- включение в функционал учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и других педагогических работников всех заинтересованных детских учреждений обязанности формирования у детей представления о здоровье и ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым. Это позволяет решать такие задачи как формирование у воспитанников и обучающихся знаний, умений, навыков по ЗОЖ и здоровью; построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся; интеграция знаний собственно по предмету и знаний по культуре здоровья; организация и проведение оздоровительных пауз, подвижных перемен, часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения, осуществление самоконтроля за состоянием организма [3];
- подготовка педагогов по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья проводится через курсы повышения квалификации при ВУЗах, семинары-практикумы на базе социокультурных учреждений микрорайона, самообразование;
- согласованное психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, решающее задачи проведения мониторинга и реализации профилактических и коррекционных мероприятий, для всех субъектов образовательного процесса;
- систематическая работа с родителями с целью организации системы взаимодействия школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формирование у них потребности в ЗОЖ. Такая работа реализуется через просветительскую работу среди родителей; формирование мотивации у родителей на ведение ЗОЖ в семье, привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
2) Организация и проведение межведомственных мероприятий по охране и укреплению здоровья через функционирование Координационного совета социокультурных учреждений микрорайона (МДОУ детский сад комбинированного вида № 177; МОУ ДОД детско-юношеский центр «СТК «Радуга»; Спортивный комплекс птицефабрики «Свердловская»; МОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа № 12; Культурно-досуговый центр «На Варшавской»; МУ «Детская городская поликлиника № 13»):
- работы по оптимизации двигательной активности на уроках, занятиях и переменах в каждом детском учреждении через проведение физминуток, подвижных перемен, различных спортивных мероприятий, а также через согласование нагрузки обучающихся в течении недели, четверти, года;
- внеклассной работы, способствующей обогащению жизненного опыта детей и подростков, что обе-
спечивает полноту выбора условий для саморазвития и самореализации, направляет подрастающее поколение на освоение общечеловеческих ценностей, в том числе заботу и сохранение здоровья;
- работы по организации и проведению мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами и повышению социальной активности обучающихся, которая осуществляется через активное участие в городских программах: Фестиваль профессий «Всё в твоих руках!» (Цель: создание условий для развития творческих возможностей всех субъектов образовательного процесса, формирования культуры профессионального самоопределения школьников и развития профориентационной работы в образовательных учреждениях), Фестиваль «Мы - за здоровый город!» (цель: привлечение внимания образовательного сообщества к вопросам формирования культуры здоровья школьников в образовательных учреждениях города), Проект «Школьный стандарт профилактики» (цель: внедрение школьного стандарта профилактики в ОУ города), Проект «Актив педагогов по организации волонтерского движения в ОУ» (цель: создание условий для развития подросткового волонтерского движения в образовательных учреждениях города), Проект «Толерантность и ценности семьи» (цель: внедрение системы психолого-педагогических технологий по формированию ценностей семьи и личности в системе развития толерантности школьников), Проект «Школа здоровья» (цель: повышение психо-лого-педагогической компетентности педагогов ОУ в области формирования культуры здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса), Проект «Школа. Семья. Нравственность» (цель: повышение компетентности педагогов в вопросах воспитания нравственности в школе и семье), Проект «Профи-де-бют: масштаб - город» (цель: создание условий для внедрения сетевой модели организации профориентационной работы с учащимися старших классов);
- работы по сохранению репродуктивного здоровья обучающихся через консультации и беседы с врачами и психологами поликлиники и службы психолого-педаго-гического сопровождения Октябрьского района;
- работы по пропаганде ЗОЖ, через систему классных часов, внеклассных и досуговых мероприятий, как в школе, так и учреждениях дополнительного образования.
