Медиасреда. 2023. № 1. С. 65-72. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 1: 65-72. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2023-10113
МЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Дариан Федорович Федотов
Московский международный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В предложенной статье рассматривается тема, связанная с визуальным поворотом. Речь идет об одном из актуальных способов визуализации информации - о мемах. Рассматриваемая тема своевременна так как именно мемы являются тем источником информации, который востребован у современного молодого поколения. Сформулировав цель статьи: рассмотрение мема как инструмента формирования ценностных ориентиров современной молодежи, автор последовательно идет к ее реализации. Этому способствует логистика статьи. В начале работы рассматривается степень изученности темы - здесь автор выделяет три основные группы научных работ: мем, как средство визуализации; теоретическое осмысление понятия «мем» и труды, в которых обсуждаются вопросы формирования ценностных ориентиров современной молодежи. Автор обосновывает теоретико-методологическую базу исследования и методы исследования: к числу которых относятся количественный и качественный анализ, наблюдение и описание. В статье представлен обзор определений таких терминов, как «мем» и «интернет-мем». Приводятся характеристики мема: типология и функциональность. Автор убедительно показывает, что благодаря своим характеристикам мем является мощным инструментом формирования ценностных ориентиров современной молодежи. Используя метод обоснованной выборки, наглядно доказывает, что использование мема может иметь не только положительный, но и отрицательный эффект. Возможность присутствия скрытого негативного смысла используется создателями мемов как средство манипуляции читателем. В связи с чем сформулирована очень точная медиаобразовательная задача, связанная с формированием навыка критического отношения к информации. Важно научиться считывать заложенные смыслы и уметь отличать мем-шутку от мема-манипулятора.
Ключевые слова: интернет-мем, мем, молодежь, социальные медиа, ценности, ценностные ориентиры
Для цитирования: Федотов Д. Ф. Мемы как инструмент формирования ценностных ориентиров современной молодежи // Медиасреда. 2023. № 1. С. 65-72. doi: 10.47475/2070-0717-2023-10113
For citation: Fedotov D. F. Memes as a tool for the formation of value orientations of modern youth. Mediasreda. 2023; 1: 65-72. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-10113
Введение
В современном мире социальные медиа предлагают различные инструменты, предназначенные для взаимодействия пользователей сети Интернет. Одним из таких инструментов являются мемы, которые доносят мысль автора в двух-трех словах или одной-двух ключевых сценах (на картинке). Идея в том, что герои картинки, как правило узнаваемые персонажи. Чаще всего мемы строятся на произведениях классической литературы, различных произведениях искусства, на кадрах популярных фильмов, на кадрах из современных ТВ-передач и интервью с политиками и звездами. Главная задача мема - вызвать реакцию: положительную или отрицательную.
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современной жизни способами донесения и формирования базовых ценностей в значительной степени является интернет-пространство, а мемы один из источников информации, доступной современной молодежи. Цель исследования рассмотреть мем, как инструмент формирования ценностных ориентиров современной молодежи.
Степень изученности темы. Рассматривая вопрос степени изученности темы мы выделили несколько направлений. Во-первых, мем как средство визуализации. Здесь можно отметить работы таких исследователей, как С. И. Симакова (Симакова 2017), С. С. Распопова (Распопова 2017), И. В. Топчий (Симакова, Топчий 2019), С. А. Панюкова (Симакова, Панюкова, Топчий 2019) и др. Во-вторых, исследования, посвященные непосредственно мемам: определение мема, типология и классификация,
способы создания и другое. К этой группе мы отнесли научные труды следующих авторов: Р. Докинз (Докинз 1993); В. С. Котова (Котова 2021; 2022); С. А. Шомова (Шомова 2019); L. Shifman (Shifman 2014) и других (Горбатов, Байчик, Бобрикова 2021; Зиновьева 2014; Канашина 2017; Петухова 2022; Нежиренко 2022).
