Медиасреда. 2023. № 1. С. 53-60. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 1: 53-60. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2023-10111
ОПЫТ СОЗДАНИЯ МЕМОВ ПРИ ПОМОЩИ НЕЙРОСЕТИ ME IN COMICS (DIFFERENT DIMENSION ME)
Виктория Сергеевна Котова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу интернет-мемов, преобразованных при помощи китайской аниме-нейросети Me In Comics (Different Dimension Me). Актуальность работы обусловлена появлением и развитием новых средств визуализации с применением нейросетевых технологий. Визуализация позволяет воспринимать информацию быстро и эффективно. Это явление подробно изучено рядом исследователей. Мем-коммуникация, которая является одним из ответвлений визуального жанра журналистики, также имеет множество трактовок. Но создание мемов при помощи нейросети изучено не в полной мере, в чем заключается новизна исследования.
Теоретической базой послужили научные труды на тему визуализации (С. И. Симакова, И. В. Топчий, С. С. Распопова, В. Э. Шевченко) и мем-коммуникации (С. А. Шомова, М. А. Кронгауз, Е. Н. Брызгалова, Д. С. Горбатов, М. М. Друкер, Е. Н. Лысенко, С. А. Максимова).
Эмпирическую базу составили мем-шаблоны как актуальной новостной повестки, так и устоявшиеся, классические шаблоны, которые используются в мем-коммуникации долгое время и уже утратили источник и первоначальный смысл, перейдя на абстрактный уровень восприятия.
В исследовании установлен процесс исчезновения отличительных характеристик мем-шаблона после обработки нейросетью, а также переход на новую стадию восприятия тех шаблонов, которые были актуальны в более ранний период. После обработки изображений, содержащих юмористический элемент, комичность утрачивается путем сглаживания эмоций героев портретных изображений. Сгенерированное изображение теряет эмоциональность и вирусность, присущую мему. Автор приходит к выводу, что нейросеть не может самостоятельно генерировать изображение, которое гарантированно будет обладать чертами интернет-мема.
Ключевые слова: интернет-мем, нейросеть, визуализация, новостной мем.
Для цитирования: Котова В. С. Опыт создания мемов при помощи нейросети Me In Comics (Different Dimension Me) // Медиасреда. 2023. № 1. С. 53-60. doi: 10.47475/2070-0717-2023-10111
For citation: Kotova V. S. The experience of creating memes using the Neural Network Me In Comics (Different Dimension Me). Mediasreda. 2023; 1: 53-60. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-10111
Современный мир невозможно представить без визуальных образов, которые дополняют текстовые сообщения в Сети для упрощения восприятия информации. Небольшой абзац текста мгновенно теряется в пестрой повестке новостей, которая обновляется ежечасно. Поэтому многие СМИ используют яркие изображения для сопровождения новостного потока, чтобы привлечь внимание пользователей и составить конкуренцию бесчисленным источникам информации. Важность визуализации информации неоднократно поднимает в исследованиях доктор филологических наук С. И. Симакова. В монографии «Визуальный поворот в массовых коммуникациях» исследователь указывает на то, что «восприятие реальности переключается с вербальной ориентации на визуальную» (Симакова 2017).
Обратимся к понятию визуализации, трактовку которого дает исследователь С. С. Распопова: «Визуализация информации - это метод представления информации в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа оптического изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы)» (Распопова 2017). В. Э. Шевченко предлагает типологию визуального контента в СМИ: «Все разнообразие видов визуализации журналистского контента можно классифицировать следующим образом: простейшие графические символы (пиктограммы, монограммы, логотипы, эмблемы, орнаменты, виньетки, заставки, декоративные элементы); рисунки (карикатуры, шаржи, комиксы, графические, технические и
художественные картинки); инфографика (карты, диаграммы, таблицы, графики, деревья, матрицы, планы, структуры и блок-схемы); фотографии; типографика» (Шевченко 2014).
Технологии обработки информации возникают и развиваются молниеносно. Человечество шагнуло в третье десятилетие XXI века силой мысли не только биологического интеллекта, но и искусственного. Его применение разнообразно: от математики до медицины, от экономики до искусства. И если в отношении подсчётов и бесконечных цифр применение искусственного интеллекта кажется уместным и логичным, то область гуманитарного знания в симбиозе с программным кодом открывает новые горизонты понимания сферы в целом.
