Научная статья на тему 'Микросреда воспитательной колонии и ее особенности'

Микросреда воспитательной колонии и ее особенности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОСРЕДА / КОНФЛИКТ / ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ФАКТОР / EDUCATIONAL INFLUENCE. / A MICROHABITAT / THE CONFLICT / THE PERSON OF THE TUTOR / MINORS CONDEMNED

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвишков В. М., Митькина А. В.

в статье представлен педагогический анализ микросреды воспитательной колонии и ее социальнопедагогические и социально-психологические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article the pedagogical analysis of a microhabitat of an educational colony, and its socially-pedagogical and socially-psychological features is presented.

Текст научной работы на тему «Микросреда воспитательной колонии и ее особенности»

24. Rapoport D.C. (Ed.). Inside terrorist organizations (2nd ed.). London: Frank Cass & Co, 2001.

25. Reich W. Understanding terrorist behavior: The limits and opportunities of psychological inquiry In: W. Reich (Ed.). Origins of terrorism: psychologies, ideologies, theologies, states of mind. Washington, DC: Woodrow Wilson Center Press; Baltimore and London: Jons Hopkins University Press, 1998, p. 261-279.

26. Staub E. Understanding and responding to group violence, mass killing and terrorism//Under-

standlng terrorism: Psychological roots, consequences and interventions/F.M. Moghaddam and A. Marsella (Eds.). Washington, DC: American Psychological Association, 2004.

27. Terry D.J., Hogg M.A., White K.M. Attitude-behaviour relations: Social identity and droup membership//D.J. Terry, M.A. Hogg (Eds.). Attitudes, behavior, and social context. London: Lourence Erlbaum, 2000. p. 67-93.

Микросреда воспитательной и ее особенности

В. М. Литвишков, А. В. Митькина

Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект 07-06-00080а.

Аннотация: в статье представлен педагогический анализ микросреды воспитательной колонии и ее социально-педагогические и социально-психологические особенности. Ключевые слова: микросреда, конфликт, личность воспитателя, несовершеннолетние осужденные, воспитательное воздействие.

The summary: in article the pedagogical analysis of a microhabitat of an educational colony, and its socially-pedagogical and socially-psychological features is presented.

Keywords: a microhabitat, the conflict, the person of the tutor, minors condemned, educational influence.

Исправление несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии осуществляется в условиях педагогически неблагоприятной микросреды: большого скопления лиц, имеющих существенные нравственные пороки, отличающихся низкой степенью правовой и

моральной развитости. Такая обстановка затрудняет развитие нравственных качеств, потому что микросреда пенитенциарного учреждения выступает как негативный социально-психологический фактор, в известной мере снижающий эффективность воспитательного воздействия на осужденных.

Существенным элементом микросреды в воспитательной колонии является особая стратификация осужденных, суть которой заключается в жестком неофициальном делении их на слои и касты. Причиной стратификации, отражающей специфику группового поведения осужденных в колонии, является стремление отрицательно настроенных правонарушителей выделиться в особую касту, обеспечить себе привилегии при отбывании наказания за счет ущемления интересов других.

Такая стратификация и искаженное понимание нравственной ответственности за свое поведение осужденными приводит их к культу физической силы

и жестокости. Данные опроса, проведенного в ВК различных регионов страны, раскрывают понимание ими таких качеств, как чувство вины, раскаяния за свое преступление, совесть, долг, справедливость, достоинство, требовательность, сострадание. Около 60% осужденных либо не смогли объяснить смысл этих понятий, либо проявили искаженное их толкование. Так, достоинство приобретает значение силы, требовательность - придирчивости, сострадание - признака слабости, недостойного «настоящего мужчины» и т.д.

Такая трактовка нравственных качеств и низкий культурный уровень приводят к тому, что групповое поведение и взаимоотношения правонарушителей строится на основе искаженных представлений о соотношении личного и общественного.

В то же время в группах осужденных вырабатываются свои асоциальные нормы, неодинаковые по значимости. Их классификацию можно рассматривать как цепочку, в которой каждое последующее звено, как правило, не только содержит в себе дефекты предыдущих, но и усугубляет их, расширяя границы безответственного поведения, асоциальных действий, поступков и взаимоотношений.

