Медиасреда. 2022. № 2. С. 31-37. ISSN 2070-0717 (print).
Mediasreda. 2022; 2:31-37. ISSN2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2022-10206
ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ФЕНОМЕН ВИЗУАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Виктория Сергеевна Котова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Данная работа посвящена исследованию мема как способа визуализации информации. В статье приводятся результаты выполненного анализа таких инструментов визуализации как иллюстрация, карикатура, интернет-мем. Выявлены как общие черты обозначенных видов визуального контента медиаматериалов, так и отличительные особенности мема. Выделены жанры интернет-мема и поле их применения.
Ключевые слова: мем, интернет-мем, иллюстрация, карикатура, визуализация.
Для цитирования: Котова В. С. Интернет-мем как феномен визуальной журналистики // Медиасреда. 2022. № 2. С. 31-37. https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10206.
For citation: Kotova V. S. Internet meme as a phenomenon of visual journalism. Mediasreda. 2022; 2: 31-37. (In Russ.). https://doi.org/10.47475/2070-0717-2022-10206.
Визуализация - неотъемлемая часть медиапространства. Практически каждая публикация в Сети содержит в себе изобразительный элемент, который упрощает восприятие. Для того, чтобы разобраться, какой смысл в себе содержит визуальная журналистика, изначально обратимся к понятию визуализации информации, которое даёт исследователь С. С. Распопова: «Визуализация информации - это метод представления информации в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа оптического изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы)» [11. С. 44]. Из определения следует, что визуализация включает в себя множество видов представления информации, которые постоянно менялись в контексте истории развития визуалистики. Среди инструментов визуализации информации представлены: инфографика, иллюстрация, фоторепортаж, коллаж, скриншот, мем, комикс и многие другие [13. С. 22]. Данная работа посвящена исследованию общих черт инструментов визуализации, таких как иллюстрация, карикатура, интернет-мем и выявления их ключевых различий.
Упомянутые выше инструменты визуализации относятся к медиатексту. Согласно определению А. В. Фёдорова, медиатекст (media text, media construct) - это сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.) [18]. Приведем обзор имеющихся инструментов визуализации.
Согласно интерпретации термина иллюстрация (от нем. illustration, лат. illustratio - пояснение) С. И. Стефановым, - это дополнительное наглядное изображение (репродукция, рисунок, фотография, схема, чертеж и пр.) в тексте издания. Иллюстрация поясняет, украшает или дополняет основную текстовую информацию издания [16]. Иллюстрация как способ визуализации журналистских материалов, по мнению С. И. Симаковой, «формирует в целом визуальный образ издания. Качественные издания применяют авторскую графику, которая позволяет установить процесс коммуникации издания и аудитории. Благодаря авторской графике издание приобретает уникальность» [14. С. 20].
А. Л. Свитич, исследуя жанровую специфику графической иллюстрации в качественных изданиях, выделяет следующую классификацию иллюстраций по типу взаимодействия с текстом: декоративная иллюстрация; иллюстрация, визуализирующая текст; самостоятельная иллюстрация [12. С. 5].
В качестве примера иллюстрации, визуализирующей текст (рис. 1), рассмотрим графическое изображение в материале «Астральное дело: 4 апокрифические версии смерти Юрия Гагарина».
* Гагарин и теория заговора
В первые годы после смерти космонавта была популярна теория о том, что крушение самолета подстроили спецслужбы — по приказу Брежнева. По этой версии, Гагарин вступил в открытый конфликте генсеком ЦК КПСС. Брежнева якобы раздражала растущая популярность космонавта, на одном из закрытых мероприятий это вылилось в ссору, и Гагарин выплеснул в лицо Брежневу стопку водки. И тогда КГБ подстроил катастрофу во Владимирской области, а самого космонавта отправили в психиатрическую лечебницу, гдеонумер в 1990-х.
Рис. 1. Пример иллюстрации, визуализирующей текст.
Источник: Астральное дело: 4 апокрифические версии смерти Юрия Гагарина // Esquire.
