Психолого-педагогические проблемы формирования общественной активности осужденных
Л. Н. Климентьева
Общественная деятельность является составной частью воспитательного процесса и одним из главных средств установления правильных взаимоотношений между осужденными, одним из основных средств формирования высоких моральных качеств, коллективистских взаимоотношений, всесторонне развитой личности. Воспитательная эффективность этой деятельности находится в прямой зависимости от ее организации. Следует отметить, что в воспитательном отношении важна не только сама деятельность и ее конечные результаты, но и возникающие в процессе выполнения отношения и общение между воспитанниками.
Организация и содержание общественной деятельности должны отвечать следующим требованиям: разнообразие всех ее видов, творческий подход, сотрудничество воспитанников с воспитателями, опора на актив, малые группы положительной направленности, прогнозирование перспектив, анализ эффективности мероприятий, использование ситуаций, требующих напряжения физических и психических сил.
В воспитательных колониях общественная деятельность имеет разнообразные формы: работа в составе самодеятельных организаций, различные поручения воспитанникам, общие собрания осужденных, шефская работа лучших воспитанников над злостными нарушителями режима и т.д.
В воспитательной работе при построении программы формирования воспитывающего коллектива осужденных необходимо учитывать трудности, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в общественной деятельности. Это и совместная работа с другими осужденными, и выполнение общественных поручений под контролем, и необходимость делать замечания другим.
В то же время преодоление воспитанниками трудностей способствует формированию у них силы воли, выдержки, настойчивости в достижении общественно значимой цели, коллективизма.
Трудности осуществления общественной деятельности связаны с отсутствием у осужденных соответствующих знаний, умений и навыков. Это объясняется тем, что большинство воспитанников не участвовали в общественной работе до осуждения.
Анализ результатов анкетного опроса показал, что на первое место среди форм общественно полезной деятельности осужденные поставили работу в самодеятельных организациях. Это объясняется тем, что самодеятельные организации ВК призваны помогать осужденным, содействовать администрации в обеспечении соблюдения ими дисциплины в коллективе, помогать воспитателям в создании условий, способствующих развитию полезной инициативы, положительных традиций и перспектив. При этом членам самодеятельных организаций приходится проявлять силу
воли, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность и другие качества, что не может не способствовать формированию у них чувства коллективизма.
Второе место, по мнению осужденных, занимает общее собрание отделения. Собрание первичного коллектива принимает решение, которое воплощается в программу конкретных действий всех воспитанников отделения. Сформировавшееся на собрании и материализованное в решении коллектива общественное мнение приобретает значимость закона для каждого осужденного, способствуя развитию ответственности за свои поступки перед коллективом.
Третье место среди форм общественно полезной деятельности, оказывающих влияние на формирование воспитывающего коллектива, осужденные отвели составлению коллективных характеристик. Несовершеннолетним приходится вскрывать недостатки других осужденных, оценивать их поведение в целом, критиковать недостойные поступки. Все это способствует развитию принципиальности, самокритичности, требовательности к себе и товарищам, создает предпосылки формирования в коллективе правильного общественного мнения.
На четвертое место воспитанники поставили шефскую работу, которая положительно влияет на нарушителей дисциплины. Это, в свою очередь, обязывает шефов стремиться к собственному нравственному самоусовершенствованию, стараться не иметь замечаний, ибо только в этом случае появляется моральное право делать их другим.
Организация и проведение вечеров, диспутов, викторин в формировании
коллектива занимают пятое место. Это служит острым сигналом к перестройке общественной работы, повышению эффективности воспитательных мероприятий.
На шестом месте по значению для формирования воспитывающего коллектива оказались общественные поручения.
Это говорит о том, что их организация носит несовершенный характер. Нами установлено, что часто поручения даются без учета индивидуальных особенностей, интересов и потребностей осужденных, нарушается системность при их выполнении, они носят разовый, случайный характер.
