Педагогическая мастерская
В статье описывается организация конкурсных мероприятий для педагогических работников муниципальной системы образования и его роль в повышении уровня профессионального мастерства педагогов.
Яковлева Лариса Юрьевна,
методист
по учебно-методическому обеспечению Информационно-методический центр департамента образования Администрации муниципального образования Ямало-Ненецкий автономный округ г. Салехард [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН «ОТ ПРИЗВАНИЯ - К ПРИЗНАНИЮ»
Какую роль играет организация педагогических конкурсов в деле повышения профессионального мастерства педагогических работников?
Ключевые слова: Педагогический марафон: педагогический конкурс, система конкурсных мероприятий, обобщение и распространение опыта работы педагогов.
К профессиональным конкурсам в образовании отношение неоднозначное. Одни считают, что конкурс иногда сводится к формальному подходу в организации и проведении подобных мероприятий, другие уверены, что конкурсы без подводных камней и течений не обходятся. Однако никто не спорит, что при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурс является действенным средством развития педагогов.
Конкурс - это не только мощное мотивационное средство профессионального развития и самореализации, но и форма повышения профессионального мастерства. Не всегда материальное вознаграждение является движущей силой участия в конкурсах. Конкурс - это возможность переоценки накопленного опыта, возможность его предоставления для рассмотрения и позитивной оценки, и как следствие - признание коллегами мастерства и профессионализма. Поэтому марафон и получил такое название «От призвания - к признанию».
Информационно-методический центр г. Салехарда предлагает всем педагогическим работни-
кам попробовать свои силы в Педагогическом марафоне. Каждый педагог может найти в марафоне конкурс, который бы заставил мыслить более глобально и подходить к практической деятельности творчески.
Проект ««Конкурс как средство повышения профессионального мастерства. Педагогический марафон «От призвания - к признанию» разработан в рамках реализации проекта «Мобильная методическая служба» и направлен на решение ряда задач:
• выявление и поддержку творчески работающих педагогов;
• включение каждого педагога в педагогический поиск по обновлению содержания профессиональной деятельности;
• стимулирование самообразования, профессионального творчества педагога;
• выявление опыта педагогов с целью обобщения и распространения;
• распространение передового педагогического опыта.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
93
Педагогическая мастерская
Схема
Цели и задачи:
Выявление и раскрытие творческого потенциала педагогических работников муниципальной системы образования
Обеспечение условий для самоопределения и самореализации педагогов Выявление, поддержка и поощрение творчески работающих педагогов Обобщение и распространение эффективного опыта работы с одарёнными детьми Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Педагоги дошкольных образовательных учреждений
Педагоги
общеобразовательных
учреждений
Педагоги учреждений дополнительного образования детей
воспитатели
Инструкторы по ФК
Музыкальные
руководители
Учителя школы I ступени
Учителя-предметники
Учителя-логопеды
Педагоги-психологи
Педагоги
дополнительного
образования
детей
Инструкторы по ЛФК
Педагоги-психологи
Учителя-логопеды
Социальные
педагоги
Классные
руководители
Учитель-дефектолог
Педагоги всех видов и типов образовательных учреждений муниципальной системы образования
94
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
Педагогическая мастерская
Таким образом, это не просто конкурс, это система конкурсных мероприятий, разработанных для педагогов различных категорий муниципальной системы образования на продолжительный период времени и направленных на повышение профессионального мастерства (см. схему). Актуальность проведения педагогических конкурсов в виде марафона определяется условиями небольшого северного города: муниципальная система образования насчитывает около 450 работников общеобразовательных учреждений; около 280 педагогов дошкольных образовательных учреждений; около 50 педагогов учреждений дополнительного образования, поэтому конкурсная комиссия может оценить все предоставленные творческие работы в короткие сроки.
Марафон стартовал в январе 2009 года. Данному методическому мероприятию была создана соответствующая информационная поддержка: во-первых, рекламный буклет с положениями каждого конкурса марафона в бумажном и электронном вариантах позволил задолго до начала конкурсов проинформировать педагогов о содержании каждого конкурса; во-вторых, на заседаниях городского научно-методического совета, городских методических объединениях, на заседаниях малых методических советах рассматривался вопрос об организации и проведении марафона; в-третьих, информация о конкурсных мероприятиях была размещена на сайте департамента образования г, Салехарда; в-четвёртых, в местных средствах массовой информации широко освещался ход первых этапов конкурса. Это позволило привлечь внимание педагогических работников к марафону, сделать доступной и прозрачной информацию об условиях и результатах проведения марафона.
Получив информационный буклет о конкурсных мероприятиях, педагоги города имели возможность выбрать конкурс, подготовить материалы и представить имеющийся опыт. Продолжительность одного конкурса в марафоне соответствовала одному месяцу. Режим работы конкурсной комиссии был напряжённым, но интересным.
Так, с января 2009 года педагоги приняли участие в таких конкурсах, как: «Копилка педагогического опыта»; «Педагогическое портфолио»; «Учебный кабинет как территория организации эффективного учебно-воспитательного процесса»; Конкурс программ работы с одаренными детьми «Путь к успеху»; «Я - педагог»; Конкурс программ по самообразованию «Траектория индивидуального профессионального развития»; Конкурс программ и проектов работы с родителями «Диалог»; «Конкурс мультимедийных уроков».
Можно сказать, что названия конкурсов говорят сами за себя. Например, конкурс «Копилка педагогического опыта» проводился по 3 номина-
циям: «Копилка опыта учителя», «Копилка опыта педагога-дошкольника», «Копилка опыта педагога дополнительного образования». Это был первый этап марафона и, наверное, самый сложный, так как требовал от участников серьёзного осмысления своего опыта.
Такой конкурс, как «Я - педагог», целью которого являлась активизация творческого потенциала педагогов по формированию методов моделирования информации об опыте своей работы с применением компьютерных технологий, проводился по 4 номинациям: «Брошюра», «Буклет», «Педагогическая статья», «Презентация». Этот конкурс малой формы обобщения и распространения опыта объединил достаточно большое количество педагогов. Конкурсная комиссия отмечала высокий уровень содержательной подготовки конкурсных материалов, а также творческий подход к оформлению работ.
Этап под названием «Педагогическое портфолио» представил разнообразные виды портфолио, необычные по своему содержанию и оформлению: это и методическое портфолио, и тематическое портфолио, и аттестационное портфолио, и портфолио достижений и т.д. Интересно и то, что затем предложенные на конкурс материалы явились качественным наглядным практическим материалом при организации, например, таких выездных методических семинаров, как «Традиционные и инновационные формы обобщения и распространения передового и инновационного опыта работы педагога».
По итогам марафона информационно-методическим центром были оформлены сборники методических материалов «Адреса передового опыта».
Таким образом, главным результатом реализации проекта «Конкурс как средство повышения профессионального мастерства. Педагогический марафон «От призвания - к признанию» может явиться осознание педагогами необходимости систематизации своего опыта, повышения мотивации и результативности участия педагогов в профессиональных конкурсах более высокого уровня.
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
95