2. Для вакансии дизайнера требуется: опыт работы, собственное портфолио, умение рисовать от руки, знание английского языка, творческий и креативный подход к работе, уметь думать, учиться и любить свое дело (А); разработка и дизайн макетов рекламной продукции; дизайн сайтов, логотипов и др. элементов фирменного стиля; дизайн графических интерфейсов; дизайн интерьеров; разработка печатной продукции; создание и усовершенствование имеющегося ландшафта; создание внутреннего и внешнего оформления и наполнения помещений и др. конструкций (В).
3. Для вакансии дизайнера-верстальщика необходимы навыки делопроизводства (Б) и компьютерные навыки, знание приложений: Photoshop, Illustrator, Corel Draw, Power Point; сбор информации для маркетингового анализа; создание полиграфических материалов в рамках проведения маркетинговых мероприятий; разработка эскизов и макетов рекламы; верстка специальных материалов (В).
4. Для вакансии дизайнера интерьеров важны: составление дизайн - макета интерьера; разработка эскизного дизайн-проекта, рабочего проекта; визуализация проекта (ручная графика и 3D); подбор элементов интерьера (декор, свет, отделочные материалы, мебель) (В).
5. Дизайнер-консультант должен иметь опыт работы с интерьером и мебелью высокого уровня, опыт работы с архитекторами и дизайнерами, опыт работы в сфере продаж, дизайнерские способности, стрессоустойчивость, целеустремленность (А); консультирование клиентов, умение общаться с клиентами (Б), а также должен владеть умениями предварительных просчетов, прорисовки; составления дизайн-про-
ектов; приемами и обработкой заказов; знанием графических программ (В).
6. Для дизайнера в полиграфии наиболее важны: изготовление оригинал-макетов: визитки, буклеты, листовки и т. д., подготовка макетов к печати: цифровой, офсетной, ри-зографической, шелкографии и т.д. (В)
7. Дизайнер по рекламе должен обладать: опытом работы дизайнером (А), а также для него необходимы: разработка рекламы, рекламных макетов; сложная верстка; дизайн упаковки; рисунок, сложная ретушь; разработка фирменного стиля, препресс; разработка концепций оформления фасадов, интерьеров, полиграфической продукции (В).
На базе этого этапа анализа можно сделать вывод о том, что в вакансиях преобладающими являются компетенции, относящиеся к деятельности человека, а именно:
- компетенция познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации: их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность);
- компетенции деятельности (способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование; исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности);
- компетенции информационных технологий (прием, переработка, выдача информации; преобразование ее, массме-дийные, мультимедийные технологи, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет - технологией) [3; 5].
Библиографический список
1. Чернявская, В.С. Социально-психологический подход к профессии «дизайнер»: требования работодателей, мотивы потребителей / В.С. Чернявская, Р.М. Гимаева, М.О. Ягупова // Вестн. Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2009. - № 1.
2. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих: учеб. пособ. / под общ. ред. А.А. Дергача. -М., 2006.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - М., 2003.
4. Бобиенко, О.М. Ключевые компетентности личности как образовательный результат системы профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005.
5. Ягупова, М.О. Социально-психологический контекст компетенций будущих дизайнеров в системе высшего образования // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практич. конф. с международным участием: в 2 ч. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск, 2014. - Ч. 1.
6. Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / Е.В. Алексеева, Б.А. Борисов, С.А. Вебер [и др.] / под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. - Новосибирск, 2009. - Кн. 6.
Bibliography
1. Chernyavskaya, V.S. Socialjno-psikhologicheskiyj podkhod k professii «dizayjner»: trebovaniya rabotodateleyj, motivih potrebiteleyj / V.S. Chernyavskaya, R.M. Gimaeva, M.O. Yagupova // Vestn. Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2009. - № 1.
2. Akmeologicheskaya ocenka professionaljnoyj kompetentnosti gosudarstvennihkh sluzhathikh: ucheb. posob. / pod obth. red. A.A. Dergacha. -M., 2006.
3. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie segodnya. - M., 2003.
4. Bobienko, O.M. Klyuchevihe kompetentnosti lichnosti kak obrazovateljnihyj rezuljtat sistemih professionaljnogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Kazanj, 2005.