Изучение значимости форм общественной деятельности в формировании воспитывающего коллектива дало возможность установить, что воспитанники отдают предпочтение тем из них, где они, во-первых, сами активно выступают в качестве ее участников, во-вторых, ощущают ответственность перед окружающими за выполнение порученного дела и, в-третьих, преодолевая трудности, получают удовлетворение от достигнутых результатов. Организуя активную деятельность подростков, обогащая на этой основе их знания и опыт, можно значительно изменить их сознание и поведение [1].
При формировании воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных необходимо учитывать «психологическую почву», на которую попадают воспитательные воздействия. Это означает учет не только особенностей возрастного развития, но и индивидуальности несовершеннолетних правонарушителей, их интересов, достоинств, недостатков, состояний в конкретной си-
туации и в соответствии с этим выбор методов воздействий. Организация общественной деятельности, не принимающая во внимание особенности личности осужденных, атмосферу в коллективе, является малодейственной.
Часто на формирование воспитывающего коллектива оказывают более эффективное влияние косвенные воздействия. В практике воспитательной работы колоний нередко наблюдаются случаи оказания сотрудниками непосредственного воздействия на осужденных, которое не дает эффективных результатов и приводит к возникновению так называемого смыслового барьера. Иное дело, если воспитатель, осуществляя воздействие, ищет пути проникновения во внутренний мир воспитанника, оптимальные способы воздействия на его сознание, воображение и чувства.
Косвенные воздействия эффективны именно при формировании воспитывающего коллектива осужденных. Потребность в самоутверждении, причем любым способом, рост критичности, педагогическая запущенность, недоверие к сотрудникам колонии - все эти особенности делают затруднительным прямое воздействие на осужденных, которое нередко воспринимается ими как посягательство на их «свободу» и может вызвать негативную реакцию. Косвенные воздействия позволяют воспитателю выступать в наиболее благоприятной позиции - доброжелательного советчика, более опытного помощника.
Наибольшая эффективность общественной деятельности связана с работой самодеятельных организаций.
Рассмотрим данное направление общественной деятельности более подробно.
Коллектив несовершеннолетних осужденных воспитательной колонии -весьма сложный социальный организм, и осуществлять руководство его деятельностью только силами воспитателей, во-первых, практически невозможно, во-вторых, педагогически нецелесообразно. В этот процесс необходимо вовлекать осужденных, поэтому на положительно зарекомендовавших себя воспитанников, проявляющих общественную активность, возлагается задача оказывать помощь администрации в поддержании дисциплины в коллективе, осуществлении контроля за поведением нарушителей. Из их числа избирается актив - самодеятельные организации осужденных.
Привлечение активистов к процессу формирования коллектива часто противоречит интересам нарушителей дисциплины и лидеров малых групп отрицательной направленности. Члены самодеятельных организаций имеют право делать замечания лицам, нарушающим правила внутреннего распорядка и трудовую дисциплину, обсуждать их поведение на собраниях, заседаниях совета коллектива. Требовательность и принципиальность активистов вызывают недовольство, озлобленность. Это создает одну из объективных основ для возникновения негативных взаимоотношений в коллективе.
Однако весьма часто отрицательные взаимоотношения между воспитанниками формируются по вине активистов. Причиной этого являются: неумение последних правильно применять методы организации общественной работы, их неавторитетность. Противоречиво в самодеятельных организациях положение осужденных, только вставших на путь ис-
правления: они призваны содействовать искоренению у других правонарушителей отрицательных свойств и качеств, хотя сами еще нуждаются в исправлении. Поэтому исключительное значение имеют вопросы о моральном праве активистов осуществлять эти задачи, о субъективном восприятии осужденными степени справедливости, исходящей от их решений.
