ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Малахова В. Р., Чернявская В. С. Личность художника: метакомпетенции в художественном творчестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76128. htm.
ART 76128 УДК 159.9
Малахова Варвара Романовна,
аспирант ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток [email protected]
Чернявская Валентина Станиславовна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и юридической психологии ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток [email protected]
Личность художника: метакомпетенции в художественном творчестве
Аннотация. В данной статье представлено исследование содержания метаком-петенций личности. Рассматривались вопросы определения понятия метаком-петенций в рамках изобразительной деятельности на примере детей младшего школьного возраста. Дан анализ происхождения понятия метакомпетенции и обзор отечественных и зарубежных исследований в этой сфере. Метакомпетенции определены как компетенции, находящиеся на стыке эмоциональных ресурсов и художественного творчества, в контексте межпредметных связей. В соответствии с возрастными характеристиками детей младшего школьного возраста обоснованы методы исследования. В качестве предмета эмпирического исследования выступили характеристики метакомпетенций в области эмоционального восприятия детей, а также понимания и ориентирования ребенка в области чувств и эмоций. Обнаружена достоверная связь (корреляция по Пирсону) между эмоциональным интеллектом и шкалой «умение выбирать», а также между когнитивной шкалой и шкалой эмоционального содержания.
Ключевые слова: метакомпетенции, характеристики метакомпетенций, младший школьный возраст, рефлексия; эмоциональный интеллект. Раздел: (2) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Под изобразительным искусством мы понимаем не просто копирование материального мира, а изображение мира, «пропущенного» через призму восприятия художника. Продукт художественного творчества становится результатом взаимодействия индивидуальности художника и окружающей действительности. Материальный мир трансформируется в предмет творчества, когда этот процесс основан на эмоциях и чувствах, проживаемых художником. Такая трансформация происходит посредством символизма и иносказательности, это позволяет художнику выразить в картине большее, чем увиденное. Если рассматривать аспект обращённости результата на зрителя, то, задача художника - пробудить интерес и воображение и способствовать духовному обогащению зрителя, показывая скрытые смыслы и слои этого мира.
Личность художника обладает более тонким и чутким мироощущением, и каждый художник несет свою философию жизни. Такие факты можно почерпнуть из биографий Ван Гога, Сальвадора Дали, В. Кандинского и многих других. Поэтому обучение художественному мастерству несет не только знания и умения изображать предметы окружающего мира на плоскости, но, прежде всего - умения создавать и
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Малахова В. Р., Чернявская В. С. Личность художника: метакомпетенции в художественном творчестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76128. htm.
выражать идею, наполнять картину смыслом. Мы предполагаем, что развитию такого умения способствуют определенные личностные качества. Наиболее близкими среди известных психологических феноменов, на наш взгляд, являются эмоциональный интеллект, рефлексия и изучаемое нами явление - метакомпетенции.
Метапредметность в современном образовании становится ключевым понятием и вектором развития. Метапредметные результаты, как способы действий и регуляции деятельности ребёнка рассматриваются в контексте создания соответствующих условий образования. Способность находить метапредметные связи выражается и соответствует феномену личности - метакомпетенции.
Метакомпетенции понимаются как универсальные компетенции, имеющие психологическую сущность. В основе метакомпетенций лежит универсальный и унитарный процесс - рефлексия. Универсальность и фундаментальность метакомпетенций являются основой создания эффективных отношений их субъекта, как с внешним, так и со своим внутренним миром, метакомпетенции содержат в себе потенциал и ресурсы развития, творческой созидающей деятельности, самореализации.
Впервые вопрос о метапроцессах изучали А. Браун, Г. Уэлман и Дж. Флейвелл, Метапроцессы рассматривались как процессы регуляции мышления, к его функциям относили планирование, регуляцию и согласование процессов мышления [1].
М. М. Кашапов описывает основной механизм творческого мышления - надси-туативность или метапозицию, которая способствует эффективному решению задач, формированию взгляда на ситуацию без влияния внешних факторов [2]. Родственным понятием, раскрытым в работах М. М. Кашапова является метапознание, которое, на наш взгляд, глубже раскрывает сущность метакомпетенций [3]. Метапозна-ние понимается как взаимодействие процессов связанных с метакогнитивной активностью. В качестве результата этого взаимодействия возникает получение мета-когнитивных знаний. Таким образом, метапознание осуществляет внутреннюю регуляцию когнитивных процессов, отслеживание, контроль, процессы трансформации, планирование.