5. Yagupova, M.O. Socialjno-psikhologicheskiyj kontekst kompetenciyj buduthikh dizayjnerov v sisteme vihsshego obrazovaniya // Kategoriya «socialjnogo» v sovremennoyj pedagogike i psikhologii: materialih 2-yj nauchno-praktich. konf. s mezhdunarodnihm uchastiem: v 2 ch. / otv. red. A.Yu. Nagornova. - Uljyanovsk, 2014. - Ch. 1.
6. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii: psikhologiya i pedagogika: monografiya / E.V. Alekseeva, B.A. Borisov, S.A. Veber [i dr.] / pod obth. red. E.V. Korotaevoyj, S.S. Chernova. - Novosibirsk, 2009. - Kn. 6.
Статья поступила в редакцию 15.06.14
УДК 159.9.072.5
Epanchintseva G.A., Marchenko Т. V., Kozlovskaya T.N. THE ORGANIZATION OF THERAPY OF SUICIDAL IDEAS IN ADOLESCENTS. In the article the problem of studying of suicidal behavior in the frame of a cognitive and behavioral therapy as one of the most effective and scientifically reasonable methods of psychotherapy is revealed. The research states that this therapy allows a patient to take an active position in the course of his treatment and to develop his own adaptive forms of behavior in future. The role of psychotherapeutic experience in restoration and rehabilitation process for people, who have to be grouped by a criterion of a suicidal risk, is noted. Stages of formation of a cognitive-behavioral approach are described. The role of domestic and foreign scientists in formation of cognitive and behavioral therapy is designated. The analysis of theoretical views of a problem of suicidal behavior is provided: Albert Bandura, A. Ellis and A. Beck. Works of the modern cognitive and behavioral psychologists G. V. Zalevsky, A.B. Kholmogorova, N. G. Garanyan within the cognitive and behavioral theory are also considered.
Key words: suicidal behavior, behavioral therapy, cognitive therapy, cognitive-behavioral approach, operant stipulation, hidden stipulation, cognitions.
Г.А. Епанчинцева, д-р психол. наук, проф. каф. общей психологии и психологии личности Оренбургского гос. университета, проф. каф. психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Оренбургской гос. медицинской академии, г. Оренбург, E-mail: [email protected]; Т.В. Марченко, аспирант каф. общей психологии и психологии личности ОГУ, клинический психолог ФКУ ГБМСЭ по Оренбургской области, г. Оренбург, E-mail: [email protected], Т.Н. Козловская, канд. пед. наук, доц. каф. общей психологии и психологии личности Оренбургского гос. университета, г. Оренбург, E-mail:[email protected]
К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРАПИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ПОДРОСТКОВ*
В статье излагается проблема изучения суицидального поведения в рамках когнитивно-поведенческой терапии, как одного из наиболее эффективных и научно обоснованных методов психотерапии, позволяющего пациенту занимать активную позицию в процессе собственной терапии, выработки адаптивных форм поведения в будущем. Отмечена роль психотерапевтического опыта в процессе восстановления и реабилитации для лиц, попавших в группу суицидального риска. Описаны этапы становления когнитивно-бихевиорального подхода. Обозначена роль отечественных и зарубежных ученых в становлении когнитивно-поведенческой терапии. Приведен анализ теоретических положений и взглядов на проблему суицидального поведения, описанные в работах ученых данного подхода: Альберта Бандуры, А. Эллиса и А. Бека.Рассмотрены работы современных когнитивно-поведенческих психологов Г.В. Залевского, А.Б. Холмогоровой, Н.Г. Гаранян в рамках когнитивно-поведенческой теории.
Ключевые слова: суицидальное поведение, поведенческая терапия, когнитивная терапия, когнитивно-поведенческий подход, оперантное обуславливание, скрытое обуславливание, когниции.
Актуальность изучения суицидального поведения на сегодняшний день продиктована, с одной стороны постоянным увеличением числа суицидов в обществе, с другой отсутствием общепринятого подхода, при огромном многообразии теорий и положений относительно данного явления. Ранее нами были уже рассмотрены три основных подхода (психоаналитический, когнитивно-поведенческий и гуманистический) к изучению суицидального поведения [1; 2].
В настоящее время, сформировался комплексный подход к оказанию помощи лицам с суицидальным поведением, включающий, наряду с фармакотерапией, применение методов психотерапии. Поскольку психотерапевтический опыт имеет обучающее значение для человека, то необходимо отметить его важную роль в процессе восстановления и реабилитации для лиц, попавших в группу суицидального риска. Психотерапия предполагает более активную роль человека, помогает развить навыки эмоциональной саморегуляции и в дальнейшем более эффективно справляться с кризисными ситуациями, не погружаясь в отчаяние [3].
