4. Zalevskiyj, G.V. «Osnovih sovremennoyj bikhevioraljno-kognitivnoyj terapii i konsuljtirovaniya». - Tomsk, 2006.
5. Bek, A. Kognitivnaya terapiya: polnoe rukovodstvo. Cognitive Therapy: Basics and Beyond/ A. Bek, D.S. Bek. - M., 2006.
6. Bek, A. Kognitivnaya psikhoterapiya rasstroyjstv lichnosti / A. Bek, A. Frimen. - SPb.: Piter, 2002.
7. Bek, A. Kognitivnaya terapiya depressii: nauchnoe izdanie / A. Bek, D. Rash, B. Sho, G. Ehmeri. - SPb., 2003.
8. Ehllis, A. Praktika racionaljno-ehmocionaljnoyj povedencheskoyj terapii / A. Ehllis, U. Drayjden. - SPb., 2002.
9. Kholmogorova, A.B. Kognitivnaya psikhoterapiya suicidaljnogo povedeniya: istoriya razrabotki, sovremennoe sostoyanie, perspektivih razvitiya // Medicinskaya psikhologiya v Rossii: ehlektron. nauch. zhurn. - 2013. - № 2(19) [Eh/r]. - R/d: http://medpsy.ru
Статья поступила в редакцию 15.07.14
УДК 159.9
Chernjavskaja V.S., Malakhova V.R. METACOMPETENCE IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE AS PROFESSIONAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY STUDENT. In the course of the research universal professional competences that have a psychological basis are proposed. From the position of metacognitivism, the key competencies are metacompetences. A person's psychological culture is considered as an important component in the structure of professional competencies. The work presents an empirical research on the interrelation of a metacompetence and a psychological culture.
Key words: professional competence, psychological culture, metacompetence, innovative economy.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, директор лаборатории педагогики и психологии профессионального развития личности, проф. каф. философии и психологии, Владивостокский гос. университет экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; В.Р. Малахова, Владивостокский гос. университет экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА
Предложены универсальные профессиональные компетенции, имеющие психологическую основу В подходе метакогнитивизма ключевыми компетенциями стали метакомпетенции. Психологическая культура личности обоснована как значимый компонент в структуре профессиональных компетенций. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи метакомпетенций и психологической культуры.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, психологическая культура, метакомпетенции, инновационная экономика.
Вопрос развития инновационности в экономике неизбежно делает актуальной такую фундаментальную сферу общества, как профессиональное образование. Эта сфера образует основу в стратегии развития общества и страны. Дефицит эффективно функционирующего кадрового потенциала, сотрудников, способных к инновационной деятельности - одна из первостепенных причин торможения развития инновационной экономики [1 ].
Настоящая работа выполнена в рамках проекта «Молодой ученый» ВГУЭС.
В условиях непрерывного обновления информации субъекту профессиональной деятельности необходимо быстро реагировать на изменения, быть способным проектировать как профессиональное, так и личностное развитие.
Министерство образования трактует непрерывное образование, как гибкую систему, чувствительную к изменениям потребностей рынка и населения. Такую парадигму можно охарактеризовать как образование «не на всю жизнь, а через всю жизнь».
В парадигме непрерывного образования, отвечающего современным требованиям темпа роста и развития, на наш взгляд, активный субъект образования является ключевым звеном в решении актуальных вопросов развития инновационной экономики России.
Профессионализм - знания, умения, навыки, профессиональные компетенции, а также универсальные компетенции, способствующие ориентации и адаптации в быстро изменяющихся условиях, в непрерывно обновляющемся потоке информации, при высоком темпе прогресса, растущих требованиях развивающейся инновационной экономики страны.
Результат образования без бдительной корректировки не стремится совпадать с заказом и потребностями рынка труда, но в современных условиях становиться необходимым воспринимать их в причинно-следственной связи. Компетент-ностный подход призван приблизить потребности рынка труда и цель образования, так компетенции и компетентность стали центральным звеном. Потребности рынка чаще обус-
ловлены ориентацией на результат, успех и прибыль. Чем и определен спектр желательных компетенций профессионала.
