T.A NAGOVITSINA
TYPICAL SOCIAL AND CRIMINOLOGICAL PORTRAIT OF JUVENILE PRISONER AND THE USE OF THE INFORMATION IN EDUCATIONAL WORK
СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОСУЖДЕННОГО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ О НЕМ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Аннотация: в статье автор рассматривает среднестатистический социально-криминологический портрет несовершеннолетнего осужденного и использование данных о нем в воспитательной работе. Ключевые слова: среднестатистический социально-криминологический портрет несовершеннолетнего осужденного.
Состояние и динамика преступности несовершеннолетних в России всегда вызывали повышенное внимание. Нарушение уголовного закона несовершеннолетними подчеркивает существующие пробелы в их воспитании . Снижение жизненного уровня многих семей, наличие большого количества людей, находящихся за чертой бедности, резкий имущественный контраст между различными слоями общества, ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования и культуры, частое отсутствие организации досуга молодежи заметно ухудшили положение подростков. На этом фоне весьма тревожно выглядят основные статистические и социально-криминологические показатели подростковой преступности.
Преступность несовершеннолетних составляет существенную часть общей преступности в стране. Практически каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетними или при их участии. Так, в 2007 г. удельный вес преступлений несовершеннолетних составил по России 7,3 %, Приволжскому федеральному округу - 8,0, Татарстану - 7,1; несовершеннолетних, совершивших преступления, выявлено по России 10,0 %, Приволжскому федеральному округу - 10,1, Татарстану - 8,2 % от общего числа преступников1.
Судебная статистика свидетельствует о том, что наиболее широко к несовершеннолетним применяются либо условное осуждение (до 73 % от общего количества осужденных несовершен-
нолетних), либо наказание, связанное с изоляцией от общества, то есть лишение свободы (23-24 %)2. Воспитательные колонии исполняют наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Таким образом, именно в них сконцентрированы самые социально опасные подростки. Как свидетельствуют сотрудники воспитательных колоний, с каждым годом работать с ними становится все сложнее. Это дети, сильно запущенные в педагогическом плане. 75 % осужденных воспитательных колоний имеют различные отклонения в психике, большинство из них употребляют наркотики, алкоголь, ВИЧ-инфицированные и больные туберкулезом
Качественный состав несовершеннолетних осужденных усложняется в сторону их криминализации, главным образом в сторону преступлений против личности: умышленные убийства, нанесение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, насильственные корыстные преступления. Так, начиная с 1993 г. доля несовершеннолетних осужденных за убийства возросла с 1,7 до 4,8 %, нанесение тяжкого вреда здоровью -с 2,7 до 4,9 %, грабеж - с 13,7 до 15,6 %. Увеличивается число подростков, сталкивающихся до осуждения с системой правосудия, более 65 % впервые отбывающих наказание ранее осуждались к лишению свободы условно, 49,9 % несовершеннолетних до осуждения стояли на учете в милиции3.
Т. А. НАГОВИЦИНА
(Институт экономики, управления и права, г. Казань)
Из общей массы преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, 4,8 % относятся к особо тяжким преступлениям, 32 - к тяжким, 48,7 - средней тяжести, 14,5 % -к преступлениям небольшой тяжести4.
Микросоциальное окружение несовершеннолетних, совершивших преступление, не отличается высоким уровнем нравственности и позитивной социальной активности. «Такая среда (микросреда), - пишет академик В.Н. Кудрявцев, - не только пассивно окружает указанную личность, но и активно формирует ее по своему образу и подобию»5.
Основная масса подростков не имеют образования, соответствующегоих возрасту Примерно 1/5 воспитанников колоний до момента совершения преступления не учились и не работали. В большинстве воспитательных колоний открыты специальные (коррекционные) классы. Это обусловлено увеличением в колониях неграмотных подростков.
Согласно нашим исследованиям большую часть учащихся школ в воспитательных колониях составляют ученики 7-9-х классов (60 % от общего учебного контингента). По понятным причинам уровень образования несовершеннолетних осужденных не соответствует требованиям учебной программы. В связи с этим необходимо отметить положительный опыт изучаемой нами Казанской воспитательной колонии: все прибывающие в нее осужденные, которые не имеют основного общего образования, в обязательном порядке принимаются в общеобразовательную школу. Зачисление производится на основании имеющихся в личных делах осужденных документов об образовании. В случае их отсутствия проводится аттестация, на которой присутствует весь педагогический коллектив воспитательной колонии. В соответствии с заключением аттестационной комиссии осужденный зачисляется в школу в соответствующий его уровню знаний класс. Особое воспитательное значение имеет направление несовершеннолетнегоосужденного на итоговую аттестацию после усвоения им всей программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Отметим, что это осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской
Федерации, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации. Учителя ВК ведут индивидуальную воспита-тельную работу, организуют внеклассные и внешкольные мероприятия, включаются в деятельность учебно-воспитательных советов. Их педагогическое воздействие побуждает несовершеннолетних осужденных осознать необходимость самообразования и самовоспитания, формирует у них активную жизненную позицию. Преподаватели принимают участие в работе советов воспитателей отрядов, организации и проведении мероприятий по обеспечению полезной занятости несовершеннолетних осужденных, в том числе с приглашением родственников осужденных. Координация планов школ и служб колоний по совершенствованию воспитательного процесса, регулярное проведение совместных информационно-методических совещаний и педсоветов позволяют повысить посещаемость в школах и добиться улучшения состояния дисциплины среди несовершеннолетних осужденных.