Можно выделить пять звеньев негативной нормативно-этической регуляции, деформация которых развивает криминальную запущенность осужденных, препятствует исправлению их личности. К ним относятся нормы:

1) нарушающие основные принципы социальной нравственности (товарищества, уважения, чести и достоинства каждого человека);

2) снижающие культуру межличностного общения и повышающие его конфликтность;

3) разрешающие в определенных случаях насильственные действия;

4) повышающие риск тяжелых последствий насилия;

5) допускающие смерть человека (2).

Итак, в отрицательной микросреде

распространены групповые нормы, разрешающие в определенных случаях насилие. Когда они характерны для большей части осужденных, их опасность становится ощутимее. Нежелание согласовывать свое поведение с нравственными нормами общества, интересами и желаниями окружающих, негативное отношение к наказанию, отсутствие чувства вины и раскаяния за преступление придает атмосфере взаимоотношений и общения нервозность, конфликтность, жесткость, отчужденность. Иерархическая структура межличностных ролей: «вожак», «авторитет», «исполнитель», «отвергнутый»; негативная направленность личности, неадекватная самооценка осужденных создают в микросреде атмосферу круговой поруки, безответственного отношения к окружающему миру.

Это приводит к тому, что, оказавшись в местах лишения свободы, несовершеннолетние правонарушители стремятся попасть в ту группу, в которой им легче адаптироваться. При слабо развитом коллективе можно выделить три позиции отрицательной адаптации вновь прибывших в колонию осужденных, влияющих на исправление их личности:

1) принятие роли нарушителя установленного в ВК режима содержания со всей ее поведенческой атрибутикой: бравадой, хулиганскими выходками, дерзостью и т.д.;

2) принятие роли исполнителя. В этом случае поведение и деятельность осужденного зависят от желаний и указа-

ний лидера отрицательной микрогруппы. Цель деятельности исполнителя находится в рамках ситуации, изменяется вместе с ней, но обязательной является его поддержка нарушителей дисциплины и оказание им помощи;

3) принятие роли отвергнутого, что влечет за собой презрение со стороны окружающих, положение «униженного».

Удовлетворение потребности в общении вновь прибывшие несовершеннолетние осужденные с установками отрицательной адаптации находят в малых группах негативной направленности, где вырабатывается особая система ценностей.

В условиях исправительных колоний малые группы отрицательной направленности позволяют осужденным удовлетворить потребность в идеале образа поведения. Негативный идеал, который группа предлагает в качестве образца, достижим более легко и требует меньших усилий, связанных с приобретением новых социально значимых навыков и усилий, нравственной ответственности личности. Общность идеала улучшает эмоциональное состояние осужденных, которое объясняется осознанием собственного неодиночества. Это единственный, по их мнению, круг взаимоотношений и общения, формирующий своеобразный «моральный кодекс», согласно которому наиболее ценными качествами являются риск, смелость, пренебрежение опасностью, непризнание собственной слабости, игнорирование предосторожности и др. Эти качества расшатывают нравственную ответственность правонарушителей настолько, что делают переход от безнравственных поступков к противоправным особенно легким и вероятным.

Подобный «моральный кодекс» стандартизирует поведение правонарушителей в группе, регламентирует его взаимоотношения и деятельность. Основой такой стандартизации для всех членов является значимость суждений группы, общения внутри нее. С группой связывается психологическая защищенность и физическая безопасность.

Появившаяся в связи с этим зависимость от группы влечет за собой чувство невозможности не оправдать ее доверие. Сохранность личного статуса в малой группе для несовершеннолетних осужденных важнее, чем осуждение их безответственной позиции коллективом и сотрудниками колонии. Поэтому в процессе исправления воспитательные воздействия необходимо осуществлять с учетом взаимоотношений в отрицательной микросреде колонии и их влияния не только на личность осужденных, но и на их малые группы.