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных и научно обоснованных методов психотерапии на сегодняшний день является когнитивно-поведенческая терапия, о которой и пойдет речь в данной статье.
Как самостоятельное направление когнитивно-поведенческая терапия выделилась из области модификации поведения и поведенческой терапии. Впервые понятие поведенческая терапия было введено А. Лазарусом и Г. Айзенком в конце 50-х годов ХХ века [4]. В нашей стране большее распространение получил термин условно-рефлекторная терапия в работах И.В. Павлова и В.М. Бехтерева. Начало поведенческой терапии было положено классическим обусловливанием И.В. Павлова, который за основу поведения считал условные рефлексы, а в своих исследованиях рассматривал только раздражители внешнего мира и внешних поведенческих реакций на эти раздражители. И.П. Павлов суицидальное поведение рассматривал, как следствие кратковременного или длительного торможения рефлекса цели. Суицид, по его мнению, может быть совершен тогда, когда рефлекс цели подвергается значительным изменениям от усиления до исчезновения. Он также подчеркивал, что ценность жизни исчезает именно тогда, когда угасает рефлекс цели. В.М. Бехтерев основными причинами суицидов считал неудовлетворенность, социальную несправедливость и отсутствие взаимопомощи между людьми. В качестве предупреждения суицидального поведения в обществе он предлагал идти по пути самосовершенствования личности. В.М. Бехтерев также отмечал, что это касается даже не столько образования личности, сколько привитие ей общественных идеалов и умения бороться с пессимизмом. Эти качества по его мнению, должны формироваться с раннего детства [4].
В это же время, представители бихевиоризма на западе - Д. Уотсон, Э. Торндайк и Б. Скиннер, придерживались мнения, что нужно использовать только те понятия в изучении психики, которые можно измерить эмпирически. Такими понятиями они назвали стимул и реакцию, а предметом психологии необходимо считать поведение [5]. Экспериментально своей главной задачей бихевиористы видели: определение стимула по реакции, а по стимулу предсказание какой-либо реакции. Основой любого поведения по мнению данных ученых является научение. А сами по себе навыки приспособлены к любым жизненным ситуациям. Суицидальное поведение, как и любое другое может быть результатом научения, а также реакцией на определенный стимул.
На следующем этапе развития поведенческой психотерапии появляются новые методы, такие как «скрытое обуславливание» и «скрытый контроль». Была осуществлена попытка учесть промежуточные переменные, которые находились между стимулом и реакцией. Эти переменные были названы внутренними, поэтому они были скрытые. В качестве таких переменных прежде всего выступали когниции (мысли, представления), а они в свою очередь оказывают влияние на другие процессы, например на наши эмоции. Метод скрытого обуславливания позволял представлять свое поведение в каких-либо ситуациях, что помогало изучить реакцию внешней среды на такое поведение, а также заранее натренировать эмоциональный ответ, чтобы в реальной обстановке быть более готовым к встречи с подобной ситуацией. Этот метод был применим и для пациентов с суицидальным поведением, с целью обучить их самоконтролю над своим поведением и реакциями [6].
В монографии Альберта Бандуры Principles of behavior modification («Принципы модификации поведения») была представляла теоретическая интерпретация оперантного и классического обусловливания, он подчеркнул одновременно важность когнитивных процессов в регуляции поведения. И это время можно считать объединением когнитивной и поведенческой терапии.
Чуть позже появились теории А. Эллиса и А. Бека, которые и на сегодняшний день остаются признанными и пользуются популярностью в практике многих специалистов. Заслуга их в том, что они рассматривают когниции, не просто как промежуточные переменные, а как структурирующие и регуляционные компоненты почти всех процессов [7].
Рационально-эмоциональная психотерапия А. Эллиса признает главной промежуточной переменной когниции, находящиеся между стимулом и поведением, которые могут быть как рациональными, так и иррациональными. Используя этот метод на практике человек должен проводить логические сопоставления, анализ, делать выводы и доказывать их обосно-
ванность. В работе с лицами, имеющими суицидальное поведение доктор А. Эллис предложил схему из пяти ступеней:
- предваряющее событие (то, что вызвало проблему);
- система представлений (как человек представляет себе это событие);
- последовательная эмоциональная реакция (какие эмоции появляются тогда, когда человек представляет себе это событие);
- нацеленные вопросы (исправляющие искаженные представления);
- ответы на предыдущие вопросы (повторение сути дела) [8].
