Научная статья на тему 'Педагогический марафон «От призвания – к признанию»'

Педагогический марафон «От призвания – к признанию» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогический марафон / педагогический конкурс / система конкурсных мероприятий / обобщение и распространение опыта работы педагогов

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Лариса Юрьевна

В статье описывается организация конкурсных мероприятий для педагогических работников муниципальной системы образования и его роль в повышении уровня профессионального мастерства педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический марафон «От призвания – к признанию»»

Педагогическая мастерская

В статье описывается организация конкурсных мероприятий для педагогических работников муниципальной системы образования и его роль в повышении уровня профессионального мастерства педагогов.

Яковлева Лариса Юрьевна,

методист

по учебно-методическому обеспечению Информационно-методический центр департамента образования Администрации муниципального образования Ямало-Ненецкий автономный округ г. Салехард [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН «ОТ ПРИЗВАНИЯ - К ПРИЗНАНИЮ»

Какую роль играет организация педагогических конкурсов в деле повышения профессионального мастерства педагогических работников?

Ключевые слова: Педагогический марафон: педагогический конкурс, система конкурсных мероприятий, обобщение и распространение опыта работы педагогов.

К профессиональным конкурсам в образовании отношение неоднозначное. Одни считают, что конкурс иногда сводится к формальному подходу в организации и проведении подобных мероприятий, другие уверены, что конкурсы без подводных камней и течений не обходятся. Однако никто не спорит, что при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурс является действенным средством развития педагогов.

Конкурс - это не только мощное мотивационное средство профессионального развития и самореализации, но и форма повышения профессионального мастерства. Не всегда материальное вознаграждение является движущей силой участия в конкурсах. Конкурс - это возможность переоценки накопленного опыта, возможность его предоставления для рассмотрения и позитивной оценки, и как следствие - признание коллегами мастерства и профессионализма. Поэтому марафон и получил такое название «От призвания - к признанию».

Информационно-методический центр г. Салехарда предлагает всем педагогическим работни-

кам попробовать свои силы в Педагогическом марафоне. Каждый педагог может найти в марафоне конкурс, который бы заставил мыслить более глобально и подходить к практической деятельности творчески.

Проект ««Конкурс как средство повышения профессионального мастерства. Педагогический марафон «От призвания - к признанию» разработан в рамках реализации проекта «Мобильная методическая служба» и направлен на решение ряда задач:

• выявление и поддержку творчески работающих педагогов;

• включение каждого педагога в педагогический поиск по обновлению содержания профессиональной деятельности;

• стимулирование самообразования, профессионального творчества педагога;

• выявление опыта педагогов с целью обобщения и распространения;

• распространение передового педагогического опыта.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

93

Педагогическая мастерская

Схема

Цели и задачи:

Выявление и раскрытие творческого потенциала педагогических работников муниципальной системы образования

Обеспечение условий для самоопределения и самореализации педагогов Выявление, поддержка и поощрение творчески работающих педагогов Обобщение и распространение эффективного опыта работы с одарёнными детьми Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта

Педагоги дошкольных образовательных учреждений

Педагоги

общеобразовательных

учреждений

Педагоги учреждений дополнительного образования детей

воспитатели

Инструкторы по ФК

Музыкальные

руководители

Учителя школы I ступени

Учителя-предметники

Учителя-логопеды

Педагоги-психологи

Педагоги

дополнительного

образования

детей

Инструкторы по ЛФК

Педагоги-психологи

Учителя-логопеды

Социальные

педагоги

Классные

руководители

Учитель-дефектолог

Педагоги всех видов и типов образовательных учреждений муниципальной системы образования

94

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

Таким образом, это не просто конкурс, это система конкурсных мероприятий, разработанных для педагогов различных категорий муниципальной системы образования на продолжительный период времени и направленных на повышение профессионального мастерства (см. схему). Актуальность проведения педагогических конкурсов в виде марафона определяется условиями небольшого северного города: муниципальная система образования насчитывает около 450 работников общеобразовательных учреждений; около 280 педагогов дошкольных образовательных учреждений; около 50 педагогов учреждений дополнительного образования, поэтому конкурсная комиссия может оценить все предоставленные творческие работы в короткие сроки.

Марафон стартовал в январе 2009 года. Данному методическому мероприятию была создана соответствующая информационная поддержка: во-первых, рекламный буклет с положениями каждого конкурса марафона в бумажном и электронном вариантах позволил задолго до начала конкурсов проинформировать педагогов о содержании каждого конкурса; во-вторых, на заседаниях городского научно-методического совета, городских методических объединениях, на заседаниях малых методических советах рассматривался вопрос об организации и проведении марафона; в-третьих, информация о конкурсных мероприятиях была размещена на сайте департамента образования г, Салехарда; в-четвёртых, в местных средствах массовой информации широко освещался ход первых этапов конкурса. Это позволило привлечь внимание педагогических работников к марафону, сделать доступной и прозрачной информацию об условиях и результатах проведения марафона.

Получив информационный буклет о конкурсных мероприятиях, педагоги города имели возможность выбрать конкурс, подготовить материалы и представить имеющийся опыт. Продолжительность одного конкурса в марафоне соответствовала одному месяцу. Режим работы конкурсной комиссии был напряжённым, но интересным.

Так, с января 2009 года педагоги приняли участие в таких конкурсах, как: «Копилка педагогического опыта»; «Педагогическое портфолио»; «Учебный кабинет как территория организации эффективного учебно-воспитательного процесса»; Конкурс программ работы с одаренными детьми «Путь к успеху»; «Я - педагог»; Конкурс программ по самообразованию «Траектория индивидуального профессионального развития»; Конкурс программ и проектов работы с родителями «Диалог»; «Конкурс мультимедийных уроков».

Можно сказать, что названия конкурсов говорят сами за себя. Например, конкурс «Копилка педагогического опыта» проводился по 3 номина-

циям: «Копилка опыта учителя», «Копилка опыта педагога-дошкольника», «Копилка опыта педагога дополнительного образования». Это был первый этап марафона и, наверное, самый сложный, так как требовал от участников серьёзного осмысления своего опыта.

Такой конкурс, как «Я - педагог», целью которого являлась активизация творческого потенциала педагогов по формированию методов моделирования информации об опыте своей работы с применением компьютерных технологий, проводился по 4 номинациям: «Брошюра», «Буклет», «Педагогическая статья», «Презентация». Этот конкурс малой формы обобщения и распространения опыта объединил достаточно большое количество педагогов. Конкурсная комиссия отмечала высокий уровень содержательной подготовки конкурсных материалов, а также творческий подход к оформлению работ.

Этап под названием «Педагогическое портфолио» представил разнообразные виды портфолио, необычные по своему содержанию и оформлению: это и методическое портфолио, и тематическое портфолио, и аттестационное портфолио, и портфолио достижений и т.д. Интересно и то, что затем предложенные на конкурс материалы явились качественным наглядным практическим материалом при организации, например, таких выездных методических семинаров, как «Традиционные и инновационные формы обобщения и распространения передового и инновационного опыта работы педагога».

По итогам марафона информационно-методическим центром были оформлены сборники методических материалов «Адреса передового опыта».

Таким образом, главным результатом реализации проекта «Конкурс как средство повышения профессионального мастерства. Педагогический марафон «От призвания - к признанию» может явиться осознание педагогами необходимости систематизации своего опыта, повышения мотивации и результативности участия педагогов в профессиональных конкурсах более высокого уровня.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.