Для нормального функционирования коллектива несовершеннолетних осужденных важно правильное восприятие коллективом решений не только активистов, но и самих членов самодеятельных организаций. Существует несколько типов членов актива. Первый тип - активист, переоценивающий свое положение в коллективе. Он считает, что коллектив относится к нему с уважением, одобряет его поступки, многие рады обратиться за помощью, советом. Такие активисты обычно самоуверенны, авторитарны в общении. В действительности восприятие члена актива другими осужденными является противоположным.
Существует второй тип члена актива. Он также не осознает свое истинное положение в коллективе, но в отличие от первого считает его более неблагоприятным, чем оно есть в действительности. Это приводит к ощущению дискомфорта в коллективе, эффективность деятельности активиста резко снижается.
Нередко отрицательное отношение к самодеятельным организациям и их неавторитетность связаны с проникновением в них приспособленцев. Приспособленчество как специфическое явление, широко распространенное в воспитательных колониях, имеет различные виды:
1. Внешнее приспособленчество. Оно проявляется у осужденных в двух формах:
а) сознательное приспособление к мнению группы, сопровождающееся острым внутренним конфликтом, то есть столкновением противоположных тенденций: стремления, с одной стороны, быть в согласии с отрицательной группой, с другой - высказывать самостоятельное мнение, которое выражает одобрение требований администрации;
б) сознательное приспособление к мнению группы без ярко выраженного конфликта. Такие осужденные также подчиняются мнению большинства. Однако для них, в отличие от предыдущей группы, характерно как бы мирное сосуществование двух мнений: своего и коллектива. Они стремятся к бесконфликтной жизни и считают, что этого можно добиться, если не иметь разногласий с членами группы.
2. Внутреннее приспособленчество. Его сущность заключается не только в том, что влияние группы на осужденного, оказываясь сиюминутным, изменяет его поведение, но и в том, что оно имеет свои последствия, то есть отражается на поведении воспитанника и после того, как непосредственное воздействие коллектива устраняется. Осужденный-активист принимает негативное, искаженное мнение группы как собственное и придерживается его как в конкретной ситуации, так и вне ее. Выделяются следующие формы внутреннего приспособленчества:
а) бездумное принятие ошибочного мнения группы на основании принципа «большинство всегда право». Возникновение привычки следовать мнению других - весьма опасная тенден-
ция, могущая сформировать негативный стиль поведения, который не способствует «коллективистическому самоопределению» личности, а, следовательно, тормозит процесс развития коллектива воспитанников.
Привычка следовать чужому мнению сказывается и на характере усвоения знаний, которые вследствие этого не становятся подлинным ориентиром коллективистического поведения;
б) принятие мнения группы посредством выработки своей логики. Осужденные не только соглашаются с отрицательным мнением группы, но и по-своему обосновывают его. Так возникает оправдательная мотивация, неадекватная психологическая защита личности.
Выработанная логика помогает примирить две противоположные тенденции: стремление быть в согласии с группой и с собой. Так осужденные выходят из внутреннего конфликта, точнее, обходят его: у них создается иллюзия самостоятельности и правильности своего поведения.
Таким образом, приспособленчество у членов самодеятельных организаций осужденных может проявляться не просто в подчинении своей точки зрения, поведения мнению группы, идущему вразрез коллективному, но и в перестройке образа мыслей, создании мнимой логики. Прочное усвоение негативного, неверного мнения группы происходит именно в тех случаях, когда оно подкрепляется искаженными логическими рассуждениями.
Для индивида более значимы запреты группы, чем администрации, их восприятие падает на разную психологическую почву. Запреты администрации, воспитателей, учителей, мастеров
нередко воспринимаются в качестве посягательства на самостоятельность осужденных. В то же время следование запрещающему мнению сверстников как бы сближает личность с группой, позволяет чувствовать себя ее полноправным членом, способствует проявлению самостоятельности.
Если не учитывать особенности приспособленчества осужденных, то в самодеятельных организациях будут работать случайные, беспринципные люди, и требования воспитателей не будут иметь для осужденных большой значимости.
