Научная статья на тему '2002. 02. 061. Литвишковв. М. Формирование воспиты-вающего коллектива несовершеннолетних осуж-денных / Ряз. Ин-т права и экономики. Рязань, 1999. 158 с'

2002. 02. 061. Литвишковв. М. Формирование воспиты-вающего коллектива несовершеннолетних осуж-денных / Ряз. Ин-т права и экономики. Рязань, 1999. 158 с Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
64
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 02. 061. Литвишковв. М. Формирование воспиты-вающего коллектива несовершеннолетних осуж-денных / Ряз. Ин-т права и экономики. Рязань, 1999. 158 с»

2002.02.061. ЛИТВИШКОВ В.М. ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ / Ряз. ин-т права и экономики. - Рязань, 1999. - 158 с.

В современных условиях, пишет автор, особую значимость приобретает деятельность пенитенциарной системы по исправлению осужденных. От правильной организации воспитательной работы в местах лишения свободы во многом зависит успех мероприятий по предотвращению правонарушений в обществе. Особенно актуальна задача повышения эффективности исправления осужденных в воспитательных колониях для несовершеннолетних. Научные исследования свидетельствуют о том, что если в воспитательных колониях (ВК) не достигнуты положительные результаты в изменении отрицательных наклонностей и поведения личности подростков, то вероятность совершения ими повторного преступления увеличивается. Однако, указывает автор, микросреда воспитательных колоний становится все более криминогенной. Для молодежной субкультуры стали характерными уголовные традиции, жестокость, конформизм, агрессивность. Почти каждый пятый подросток, освободившись из ВК, вновь совершает преступление. Каждый второй после отбытия наказания длительное время не работает и не учится, ведет паразитический образ жизни, возглавляет неформальные малые группы отрицательной направленности, входит в различные криминальные структуры. Эффективность исправления несовершеннолетних правонарушителей в ВК во многом определяется уровнем развития коллектива воспитанников. Упущения в работе по формированию коллектива воспитанников осложняют обстановку в колонии, негативно сказываются на производственных показателях, учебно-воспитательном процессе.

К основным факторам, препятствующим формированию воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных, пишет автор, относится: а) специфика микросреды в колонии (наличие малых групп негативной направленности, стратификация среди осужденных); б) отрицательные взаимоотношения осужденных (самоутверждение негативными средствами и способами, приспособленчество, борьба неформальных лидеров и малых групп за сферы влияния); в) особенности общения (употребление жаргона, ограничение контактов воспитанников с родителями и родственниками, влияние уголовных традиций). Для формирования воспитывающего коллектива необходимо определить динамику и уровень его развития, основывать работу на принципах

оптимизации, демократизации, гуманизации процесса исправления, взаимопонимания и педагогического партнерства в отношениях между воспитателями и осужденными. Автор считает, что процесс формирования воспитывающего коллектива несовершеннолетних осужденных возможен с позиции системно-структурного подхода. Основными звеньями деятельности такого коллектива, указывает он, являются следующие: а) побудительное - восприятие и анализ воздействующих факторов, формирование побуждений; б) антиципирующее - возникновение готовности к предстоящей деятельности, планирование средств и способов реализации действия; в) исполнительное - реализация целей и задач; г) оценочное - выявление соответствия между запланированными и полученными результатами.

Управление коллективом осужденных - это сложная комплексная деятельность, которая охватывает решение организационных, нравственно-правовых, воспитательных и других вопросов. Педагогическое управление коллективом необходимо проводить при возможно более полном учете уровня его развития, инициативности воспитанников, правильном всестороннем взаимодействии между правонарушителями и воспитателем.

Общественно-полезная деятельность достигает педагогических целей в том случае, если осужденные включаются в такие воспитательные мероприятия, которые соответствуют поставленным задачам, могут увлечь своим содержанием и одновременно учитывают актуальные мотивы поведения несовершеннолетних. Поэтому, организуя общественно-полезную деятельность, необходимо обеспечивать такие условия, которые целесообразны для развития интереса к этой деятельности: наличие социальной и личной значимости выполняемых заданий, а также общих для воспитанников интересов и целей; новизна формы и содержания; участие в мероприятиях всех осужденных, закрепление за ними конкретных обязанностей; осуществление воспитательного процесса на принципах педагогики сотрудничества.

Л.Л.Ананиан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.