А. Бек - создатель когнитивной терапии, американский
психиатр и почетный профессор на кафедре психиатрии в Университете Пенсильвании. Им созданы шкалы депрессии, безнадежности, шкала для суицидальных идей.
Аарон Бек считает, что негативные мысли порождают подавленное настроение. Результатом длительного переживания сниженного настроения может стать депрессия. По мнению, А. Бека чаще всего в состоянии депрессии у человека присутствуют ригидные дисфункциональные убеждения. Он описал негативную когнитивную триаду: негативные мысли о себе, об окружающих и собственном будущем. А. Бек отмечал, что люди, испытывающие чувство безнадежности, беспомощности, отчаяния чаще всего попадают в группу суицидального риска. Суицид может стать неким решением проблемы и избавлением от мучений, по мнению пациента [5]. Когнитивная терапия А. Бека позволяет успешно работать с людьми, имеющими суицидальное поведение и на современном этапе развития психотерапии данный подход одним из ведущих.
А. Бек вместе с коллегами в книге «Когнитивная терапия депрессии» посвятил главу тому, как работать с суицидальным пациентом. Прежде всего, в данной работе А. Бек развенчал миф о том, что нельзя говорить с пациентом о его попытке покончить жизнь самоубийством. Напротив, автор утверждает, что необходимо узнать мотивы такого поведения, это позволяет определить ход терапии и подобрать необходимые техники, а также снизить напряжение пациента [7].
А. Бек описал основные мотивы суицидального поведения. В случае, когда мотивом является бегство от жизни, необходимо работать с чувством безысходности и таким образом, исправлять ошибочные суждения пациента. А. Бек, считает необходимым предложить технику «за и против», выполняя которую человек должен привести доводы в пользу жизни и смерти. Также на данном этапе работы, автор предлагает использовать шкалу безысходности для оценки степени суицидального риска. Имея дело с таким мотивом, А. Бек считает необходимым постепенно подводить человека к осознанию иррациональности своих убеждений, которые были названы им, как «ошибки мышления».
Другим мотивом суицидального поведения выступают, мо мнению А. Беку, манипулятивные стремления. В этом случае необходимо основное значение в терапии уделить отработке адаптивных способов поведения, так как этот мотив зачастую связан с проблемами межличностного характера.
Житейские проблемы, как отмечает А. Бек, также могут выступать в качестве ведущего мотива суицидального пове-
Библиографический список
дения. В ходе терапии необходимо оценить реалистичность этих проблем, и позволить пациенту подумать о других способах их решения.
Пошаговая когнитивная терапия А. Бека является эффективной, так как в короткие сроки, что является наиболее важным при работе с пациентом, имеющим суицидальное поведение, позволяет исправить категоричность его мыслей и в свою очередь поведения.
Среди современных отечественных ученых большой популярностью в области когнитивно-поведенческой терапии пользуются труды Г.В. Залевского. Его книга «Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования» является ярким примером интегративного подхода, который объединяет когнитивный и поведенческий аспекты. В данном учебном пособии автор освещает историю развития и становления бихевиорально-когнитивной теории, ее особенности и отличие от других подходов, описывает методы, этические и правовые аспекты данной терапии. Ссылаясь на историческое становление данного направления, Г.В. Залевский, считает точным определять его именно, как бихевиорально-когнитивная терапия [4]. Рассматривая био-психоциальную модель в психотерапевтической практике Г.В. Залевский также подчеркивает духовный аспект, который следует также учитывать при работе с пациентами в рамках бихевиорально-когнитивного подхода.
Известны также своими исследованиями в области когнитивно-поведенческой терапии психологи А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян, которые большое внимание уделили в своих работах изучению когнитивной терапии депрессивных и тревожных расстройств, интегрировали системный семейный подход и когнитивно-поведенческий в изучении расстройств аффективного спектра [9]. Исследуя, проблему суицидального поведения среди подростков, ими были озвучены основные принципы необходимые для учета при составлении программы профилактики. По мнению авторов благодаря эффективности когнитивно-поведенческой терапии более чем у двух третьей людей, имеющих суицидальное поведение можно предотвратить повторные попытки.