Зарубежные исследователи в результате анализа компетенций и особенностей их использования в контексте обучения выделили необходимые компетенции, обеспечивающие эффективную работу [4]. Среди основных компетенций были выделены метакомпетенции как базовые, занимающие центральное звено и обеспечивающие приобретение остальных компетенций.
Развитие метакогнитивизма и компетентностного подхода оказали влияние и на систему образования, а именно - изменилась конечная цель образования. Мета-предметность - ядро как школьного образования, так и высшего профессионального образования. Метапредметные результаты определяются и реализуются в способе мышления, которое формируется и совершенствуется на протяжении всего активного существования человека. Метакомпетенции как интегрирующий элемент личности соединяет знания, опыт, умение получать новые знания, определять недостающую информацию, управлять своим развитием и усложняется на протяжении жизни, развиваясь в определенную систему, в основе которой лежит рефлексия [5]. В соответствии с зарубежными [4, 7] и отечественными [2, 3, 6] взглядами на типологию компетенций, в рамках целостной модели компетенций, метакомпетенции мы понимаем, как компетенции, определяющие индивидуальную эффективность, которые облегчают приобретений других компетенций.
Описание метакомпетенций чаще всего понимается и иллюстрируются примерами из деятельности взрослой личности, профессионала [6, 7]. Выработка условий становления метапредметности как результата образования на всех его этапах ме-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Малахова В. Р., Чернявская В. С. Личность художника: метакомпетенции в художественном творчестве // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76128. htm.
няют фокус зрения. Важны преемственность концепции и этапов образования и диктует вопрос о генезе метакомпетенций в детском возрасте, на этапе начального образования. Сходное мнение, на наш взгляд, выражают В. В. Павлова и Е. В. Высоцкая, которые акцентируют внимание на целях педагога, которые в существенной мере могут стать условием развития метапредметной активности ученика, важности внимания к компонентам активности ученика, ориентировочных компонентах способа действия (образца) в процессе реального ориентирования при решении учебной задачи [8].
В отличие от сферы накопленных знаний, умений, опыта, наиболее развитой в детском возрасте является эмоциональная сфера Более того, эмоции и чувства -это доступная для восприятия область знаний с раннего возраста. Период детства связан с бурным развитием эмоций и мышления, которые тесно переплетаются в своем функционировании. Ребёнок в возрасте 9-10 лет в определённой мере овладевает сознательной регуляцией. В то же время эмоциональное отношение является основой жизни ребёнка, оценивание фактов и поведения также происходит на основе эмоций.
Объектом исследования стало эмоциональное восприятие у детей младшего школьного возраста. Предмет - характеристики метакомпетенций в контексте эмоционального восприятия детей младшего школьного возраста. Использовался комплекс методик, в том числе одна методика- в процессе апробации, которая диагностирует метакомпетентность в детском возрасте через понимание и ориентирование ребенка в области чувств и эмоций и их выражение в абстрактных художественных образах.
В контексте поставленной задачи уместно применение арт-терпевтических методов. Арт-терапевтические методы облегчают доступ к бессознательным процессам, также посредством арт-терапии субъект получает возможность выражения внутреннего мира посредством символического языка, осуществляя некую трансформацию модальностей сущности содержания [9].
Участниками нашего исследования были 26 детей - младшего школьного возраста, 9-10 лет. Все они живут в городе Владивосток, Приморский край. Мы использовали следующие методы: 1) рисуночный тест Р. Сильвер «Нарисуй историю» позволяет произвести оценку познавательных способностей и процессов, оценку творческих способностей и оценку текущего эмоционального состояния; 2) тест художественного и эмоционального восприятия (ТХЭВ) (А. И. Копытин) [10], в рамках апробации применялся совместно с тестом Р. Сильвер «Нарисуй историю», он позволил определить уровень эмоционального интеллекта.
Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста ^ = 26; средний возраст 9,5 лет) в форме тренинга: было осуществлено погружение в творческий процесс, создание контакта и доверия. Нами предполагалось, что умение находить эквивалент чувствам и эмоциям среди предложенных абстрактных рисунков (ТХЭВ) могут интерпретироваться, как метакомпетенции. Предполагалось, что результаты, полученные с помощью теста художественного эмоционального восприятия, будут связаны с когнитивной и эмоциональной шкалами теста Р. Сильвер «Нарисуй историю».
Результаты диагностики, проведённой с помощью рисуночного теста по когнитивной шкале и шкале эмоционального содержания: высокие показатели по уровню эмоционального интеллекта оказались у 30,8% выборки, 68,2% выборки имели средний или низкий уровень эмоционального интеллекта, в соответствии с результатами теста художественно-эмоционального восприятия.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Малахова В. Р., Чернявская В. С. Личность художника: метакомпетенции в художественном творчестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76128. htm.
Распределение показателей эмоционального интеллекта
Анализ корреляционных связей был произведен относительно шкалы эмоционального интеллекта. Когнитивная шкала рисуночного теста «Нарисуй историю» представлена тремя шкалами: умение выбирать (содержание или идею рисунка), умение передавать представления в рисунке и истории (креативность, проявленная в форме и содержании рисунка и сочинении истории), умение комбинировать (форма рисунка). Таким образом, корреляционные связи высчитывались между показателями эмоционального интеллекта и всеми указанными шкалами рисуночного теста. Корреляционные связи анализировались с помощью коэффициента Пирсона при уровне значимости равном 0,05.
Коэффициенты корреляции (по Пирсону)
Шкалы теста Р. Сильвер Эмоциональный интеллект
Когнитивная шкала 0,47
Умение выбирать (содержание или идея рисунка) 0,68
Умение передавать представления в рисунке и истории (креативность, проявленная в форме и содержании рисунка и сочинении истории) нет связи
Умение комбинировать (форма рисунка) нет связи
Эмоциональное содержание 0,4
Обнаружена достоверная связь (корреляция по шкале Чеддока) между эмоциональным интеллектом и шкалой «умение выбирать (содержание или идея рисунка), коэффициент корреляции составил 0,68. Также умеренная прямая корреляция обнаружена между когнитивной шкалой и шкалой эмоционального содержания. Таким образом, существует связь между уровнем эмоционального интеллекта и показателями по когнитивной шкале (умение выбирать, содержание или идея рисунка) и по шкале эмоционального содержания. Это можно интерпретировать как трансформацию эмоционального содержания в когнитивное.
В то же время не обнаружена связь с умением передавать представления в рисунке и умением комбинировать, формы рисунка.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Малахова В. Р., Чернявская В. С. Личность художника: метакомпетенции в художественном творчестве // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76128.htm.
Тест художественно-эмоционального восприятия отражает уровень развития эмоционально-чувственной сферы. Испытуемому в данном тесте предлагалось соотнести чувства и эмоции с абстрактными картинами, то есть найти эквивалент чувствам среди предложенных изображений. Эту задачу мы определили в качестве ме-тапредметной, а её решение- характеристика метакомпетенции. Здесь требовался синтез знания и понимания не только в области чувственно-эмоциональной сферы, но и ощущений цветов и колорита, а также их взаимосвязей и перетекания одного в другое. То есть осуществлялся переход из одной модальности в другую (в данном случае переход от чувств к изображению) с сохранением сущности понятий. Для осуществления такой трансформации требовалось, как развитое эмоциональное восприятие (шкала эмоционального содержания теста Р. Сильвер), так и развитые познавательные способности (когнитивная шкала теста Р. Сильвер). Заметим, что способность к осуществлению такого перехода показали 31% исследуемой выборки.
Наиболее тесная корреляция из обнаруженных говорит о связи эмоционального интеллекта и показателя когнитивной шкалы- умение выбирать (содержание или идею рисунка). Отметим, что последнее отражает уровень разработанности идеи и содержания рисунка, а также степень выраженности абстрактного мышления. В данном случае разработка идеи, концепции рисунка на основе стимульного материала (набора черно-белых рисунков) - это проявление метакомпетенций. Испытуемому, как субъекту процесса, самому необходимо было определить для себя конечную цель создаваемого им рисунка, и соответственно с этой целью преобразовывать объекты, продумывать содержание рисунка, что подразумевает существенно большее, чем можно увидеть на рисунке. Процесс выбора и разработки идеи и содержания рисунка схож с процессом выбора картинок, подходящих к тому или иному чувству. В этом случае так же необходимо иметь концептуальное понимание понятия, чтобы наиболее точно его выразить в другой модальности. Метакомпетенции в этом смысле помогают выделить сущность понимаемого без «каркаса определений» и перенести его в другую модальность.