URL: https://esquire.ru/articles/252463-astralnoe-delo-4-apokrificheskie-versii-smerti-yuriya-gagarina/
За основу изображения взят образ пирамиды тайного общества масонов как символ заговора. По центру пирамиды изображён серп и молот - символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян, который являлся главной государственной эмблемой Советского Союза. Под символом СССР римскими цифрами указано число 1961 - год полёта Юрия Гагарина в космос. Без текстового описания иллюстрация теряет смысл, так как дешифровать закодированные образы без дополнительного пояснения становится сложно. Поэтому делаем вывод, что иллюстрация - это креолизованный текст, содержащий вербальную и иконическую информацию в виде символов, дополняющих журналистский материал для упрощения его восприятия, но как самостоятельная единица поликодового текста, которая содержит в себе отсылку к определённым событиям без поясняющего текста, она существовать не может. Иллюстрация - начальная ступень визуализации, которая подразделяется на следующие жанры: шарж; портрет; карикатура, юмористический рисунок; коллаж; иллюстративно-информационная графика; комикс; художественный репортаж; леттеринг, каллиграфия и другие [12. С. 8].
В рамках нашего исследования рассмотрим такой инструмент визуализации медиатекста, как мем. В научных исследованиях, посвященных медиакоммуникациям, к теме мема обращались такие авторы, как: М. М. Друкер и Г. В. Яновская рассматривали медиамемы как наиболее продуктивную форму для трансляции ценностных ориентиров молодежной аудитории в социальных медиа [3]; к вопросу о роли мемов в научно-популярных изданиях обращались С. И. Симакова, С. А. Панюкова и И. В. Топчий [20]; виды и функции мемов в своих статьях рассматривали Н. Г. Марченко [8] и Т. В. Марченко [9]; К. В. Дементьева [2] и Н. А. Зиновьева [5] определили положительные и отрицательные эффекты воздействия мемов на аудиторию. В коллективной монографии «Медиаэстетический компонент современной коммуникации» И. В. Топчий проводит медиаэстетический анализ паблика СМИ в социальных сетях [17] и рассматривает мем с позиций самого популярного сегодня типа медиатекста в комментариях пользователей социальной сети. Исследователь поясняет, что «мем как особый речевой жанр рассчитан на равноправие участников коммуникации» [17. С. 118]. Об истории мемов в Рунете, их основных разновидностях, жизненном цикле мема, о том, как информация превращается в мем, об эффективной работе с мемом - книга С. А. Шомовой «Мемы как они есть» [19].
Для реализации цели нашего исследования - выяснить отличительные особенности мема от других инструментов визуализации, мы рассмотрим иллюстрации с точки зрения юмористической составляющей. Поэтому близкой по смыслу к мему будем считать карикатуру. Согласно терминологии, приводимой в Большой советской энциклопедии, которое иллюстрирует два толкования термина: в широком смысле «карикатура» - это всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяется реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой; в более узком смысле «карикатура» -особый жанр изобразительного искусства, являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью; сатира служит в карикатуре для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых
явлений [15]. Автор книги «Краткая энциклопедия карикатуры» Д. Н. Москин также приводит собственную трактовку понятия. По его мнению, карикатура - это произведение или отдельный художественный образ, в котором в юмористической или сатирической форме преувеличиваются характерные особенности, чаще отрицательные, а иногда и положительные как у отдельного человека, так и у общества или явления с целью их осмеяния или возвеличивания [10. С. 6]. Исследователь О. А. Воронина выделяет следующие отличительные черты карикатуры как «смехового» жанра (т. е. жанра изобразительного искусства, вызывающего смех): создаётся с помощью приёма преувеличения; представляет собой сочетание реального и иррационального; поучает, воспитывает; осуждает, высмеивает; непременно создаёт комический эффект [1. С. 16].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что карикатура предназначена именно для высмеивания какой-либо предложенной ситуации, к тому же в ней непременно должен содержаться сатирический аспект, что даёт основания сравнивать карикатуру с мемом, где также присутствует юмористическая составляющая. Известный карикатурист Б. Ефимов отмечает, что сила жанра карикатуры в том, что, приковывая к себе внимание, он обращается не только к разуму и эстетическому воспитанию человека, но и к свойственному большинству людей чувству юмора, т. е. создаёт комический эффект [4. С. 16]. Стоит отметить, что карикатура является жанром иллюстрации, поэтому имеет своего автора и выполнена в определённом художественном стиле.
Рассмотрим данный визуальный инструмент подробнее. В книге «Краткая энциклопедия карикатуры» Д. Н. Москина приводится таблица (рис. 2) с указанием форм карикатур [10. С. 10].