И.В. Дубровина указывает на утрату психологической культуры гражданами [2]. По нашему мнению, психологическая культура или ее элементы необходимы в комплексе профессиональных компетенций.
Профессиональная деятельность у многих людей занимает большую часть их жизни. Так жизненное самоопределение субъекта включает в себя профессиональное самоопределение, пересекающееся с личностным самоопределением [3]. Выбор профессии чаще всего основывается на личностных предпочтениях, способностях и задатках, убеждениях и ценностях и т.д. Таким образом, «профессиональное» почти всегда содержит в себе элементы «личностного».
Психологическая культура в общем понимании реализует базовые позитивные стремления [4]. Базовые стремления во многом определяют направление и характер профессиональной деятельности.
Юность - сензитивный период для развития стилей мышления, формирования личности. Юношеский возраст совпадает с обучением в высшем учебном заведении. Система образования должна транслировать принципы психологической культуры, формировать психологическую культуру студента, вместе или помимо профессиональных компетенций.
Именно в вузе субъект интегрирует свои профессиональные намерения с психологической культурой, ее формированием и развитием. Развитие и формирование психологической культуры субъекта образования вполне способно стать компонентом, расширяющим задачи и цели профессионального образования и, вместе с тем, дополняя компетентност-ный подход.
Известен тот факт, что множество людей, окончивших высшее учебное заведение, специализируются в областях и специальностях далеких от области указанной в дипломе. В то же время нередки вакансии с предъявляемым условием - наличие высшего образования (направление и специальность не имеют значения). Такое явление может свидетель-
МА
0,33 '
Рис. 1. Схема корреляционных связей исследуемых феноменов. МА - метаактивность; МЗ - метазнания; ПК (с) - сила психологического стремления; ПК (Р) - степень реализации психологического стремления
ствовать о приобретении неких универсальных компетенции и качеств выпускником как результата высшего образования.
Постепенное слияние компетентностного подхода с ме-такомпетентностным, включающего метакомпоненты, мета-предментные связи и подходы метакогнитивизма, обусловило создание универсальных метакомпетенций. Мы рассматриваем феномен метакомпетенции, как синтез универсальных компетенций, центральным содержанием которых является рефлексия - высший психический процесс. Метакомпетенции характеризуют интегральное и комплексное развитие личности. Понятие метакомпетенций базируется на феноменах метапознания и рефлексии, описанных М.М. Кашаповым и А.В. Карповым:
• Карпов А.В., представитель метакогнитивного подхода, разработал концепцию структурно-уровневой системы психических процессов, где дифференцировал психические процессы более высокого порядка. Помимо «первичных» процессов, он выделяет уровень «вторичных» процессов, которые выступают как совокупность метакогнитивных процессов, дополняющая собой метарегулятивные процессы и входящая в особую категорию матапроцессов [5]. На уровне «третичных» процессов, то есть собственно рефлексивных процессов, атрибут «самонаправленности» процессуальной регуляции становится основным и доминирующим. Рефлексия традиционно рассматривается Лефевром В.А. в психологии как высший уровень развития сознания [6].
• Кашапов М.М. выделяет в составе метапознания ме-такогнтивную активность и метакогнитивные знания. Метаког-нитивные знания - приобретенные знания о когнитивных процессах, позволяющие осуществлять контроль над познавательными процессами. Метакогнитивная активность включает в себя процессы приобретения информации (отслеживание и контроль), процессы трансформации, отбор, связь (соединение) и планирование. Метапознание позволяет субъекту более успешно осуществлять деятельность [7].
Таким образом, в русле компетентностной парадигмы результат высшего профессионального образования мы связываем с подходами метакогнитивизма с включением психологической культуры в состав метакомпетенций.
Цель статьи - на основе эмпирического исследования представить модель взаимосвязанной структуры метакомпе-тенций и психологической культуры, как универсального результата профессионального образования.
Профессионализм - не только сумма профессионально важных компетенций специалиста. Психологическая культура субъекта является невидимым и неосознаваемым центром, детерминантой направленности личности, она определяет качественный уровень действий, осуществления выбора, характера деятельности, пути профессионального становления и жизненного пути в целом. Психологическая культура, фор-
мирующаяся в процессе развития воспитания, образования с самого рождения, находит свое проявление в каждую секунду человеческого существования. Она является важным компонентом общей культуры и интегральной гармоничности личности. Психологическая культура представляет собой интегральное личностное средство, систему способов поведения, помогающих организации оптимального поведения по удовлетворению широкого круга витальных и психологических потребностей.