В нашем исследовании мы описали проявления метакомпетенций в изобразительном искусстве на примере детей в возрасте 9-10 лет. Задача описания мета-компетенций является сложной, поскольку понятие это в существенной мере дискуссионно, и не обладает на текущий момент точным научным статусом. Мощное развитие в детском возрасте чувственно-эмоциональной сферы личности позволяет диагностировать метакомпетенции именно в этой области.
С помощью методики Р. Сильвер были выделены шкалы, соответствующие нашему пониманию метакомпетенций. Доказано, что имеется связь эмоционального интеллекта и результатов, полученных с помощью методики ТХЭВ: шкала эмоционального содержания и когнитивная шкала, это показывает тесноту связи эмоциональной и когнитивной сферы ребёнка. Влияние на эмоциональную сферу опосредованное когнитивными процессами позволяет ребёнку переходить на новый уровень мышления и чувств, что в определённой мере обеспечивает гармоничное развитие личности. Это оправдано внутренними процессами, сопровождающими выполнение теста художественно-эмоционального восприятия, в рамках которого связаны эмоциональные и когнитивные структуры, что образует метакомпетентность результата.
Данным исследованием мы проиллюстрировали один из механизмов создания продукта изобразительного творчества. Механизм основывается на трансформации эмоционально-чувственного содержания личности художника в художественное изображение на плоскости, посредством символизма и иносказательности. Способ-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Малахова В. Р., Чернявская В. С. Личность художника: метакомпетенции в художественном творчестве // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S11. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76128. htm.
ность к такой модификации нами понимается как метакомпетенция и основное качество Художника.
Ссылки на источники
1. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
3. Кашапов М. М. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов. - Ярославль, 2012.
4. Human Resource Development International. - Vol. 8. - 2005. - March. - № 1. - P. 27-46.
5. Малахова В. Р., Чернявская В.С. Метакомпетенции и рефлексивный анализ в профессиональном образовании // Профессиональное образование в развитии региона и общества: традиции, творчество, технологии: материалы международной научно-практической конференции. - Омск, 2012. - С. 32.
6. Рубцов В. В., Забродин Ю. М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда // Вестник практической психологии образования. - 2012 .- № 3.
7. Kachcharov S. Over-professional competence and management // Organizational Psychology. -2014. - Vol. 4. - № 4.
8. Павлова В. В., Высоцкая Е. В. Особенности формирования метапредметных результатов в предметном обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. -С. 1246-1250. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54513.htm.
9. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб.: Питер, 2002.
10. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия. - М.: Когито-центр, 2015.
Varvara Malakhova,
graduate student, Vladivostok State University of Economy and Service, Vladivostok
Valentina Chernyavskaya,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Philosophy and Legal Psychology, State
University of Economy and Service, Vladivostok
Identity of the artist: metacompetences of art creativity
Abstract. Research of maintenance of metacompetences of the personality is presented in this article. Questions of definition of concept of metacompetences within graphic activity on the example of children of younger school age were considered. The analysis of an origin of concept of metacompetence and the review of domestic and foreign researches in this sphere is given. Metacompetences are defined how the competences which are on a joint of emotional resources and art creativity in the context of intersubject communications. According to age characteristics of children of younger school age research methods are proved. Characteristics of metacompetences of area of emotional perception of children, and also understanding and orientation of the child in the field of feelings and emotions have acted as a subject of empirical research. Reliable communication (correlation according to Pearson) between emotional intelligence and a scale "ability to choose", and also between a cognitive scale and a scale of emotional contents is found. Key words: metacompetences; characteristics of metacompetences; younger school age; reflection; emotional intelligence.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 01.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 02.06.16
Принята к публикации Accepted for publication 02.06.16 Опубликована Published 03.06.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Малахова В. Р., Чернявская В. С., 2016
www.e-koncept.ru