Рис. 2. Основные формы карикатуры. Источник: [12. С. 10]
Согласно таблице, карикатуры бывают различных видов и жанров, но в основном опираются на политическую повестку, высмеивают моду и нравы, а в качестве портретных карикатур используются реальные высокопоставленные лица. В данной работе нам важно отметить отличительные особенности мема от других подобных ему визуальных инструментов.
В качестве примера (рис. 3) рассмотрим карикатуру из журнала «Крокодил», посвященную высмеиванию тунеядства.
— Зря все же мы нашего Вовика устроили в такой трудный институт!
Рис. 3. Пример шуточной карикатуры. Автор: Л. Самойлова (Крокодил. 1981. № 30 (2364). С. 4)
На рисунке изображён молодой человек, который развлекает себя чтением газеты. На переднем плане -трудящиеся над чертежом родители, вокруг которых горы учебников по университетским дисциплинам. Неподалёку от них стоит бабушка, уткнувшаяся в очередной учебник. Без подписи данная сцена ни о чём не говорит, поэтому снизу указано: «Зря мы все же нашего Вовика устроили в такой трудный институт». Карикатура опубликована в журнале, но несмотря на это подобного рода визуальный инструмент также может существовать и в виртуальном пространстве, не теряя характерные черты креолизованного текста, так как сочетаются вербальная и невербальная части, образуя единое визуальное целое.
Из вышесказанного становится очевидным, что карикатура обладает следующими отличительными характеристиками: есть юмористическая составляющая; создана определённым автором; существует в большинстве своём в печатных изданиях, но и в виртуальном пространстве сохраняет первоначальный смысл; для декодирования смыслов практически всегда необходимо знать контекст высмеиваемой ситуации.
Как отмечает Е. Н. Лысенко, основной функцией мема в коммуникации является выражение эмоций и комический эффект [7]. Но данная характеристика не даёт в полной мере отличить мем от карикатуры. Поэтому главной отличительной особенностью мы выделяем существование мема в Сети. Интерпретацию мема как части виртуального пространства представила доктор наук С. А. Шомова в своей книге «Мемы как они есть», где автор даёт следующее определение: «Мы понимаем под интернет-мемом специфический тип сообщений в Сети, объединяющий разножанровые и многообразные по семиотической природе высказывания на актуальные для сетевого сообщества темы и обладающие вирусной природой» [19. С. 18]. М. М. Друкер и Г. В. Яновская приводят следующее определение мема как медиапродукта: «Медиамем - это вирусный медийный продукт, предназначенный для распространения в социальных медиа, состоящий из одного или нескольких изображений и лаконичного текста, в комплексе образующих самодостраивающееся смысловое ядро социокультурной информации» [3. С. 75]. Ранее нами подробно были рассмотрены черты интернет-мема. В статье «Мемы на тему ковида как летопись пандемии» мы приводим следующие характеристики интернет-мема [6. С. 103]: вирусность; реплицируемость; эмоциональность; минимализм формы; актуальность; юмористическая направленность; медийность. Именно медийность, по нашему мнению, является основополагающим отличием мема от других инструментов визуализации.
Специфика мема заключается в том, что он состоит из визуального образа, будь то графический рисунок или фотография, и краткого текстового описания. Причём текстовое описание может состоять всего лишь из одного слова или вообще отсутствовать, но поликодовая природа мема будет сохранена.
В качестве примера рассмотрим мем, созданный на основе картины «Танец» французского художника Анри Матисса (рис. 4).
Рис. 4. Пример мема без текстового описания и с текстовым описанием
В первом примере текстовое описание отсутствует, но, считывая невербальные знаки, эффект комичности настигает зрителя за счёт узнаваемых образов. Данное изображение состоит из двух частей -хоровода, который изображён в оригинальной картине художника, и дворника, который «прогоняет» людей с картины. Архетипический образ дворника заставляет нас представить танцующих людей теми, кто нарушает общественный порядок. За счёт неожиданного совмещения произведения искусства и бытового образа дворника достигается комический эффект.
Во втором примере также за основу взято полотно Анри Матисса. Но здесь уже присутствует небольшой поясняющий текст: «Когда кто-то бодрый с самого утра, а тебе бы ещё поспать». В центре внимания мема -
ленивец, который не выспался, а его уже закружили будничные дела в виде танцующих в хороводе. Как и дворник, ленивец выступает архетипическим образом и в данном меме ассоциируется с ленью, усталостью и отложенной жизнью.