Наиболее значимые результаты реализации инновационной деятельности школы в рамках соци-ально-педагогического партнерства определяющего формирование здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения в 2010 году были представлены на всероссийский конкурс инноваций по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовании». МОУ-СОШ № 26 отмечена дипломом как выдающаяся организация в области здоровьесбережения
детей и молодежи - 2010, а руководитель методического совета школы Шулика Александра Николаевна получила поощрительную награду и диплом лауреата конкурса в номинации «За успехи внедрения инновационных проектов и программ в области здоровьесбе-режения детей и подростков - 2010».
Литература
1. Бутакова О.А. Здоровьеобеспечивающее обучение как средство управления непрерывным развитием педаго-
гов и обучающихся // Образование и наука. Известия УрО РАО, 2009, № 7, с. 131
2. Давыдова Н.Н Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, №8(76), 2010. С.32-42
3. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. М., изд. «Глобус», 2009.
В статье рассматривается проблема управления развитием инновационных процессов в муниципальной системе образования, представлены возможные эффективные механизмы стимулирования, организации и координации инновационной деятельности образовательных учреждений, рассмотрена роль муниципальной методической службы в управлении инновационными процессами.
Дембицкая Юлия Венедиктовна мимц
заместитель директора г. Нижний Тагил mimc-djv@maii.ru
Механизмы стимулирования и сопровождения инновационной деятельности в муниципальной системе образования
Каким образом управлять инновационной деятельностью в муниципальной системе образования?
Ключевые слова: инновационная деятельность образовательных учреждений, управление инновационными процессами, муниципальная система образования, муниципальная методическая служба.
Инновации в сфере образования ориентированы на качественное обновление педагогической деятельности и, как следствие, повышение качества образования. На современном этапе инновационная деятельность в образовании приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, ставится задача достижения нового качества образования на основе инновационных инициатив по главным направлениям образовательной деятельности. Благодаря Приоритетному национальному проекту «Образование» на государственном уровне инновационная деятельность образовательного учреждения определена условием развития качества образования. В ряде исследований [3, 5, 6] управление инновационными процессами
рассматривается как развитие системы образования. В такой ситуации, по мнению А.В. Хуторского, научная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятся системообразующими элементами развития муниципальной системы образования, и «чем выше ранг инноваций, тем больше требований к научно обоснованному управлению инновационным процессом» [6]. В тоже время Национальная образовательная инициатива Президента «Наша новая школа» подчеркивает ключевую роль кадровых ресурсов («учительского корпуса») в обеспечении инновационного развития [4]. Но нельзя отрицать тот факт, что на сегодняшний день существует противоречие между потребностью в инновациях и следующими факторами, ярко проявившимися в наше время: дефицит научно-педагогических кадров в большинстве образовательных учреждений, недостаточная степень готовности руководителей и педагогов к внедрению инновационных идей и технологий, низкий уровень профессиональной готовности педагогов к изменениям и способности к проектированию педагогических инноваций и инновационной среды.
Таким образом, проблема управления развитием инновационных процессов в муниципальной системе образования остается недостаточно исследованной. В частности, отсутствуют эффективные управленческие механизмы организации данной работы на муниципальном уровне: стимулирование образовательных учреждений к созданию и внедрению инновационных продуктов, координация инновационных процессов, целенаправленное финансирование инновационного развития, разграничение функций управления инновационными процессами и т.д [1]. В связи с этим одним из первоочередных этапов организации инновационного развития на муниципальном уровне становится поиск механизмов стимулирования и сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов.
Кто же и каким образом в современных условиях может стать катализатором в решении проблемы инновационного развития образовательных учреждений? По мнению директора Центра развития методической работы в системе образования Академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки кадров (г. Москва) Е.В. Василевской, развитие инновационного потенциала системы образования является основной миссией муниципальной методической службы [2]. В Нижнем Тагиле организационную и научно-методическую поддержку инновационной деятельности образовательных учреждений призван обеспечить Муниципальный информационно-мето-дический центр (МИМЦ), деятельность которого по обозначенной проблеме осуществляется в нескольких основных направлениях.
I направление: работа на базе МИМЦ Городского экспертного совета по экспертизе заявок образовательных учреждений и педагогов на инновационную деятельность в сфере образования.