Исправление осужденных связано с содержанием их взаимоотношений, которые влияют на их убежденность, самооценку, направленность и другие ее структурные элементы. Процесс взаимоотношений в коллективе осужденных целесообразно представить в виде определенной системы «воспитатель-актив-осужденный» с соответствующими структурными компонентами. Различные по своей природе и содержанию они взаимосвязаны между собой и функционируют в едином процессе. Однако в рамках рассматриваемой системы для удобства анализа мы не выделяем три подсистемы, образующие самостоятельные единицы для педагогической характеристики: «воспитатель-осужденный», «активист-осужденный», «осужденный-осужденный».

В целом структура официальных взаимоотношений в воспитательной колонии построена таким образом, что ее основа, включающая отношения руководства-подчинения, ограничена рамками взаимосвязи «воспитатель-осужденный».

Подсистема «воспитатель-осужденный» не является замкнутой, и содержание взаимоотношений в ней зависит от таких звеньев, как личность воспитателя, осужденного и их деятельность. На эффективность работы этой подсистемы оказывает влияние социальная среда и микросреда осужденных. Взаимосвязи в подсистеме «воспитатель-осужденный» можно представить следующим образом (см. схема 1).

Член совета воспитателей выступает как субъект взаимоотношений, целенаправленно воздействующий на нравственную сферу личности осужденного и ее элементы. Он организует его деятельность, влияет на процесс воспитания у него убежденности, самооценки, общественной направленности, изменяет их в нужном направлении, добиваясь переживания осужденным наказания, раскаяния

Информация об обстановке в колонии, ее микросреде, сведения о содержании нравственной сфере личности осужденного, его деятельности и положении в коллективе поступает на «вход» подсистемы (звено «воспитатель»), систематизируется, осмысливается и в регулирующем качестве поступает в звено «осужденный». Происходит взаимодействие воспитателя и осужденного, которое следует рассматривать как сложный процесс взаимоотношений, результат которых проявляется на «выходе» подсистемы, а эффективность определяется ответственным отношением члена совета воспитателей к своей работе и осужденного за свои поступки, действия и поведение.

в совершенном преступлении, осознания вины в противоправных действиях.

Обратная информация, поступающая к нему от осужденного, на основании изменений его ответственности позволяет предвидеть конфликтные ситуации, принимать конкретные меры к их преодолению, способствовать сознательной саморегуляции взаимоотношений осужденных.

Схема 1. Взаимосвязи подсистемы «воспитатель-осужденный»

Педагогические исследования (И.А. Невский, А.Ф. Никитин и др.) позволяют сделать вывод о том, что член совета воспитателей только тогда может успешно руководить процессом формирования личности, когда он предвидит мотивы, цели, средства их достижения, результат деятельности осужденных. При этом мотивы, цели, средства и результат деятельности члена совета воспитателей и осужденного должны в известной мере совпадать. Если этого не происходит, возникают отрицательные взаимоотношения, при которых осужденные направляют свои усилия на противодействие члена совета воспитателей. Бурно реагируют на любые замечания, открыто нарушают дисциплину, не признают своей вины в содеянном, грубят и т.п. Это приводит, как правило, к нарушению контактов между членом совета воспитателей и осужденными, к рассогласованию этой подсистемы, которое наблюдается, прежде всего, в сфере отношений ответственной зависимости.

Рассогласование подсистемы «воспитатель - осужденный», возникновение отрицательных взаимоотношений и неуправляемость процессом исправления осужденных происходят по вине члена совета воспитателей, когда он безответственно относится к делу, не знает или плохо знает индивидуальные особенности осужденных, их возможности, уровень притязаний, структурные элементы нравственной ответственности, которые не учитывает в процессе организации воспитательной работы. Это приводит к тому, что отношение члена совета воспитателей к осужденному иногда жестко запрограммировано: в любом случае видится умышленное нарушение дис-

циплины, нежелание выполнять распоряжения старших, хулиганство. В таких случаях воспитатель умышленно занижает уровень ответственности осужденного с целью преднамеренного принуждения или мщения за действия правонарушителя, что влечет нарушение взаимоотношений, возникновение смысловых и эмоциональных барьеров.