Авторитет активистов в значительной степени зависит от того, какими методами они работают, как относятся к своим сверстникам, каковы организационные формы руководства ими со стороны администрации. На практике наблюдаются две крайности: а) слабое руководство или даже его фактическое отсутствие, в результате чего деятельность самодеятельных организаций прекращается или начинает развиваться в нежелательном направлении; б) излишне жесткая опека, приводящая к тому, что члены самодеятельных организаций утрачивают какую бы то ни было самостоятельность.
Важное значение в формировании коллектива, разрешении отрицательных взаимоотношений между его членами имеет полученная администрацией от актива информация, которая позволяет воспитателю узнать о внутренних, глубинных процессах, протекающих в коллективе осужденных. От правильного, умелого использования этой информации зависит эффективность воспитательной работы по развитию коллектива.
Анализ деятельности воспитательных колоний свидетельствует о том, что практика использования информации членов коллектива, входящих в актив, далека от совершенства. По их сообщениям о нарушениях режима администрацией сразу же принимаются необходимые решения без обсуждения соответствующих вопросов на заседании совета коллектива осужденных отделения, отряда, колонии. Используя в работе такие методы, самодеятельные организации практически не выполняют своих функций, выявление их членами нарушений режима рассматривается осужденными как донос со всеми вытекающими негативными последствиями, вплоть до физической расправы над активистами.
Положительные взаимоотношения в коллективе несовершеннолетних между активом и остальными осужденными могут быть достигнуты за счет качественного подбора членов самодеятельных организаций. Однако на практике эта проблема решается неудовлетворительно. Так, около 60% осужденных-активистов сами нарушают установленный в колонии режим содержания и не являются авторитетными в глазах других воспитанников [2].
Такие «активисты» способны на клевету, использование членства в самодеятельных организациях в личных корыстно-эгоистических целях. Пользуясь слабым контролем со стороны администрации, они улучшают условия жизни «нужным», «своим» людям, запугивают вновь прибывших осужденных, угрожают неугодным им лицам, скрывают факты нарушения режима, «взимая» за это плату в виде продуктов, и т. д.
Среди ложных активистов наблюдаются различные злоупотребления: присвоение предметов, запрещенных к хранению; непосещение мероприятий и т. п. Кроме того, с их стороны возможно применение физической расправы над неугодными им осужденными.
К сожалению, администрация ВК не всегда предъявляет единые требования к членам самодеятельных организаций, снисходительно относится к ненадлежащему выполнению ими обязанностей, необоснованно предоставляет льготы. Все это развращает активистов, влечет враждебное отношение к ним со стороны основной массы осужденных и не способствует формированию воспитывающего коллектива осужденных.
Таким образом, важную роль в организации работы самодеятельных организаций играют психологические и нравственные особенности личности активиста в руководстве людьми. Правильный подбор членов самодеятельных организаций, объективно обоснованные рекомендации осужденных являются основными направлениями методики работы с активом. Активист только в том случае может быть организатором коллективных дел, если он понимает стоящие перед ним задачи, хорошо уяснил цели коллектива и сознательно берется за их осуществление.
Привлечение к работе в самодеятельных организациях осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, необходимо осуществлять при соблюдении правил, учет которых необходим в воспитательной деятельности с подростками. А именно, должен быть приоритет педагогических приемов и способов воздействия с учетом психологи-
ческих особенностей лиц, находящихся в данном возрасте. А отсюда вытекает значимость привлечения к общественной активности и в последующем к полезной общественной деятельности лиц, которые, отбыв наказание, вернутся в общество и смогут строить дальнейшую жизнедеятельность правопослушным образом.
Литература:
1 Игнатенко В. И. Предупреждение антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений среди осужденных в ВТК: Учебное пособие. - Рязань, 1992. С. 62.
2 Литвишков В. М. Формирование воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных. - Рязань, 1999. С. 68-74.