войск» возможно внесение таких дисциплин как «конфликтоло- Важным является и организация взаимодействия с ВВУЗа-
«управление «этническая психология». ми других силовых структур МО РФ, ФСБ РФ, полиции с тем,
Вполне реально ознакомление с зарубежным °пыт°м под- чтобы выпускники правильно понимали место своей специаль-готовки специалистов разведки и спецназа стран ближнего
и дальнего зарубежья. С учетом наличия в ВВУЗахВВ МВД представителей разных национальностей и граждан других госу
ности в решении задач обеспечения безопасности государства. Сказанное способно существенно усилить практическую направ-
дарств возможна организация взаимодействия, позволяющая ляющую подготмки будущих °фицер°в спецподразделений
сформировать представление о ментальности разных народов. в ВВуЗахВВ МВД россии.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». - М., 2013.
2. Alfred, A. Knopf. See Rupert Smith, The Utility of Force: The Art of War in the Modern World. - New York, 2007.
3. John Arquilla. The End of War as We Knew It? Insurgency, Counterinsurgency and Lessons from the Forgotten History of Early Terror
Networks // Third World Quarterly. - 2007 - № 2.
4. John, F. Schmitt A Systemic Concept for Operational Design [Э/р]. - Р/д: http://www.scribd.com/doc/1576622/US-Air-Force-mcwl-schmitt-op-design.
5. Gary, A. Klein. Sources of Power: How People Make Decisions // Cambridge, Mass., 1999.
6. Eric, T. Olson. National Security Leaders Forum // Washington: Center for a New American Security. - 2008. - 3 March [Э/р]. - Р/д: http://
www.cnas.org/files/multimedia/documents/
7. Mark R. Reid. The Necessity of a Good Fight: A Multi-Cultural Approach to Productive Conflict in Operational Level Staffs; course paper // US Naval War College. - 2008. - 23 April.
8. Lynn Scott, Steve Drezner, Rachel Rue, and Jesse Reyes, Compensating for Incomplete Domain Knowledge // Santa Monica, Calif.: RAND.
- 2007 [Э/р]. - Р/д: http://www.rand.org/pubs/documented_briefings/DB517/
9. Field Manual, Army Leadership: Competent, Confident, and Agile // Washington: Headquarters Department of the Army. - 2006.
10. Strategic Plan for Transforming DOD Training. - 2009. - 5 February [Э/р]. - Р/д: http://www.defenselink.mil/prhome/docs/
11. Department of the Army Pamphlet 600-3, Commissioned Officer Professional Development and Career Management // Washington: Headquarters Department of the Army. - 2007.
12. Sean D. Naylor. Special Ops ‘Surge' Sparks Debate // Army Times. - 2008. - 23 December [Э/р]. - Р/д: http://www.armytimes.com/news/2008/ 12/army_sofsurge_122008w/
13. Dan Lamothe Corps Has Grown to Nearly 204,000 Marines // Marine Corps Times. - 2009. - 15 July [Э/р]. - Р/д: http://marinetimes.com/news/ 2009/07/marine_204k_071309w/
14. Margaret, C. Harrell, John F. Schank, Harry J. Thie, Clifford M. Graf II, and Paul Steinberg, How Many Can Be Joint? Supporting Joint Duty Assignments // Santa Monica, Calif.: RAND. - 1996 [Э/р]. - Р/д: http://www.rand.org/pubs/monograph_reports/MR593/
Bibliography
1. Federaljnihyj zakon ot 06.02.1997 N 27-FZ (red. ot 02.07.2013) «O vnutrennikh voyjskakh Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii».
- M., 2013.
2. Alfred, A. Knopf. See Rupert Smith, The Utility of Force: The Art of War in the Modern World. - New York, 2007.
3. John Arquilla. The End of War as We Knew It? Insurgency, Counterinsurgency and Lessons from the Forgotten History of Early Terror Networks // Third World Quarterly. - 2007 - № 2.
4. John, F. Schmitt A Systemic Concept for Operational Design [Eh/r]. - R/d: http://www.scribd.com/doc/1576622/US-Air-Force-mcwl-schmitt-op-design.
5. Gary, A. Klein. Sources of Power: How People Make Decisions // Cambridge, Mass., 1999.
6. Eric, T. Olson. National Security Leaders Forum // Washington: Center for a New American Security. - 2008. - 3 March [Eh/r]. - R/d: http:// www.cnas.org/files/multimedia/documents/
7. Mark R. Reid. The Necessity of a Good Fight: A Multi-Cultural Approach to Productive Conflict in Operational Level Staffs; course paper // US Naval War College. - 2008. - 23 April.
8. Lynn Scott, Steve Drezner, Rachel Rue, and Jesse Reyes, Compensating for Incomplete Domain Knowledge // Santa Monica, Calif.: RAND.