Для исследования и моделирования универсальных компетенций нами было проведено психодиагностическое исследование. Проверялась взаимосвязь феноменов - психологической культуры и метакомпетенций.
Выборка исследования - 18 студентов специальности «психология», 3 курс. Мы предполагаем, что студенты, обучающиеся по направлению «психология» обладают более высоким уровнем психологической культуры, чем студенты других направлений, что было определяющим в формировании выборки. Для диагностики метакомпетенций применялись методики: методика М.М. Кашапова «Самооценка метакогни-тивных знаний и метакогнитивной активности»; методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии». Психологическая культура исследуемых диагностировалась методикой О.И. Моткова «Психологическая культура личности».
Полученные данные были обработаны, проанализированы, с помощью коэффициента Фехнера была обнаружена корреляционная связь исследуемых феноменов при а = 0,05. Ниже (Рис.1) представлена схема корреляционных связей между исследуемыми феноменами: каждый вид связь отмечен величиной значимости коэффициента Фехнера.
Наиболее выраженная корреляционная связь обнаружена между рефлексией (Р) и силой психологического стремления (ПКс) - Кф=0,56, и также между метазнаниями (МЗ) и степенью реализации психологического стремления в жизни (ПКр) - Кф=0,56, при а = 0,05.
Незначимая или отсутствующая корреляционная связь выявлена у метакогнитивной активности (МА) с рефлексией (Р) и силой психологического стремления (ПКс), Кф=0,11;
К
ф
0,33, соответственно.
Рассмотрены две группы компонентов исследуемых феноменов метакомпетенций и психологической культуры. Анализировались и интерпретировались следующие взаимосвязи (корреляции):
1 внутренние связи между компонентами метакомпетенций (метакогнитивные знания, метакогнитивная активность и рефлексией);
2 внешние связи между феноменами - психологическая культура и метакомпетенции (сила психологического стремления и степень реализации психологического стремления в жизни - метакогнитивные знания, метакогнитивная активность, рефлексия).
Сформулирован ряд выводов:
1. Метакомпетенции имеют заметную связь с психологической культурой студента.
Метакомпетенции - универсальные компетенции профессионала, в определенной степени связаны (коррелируют) с психологической грамотностью и психологической компетентностью личности. Психологическая культура, являясь интегральной и базисной характеристикой личности, гармонично встроена в структуру метакомпетенций, а также является важным компонентом профессиональной компетентности.
О.И. Мотков отмечает связь психологической культуры со степенью интегральности личности. Психологическая культура, по Моткову, несет инструментальную и техническую функцию, способствующую самоорганизации, развитию произвольности, сильной воле. Мотков не относит к психологической культуре эстетические и нравственные ценности субъекта. На схеме мы видим выраженную связь (корреляцию) метакогни-тивных знаний с силой психологических стремлений и со степенью реализации психологических стремлений в жизни (связь более выражена, чем предыдущая). Метакогнитивные знания субъекта содержат информацию о собственных психических процессах. Возможно, знания о психических процессах (мета-когнтивные знания) способствуют большей интеграции личности, благодаря субъектному опыту.
Метакогнитивная активность отвечает за поиск, отбор и трансформацию информации. Метакогнитивная активность - динамический процесс и связан с активным «действием» физическим или умственным. Реализация психологического
СШ
V ицццц л
Рис. 2. Модель взаимодействия универсальных компетенций (метакомпетенций и психологическая культура)
стремления в жизни требует от субъекта приложения усилий, планирования своих действий и результата. Таким образом, мы предполагаем, что корреляционная связь метакогнитив-ной активности и степень реализации психологического стремления в жизни субъектом отражает роль первого в качестве психологического механизма реализации.
Библиографический список
2. Метакогнитивная активность (процессы приобретения и трансформации информации) выделена как особая структура, имеющая свои характерные особенности - прецедент на дальнейшие исследования.