Таким образом, когнитивно-поведенческий терапия на сегодняшний день является одной из ведущих и доказательно эффективной в лечении суицидального поведения. Среди преимуществ данного подхода в работе с пациентами, имеющими суицидальное поведение, следует подчеркнуть его краткосрочность, что особенно важно при работе с группой. Структурированность метода позволяет пациенту занимать активную позицию в процессе собственной терапии. Научение навыкам самостоятельного совладания со своими переживаниями, позволяет разрешить не только актуальную проблему, но и способствует выработки адаптивных форм поведения в будущем.
* Статья опубликована при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Оренбургской области № 13-16-56009а
1. Епанчинцева, Г.А. Ретроспектива социально-психологической природы суицидального поведения / Г.А. Епанчинцева, Т.В. Марченко, Т.Н. Козловская // Современные проблемы науки и образования - 2013. - № 6 [Э/р]. - Р/д: www.science-education.ru/113-11381
2. Епанчинцева, Г.А. Методологические, теоретические, методические основания скрининговых исследований суицидальных намерений подростков / Г.А. Епанчинцева, Т.В. Марченко, Т.Н. Козловская // Фундаментальные исследования. - М.; Пенза, 2013. - № 10(9).
3. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов. - М., 2001.
4. Залевский, Г.В. «Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования». - Томск, 2006.
5. Бек, А. Когнитивная терапия: полное руководство. Cognitive Therapy: Basics and Beyond/ А. Бек, Д.С. Бек. - М., 2006.
6. Бек, А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен. - СПб.: Питер, 2002.
7. Бек, А. Когнитивная терапия депрессии: научное издание / А. Бек, Д. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. - СПб., 2003.
8. Эллис, А. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / А. Эллис, У. Драйден. - СПб., 2002.
9. Холмогорова, А.Б. Когнитивная психотерапия суицидального поведения: история разработки, современное состояние, перспективы развития // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - № 2(19) [Э/р]. - Р/д: http://medpsy.ru
Bibliography
1. Epanchinceva, G.A. Retrospektiva socialjno-psikhologicheskoyj prirodih suicidaljnogo povedeniya / G.A. Epanchinceva, T.V. Marchenko, T.N. Kozlovskaya // Sovremennihe problemih nauki i obrazovaniya - 2013. - № 6 [Eh/r]. - R/d: www.science-education.ru/113-11381
2. Epanchinceva, G.A. Metodologicheskie, teoreticheskie, metodicheskie osnovaniya skriningovihkh issledovaniyj suicidaljnihkh namereniyj podrostkov / G.A. Epanchinceva, T.V. Marchenko, T.N. Kozlovskaya // Fundamentaljnihe issledovaniya. - M.; Penza, 2013. - № 10(9).
3. Abramova, G.S. Prakticheskaya psikhologiya: uchebnik dlya studentov vuzov. - M., 2001.
4. Zalevskiyj, G.V. «Osnovih sovremennoyj bikhevioraljno-kognitivnoyj terapii i konsuljtirovaniya». - Tomsk, 2006.
5. Bek, A. Kognitivnaya terapiya: polnoe rukovodstvo. Cognitive Therapy: Basics and Beyond/ A. Bek, D.S. Bek. - M., 2006.
6. Bek, A. Kognitivnaya psikhoterapiya rasstroyjstv lichnosti / A. Bek, A. Frimen. - SPb.: Piter, 2002.
7. Bek, A. Kognitivnaya terapiya depressii: nauchnoe izdanie / A. Bek, D. Rash, B. Sho, G. Ehmeri. - SPb., 2003.
8. Ehllis, A. Praktika racionaljno-ehmocionaljnoyj povedencheskoyj terapii / A. Ehllis, U. Drayjden. - SPb., 2002.
9. Kholmogorova, A.B. Kognitivnaya psikhoterapiya suicidaljnogo povedeniya: istoriya razrabotki, sovremennoe sostoyanie, perspektivih razvitiya // Medicinskaya psikhologiya v Rossii: ehlektron. nauch. zhurn. - 2013. - № 2(19) [Eh/r]. - R/d: http://medpsy.ru
Статья поступила в редакцию 15.07.14
УДК 159.9
Chernjavskaja V.S., Malakhova V.R. METACOMPETENCE IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE AS PROFESSIONAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY STUDENT. In the course of the research universal professional competences that have a psychological basis are proposed. From the position of metacognitivism, the key competencies are metacompetences. A person's psychological culture is considered as an important component in the structure of professional competencies. The work presents an empirical research on the interrelation of a metacompetence and a psychological culture.