- 2007 [Eh/r]. - R/d: http://www.rand.org/pubs/documented_briefings/DB517/
9. Field Manual, Army Leadership: Competent, Confident, and Agile // Washington: Headquarters Department of the Army. - 2006.
10. Strategic Plan for Transforming DOD Training. - 2009. - 5 February [Eh/r]. - R/d: http://www.defenselink.mil/prhome/docs/
11. Department of the Army Pamphlet 600-3, Commissioned Officer Professional Development and Career Management // Washington: Headquarters Department of the Army. - 2007.
12. Sean D. Naylor. Special Ops ‘Surge' Sparks Debate // Army Times. - 2008. - 23 December [Eh/r]. - R/d: http://www.armytimes.com/news/ 2008/12/army_sofsurge_122008w/
13. Dan Lamothe Corps Has Grown to Nearly 204,000 Marines // Marine Corps Times. - 2009. - 15 July [Eh/r]. - R/d: http://marinetimes.com/ news/2009/07/marine_204k_071309w/
14. Margaret, C. Harrell, John F. Schank, Harry J. Thie, Clifford M. Graf II, and Paul Steinberg, How Many Can Be Joint? Supporting Joint Duty Assignments // Santa Monica, Calif.: RAND. - 1996 [Eh/r]. - R/d: http://www.rand.org/pubs/monograph_reports/MR593/
Статья поступила в редакцию 19.11.13
УДК 159.9
Chernjavskaja VS., Malahova V.R. METACOMPETENCE OF THE PERSONALITY OF THE POTENTIAL OF INNOVATIVE ECONOMY. In the article on the material of Russian and foreign research substantiates that the psychological potential of innovation is closely linked with metacompetence identity and subjectivity, as the active position of the authorship of the individual. There are presented the results of our empirical study of the relationship between these phenomena.
Key words: metacompetence, innovative activity, subjectivity, student, manager.
В.С. Чернявская, проф. каф. философии и психологии Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]; В.Р. Малахова, студентка Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ - ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье на материале отечественных и зарубежных исследований обосновано, что психологический потенциал инноваций тесно связан с метакомпетенциями личности и субъектностью, как активной позицией автор-
ства личности. Представлены полученные результаты эмпирического исследования взаимосвязи данных феноменов.
Ключевые слова: метакомпетенции, инновационная активность, субъектность, студент, менеджер.
Инновационная активность характеризует уровень развития экономики и страны в целом. В настоящее время в России обозначен курс на стимулирование и инновационного развития.
В.Е. Лепский при анализе подходов к инновационному развитию указывает, что стратегический выбор направления развития России должен основываться на преимущественном использовании не столько природных, сколько интеллектуальных ресурсов [1]. Для развития стратегических основ инноваций особенно актуальным является рефлексивный способ существования субъекта инноваций, которому присуща мета-позиция, в отличие от ситуативной или нормативной реактивности.
Исследования Российской экономической школы инновационной активности крупного бизнеса в России свидетельствуют о том, что первым барьером для инновационной активности является нехватка кадров, сотрудников, способных на инновационную деятельность, а также необходимость повышения качества высшего образования, необходимость увеличения финансирования государством НИОКР в университетах и НИИ [2]. Кроме того обосновано, что наличие в компании топ-менеджера по инновационному направлению, как инициатора к инновациям, повышает вероятность внедрения инноваций разного рода, и глобальных инноваций [2]. Таким образом, топ-менеджер (или владелец компании), возглавляющий инновационное напрвле-ние, с вероятностью, обладает особыми психологическими качествами. В качестве таковых мы рассматриваем высокий уровень развития метакомпетенций и выраженую субъектную позицию личности.
Инновационная и предпринимательская активность направляет взгляд и затем осуществляет шаг в сторону создания будущего. Они становятся процессами, как бы ставящими субъекта в позицию «над» в ситуации текущих результатов развития и деятельности, что и позволяет спроецировать образ (цель) направления будущего развития.
Инновационная активность существует автономно и реализуется в предпринимательстве [3]. Предпринимательство мы определяем не только как деятельность, направленную на получение прибыли, но и как личностный ресурс.
Так в содержание личностного ресурса попадает так называемый интрапренер или внутренний предприниматель. Выраженное интрапренерство в организации потенциально может повысить ее экономическую эффективность [3]. Внутренний предприниматель характеризуется предпринимательским отношением и доминирующей ориентацией на действие, обладает соответственными личностными свойствами, имеет специальные ресурсы, стимулирующие активные действия. Среди прочих, последние предполагают наличие метакомпетенций, создающих потенциал для активных действий, приобретения знаний и т.д.