И, конечно, говоря о теме нашего исследования, мы не могли пройти мимо работ, рассматривающих вопросы формирования ценностных ориентиров современной молодежи: Н. М. Байбатырова (Байбатырова 2022), М. М. Друкер (Друкер, Яновская 2021; Друкер, Суворова 2022), Е. Н. Лысенко (Лысенко 2017), Н. Г. Марченко (Марченко 2013), Т. В. Марченко (Марченко 2019), С. И. Симакова и И. В. Топчий (Симакова, Топчий 2017); В. А. Ситаров (Ситаров 2018).
Теоретико-методологическая база представленного исследования основывается на научных и исследовательских работах, на публикациях в научных периодических изданиях. Особую ценность для организации нашего исследования представляют труды С. В. Канашиной, и Ю. В. Щуриной. Важным является замечание К. В. Дементьевой о роли мемов в формировании ценностных ориентиров современника. По мнению исследователя, «мем, создающий четкий образ в сознании человека, способен управлять и его ценностными ориентациями, подсказывая в жизненных ситуациях готовые модели поведения и стереотипы (Дементьева 2018: 264).
Методы исследования. В описываемой работе были использованы количественный и качественный анализ, наблюдение и описание.
Определение мема. К понятию мема обращались многие исследователи. Проанализировав различные подходы, в своей статье мы будем придерживаться определения, сформулированного М. В. Ягодкиной: «Мем - это информационный комплекс, насыщенный экспрессией, формирующий социальную среду, передаваемый, в основном, посредством социальных сетей» (Ягодкина 2019). Термин «мем» в научное поле ввел Ричард Докинз. По мнению ученого мемом является любая идея, символ, манера, ситуация или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. (Докинз 1993). Придя в научное пространство из биологии, термин, благодаря развитию интернет-технологий и интернет-коммуникаций, прочно закрепился в медиапространстве.
Безусловно, пользователи социальных сетей выделяют из потока информации изображения, которые бросаются в глаза за счет узнаваемости, яркости и юмора. Кому-то современные мемы напоминают карикатуры из советского журнала, кому-то гэги из старого кино, кому-то политический плакат или анекдот. Сегодня мемы - однозначно стали компонентом культурной эволюции. Они являются популярным способом передачи информации в том виде, в котором она наиболее доступна для понимания широкого круга пользователей. В основном мемы помогают поднять настроение и остроумно ответить оппоненту при возникновении виртуальной дискуссии. Помимо такой развлекательной функции мемы дают возможность автору осветить ту или иную проблему и привлечь к ней внимание.
Рассуждая об этимологии термина «мем» необходимо отметить, что существует ошибочное мнение о том, что «мем» означает слово «память», ссылаясь на перевод с английского «memory». Как мы заметили ранее, это мнение ошибочное. Впервые определение термину «мем» в 1976 году дал английский ученый Ричард Докинз, как мы сказали выше, а исследователь Патрик Дэвисон представил первое определение интернет-мема: «Интернет-мем - это культурный образец, обычно - шутка, наращивающая свое влияние через распространение в Интернете» (Mandiberg 2012). На сегодняшний день термин «интернет-мем» так и не получил устойчивого определения. Габриэлла Коулман обращает внимание на особенность при создании интернет-мема, а именно одной из первых указывает на коллективного автора в определении этого понятия. По ее мнению, интернет-мемы обязательно обладают таким качеством, как вирусность - это изображения, видео и фразы, которые подвержены постоянной модификации со стороны пользователей, а наиболее удачные распространяются со скоростью, которую может позволить интернет (Coleman 2012). В действительности этот процесс выглядит так: любая забавная картинка, придуманная кем-то, через перепост очень быстро распространяется в сети, при этом желающие могут дополнить и дополняют изображение чем-то своим. В молодежной среде мем часто называют «мемасик» или «мемчик» и определяют его как картинку с шуткой, которая может копироваться и повторяться. По нашему мнению, обзор подходов к определению интернет-мема не может быть полным без упоминания позиции профессора коммуникации Лимор Шифман, утверждающую, что интернет-мемы имеют общие характеристики с другими мемами. В то же время их отличает онлайн-передача мема - здесь речь идет о высокой точности, плотности копирования и долговечности. Принципиально новым в теории Л. Шифман является то, что исследователь предлагает рассматривать мем как группу цифровых элементов, объединенных общими характеристиками - содержание, форма и/или позиция - созданных при условии взаимной осведомленности и распространяемых, копируемых и модифицируемых множеством интернет-пользователей (Shifman 2014). С. В. Канашина предлагает рассматривать интернет-мем как комплексный феномен интернет-коммуникации, представляющий собой целостную, завершенную единицу, с текстом и картинкой в квадратной рамке (Канашина 2017: 86).