Согласно нашему анкетированию на свободе большинство несовершеннолетних осужденных имели конфликты с учителями. Однако обнадеживает то, что в воспитательных колониях несовершеннолетние осужденные охотно вступают в контакт именно с учителями. Это в значительной мере объясняется психологическими мотивами - педагоги в ВК не носят форму, не участвуют в режимных мероприятиях, на подсознательном уровне подростки видят в учителе женского пола мать и в условиях изоляции тянутся к ней. Таким образом, в специфической обстановке колонии учебный процесс, осуществляемый опытными педагогами, которые имеют многолетний стаж педагогической работы и большой жизненный опыт, несет действенный воспитательный заряд. В сочетании с преподносимым в школе познавательным материалом, необходимым для дальнейшей самореализации подростка, учебный процесс становится одним из основных средств исправления несовершеннолетних осужденных. Заслуживают поощрения учителя, готовящие воспитанников к получению заочного высшего образования.
Специфика жизни несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии проявляется прежде всего в том, что элементарные
нравственные нормы, которые лежат в основе жизнедеятельности человека, превращаются в этих условиях в нормы права6.
Лишение свободы как социальный институт, особенно для несовершеннолетнихосужденных, является «дистрессом, вызывающим типичные психические состояния осужденных, такие как фрустрация, комформность, дискомфорт»7.
Работу по исправлению несовершеннолетних осужденных можно считать эффективной лишь в тех случаях, когда подросток не только сможет жить в нормальном современном обществе, но и полностью разорвать связь с преступным прошлым, которое привело его на скамью подсудимых.
В юридической литературе предложено несколько вариантов системы оценки, предусматривающей выделение ряда подсистем показателей исправления несовершеннолетних осужденных. При этом понятие «исправление» рассматривается во взаимосвязи с понятием «ре-социализация», в связи с чем критерием исправления осужденного предлагается считать прогресс его ресоциализации (позитивные изменения взглядов, убеждений и поведения, обеспечивающие возможность стать законопослушным, полезным обществу гражданином).
Процесс исправления несовершеннолетнего осужденного в условиях закрытого режимного учреждения крайне сложен и противоречив. Согласно нашим исследованиям исправление во время отбывания наказания считают возможным 50,5 % воспитанников и лишь 38,2 % сотрудников ВК. Однако большинство сотрудников ВК (53,5 %) уверены, что в законе достаточно полно отражены основные средства и критерии исправления несовершеннолетних осужденных. Следует отметить, что общественно полезный труд как основное средство исправления несовершеннолетних осужденных назвали 67,4 % сотрудников ВК, а также большая часть анкетируемых воспитанников.
В ходе наших исследований вырисовывается среднестатистический портрет несовершеннолетнего осужденного:
- возраст - 15 лет;
- семейное положение - не женат;
- из неполной семьи (воспитывает, как правило, одна мать);
- достаток семьи - ниже среднего;
- образование - учащийся 9-го класса;
- слабая успеваемость, плохая дисциплина;
- неуравновешенная психика, взрывной характер, обидчивость;
- высокий уровень конфликтности;
- отсутствие критической оценки своего поведения;
- статья, по которой отбывает наказание: ст. 105 (ч. 2) - убийство, ст. 111 (ч. 4) - умышленное причинение вреда здоровью, ст. 158 (ч. 4) - кража, ст. 161 (ч. 2) - грабеж; ст. 162 (ч. 2) - разбой;
- срок наказания - 6 лет 5 месяцев;
- первая судимость;
- назначенное наказание считает несправедливым;
- ранее состоял на учете в милиции;
- в настоящее время участвует в работе самодеятельной организации.
Анализ работы самодеятельных организаций ВК свидетельствует о том, что актив не всегда эффективно выполняет свою основную функцию - способствовать процессу исправления несовершеннолетних осужденных. Во многом это обусловлено не только неумением активистов правильно строить свою работу, но и часто неспособностью исполнять возложенные на них обязанности из-за присущих им отрицательных личностных качеств. К сожалению, почти половина активистов - приспособленцы, желающие получить личные выгоды и льготы.
Одно из центральных мест в служебной деятельности сотрудников воспитательных колоний занимает разрешение конфликтных ситуаций, которые в среде несовершеннолетних осужденных представляют собой не что иное, как раннюю стадию приготовления совершения преступления. Если в ИК на 100 осужденных приходится 1 конфликт; в СИЗО - 1,5 конфликта, то в ВК - 13 конфликтов. Задача воспитателей - как можно быстрее разрешить конфликтную ситуацию, не дать ей развиться.
Исследование причин чрезвычайных происшествий в воспитательных колониях показывает, что спровоцировали их в первую очередь неквалифицированные действия сотрудниковВК, незнание или игнорирование ими особенностей подросткового возраста. Таким образом, необходимо изучать настроение воспитанников, их взаимоотношения с администрацией и между собой, что в совокупности с изучением характеристик воспитанников поможет решению основной задачи вос-
питательной колонии - исправить несовершеннолетних осужденных и помочь им стать после освобождения полноценными членами общества.
1 См.: Итоги работы органов прокуратуры Республики Татарстан в 2007 г. Казань, 2008. С. 8-9.
2 См.: Панкратов Р.И., ТарлоЕ.Г., ЕрмаковВ.Д. Дети, лишенные свободы. М., 2003. С. 101.
3 См.: Иванов П.В. Роль воспитательных колоний в системе исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 1. С. 33.
4 См.:АндриенкоВ.А., ЛесниченкоИ.П., Пудовочкин Ю.Е., Разумов В.П. Уголовная ответственность: понятие, проблемы реализации и половозрастной дифференциации. М., 2006. С. 122.
5 Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования Учеб. пособие. М., 1998. С. 19.
6 См.: Антонян Е.А. Исполнение наказаний в виде лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 6. С. 11.
7 Пищенко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциа-лизация. М., 2003. С. 136.