Понятие «интрапренер» или внутренний предприниматель используется как в отношении организаций, так и в контексте методов повышения инновационности, внедрения новых технологий, для стимуляции прогресса и роста. Так же, студент вуза продвигая новаторскую мыследеятельность, по праву может именоваться интрапренером или внутренним предпринимателем, имея соответствующий личностный ресурс. Предвосхищая профессиональное будущее студента, вуз может создавать условия для процветания интрапренерства, как качества личности.
Целью настоящей работы явилось обоснование личностного потенциала как комплекса взаимосвязанных психологических феноменов для реализации в русле развития инновационной и предпринимательской активности на примере студентов вуза, а именно: мы рассматривали категорию субъектности и психологический феномен метакомпетенции и их потенциальную взаимосвязь.
Исследование метакомпетенций впервые было рассмотрено в русле компетентностного подхода, как компетенции обеспечивающие приобретение новых компетенций, управление и применение компетенций [4]. Метакомпетенции личности важно развивать на этапах общего и, тем более, профессионального образования, так как обладание субъектом таковыми делает его более эффективным, успешным, позволяет продуктивнее осуществлять профессиональное становление путем непрерывного продуктивного самосовершенствования.
Метакомпетенции - интегративная характеристика субъекта, она включает в себя в качестве базового качества рефлексию, как механизм высших уровней развития сознания [5]. Созвучным, но более глобальным и всеобъемлющим является понятие субъекта, как характеристику активности, авторства человека. Субъект автономен и целостен, может принимать независимые решения [5; 6]. Субъект открыт новому опыту он готов к самопознанию, что делает его развитие и совершенствование гармоничным, продуктивным. Непрерывное развитие своих навыков и профессиональных качеств, стремление к самосовершенствованию характеризует успешного специалиста профессионала. Субъектность относительно категории профессионализма имеет смысл способностей к разрешению противоречий, встречающиеся в профессиональной деятельности [6].
В контексте макроаналитического подхода к познанию человека метакомпетенции и субъектность определяются как мак-
Таблица 1
Метакомпетенции и субъектный контроль у студентов-менеджеров
№ Метакомпетенции Ориентация
испытуемого Метакогнитивные Метакогнитивна субъектного
знания я активность контроля (ОСК)
(баллы) (баллы) (баллы)
1. 19 11 35
2. 11 6 14
3. 10 9 24
4. 17 8 26
5. 11 10 43
6. 9 7 14
7. 12 5 24
8. 7 3 -16 (экст-л
9. 8 6 61
10. 12 5 46
11. 7 3 23
12. 15 6 23
13. 15 7 26
14. 9 3 35
15. 11 7 29
16. 10 7 21
17. 17 10 36
18. 14 7 31
19. 11 12 3
20. 11 10 27
21. 16 13 34
22. 17 8 20
23. 3 6 31
24. 10 7 -16 (экст-л)
25. 16 10 33
26. 5 8 -28 (экст-л
27. 14 9 15
28. 18 10 18
29. 10 6 32
30. 7 8 31
31. 9 11 37
32. 5 6 33
33. 14 11 32
34. 6 2 23
35. 13 10 43
36. 5 5 6
роструктура и макрокатегория [7]. Общие интегративные характеристики позволили нам предположить, что они взаимосвязаны между собой.
Эмпирическое исследование указанной взаимосвязи было проведено на группе студентов направления «Менеджмент» (Ы= 36) во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса в ноябре 2013 года.
Использовались следующие психодиагностические методики: М.М. Кашапова «Самооценка метакогнитивных знаний и ме-такогнитивной активности» [8], определения ориентации субъектного контроля А.К. Осницкого в рамках интервальной шкалы экстернал - интернал [9]. Для экстерналов характерно убеждение, что события, происходящие с ними от них самих не зависят, напротив, интерналы- как правило, проявляют активность, авторство в моделировании происходящих событий, чаще строят планы, прикладывают собственные усилия. Субъектность мы рассматривали, как синоним интернальности, связывая ее источник с внутренним локусом контроля, принятием на себя ответственности за происходящее и за принимаемые решения.
Мы предположили, что будущий менеджер должен обладать существенной долей инновационной и субъектной активности, а также метакомпетенций для способности к формированию инновационных стратегий экономического развития, это явилось основанием для выбора менеджеров в качестве экспериментальной выборки. Ниже представлены результаты исследования взаимосвязи показателей метакомпетенций, а именно-метакогни-тивных знаний и метакогнитивной активности и уровня субъектного контроля (таблица 1).
Высокие показатели по компонентам метакомпетенций выделены серым цветом. Результаты субъектного контроля представляются в виде дихотомии «экстернальность - интерналь-ность». Количество баллов в интервале (-5; 10) свидетельствует
Библиографический список
о сбалансированности интернальности и экстернальности (А.К. Осницкий).