Key words: professional competence, psychological culture, metacompetence, innovative economy.
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, директор лаборатории педагогики и психологии профессионального развития личности, проф. каф. философии и психологии, Владивостокский гос. университет экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; В.Р. Малахова, Владивостокский гос. университет экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА
Предложены универсальные профессиональные компетенции, имеющие психологическую основу В подходе метакогнитивизма ключевыми компетенциями стали метакомпетенции. Психологическая культура личности обоснована как значимый компонент в структуре профессиональных компетенций. Проведено эмпирическое исследование взаимосвязи метакомпетенций и психологической культуры.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, психологическая культура, метакомпетенции, инновационная экономика.
Вопрос развития инновационности в экономике неизбежно делает актуальной такую фундаментальную сферу общества, как профессиональное образование. Эта сфера образует основу в стратегии развития общества и страны. Дефицит эффективно функционирующего кадрового потенциала, сотрудников, способных к инновационной деятельности - одна из первостепенных причин торможения развития инновационной экономики [1 ].
Настоящая работа выполнена в рамках проекта «Молодой ученый» ВГУЭС.
В условиях непрерывного обновления информации субъекту профессиональной деятельности необходимо быстро реагировать на изменения, быть способным проектировать как профессиональное, так и личностное развитие.
Министерство образования трактует непрерывное образование, как гибкую систему, чувствительную к изменениям потребностей рынка и населения. Такую парадигму можно охарактеризовать как образование «не на всю жизнь, а через всю жизнь».
В парадигме непрерывного образования, отвечающего современным требованиям темпа роста и развития, на наш взгляд, активный субъект образования является ключевым звеном в решении актуальных вопросов развития инновационной экономики России.
Профессионализм - знания, умения, навыки, профессиональные компетенции, а также универсальные компетенции, способствующие ориентации и адаптации в быстро изменяющихся условиях, в непрерывно обновляющемся потоке информации, при высоком темпе прогресса, растущих требованиях развивающейся инновационной экономики страны.
Результат образования без бдительной корректировки не стремится совпадать с заказом и потребностями рынка труда, но в современных условиях становиться необходимым воспринимать их в причинно-следственной связи. Компетент-ностный подход призван приблизить потребности рынка труда и цель образования, так компетенции и компетентность стали центральным звеном. Потребности рынка чаще обус-
ловлены ориентацией на результат, успех и прибыль. Чем и определен спектр желательных компетенций профессионала.
И.В. Дубровина указывает на утрату психологической культуры гражданами [2]. По нашему мнению, психологическая культура или ее элементы необходимы в комплексе профессиональных компетенций.
Профессиональная деятельность у многих людей занимает большую часть их жизни. Так жизненное самоопределение субъекта включает в себя профессиональное самоопределение, пересекающееся с личностным самоопределением [3]. Выбор профессии чаще всего основывается на личностных предпочтениях, способностях и задатках, убеждениях и ценностях и т.д. Таким образом, «профессиональное» почти всегда содержит в себе элементы «личностного».
Психологическая культура в общем понимании реализует базовые позитивные стремления [4]. Базовые стремления во многом определяют направление и характер профессиональной деятельности.
Юность - сензитивный период для развития стилей мышления, формирования личности. Юношеский возраст совпадает с обучением в высшем учебном заведении. Система образования должна транслировать принципы психологической культуры, формировать психологическую культуру студента, вместе или помимо профессиональных компетенций.
Именно в вузе субъект интегрирует свои профессиональные намерения с психологической культурой, ее формированием и развитием. Развитие и формирование психологической культуры субъекта образования вполне способно стать компонентом, расширяющим задачи и цели профессионального образования и, вместе с тем, дополняя компетентност-ный подход.
Известен тот факт, что множество людей, окончивших высшее учебное заведение, специализируются в областях и специальностях далеких от области указанной в дипломе. В то же время нередки вакансии с предъявляемым условием - наличие высшего образования (направление и специальность не имеют значения). Такое явление может свидетель-