Выполнив обзор и анализ различных подходов к определению мема, опираясь на авторитетное мнение Л. Шифман и М. В. Ягодкиной, в качестве рабочего мы предлагаем следующий подход к рассматриваемому понятию: мем - это единица культурной информации, передаваемая в социальных медиа с помощью GIF-файлов, устной и письменной речи, забавных изображений, символов, видео и т. д. от пользователя к пользователю. При этом мем чаще высмеивает и описывает некую ситуацию.
Характеристики мема. Рассматривая характеристики мема, в первую очередь, обратимся к их классификации / типологии. Здесь необходимо отметить исследования К. В. Дементьевой (Дементьева 2018: 261-262), С. В. Канашиной (Канашина 2017: 87-89), Ю. В. Щуриной (Щурина 2012: 164). Рассмотрев предложенную классификацию, выделим те показатели, которые являются наиболее востребованными в рамках нашего исследования:
- визуальные - комиксы, картинки, фотожабы, видеомонтаж, иллюстрации и т. п.;
- текстовые - неологизмы «Я/МЫ Иван Голунов», «Крымнаш», «Кэп», стихи, слоганы, любые словесные выражения, цитаты и т. п.;
- аудиальные - фразы из песен, цитаты, фразеологизмы, слоганы, девизы и т. п.;
- смешанные - изображения с подписью.
Другой, не менее значимой характеристикой мема является его функциональность. Опираясь на описание функций мемов, предложенное в научной статье Е. Н. Лысенко (Лысенко 2017: 415-416) и понятие вирального текста (Вакку, Лебедева 2023), проведем их систематизацию.
- Интеграция. Мем помогает человеку вникнуть в суть происходящего в той или иной группе, единомышленником которой он себя считает, найти товарищей по интересам и полноценно вступить в онлайн-коммуникацию. Благодаря размещенным мемам на личной страничке пользователя, посетитель может понять спектр интересов автора и соответственно принять решение начинать с ним общение или нет.
- Трансляция. Мемы дают возможность высказаться, а также обладают способностью передачи накопленного социального опыта, транслируют мировосприятие авторов другим пользователям.
- Информирование. Мемы быстро отражают текущие события и становятся частью определения периода времени, передают большее количество информации об актуальных событиях, дают ощущение нахождения в центре данных событий.
- Виральность. Мемы обучают читателя, напоминают о событии, развлекают, провоцируют эмоции.
- Эмоциональная и коммуникативная функции являются наиболее важными функциями мемов для молодежи. Например, такие мемы, как «баян», «кэп», «ванилька» и другие часто используются в виртуальной коммуникации, чтобы выразить свое отношение к ситуации или человеку. А поскольку основной частью активных пользователей современных социальных медиа являются студенты и подростки, то складывается определенная специфика коммуникации, с учетом того, что молодежь жаждет самовыражения и противопоставления себя окружающей действительности. Через мемы пользователи, создав свой продукт или переработав чей-то, удовлетворяют свои желания и достигают обратной связи от собеседника.
Несмотря на всю кажущуюся простоту мемных картинок, которую пользователи смеха ради распространяют по Сети, появляется все больше желающих использовать мемы в своих целях, способствующих манипуляции сознанием людей. Есть мнение, что эти забавные фразы, фотографии с текстом или видео могут влиять на формирование ценностных ориентиров молодых людей.
Существуют специальные порталы и организации, которые занимаются разработкой мемов. Собирается целая команда из художников, видеомейкеров, дизайнеров, комиков, которая самостоятельно придумывает шутки, разрабатывает острые сюжеты, основываясь на различных жизненных ситуациях или внимательно следит за событиями, которые в дальнейшем можно преобразовать в мем.