Налаживание правильных взаимоотношений с несовершеннолетними осужденными - показатель высокого педагогического мастерства члена совета воспитателей. Он должен быть высококультурным, иметь склонности к педагогической работе, уметь правильно строить деятельность свою и осужденных. Все это имеет существенное значение для процесса исправления осужденных, так как деятельность некоторых членов совета воспитателей в данном отношении сводится к морализированию, нотациям, преобладанию словесных форм воздействия, недооценке активности осужденных. В результате такая деятельность не несет большой воспитательной нагрузки и не способствует развитию у осужденных убежденности в нравственной ответственности, адекватной самооценке. В результате они не раскаиваются в своем преступлении, не осознают чувство вины за содеянное ими зло.

Исправление осужденных - весьма сложный процесс, и эффективно управлять им можно только силами членов совета воспитателей, во-первых, практически невозможно; во-вторых, педагогически нецелесообразно. В этот процесс необходимо вовлекать положительно зарекомендовавших себя осужденных, проявляющих общественную активность. В данном случае педагогический анализ взаимоотношений целесообразно осу-

ществлять в рамках подсистемы «активист - осужденный».

Привлечение активистов к процессу исправления часто противоречит интересам нарушителей дисциплины и лидеров малых групп отрицательной направленности. Члены самодеятельных организаций более ответственны за свое поведение, они имеют право делать замечания лицам, нарушающим правила внутреннего распорядка и трудовую дисциплину, обсуждать их поведение на собраниях, заседаниях совета коллектива. Требовательность и принципиальность активистов вызывают недовольство, озлобленность. Это создает одну из объективных основ для возникновения негативных взаимоотношений среди осужденных.

Однако весьма часто отрицательные взаимоотношения между несовершеннолетними осужденными формируются по вине активистов. Причиной этого являются: неумение последних правильно применять методы организации совместной деятельности, их неавторитетность и безответственность. Противоречиво в самодеятельных организациях положение осужденных, только вставших на путь исправления: они призваны содействовать искоренению у других правонарушителей отрицательных свойств и качеств, хотя сами еще нуждаются в исправлении. Поэтому исключительное значение имеют вопросы о моральном праве активистов осуществлять эти задачи, о субъективном восприятии осужденными степени справедливости, исходящей от их решений.

Как показывает практика, для нормального функционирования процесса исправления осужденных важно правильное восприятие ими не только ре-

шений активистов, но и поведения членов самодеятельных организаций, которое должно быть очень ответственным. Существует два типа членов актива. Первый тип - активист, переоценивающий свое положение в коллективе. Он считает, что осужденные относятся к нему с уважением, одобряют его поступки, многие рады обратиться за помощью, советом. Такие активисты обычно самоуверенны, авторитарны в общении. В действительности же восприятие члена актива другими осужденными является противоположным.

Существует второй тип члена актива. Он также не осознает свое истинное положение в коллективе, но в отличие от первого считает его более неблагоприятным, чем оно есть в действительности. Это приводит к ощущению дискомфорта в коллективе, эффективность деятельности активиста резко снижается.

Нередко отрицательное отношение к самодеятельным организациям и их неавторитетность связаны с проникновением в них приспособленцев. Приспособленчество как специфическое явление широко распространено в исправительных колониях. Существуют различные виды приспособленчества.

1. Внешнее приспособленчество. Оно проявляется у несовершеннолетних осужденных в двух формах:

а) сознательное приспособление к мнению группы, сопровождающееся острым внутренним конфликтом, то есть столкновением противоположных тенденций: стремления, с одной стороны, быть в согласии с отрицательной группой, с другой - высказать самостоятельное мнение, которое выражает одобрение требований администрации. Например. Осужденный К. в течение длительного

времени не находил контактов с коллективом, в котором главенствовала группа осужденных, часто утверждавших себя с помощью физической силы. Он больше других испытывал притеснения с их стороны. Со временем у него выработалась привычка к безропотному подчинению и соглашательству. Даже после вступления в актив, имея собственное мнение, осужденный К. не высказывал его вслух и соглашался с позицией других. Причиной такого приспособленчества явились боязнь расправы, страх перед насилием группы, конформизм;

б) сознательное приспособление к мнению группы без ярко выраженного конфликта. Такие осужденные также подчиняются мнению большинства. Однако для них, в отличие от предыдущей группы, характерно как бы мирное сосуществование двух мнений: своего и коллектива. Они стремятся к бесконфликтной жизни и считают, что этого можно добиться, если не иметь разногласий с членами группы. Такая позиция не способствует развитию принципиальности, чувства долга, правильной самооценки и других элементов нравственной ответственности.