Выраженная экстернальность не встречается ни в одном результате одновременно с высокими показателями компонентов метакомпетенций (испытуемые №№ 8, 24, 26). Высокие показатели по двум компонентам метакомпетенций диагностируются вместе с высокими показателями интернальности (испытуемые №№ 1, 21, 33).
В логике исследования изучение взаимосвязи проводилось в двух направлениях. В первом случае изучалась взаимосвязь субъектного контроля (субъектности) и метакогнитивных знаний (МЗ). Второе направление - взаимосвязь субъектности (С) и метакогнитивной активности (МА). Была определена корреляционная связь (коэффициент Пирсона) разных уровней:
R(МЗ,С)= 0,4 - что свидетельствует о наличии корреляции слабого уровня- в случае взаимосвязи метакогнитивных знаний с субъектностью;
R(МА,С)= 0, 54 - наличие корреляции среднего уровня взаимосвязи метакогнитивной активности с субъектностью.
Оба компонента метакомпетенций - метакогнитивное знание и метакогнитивная активность имеют корреляционную связь разной величины с уровнем субъектного контроля у студентов -менеджеров, которые, как мы полагаем, является будущими субъектами инновационного развития экономики страны, что подтвердило нашу гипотезу.
Инновационная активность субъекта связана с его способностью брать на себя ответственность, разрешать противоречия, быть активным деятелем, принимать эффективные решения. Проявление этих качеств соответствует интегративным качествам субъекта, целостности, высокому уровню самоорганизации, саморегуляции.
1. Лепский, В.Е. Субъектно-ориентированный подход к инновационному развитию. - М., 2009.
2. Инновационная активность крупного бизнеса в России // Российский журнал менеджмента. - 2010. - № 4. - Т. 8 [Э/р]. - Р/д: http:// www.marketing.spb.ru/mr/social/innov_activity.htm
3. Эбнер, М. Предпринимательская ориентация в организации. Внутренне предпринимательство // Психология труда и организационная психология. - 2010. - Т. 6.
4. Малахова, В.Р Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда / А.К. Самойличенко, В.Р Малахова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - Красноярск.
- 2012. - № 12.
5. Лефевр, В.А. Рефлексия. - М., 2003.
6. Знаков, В.В. психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - № 2. - Т. 24.
7. Сергиенко, Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект [Э/р]. - Р/д: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/sovremennie-issl-2/e-a-sergienko.html.
8. Кашапов, М.М. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. - Ярославль, 2012.
9. Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности. - М.; Обнинск, 2010.
Bibliography
1. Lepskiyj, V.E. Subjhektno-orientirovannihyj podkhod k innovacionnomu razvitiyu. - M., 2009.
2. Innovacionnaya aktivnostj krupnogo biznesa v Rossii // Rossiyjskiyj zhurnal menedzhmenta. - 2010. - № 4. - T. 8 [Eh/r]. - R/d: http:// www.marketing.spb.ru/mr/social/innov_activity.htm
3. Ehbner, M. Predprinimateljskaya orientaciya v organizacii. Vnutrenne predprinimateljstvo // Psikhologiya truda i organizacionnaya psikhologiya.
- 2010. - T. 6.
4. Malakhova, V.R. Razvitie metakompetenciyj studentov kak psikhologicheskaya osnova budutheyj vostrebovannosti rihnkom truda / A.K. Samoyjlichenko, V.R. Malakhova // Sovremennihe issledovaniya socialjnihkh problem (ehlektronnihyj nauchnihyj zhurnal). - Krasnoyarsk.
- 2012. - № 12.
5. Lefevr, V.A. Refleksiya. - M., 2003.
6. Znakov, V.V. psikhologiya subjhekta kak metodologiya ponimaniya chelovecheskogo bihtiya // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 2. -T. 24.
7. Sergienko, E.A. Priroda subjhekta: ontogeneticheskiyj aspekt [Eh/r]. - R/d: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/ sovremennie-issl-2/e-a-sergienko.html.
8. Kashapov, M.M. Tvorcheskaya deyateljnostj professionala v kontekste kognitivnogo i metakognitivnogo podkhodov. - Yaroslavlj, 2012.
9. Osnickiyj, A.K. Psikhologicheskie mekhanizmih samostoyateljnosti. - M.; Obninsk, 2010.
Статья поступила в редакцию 19.11.13
YflK37.013.42
Yudina A.I. TECHNOLOGICAL MAP AS AN INTERACTIVE TOOLS TO PREVENT SOCIAL ABANDONMEN. Flow chart of the socio- pedagogical concept of prevention of child abandonment by the author of the article , include identifying the causes of family problems , the use of institutional mechanism for interaction among micro society and technology components prevent child abandonment . Proposed by the author flow chart is an interactive tool for child abandonment prevention system that allows immediate modify or clarify the scenario object.
Key words: technological map; social orphanhood;unfavorable situation of the family; the warning system of child abandonment.