Эффективность мема как инструмента формирования ценностных ориентиров современной молодежи. Мы уже говорили о такой функции мема как информирование и о том, что социальные медиа став одной из главных площадок обмена информацией среди молодежи, оказывают влияние не только на формирование у молодых людей образа, транслирующего определенные ценности, но и инструментом, влияющим на формирование ориентиров подрастающего поколения.
Прежде всего есть целесообразность обратить внимание как на позитивное, так и на негативное влияние мемов на формирование личности молодого человека.
Приведем пример, как мем может отразить ту или иную жизненную ценность или ситуацию с позитивной и негативной стороны. По запросу «мемы на тему (указывалась соответствующая тема: семья, здоровый образ жизни, дружба, патриотизм, любовь» были найдены мемы, отражающие ту или иную группу ценностей. Далее, методом обоснованной выборки нами были отобраны мемы, отражающие заданные характеристики: позитивная и негативная трансляция. Результаты представлены на рисунке 1.
Анализ материалов позволяет наглядно наблюдать, как традиционные ценности замещаются нездоровой иронией над дружбой, семьей, патриотизмом, отношению к родителям, учебе. А ведение здорового образа жизни с легкостью замещаются пропагандой наркомании, злоупотребления алкогольными напитками через воздействие на эмоциональную составляющую пользователя, а также через формат убеждения в безопасности потребления, получения в сознании позитивной реакции на алкоголь и наркотики. И здесь мы не можем не согласиться с мнением М. М. Друкер, что все это опустошает духовную сферу личности, а в дальнейшем приводит к состоянию бездуховности - безразличия, равнодушия и чёрствости к чужим страданиям (Друкер, Суворова 2022: 18).
Таблица 1
Мемы, отражающие жизненные ценности
Ценность
Позитивная трансляция
Негативная трансляция
Семья
Сашенька, 21 годик
ИДЕАЛЬНЫЙ БРАК
муж немой, жена глухая, оба работают в разные смены
БРАК
единственная форма рабства, допускаемая законом!
Здоровый образ жизни
Одной из положительных сторон мемов является способность привлечь внимание к той или иной социально значимой проблеме. Например, существует целая серия мемов по проблемам перехода на массовое онлайн-образование или схлопывания языка общения до уровня эмодзи, «зависания» молодежи в интернете, вместо живого общения (Рисунок 2).
"У всех звук есть?"
Рис. 2 Мемы, как отражение социальных проблем
Интернет-мемы также могут ярко иронизировать над фактами из профессиональной деятельности и личной жизни популярных персон, формирующих общественное мнение молодежи (Рисунок 3).
Рис. 3 Мемы о профессиональной деятельности
Зачастую, наиболее популярные мемы вызывают споры среди носителей противоположных мнений в комментариях к сообщениям в группах социальных медиа. Это приводит к определенного рода агрессии. Большую озабоченность вызывают мемы, нарушающие нормы этики, содержащие нецензурную лексику и публикации 18+. Описываемый нами контент мемов приводит к формированию антиценностей. Традиционная система ценностей претерпевает трансформацию.
Заключение
Жизнь в обществе течет и меняется с высокой скоростью, час за часом появляются скандальные или позитивные новости, и культура мемов меняется с такой же скоростью, как и мир вокруг нее. Как показал, выполненный обзор теоретической базы по рассматриваемой теме и проведенный анализ контента мемов, обозначенный вид визуализации является мощным инструментом формирования ценностных ориентиров современной молодежи. При этом нами отмечено, что достаточно часто присутствуют нотки злобной насмешки, которые дискредитируют устоявшиеся традиции, нормы и наследие, сбивая таким образом с пути молодое поколение, а также формируя искаженное представление о настоящих духовно-нравственных ценностях. Мы считаем, что медиаобразовательная задача состоит в том, чтобы читатели при просмотре мема, считывали заложенные в нем смыслы. Важно разделять понятие «просто забавный мем» или «этот мем воздействует на меня негативно».
Список источников
1. Байбатырова Н. М. Молодежная культура в онлайновом медиапространстве Астраханского региона // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2 (44). С. 7-14. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10201.
2. Вакку Г. В., Лебедева С. Э. К вопросу о классификации вирального контента // Динамика медиасистем. 2023. Т. 3, № 1. С. 80-88.