2. Внутреннее приспособленчество. Его сущность заключается не только в том, что влияние группы на осужденного, оказываясь сиюминутным, изменяет его поведение, но и в том, что оно имеет свои последствия, т.е. отражается на поведении осужденного и после того, как непосредственное воздействие коллектива устраняется. Осужденный-активист принимает негативное, искаженное мнение группы как собственное и придерживается его как в конкретной ситуации, так и вне ее. Выделяются следующие формы внутреннего приспособленчества:

а) бездумное принятие ошибочного мнения группы на основании принципа «большинство всегда право». Возникновение привычки следовать мнению других - весьма опасная тенденция, способствующая формированию безответственного поведения на уровне жизненной нормы. Привычка следовать чужому мнению сказывается и на характере усвоения нравственных убеждений, которые вследствие этого не становятся подлинным ориентиром поведения;

б) принятие мнения группы посредством выработки своей логики. Осужденные не только соглашаются с отрицательным мнением группы, но и по-своему обосновывают его. Так возникает оправдательная мотивация, неадекватная самооценка и психологическая защита личности. Собственная логика помогает примирить две противоположные тенденции: стремление быть в согласии с группой и собой. Так осужденные выходят из внутреннего конфликта, точнее обходят его: у них создается иллюзия самостоятельности и правильности своего поведения.

Таким образом, приспособленчество у членов самодеятельных организаций осужденных может проявляться не просто в подчинении своей точки зрения, поведения мнению группы, идущему вразрез нравственному, но и в перестройке образа мыслей, создании мнимой логики. Прочное усвоение негативного, неверного мнения группы происходит именно в тех случаях, когда оно подкрепляется искаженными логическими и безответственными рассуждениями.

Для индивида более значимы запреты группы, чем администрации. Запреты администрации, членов совета воспитателей, учителей, мастеров неред-

ко воспринимаются в качестве посягательства на самостоятельность осужденных. В то же время следование запрещающему мнению осужденных как бы сближает личность с группой, позволяет чувствовать себя ее полноправным членом, способствует проявлению мнимой ответственности.

Установлено, что авторитет активистов в значительной степени зависит от того, какими методами они работают, как относятся к своим сверстникам, каковы организационные формы руководства ими со стороны администрации. На практике наблюдаются две крайности: слабое руководство или даже его фактическое отсутствие, в результате чего деятельность самодеятельных организаций прекращается или начинает развиваться в нежелательном направлении; излишне жесткая опека, приводящая к тому, что члены самодеятельных организаций утрачивают какую бы то ни было ответственность.

Важное значение в исправлении несовершеннолетних осужденных, признании ими вины и раскаянии в совершенном преступлении имеет полученная администрацией от актива информация, которая позволяет членам совета воспитателей узнать о внутренних, глубинных процессах исправления личности осужденных. От правильного, умелого использования этой информации зависит эффективность воспитательной работы по развитию нравственной ответственности личности. Однако, анализ деятельности исправительных колоний свидетельствует о том, что практика использования информации активистов далека от совершенства. Приняв такую информацию, члены совета воспитателей, администрация сразу же принима-

ют необходимые решения без обсуждения соответствующих вопросов на заседании совета коллектива осужденных отделения, отряда, колонии, т.е. игнорируя мнение избранного собранием органов самоуправления. Такие методы в работе с самодеятельными организациями не способствуют выполнению ими своих функций по исправлению осужденных. Выявление их членами нарушений режима рассматривается осужденными как донос со всеми вытекающими негативными последствиями, вплоть до физической расправы над активистами. Исправление осужденных возможно лишь при положительных взаимоотношениях в коллективе осужденных между активом и остальными осужденными. Они могут быть достигнуты за счет качественного подбора членов самодеятельных организаций, которые осознали свою вину в содеянном, раскаялись в совершенном преступлении. Однако на практике эта проблема решается неудовлетворительно. Практика показывает, что около 60% осужденных-активистов сами нарушают установленный в колонии режим содержания и не являются ответственными за свои обязательства и действия.