3. Метакомпетенции включают рефлексию, уникальный психический процесс, и метакогнитивные компоненты, т.е. вторичные процессы (Карпов А.В.). Но отдельно выделяя метакогнитивную активность, компонент метапознания.
4. Отношение метакомпетенций с психологической культурой может быть выражено в виде структурной связи следующего характера: чем выше уровень метакомпетенций, тем выше уровень психологической культуры личности.
Опираясь на вышеизложенный анализ, была построена модель метакомпетенций личности и взаимосвязь с психологической культурой (рис. 2).
Метакомпетенции личности включают психологическую культуру, как базисный личностный конструкт; автономные элементы метапознания: метакогнитивная активность и ме-такогнитивные знания, сопряженные с рефлексивными процессами; и охватывающий, интенционально регулирующий выше упомянутые компоненты, личностный конструкт - психологическая культура. Метакомпетенции имеют вид по результатам системного анализа:
1. Исследование Российской экономической школы, PricewaterhouseCoopers в России и Центра технологий и инноваций PwC. Инновационная активность крупного бизнеса в России // Российский журнал менеджмента, - 2010. - № 4. - Т. 8.
2. Дубровина, И.В. Психологическая культура личности как феномен [Эр]. - Р/д: http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/ Vestшk/2013-05%201/Dubrovina.pdf
3. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
4. Мотков, О.И. Психологическая культура в мозаике личности [Эр]. - Р/д: http://hpsy.ru/public/x5283.htm
5. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - Т. 24.
6. Лефевр, В.А. Рефлексия. - М., 2003.
7. Кашапов, М.М. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов // ЯрГУ. - Ярославль, 2012.
Bibliography
1. Issledovanie Rossiyjskoyj ehkonomicheskoyj shkolih, PricewaterhouseCoopers v Rossii i Centra tekhnologiyj i innovaciyj PwC. Innovacionnaya aktivnostj krupnogo biznesa v Rossii // Rossiyjskiyj zhurnal menedzhmenta, - 2010. - № 4. - T. 8.
2. Dubrovina, I.V. Psikhologicheskaya kuljtura lichnosti kak fenomen [Ehr]. - R/d: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/ 2013-05%201/Dubrovina.pdf
3. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.
4. Motkov, O.I. Psikhologicheskaya kuljtura v mozaike lichnosti [Ehr]. - R/d: http://hpsy.ru/public/x5283.htm
5. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 5. - T. 24.
6. Lefevr, V.A. Refleksiya. - M., 2003.
7. Kashapov, M.M. Tvorcheskaya deyateljnostj professionala v kontekste kognitivnogo i metakognitivnogo podkhodov // YarGU. - Yaroslavlj, 2012.
Статья поступила в редакцию 15.07.14
УДК 159+101
Sokolovskaya I.E. TRAITS OF A CHARACTER OF A RELIGIOUS PERSON. The paper studies the structure of the notion of "character". It reveals a complex of traits of a character of a religious personality. The work shows that religiosity is an important feature of a character that determines the specifics of functioning of an individual in the society. The author also focuses on showing how the relationship of religiosity with some communicative traits of an individual and his value orientations works.
Key words: religiosity, character, personality.
И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», докторант каф. социальной педагогики и психологии МПГУ, г. Москва, Е-mail: [email protected]
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается структура понятия «характер», выявляется симптомокомплекс особенностей характера религиозной личности. Религиозность представлена как важная составляющая особенностей характера, которая определяет специфику функционирования личности в обществе. Показаны связи религиозности с некоторыми коммуникативными особенностями характера и ценностными ориентациями личности.
Ключевые слова: религиозность, характер, личность.
Термин «характер» в отечественной науке традиционно относится к индивидуально-типологическим особенностям личности. Б.Г. Ананьев придерживался следующей точки зрения: характер отражает предпочтения, значимые отношения и тенденции психического нездоровья, а каждая черта характера представляет собой определенное и существенное от-
ношение личности к окружающему миру [1]. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту, обладание которой позволяет причислить его к конкретной группе людей с аналогичным поведением. Как отмечает Н.Д. Левитов, тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере устойчивых черт, общих для некоторой груп-