Стоит отметить, что рассматриваемые примеры затрагивают лишь малую часть особенностей, которыми обладает мем как феномен визуальной культуры. Попробуем выделить типы визуально-текстовой составляющей мема. Вербальным компонентом в меме всегда выступает визуальный образ, в качестве которого может быть использована фотография или графическая иллюстрация, где изображены узнаваемые образы - коды, которые несут в себе отсылку на культурное событие, произведение искусства или любую другую узнаваемую реципиентами сцену, которые они способны дешифровать.
Чаще всего мем сопровождает краткое текстовое описание. Некоторые мемы могут начинаться со слов: «То чувство, когда ты...» или «Представьте, если бы...» и т. п., тем самым в связке с визуальным образом заставляют зрителя почувствовать те же эмоции, которые зашифровал автор мема. Другие же мемы могут содержать в себе текст, который вместе с иллюстрацией помогает провести ассоциации со знакомыми образами.
Калькуляторы на телефоне
Рис. 5. Пример мема с текстовым описанием
В данном примере (рис. 5) содержится фраза «Калькуляторы на телефоне» и изображено два узнаваемых в Сети образа собак - маленький, плачущий, беспомощный щенок и взрослый пёс с гиперболизированным телом в виде мускулистого рельефа, причём второй образ расположен горизонтально. В этой сцене содержится отсылка к тому, что на современных устройствах калькуляторы при вертикальной ориентации представляют пользователю ограниченный набор инструментов счёта, но стоит повернуть гаджет горизонтально и калькулятор предоставит возможность не только слагать, вычитать и умножать, но и вычислить квадратный корень, синус, косинус и совершить множество других математических операций.
На примерах мы рассмотрели мемы, не имеющих привязки к историческим событиям. Но мем выступает не только как развлекательный контент, но и может задокументировать исторические события. Санкции, пандемия, курс валют и другие актуальные события могут быть представлены в виде мема и проиллюстрировать соответствующую новостную повестку (рис. 6).
НИ Настоящий Лентач
лен лентач ... Ш 4 фев 2020
ТЛЧ. 5 мая в 12:55 ^^^
Доллар на Мосбирже ниже 66 рублей впервые с марта 2020
Рис. 6. Примеры новостных мемов
На примере сообщества «Лентач» мы можем пронаблюдать, что новость о курсе доллара проиллюстрирована мемом на тему того, что курс стал значительно ниже, но купить валюту по-прежнему
не представляется возможным. Мем разбит на четыре фрагмента. В первом фрагменте на мольберте ничего не изображено, но на втором появляется стоимость доллара, что означает отсутствие торгов на Мосбирже, хотя стоимость указана. Данный мем построен по шаблону, который меняется в зависимости от иллюстрируемой ситуации. Изображаемая сцена содержит отсылку к первоначальному смыслу мема, который содержал реплики: «- Что рисуешь?», «- *любой ответ*», «- Но там пусто!», «- Я знаю». В качестве примера более классического варианта данного мема рассмотрим новость сообщества «Настоящий Лентач» от 4 февраля 2020 года на тему вакцинации против коронавирусной инфекции. Соблюдается тот же принцип иллюстрирования новостной повестки мемов на заданную тематику.
Также мем может выступать в качестве образовательного контента (рис. 7), дешифровка которого поможет закрепить знания в какой-либо дисциплине. На примере мема из сообщества «Какие-то биохимические мемы» мы вновь видим визуальный образ, который давно закрепился в сознании пользователей Сети - это вкладыш турецкой жевательной резинки «Love is...», популярность которой пришлась на 1990-е. За основу взято изображение пары и фраза «Любовь - это.». В оригинальном варианте изображения на вкладышах подписывались краткими юмористическими определениями любви, например: «Любовь - это язык, на котором говорят все сердца». В рассматриваемом меме продолжение фразы заменено на определение любви с точки зрения нейрофизиологии, что обусловлено тематикой сообщества.
Из вышесказанного можем сделать вывод, что мемы делятся на три тематические категории: новостные; развлекательные; образовательные.
Любовь ЭТО... аМ
Love is...
любовь - это доФАМмнейгмческдя целеполАгдющАя мотивация К ФОРМИРОВАНИЮ устойчивых парных связей
Рис. 7. Пример образовательного мема
В зависимости от тематики сообщества, в котором опубликован мем, его текстовая составляющая может изменяться или исчезать, а в качестве визуального образа могут применяться знакомые шаблоны, которые повысят вероятность возникновения комического эффекта.
