца, под Великими Луками; в прорыве блокады Ленинграда и под Демянском; руководимая им 17-я воздушная армия принимала активное участие в Курской битве, в Ясско-Кишиневской операции. После войны он возглавлял Главный штаб ВВС, окончил академию Генерального штаба. В 1955 году ему присвоено звание маршала авиации и дано назначение командующего Дальней авиацией, затем Глав-
нокомандующего войсками ПВО страны и заместителя министра обороны СССР. В последние годы своей жизни он был инспектором-советником в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. За мужество, проявленное в боях и организаторский талант В.А. Судец награжден многими государственными наградами, он также удостоен звания Героя Монгольской Народной Республики, Народного Героя Югославии. Имя этого легендарного человека живет в делах училища и вдохновляет на добросовестное и самоотверженное служение Родине. В музее боевой славы курсанты имеют возможность увидеть фотографии, награды, документы и личные вещи героя.
Достойным примером служат и другие прославленные личности. Это Н.Г. Голодников (первый начальник училища, участник войны, награжден орденами и медалями, имеет почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР»), Н.И. Герасименко (участник ВОВ, летчик-истребитель, награжден 4 боевыми орденами), Герой Советского Союза К.Л. Карданов. Героические традиции старшего поколения продолжили выпускники училища, воевавшие в Афганистане и приумножившие традиции фронтовиков Великой Отечественной войны. Это подполковники А.Порублев и А.Шаров, майор С. Малоокий и многие другие. С курсантами встречались летчики-космонавты СССР - дважды Герой Советского Союза В.В. Горбатко, Герои Советского Союза Е.В. Хрунов, Г.В. Сарафанов, Ю.Н. Глазков, И.П. Волк; маршал авиации Е.Я. Савицкий и летчик-испытатель Герой Советского Союза А.В. Федотов. Ежегодно в день Защитников Отечества личный состав училища возлагает цветы на могилы павших героев, в день Победы участвует в военном параде. Патриотический настрой прививает курсантам и духовой оркестр училища.
Таким образом, характерной особенностью современного высшего военного образования является преодоление его направленности лишь на приобретение профессии. Основные задачи вуза в процессе обучения заключается в создании условий для формирования гражданских, патриотических, нравственных, духовных ценностей личности. Именно поэтому главной составляющей образовательного процесса выступает патриотическое воспитание курсантов, предполагающее становление у него основ гражданственности, ответственного отношения к своему народу и Отечеству, гордость за его героическое прошлое и настоящее.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Военная служба по контракту: Основные направления патриотического воспитания военнослужащих: Учебно-методическое пособие. - М.: Военный университет, 2005. - 169 с.
2. Воспитание патриотизма на примерах военной истории Отечества. Сборник материалов региональной НМК. Ставрополь: СКРПУ ФСБ РФ, СГКМ им. Г.Н. Про-зрителева и Г.К. Праве, 2004. - 108с.
3.Деев В.В. Военно-патриотическое воспитание курсантов (слушателей) военных учебных заведений. Дис. ... канд. пед. наук. - Коломна, 2004. - 263 с.
4. Краевский В.В. Образование, воспитание, социализация в контексте педагогической науки. // Мир образования - образование в мире. - 2001. - №2. - С. 11-22.
5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Издательская корпорация: Логос, 1999. - 272 с.