Городской экспертный совет - общественная организация. В состав Совета входят 11 ведущих представителей образовательного пространства города, в т.ч. специалисты управления образования, методисты муниципальной методической службы, преподаватели учреждений высшего профессионального образования, педагоги учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования. Председатель Совета - Олешков Михаил Юрьевич, доктор наук. Городской экспертный совет проводит свои заседания на базе информационно-методиче-ского центра, а также осуществляет «выездные» акции непосредственно в образовательных учреждениях. Основные функции Совета: экспертиза инновационных проектов, программ и социально-педагогических инициатив с целью выявления их значимости для образования города и области, формирование банка данных об инициативах и результатах экспериментов, подготовка предложений и рекомендаций образовательным учреждениям по траектории развития инновационной деятельности в образовательном учреждении, информирование общественности о работе экспериментальных площадок, научных и образовательных инициативах.
В 2009-2010 учебном году на заседаниях Городского экспертного совета были рассмотрены отчеты о работе образовательных учреждений, имеющих статус муниципальных инновационных и базовых площадок. Впервые представили результаты работы и получили рекомендации по перспективам организации инновационной деятельности школы, находящиеся на сельских территориях, и 4 дошкольных образовательных учреждения.
Стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений города осуществляется по результатам их участия в конкурсных отборах в рамках ПНПО, организованных Министерством образования и науки РФ и Министерством общего и профессионального образования Свердловской области. Поэтому с 2006 года Совет осуществлял помощь в подготовке документов и участвовал в экспертизе 18 муниципальных инновационных площадок, деятельность которых поддерживает в настоящее время. С 2006 по 2008 годы 13 ив 18 муни-
ципальных площадок стали победителями конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Сегодня 21 школа (32% от общего количества общеобразовательных учреждений ) - победители конкурсных отборов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 2006-2008 годов. Победителями конкурсного отбора на получение гранта Правительства Свердловской области с 2007 по 2010 годы стали И учреждений дошкольного и дополнительного образования.
В 2010 году 4 учреждения (1 школа и 3 детских сада) стали лауреатами Всероссийского конкурса инноваций по теме: «Здоровьесберегающие технологии в образовании». Материалы, представленные образовательными учреждениями на конкурс, были также удостоены в 2010 году Диплома лауреата Всероссийской выставки-презентации лучших учебно-методи-ческих пособий отрасли «Золотой фонд нации», проводившейся РАЕ весной 2010 года в г. Москве.
II направление: организация сотрудничества образовательных учреждений с государственными, общественными организациями, научными работниками с целью совершенствования системы образования города. Это обеспечивает решение следующих задач: удовлетворение потребностей авторов в реализации их соци-ально-педагогических инициатив, научно-методическое сопровождение реализации социально-педагогических инициатив разного уровня, распространение результатов осуществления социально-педагогической деятельности.
На сегодняшний день в муниципальной системе образования города Нижний Тагил инновационную деятельность на различных уровнях осуществляют 35 образовательных учреждений (31 - общеобразовательное учреждение и 4 дошкольных образовательных учреждения). Инновационная деятельность образовательных учреждений города Нижний Тагил проводится под контролем следующих учреждений:
- Российская Академия образования (6 площадок);
- Уральское отделение РАО, ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования Свердловской области» и Нижнетагильский филиала, ГОУ ЦПК «Центр «Учебная книга», ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи» (35 площадок);
- управление образования Администрации г. Нижний Тагил (10 муниципальных площадок).
10 образовательных учреждений города проводят работу в качестве ресурсных и координационных центров по реализации программ и проектов международного, всероссийского и регионального уровней.
Благодаря тесному сотрудничеству управления образования с Уральским отделением Российской Академии образования (г. Екатеринбург) с 2009 года, 11 школ (17% от общего количества школ города) и впервые 4 (3%) дошкольных образовательных учреждения обе-
спечены научным руководством в рамках комплексной целевой программы «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций». Статус членов сети инновационных школ академической площадки позволил образовательным учреждениям обмениваться опытом по своей тематике инновационной деятельности с образовательными учреждениями региона. Ежегодно УрО РАО проводит отчетные Презентации действующих сетевых площадок УрО РАО и проектов инновационной деятельности образовательных учреждений [2].
