УДК 008:316.42
ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-
ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.В. Гладких, Т.В. Перегудова
В статье рассматривается проблема патриотического воспитания молодого поколения на примере разработки целостной системы воспитания курсантов военной академии
Ключевые слова: образовательная система, патриотическое воспитание, воинские традиции
После распада Советского союза, реформ 90-х годов, глобализации, Российское общество столкнулось с утратой у молодежи чувства патриотизма, героизма, гордости за свою Родину, народ и историю великой страны. Все чаще мы наблюдаем появление псевдопатриотических националистических молодежных движений, в том числе фашистских, проявление которых, угрожает национальной безопасности страны. В этих условиях важнейшей государственной задачей становится героико-патриотическое воспитание молодого поколения.
Данная проблема приобретаетособую значимость при воспитании будущих офицеров, по долгу службы призванных служить Родине. Хотя героизм и патриотизм как личностные качества присущи не только представителям силовых структур государства, но им, тем не менее, эти качества гораздо больше необходимы, чем представителям других слоев населения и профессий. Героико-патриотическое воспитание особенно важно и актуально для курсантов военно-учебных заведений - будущих офицеров, призванных стоять на страже Отечества, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Гладких Валентина Владимировна - ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» д-р пед.наук, профессор, e-mail: voenhrof.gv@yandex.ru
Перегудова Татьяна Викторовна - ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ст. преподаватель, e-mail: peregudova_tanja@mail.ru
В современных условиях служба офицеров объективно связана с усилением меры ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Это обстоятельство обусловливает необходимость конкретизации и переосмысления форм и методов героико -патриотического воспитания курсантов как первостепенного приоритета их подготовки, который должен обеспечить формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, любви к Родине и преданности Отечеству.
В воспитательной работе с курсантами большое место должна занимать духовная мотивация, гражданско-патриотическая
направленность культурно-досуговой деятельности, в которой духовность должна явно преобладать над мотивацией материального, прагматического характера.
Воспитание курсантов на традициях Вооруженных Сил России диктуется требованиями жизни, изменением общественно-политической ситуации, социальными процессами, требованиями законов РФ, приказов МО РФ, практикой высшей военной школы в сфере воспитания курсантов иявляется логическим дополнением учебных программ и системы воспитания, имеющей своей целью формирование у обучаемых качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, верного традициям Вооруженных Сил РФ.
Приоритеты в военном образовании определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 -2010 годы», «Директивы Министра Обороны РФ об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», где на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса в военном вузе, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом героико-патриотического
самовоспитания, развивая уникальные потенции конкретной личности будущего офицера [1].
Необходимость повышения героико-патриотического уровня курсантов подчёркивается в нормативно -правовых документах: Приказ министра обороны РФ от 12.03.2003 п 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 16 июня 2005 г., 27 января 2010 г.: «...Основными задачами воспитательной работы являются формирование и развитие у слушателей и курсантов: государственно-патриотического
сознания, верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам и их офицерскому корпусу... ».
Пониманию патриотизма предшествовал долгий путь исканий и столкновений различных мнений по вопросам его происхождения и развития. Видные мыслители отводили патриотизму главную роль в системе патриотических и нравственных обязанностей членов общества. Если толковать понятие „патриотизм"в изначальном смысле (греч. ра^Б — родина, отечество), то это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. А кто же тогда герой? По Ожегову герой - это человек, совершающий подвиги, необычныйпо своей храбрости, доблести,самоотверженности, В. Даль трактовал патриотизм как «любовь к отчизне» [2]. Анализ различных современных литературных источников показывает, что имеются различные определения патриотизма, раскрывающие его понятие, как онтологически сложного, противоречивого социально-культурного явления [3]. Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется и развивается во взаимосвязи с развитием других качеств личности.
Чёткое понимание педагогами имеющихся проблем ставит вопрос о необходимости разработки
или воссоздания целостной системы патриотического воспитания курсантов.
Воспитание на традициях Вооруженных Сил является Основой формирования патриотизма в военном вузе с учетом всех факторов формирования личности будущего офицера, с учетом того, что рамки учебно-воспитательного процесса в военном вузе, условия организации жизнедеятельности курсантских коллективов, специфика решаемых задач, начальный уровень подготовки курсантов должны включать в воспитательный процесс все действующие и возрождаемые воинские традиции. Реализация мероприятий данного плана не требует кардинальной реорганизации действующего процесса воспитания.