Такие «активисты» способны на клевету, использование членства в самодеятельных организациях в личных корыстно-эгоистических целях: получить положительную характеристику и быстрее освободиться условно-досрочно, незаслуженно получать дополнительные льготы, иметь возможность «командовать» другими и т.д. Пользуясь слабым контролем со стороны членов совета воспитателей и администрации, такие «псевдоактивисты» способствуют улучшению условий жизни «нужным», «сво-

им людям», запугивают вновь прибывших осужденных, угрожают неугодным им лицам, скрывают факты нарушения режима, «взимая» за это плату в виде продуктов и т.д.

Среди ложных активистов наблюдаются различные злоупотребления: присвоение чужих предметов, хранение запрещенных вещей и предметов; непосещение мероприятий, уклонение от уборки помещений, вымогательство, «дедовщина», «постановка на счетчик» и т.п. Кроме того, с их стороны возможно применение физического, психологического и сексуального притеснения неугодных им осужденных. В этом иногда виновата администрация исправительной колонии, не всегда предъявляющая единые требования к членам самодеятельных организаций, снисходительно относящаяся к безответственному выполнению ими обязанностей, необоснованно предоставляющая им льготы. Все это развращает активистов, влечет враждебное отношение к ним со стороны основной массы осужденных и не способствует их исправлению.

Наиболее сложные неофициальные взаимоотношения функционируют в подсистеме «осужденный - осужденный», где происходит взаимное влияние субъектов друг на друга, возникает комплекс явлений, влияющих на развитие нравственной ответственности и ее составляющих структурных элементов.

Взаимодействие личности осужденного с ближайшим социальным окружением, возникновение дефектов в этом процессе происходит в результате неудовлетворения его потребности самоутверждения в сфере общественно-полезной деятельности.

Стремление к самоутверждению в системе неофициальных отношений осужденных часто происходит с использованием противоправных способов. Нормы отрицательной группы определяют не только способы самоутверждения, но и варианты безответственного поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Особенность самоутверждения несовершеннолетних правонарушителей в данном случае заключается в том, что они пытаются достичь этой потребности с помощью асоциальных средств и способов: угроз, запугивания, применения физической силы и т.п. Добившись повиновения и подчинения от других, они стремятся сохранить свои позиции и в дальнейшем. Поэтому у них возникает и развивается нетерпимое отношение к любым критическим замечаниям в их адрес со стороны других: недружелюбие, агрессивность, неумение прощать чужие промахи. Это, в свою очередь, порождает ответные действия. Неприязненные взаимоотношения нарастают и могут принять форму открытой вражды, хулиганских действий, что иногда приводит их к уголовной ответственности.

Среди осужденных физическое насилие, как способ асоциального самоутверждения, играет немаловажную роль. Из 500 опрошенных осужденных 140 высказались за применение физической силы в предложенных ситуациях, цель которых определить свои действия по отношению к окружающим в положении другого человека. Например, содержание одной ситуации было следующим: «Осужденный В., выполняя совместно с группой осужденных поручение члена совета воспитателей (мелкий ремонт в спальном помещении), отка-

зался работать. Как бы вы поступили на месте осужденного, которому было оказано доверие быть руководителем группы?». Ответы осужденных были категоричны, их содержание связано с физическим насилием и безответственным поведением.

Ретроспективный анализ биографий несовершеннолетних осужденных, предпочитающих физическую расправу другим методам воздействия, показал, что они воспитывались в семьях, где отсутствовали отношения взаимной ответственности. Взаимоотношения между членами семьи строились на основе унижения достоинства других, угроз. Конфликты в семье нередко заканчивались ее распадом, и тогда контроль за поведением подростков значительно ослабевал, либо прекращался. Свойственные этому возрасту здоровые интересы постепенно вытеснялись, подростки начинали плохо учиться, порывали дружеские связи со школьными товарищами, прекращали заниматься общественной работой. Выход из создавшегося положения они находили вне школы, примыкая к отрицательным группам, под влиянием которых привычки быстро менялись и приобретали асоциальный характер. В неформальных малых группах отрицательной направленности эти лица, как правило, становились лидерами, унижали других, проявляли жестокость по отношению к слабым. Оказавшись в колонии, такие осужденные уже были подготовлены прежним образом жизни к самоутверждению посредством физической расправы над неугодными, безответственным поступкам и действиям.