Большое влияние на формирование мотивации руководителей ОУ к инновационному развитию оказывают семинары лидеров Российского образования, организованные Муниципальным информационнометодическим центром в Нижнем Тагиле. В 2009-2010 учебном году в городе побывали такие признанные специалисты в сфере образования, как Марк Максимович Поташник, Евгений Александрович Ям-бург, Андрей Викторович Хуторской. Повысили квалификацию более 3000 руководителей и педагогов.
Для повышения эффективности экспериментальной педагогической деятельности активно привлекаются интеллектуальные ресурсы молодых ученых - преподавателей и аспирантов Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, педагогических колледжей. Сегодня в школах города 9 молодых ученых помогают развивать экспериментальную и инновационную работу на научной основе.
III направление: органглзация профессионального взаимодействия образовательных учреждений - лидеров и учителей.
Методистами городских методических объединений по учебным предметам на базе МИМЦ созданы условия для презентации инновационного опыта педагогов образовательных учреждений города педагогическому сообществу на уровне города, области, Российской Федерации. С 2006 года 93 из 99 (94%) педагогов города - победителей конкурсного отбора Приоритетного национального проекта «Образование» публично представляют результаты профессиональной деятельности на конференциях, семинарах, мастер-классах, тематических консультациях, заседаниях городских методических объединений. Именно они привлекаются к разработке олимпиад, городских контрольных работ, в качестве экспертов Государственной (итоговой) аттестации выпускников, жюри конкурсов, наставников молодых специалистов. Опыт 20 педагогов обобщен и активно используется в массовой практике работы школ.
Работа городских методических предметных объединений педагогов на базе МИМЦ организована по сетевому принципу. Она позволяет совершенствовать вертикаль управления методической работой в городе. Координация деятельности школьных методических объединений осуществляется методистом городского уровня и имеет взаимную заинтересованность. Подобная организация обе-
спечивает опосредованные связи: круг взаимодействия педагогов увеличивается, а следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.
Результаты работы муниципальных площадок публично презентуются общественности в рамках ежегодных конкурсов и выставок, посвященных инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов, обсуждаются на проблемных семинарах. Традиционно образовательные учреждения принимают участие в областной выставке «Инновации в образовании Свердловской области» (учредитель выставки Институт развития образования Свердловской области).
Актуальным направлением в работе Муниципального информационно-методического центра является создание и координация деятельности ресурсных центров на базе школ - лидеров. По мнению ММ. Поташника, главное, чем должна обладать школа, претендующая на звание ресурсного центра, - это прогрессивный опыт и методический ресурс для специальной работы по повышению квалификации педагогов других школ [5]. Ресурсные центры обеспечивают организацию и проведение семинаров по развитию инновационных процессов в образовании. Традиционно, лидерами в этом направлении являются лицеи, гимназии и школы с углубленным изучением предметов. Работа ресурсных центров позволяет включать в инновационные процессы коллективы тех образовательных учреждений, чей потенциал до юнца не реализован.
Таким образом, осуществляя перечисленные формы работы, Муниципальный информационно-мето-дический центр способствует повышению научнопедагогического потенциала городского учительства, развитию инновационных процессов в образовании, чем поднимает статус муниципальных методических служб на новый профессиональный уровень.
Литература
1. Бутакова О. А. Научно-методическая деятельность в инновационном образовательном учреждении // Образование и наука. Изв. УрО РАО, 2009, № 9 (66) с. 21-29.
2. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне. Методическое пособие.- М.: АПКиППРО, 2005- 52 с.
3. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, №8(76) 2010. С. 32-42.
4. Лазарев B.C. Управление инновациями в школе. Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 352 с.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России. - 2010. - № 4.
6. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.