Эффективность воспитания курсантов на традициях Вооруженных Сил во многом зависит от наличия ряда условий. Основными из них являются:
а) непрерывность проведения воспитательной работы;
б) наличие высокого уровня воспитанности на традициях Вооруженных Сил всего командного и преподавательского состава вуза, выступающего субъектом воспитательных воздействий, постоянное проявление им личной примерности в следовании лучшим воинским традициям. Данное условие предполагает осуществление воспитательных воздействий и на постоянный состав вуза. Высокой эффективности воспитание достигает в том случае, если обеспечивается единство сформированного идеала и имеющихся образцов реального поведения старших товарищей;
в) создание соответствующей обстановки при проведении мероприятий, представляющих собой непосредственно действие воинских традиций, при этом следует отметить повышенную зависимость поведения курсантов первокурсников от условий новой для них среды, стремление проникнуть в нравственную атмосферу, традиции вуза, стремление курсантов углубить свои знания о сущности и содержании воинских традиций, формирование основы стиля требуемого поведения, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях, становление патриотизма, культуры, соблюдения традиций.
Специфика деятельности военного учебного заведения не позволяет четко разграничить мероприятия, направленные на военно-патриотическое воспитание молодежи и
мероприятия для ветеранов. Видимо, такое разграничение и не имеет смысла. Ведь именно совместным участием ветеранов и молодежи в социально-значимых мероприятиях обеспечивается связь поколений, достигается социализация военнослужащих запаса, ветеранов военной службы, боевых действий в гражданскую жизнь. В работе с молодежью ветераны находят для себя жизненный смысл, реализуют свои знания, энергию и морально -нравственные приоритеты во имя благородных целей.
В Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина 9 марта - в день 80-летия Юрия Алексеевича Гагарина - прошли чтения, посвященные первому космонавту Земли. Приглашенные гости, свидетели истории поведали будущим офицерам о том, как развивалась отечественная наука в конце 50-х годов минувшего столетия, о новых разработках в освоении космоса, вспомнили малоизвестные факты из жизни первых покорителей космоса. Данное мероприятие было направлено на то, чтобы молодое поколение не забывало своих героев, чтило их и гордилось их подвигами. Гагаринские чтения становятся частью культурной и научной жизни академии.
Также на базе академии с целью повышения патриотического духа курсантов и офицеров сложилась традиция чествования ветеранов боевых действий в Афганистане. Командование академии поздравляет ветеранов боевых действий с годовщиной вывода советских войск из Республики Афганистан.
В память о воинах-героях, погибших и выживших в Великой Отечественной Войне, ежегодно Военно-воздушная академия совместно с другими учебными заведениями принимает участие в мероприятиях посвященных этому историческому событию:
- ежегодное участие в параде;
- поздравление ветеранов ВОВ;
- возложение венков к могилам погибших солдат;
- участие в фестивале патриотической песни
и др.
Солдаты-победители принимают
поздравления в присутствии молодых курсантов, которые также, в интересах преемственности
поколений, приглашаются на торжественные мероприятия.
Можно выделить мероприятия, нацеленные в основном на молодежь. Выделить, прежде всего, по формам проведения, специфическим методам и приемам, которые позволяют привлечь и увлечь юную аудиторию. Это, в первую очередь активные формы, когда молодые участники выступают не зрителями и слушателями, а включаются в подготовку и проведение мероприятий, посвященных различным знаменательным датам и событиям. К таким формам можно отнести соревнования (в том числе по военно-прикладной тематике), героико-патриотические акции, историко-патриотические игры, фестивали, конкурсы и выставки.
Так на базе Военно-воздушной академии уже на протяжении многих лет проводится городская игра «Орленок». В ней принимают участие лучшие юнармейские школьные команды, победившие в районных военно-спортивных соревнованиях. Городской «Орленок» проводится в стенах академии. Офицеры и курсанты участвуют как в процессе подготовки к соревнованиям, так и непосредственно при их проведении на всех этапах.
Как показывает анализ практики воспитательной работы академии, командно -преподавательский состав наиболее часто использует различные формы культурно -просветительского воспитания. Среди них: общественно-государственная подготовка;
государственно-правовое информирование; лекции, беседы, диспуты, упражнения, задания; выпуск боевых листков, газет; экскурсии, поездки, тематические вечера, концерты; уроки мужества, вечера памяти; встречи, конференции, турниры, спортивные соревнования.
Конечным критерием действенности системы воспитания следует считать соответствие практической офицерской деятельности выпускника требованиям лучших воинских традиций, а конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания- духовный и культурный подъем, укрепление государства и его обороноспособности, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян строятся на беззаветной любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, его свершениям, почитании национальных святынь и
символов, готовности к служению обществу и государству, что и будет, в огромной степени, определять будущее России.
Литература
1. Российская газета. 2006. 15 дек.; 2005, 21
июля.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. Т. 1-4.
3. Гладких В.В. Досуговая деятельность высших учебных заведений как основа реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып.7 (99).
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е .Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
HEROIC AND PATRIOTIC YOUNGER GENERATION EDUCATION BY MEANS OF
CULTURAL ACTIVITIES
V.V. Gladkikh, T.V. Peregudova
The paper deals with the problem of sociocultural aspect of younger generation patriotic upbringing on the basis of military educational system of academy students
Key words: educational system, military, patriotic upbringing