Весьма распространены в исправительных колониях и другие способы самоутверждения: издевательства, униже-

ния, поборы. Так, 34% осужденных запугивают слабых, 15% - издеваются над ними, 20% - унижают их личность.

Механизм негативного самоутверждения несовершеннолетних осужденных правонарушителей заключается в том, что в нем соединяется эгоцентризм осужденного с его повышенной «чувствительностью» к ситуационным влияниям, низким культурным уровнем и безответственным поведением. В итоге любой поступок постороннего лица, не совпадающий с поведением такого осужденного, может восприниматься последним как посягательство на свое «Я», что создает реальную возможность для конфликта безответственного поведения, граничащего с правонарушением.

Например, 74% обследованных нами правонарушителей без особых колебаний вступили в опасное для здоровья и жизни единоборство только за тем, чтобы сохранить положительное отношение к себе членов отрицательной микрогруппы. Самоутверждаясь, осужденные способны проявлять агрессивность к лицам, действия которых прямо или косвенно представляют угрозу для концепции «Я» личности.

Микроклимат отрицательно направленных групп рождает безучастное либо негуманное отношение к незнакомым людям и, в то же время, формирует чувство солидарности с теми лицами, которые совершают проступки. У 68% правонарушителей такие действия вызывают одобрение.

Таким образом, рассмотренные «очаги напряженности» в неофициальных и официальных взаимоотношениях являются наиболее типичными, но далеко не единственными. Практически в каждой исправительной колонии в силу

специфики ее контингента и ряда других обстоятельств существуют свои сложности и проблемы, особенности которых необходимо учитывать в воспитательном процессе.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что было бы неверным считать отрицательной всю систему взаимоотношений в колонии. При качественной постанов-

ке воспитательного процесса определяющее значение имеют положительные тенденции в сфере взаимоотношений осужденных, резко ограничивается деятельность отрицательно настроенных правонарушителей, возрастает роль актива, создаются благоприятные возможности для исправления осужденных.

Нравственно-прававая надежность личности: психологическая модель и механизмы развития

Е. Ю. Стрижов

Аннотация: в статье приведены результаты психологического исследования нравственно-правовой надежности 2467 сотрудников предприятий, ОВД, УИС. Становление нравственно-правовой надежности происходит путем выхода сознания субъекта за пределы, заданные условиями экономической проблемы, преодоления конфликта между нравственными и экономическими ценностями. Предложена модель НПН, определены качественные и количественные показатели уровней и стадий надежности. Показана детерминация поступков структур-ными компонентами надежности. В статье содержатся данные о валидности личностного опросника, разработанного для исследования нравственно-правовой надежности сотрудников (ЛО НПН). Ключевые слова: нравственно-правовая надежность личности, мошенничество, экономическая ситуация, уровни и стадии надежности, функциональная модель надежности, идентичность, конфликт нравственных и экономических ценностей.

The summary: results of psychological research of moral-legal reliability of 2467 employees of the enterprises, OVD, UIS are resulted. Formation of moral-legal reliability occurs by an exit of consciousness of the subject for the limits set by conditions of an economic problem, conflict overcoming between moral and economic values. Model NPN is offered, are defined qualitative and quantity indicators of levels and reliability stages. Determination of acts by structural components of reliability is shown. In article the data about валидности the personal questionnaire developed for research of moral-legal reliability of employees (LO NPN) contains. Keywords: moral-legal reliability of the person, swindle, an economic situation, levels and reliability stages, functional model of reliability, identity, the conflict of moral and economic values.

Отечественные психологи задолго до выступлений высших политических деятелей нашего государства отмечали актуальность и важность реше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.