3. Горбатов Д. С., Байчик А. В., Бобрикова Л. В. Новостные интернет-мемы: типология и социальные функции // Universum: общественные науки. 2021. № 1-2 (71). С. 23-25.
4. Дементьева К. В. Медиамем и его роль в формировании полиэтнического общества // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 53. С. 257-278.
5. Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. О. Фоминой. М. : Мир. 1993. 316 с.
6. Друкер М. М., Яновская Г. В. Медиамемы как способ репрезентации семейных ценностей в социальных медиа // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Том 27. № 1. С. 74-83. DOI 10.15826/izv1.2021.27.1.009.
7. Друкер М. М., Суворова Н. А. Медиамем как средство репрезентации ценностных ориентиров в социальных медиа // Челябинский гуманитарий. 2022. № 1 (58). С. 13-21. DOI 10.47475/1999-5407-202210102.
8. Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 4. С. 177-184.
9. Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Научные ведомости БелГУ Сер. Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277), вып.36. С. 85-90.
10. Котова В. С. Мемы на тему ковида как летопись пандемии // Медиасреда. 2021. № 1. С. 102-113. DOI 10.47475/2070-0717-2021-10117.
11. Котова В. С. Интернет-мем как феномен визуальной журналистики // Медиасреда. 2022. № 2. С. 31-37. DOI 10.47475/2070-0717-2022-10206.
12. Лысенко Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. № 10(4). С. 410-424. DOI 10.21638/11701/spbu12.2017.403.
13. Марченко Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества // Казанская наука. 2013. № 1. С. 113-115.
14. Марченко Т. В. Интернет-мем как феномен медиакоммуникации: типологические характеристики и потенциал прецедентности // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : сборник научных трудов. Орел, 2019. С. 209-220.
15. Нежиренко Н. В. Мемы как средство продвижения интеллектуальных проектов в социальных сетях (на примере проекта «Что? Где? Когда?») // Медиасреда. 2022. № 1. С. 136-140. DOI 10.47475/20700717-2022-10126.
16. Петухова Е. А. Особенности визуального контента в коммерческих аккаунтах во Вконтакте // Динамика медиасистем. 2022. Т. 2. С. 76-84.
17. Распопова С. С. Визуализация как способ наглядного освещения смысла медиатекста // Визуальный поворот в массовых коммуникациях : коллективная монография / под ред. С. И. Симаковой. Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2017. С. 41-65.
18. Симакова С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. № 1. С. 136.
19. Симакова С. И., Топчий И. В. Визуализация медиапространства в контексте сохранения гуманистических ценностей // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей: коллективная монография / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2019. С. 197-205.
20. Симакова С. И., Панюкова С. А., Топчий И. В. Автономия изображений: о месте авторских рисунков в современной коммуникации научно-популярной тематики // Przegl^d wschodnioeuropejski. 2019. № X/1. С. 337-345. DOI 10.31648/pw.4529.
21. Симакова С. И., Топчий И. В. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории // Знак : проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 226-233.
22. Ситаров В. А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 47-57.
23. Шомова С. А. Мемы как они есть: учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2019. 136 с.
24. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. 2012. № 3. С. 160-172.
25. Ягодкина М. В. Мемы в интернет-коммуникации // ArtLogos (искусство слова). Научный журнал. ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2019. № 2 (7). С. 142-152.
26. Coleman E. Phreaks, Hackers, and Trolls: The Politics of Transgression and Spectacle // The Social Media Reader. Publisher: NYU Press, 2012. Pp. 99-119. 10.18574/nyu/9780814763025.003.0012
27. Mandiberg M. The social media reader / M. Mandiberg. New York: New York University press. 2012. 289 p.
28. Shifman L. Memes in Digital Culture. Cambridge, MA: The MIT Press, 2014. 216 p.
Информация об авторе Д. Ф. Федотов - аспирант Московского международного университета.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры медиапроизводства Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 25.06.2023; одобрена после рецензирования 26.06.2023;
принята к публикации 17.07.2023. The article was submitted 25.06.2023; approved after reviewing 26.06.2023; accepted for publication 26.06.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.