Список источников
1. Воронина, О. А. Карикатура как вид креолизованного текста / О. А. Воронина. - Текст : непосредственный // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2009. - № 2. - С. 14-18.
2. Дементьева, К. В. Медиамем и его роль в формировании полиэтничного общества / К. В. Дементьева. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2018. - № 53. - С. 257-278.
3. Друкер, М. М. Медиамемы как способ репрезентации семейных ценностей в социальных медиа / М. М. Друкер, Г. В. Яновская. - Текст : непосредственный // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2021. - Том 27, № 1. - С. 74-83. - DOI 10.15826^1.2021.27.1.009.
4. Ефимов, Б. Оружие смеха / Б. Ефимов. - Текст : непосредственный // Вопросы литературы. -1962. - № 1. - С. 22-24.
5. Зиновьева, Н. А. Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов / Н. А. Зиновьева. - Текст : непосредственный // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1. -С. 195-201.
6. Котова, В. С. Мемы на тему ковида как летопись пандемии / В. С. Котова. - Текст : непосредственный // Медиасреда. - 2021. - № 1. - С. 102-113. - DOI: 10.47475/2070-0717-2021-10117.
7. Лысенко, Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи / Е. Н. Лысенко. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2017. - Т. 10, № 4. - С. 410-424.
8. Марченко, Н. Г. Интернет-мем как хранилище культурных кодов сетевого сообщества / Н. Г. Марченко. - Текст : непосредственный // Казанская наука. - 2013. - № 1. - С. 113-115.
9. Марченко, Т. В. Интернет-мем как феномен медиакоммуникации: типологические характеристики и потенциал прецедентности / Т. В. Марченко. - Текст : непосредственный // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : сборник научных трудов. - Орел, 2019. - С. 209-220.
10. Москин, Д. Н. Краткая Энциклопедия Карикатуры. / Д. Н. Москин. - Петрозаводск : Издательский Дом «ПетроПресс», 2000. - 208 с. - ISBN 5-8430-0055-9. - Текст : непосредственный.
11. Распопова, С. С. Визуализация как способ наглядного освещения смысла медиатекста / С. С. Распопова. - Текст : непосредственный // Визуальный поворот в массовых коммуникациях : коллективная монография ; С. И. Симакова, С. С. Распопова, Е. В. Выровцева ; под ред. С. И. Симаковой. -Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2017. - С. 41-65. - ISBN 978-57271-1472-8.
12. Свитич, А. Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий / А. Л. Свитич. - Текст : электронный // Медиаскоп. - 2015. - № 3. - URL: http://www.mediascope. ru/1777 (дата обращения: 08.05.2022)
13. Силантьева, О. 92 мультимедийных формата / О. Силантьева. - Москва : Ridero, 2018. - 120 с. -ISBN 978-5-4493-3934-8 - Текст : непосредственный.
14. Симакова, С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 1 (18). - С. 18-25.
15. Стернин, Г. Ю. Карикатура / Г. Ю. Стернин. - Текст : непосредственный // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - Т. 11. - Москва : Советская энциклопедия, 1973. - С. 426-428.
16. Стефанов, С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника / С. И. Стефанов. - Москва : Гелла-принт, 2004. - 320 с. - ISBN 9785901008294. - Текст : непосредственный.
17. Топчий, И. В. Медиаэстетический анализ паблика СМИ в социальных сетях / И. В. Топчий. -Текст : непосредственный // Медиаэстетический компонент современной коммуникации : коллективная монография. - Челябинск : Челябинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2020. - С. 95-123. - ISBN 9785919700913.
18. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 62 с. - ISBN 987-5-87976-640-0. -Текст : непосредственный.
19. Шомова, С. А. Мемы как они есть / С. А. Шомова. - Москва : Аспект Пресс, 2018. - 136 с. - ISBN 978-5-7567-0953-7. - Текст : непосредственный.
20. Simakova, S. Autonomy of Picture: The Place of Author's Drawings in Modern Communication of Scientific-Popular Theme / S. Simakova, S. Panyukova, I. Topchii. - Текст : непосредственный // Przegl^d Wschodnioeuropejski. - 2019. - X/1. - Р. 337-345. - DOI: 10.31648/pw.4529.
Информация об авторе
В. С. Котова - студентка кафедры медиапроизводства факультета журналистики .
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после рецензирования 12.06.2022;
принята к публикации 12.06.2022.
The article was submitted 01.06.2022; approved after reviewing 12.06.2022; accepted for publication 12.06.2022.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.