Новая информационная волна, возникшая посреди уже привычной повестки кризисной ситуации, в которой находятся многие отрасли в стране, пользователи начали говорить о нейросетях. Нейросетевые технологии используются довольно давно, интегрированы в различные поисковые системы, работают с текстом. Но в 2022 году интерес был вновь подогрет новыми сервисами по созданию изображений. Нейросети научились создавать графические файлы по текстовому описанию, что повлекло за собой создание обучающих сервисов по работе с таким типом нейросетей, здесь же начали возникать фейковые изображения с участием политических деятелей.
В силу специфики предмета исследования нас интересуют сервисы для работы с изображениями. Поэтому речь пойдёт о нейросети Me In Comics - на момент популярности она носила название Different Dimension Me (Рисунок 1). Суть алгоритма заключается в стилизации загружаемых в сервис изображений в виде аниме-героев. Единственное ограничение, которое накладывает сервис после ряда обновлений -изображение должно содержать различимые черты лица, а, то есть, представлять собой портретные фотографии. Вне этих параметров почему-то оказываются изображения с кошками и собаками - нейросеть преобразовывает их наравне с людьми или даже превращает в них. Гораздо не этичнее ИИ поступает с людьми с инвалидностью, так как не может распознать далёкие от стандарта пропорции тела или протезированные конечности. Поэтому превращает их изображения в чемоданы (Рисунок 2).
Пик популярности сервиса Me In Comics пришёлся на конец ноября - начало декабря 2022 года. Китайская IT-компания QQ Tencent добавила функцию преобразования аватаров пользователей мессенджера QQ. Но сервис расположен на собственном сайте, поэтому доступен всем желающим. Однако, как только он приобрёл широкую популярность - тогда же и стал недоступен с российских IP-адресов.
В момент распространения аниме-аватаров с QR-кодами на градиентной рамке, интернет не остановился на достигнутом. В ход пошли фотографии домашних питомцев, кадры из фильмов и в конце концов мемы. Отсюда начинается новая информационная волна среди СМИ - в эйфории от нового витка технологий некоторые заявляют, что «С помощью Different Dimension Me можно сгенерировать новые мемы». Данное заблуждение развенчивается, если обратиться к терминологии и характеристикам интернет-мема и сравнить с тем, что сгенерировала нейросеть.
Для теоретического осмысления следует обратиться к терминологии и истории происхождения жанра интернет-мема.
М. А. Кронгауз дает следующее определение жанру интернет-мема: «Любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т. п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в Интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях» (Кронгауз 2014).
Краткость формы в своём исследовании отмечает С. А. Шомова: «Принципиальной особенностью меметических сообщений является то, что информация в них «сжата до молекулы»; она быстро считывается, позволяет отличить «своих» от «чужих», обладает привлекательной «упаковкой» и проста для воспроизводства и распространения» (Шомова 2019).
За счёт визуальной составляющей, пользователям хватает одного только взгляда, чтобы считать смысл мема и понять отсылку при условии, что он обладает должным бэкграундом: ему знаком принцип, по которому построен мем-шаблон или же читатель находится в контексте транслируемого сообщения. Данную особенность также отмечает С. А. Максимова, обозначая рассматриваемую черту как вторичность (Максимова 2021).
Исследователь Е. Н. Лысенко пишет, что основополагающей функцией мема в коммуникации является выражение эмоций и комический эффект (Лысенко 2017).
Исследователь Д. С. Горбатов в отношении новостных интернет-мемов подчеркивает, что «присущая им способность передавать скрытые информационные посылы превращает то, что, на первый взгляд, выглядит развлечением и шуткой в своеобразного «троянского коня», исподволь меняющего социальные установки, ценности и поведение членов сообществ во всемирной компьютерной сети» (Горбатов 2021). И. В. Топчий утверждает, что «иронический эффект как доминирующий тип коммуникативной интенции» в мемах достигается путем выстраивания ассоциаций (Топчий 2020).
Современный мем может существовать только в Сети. Данную особенность выделили исследователи А. Г. Сонин и Д. С. Мичурин. Они указали, что «с появлением виртуальной среды коммуникации в сети
Интернет поликодовые произведения приобрели новое качество - они стали средством двусторонней индивидуальной коммуникации» (Сонин, Мичурин 2012).
М. М. Друкер приводит более глубокое определение мема как медиапродукта: «Медиамем - это вирусный медийный продукт, предназначенный для распространения в социальных медиа, состоящий из одного или нескольких изображений и лаконичного текста, в комплексе образующих самодостраивающееся смысловое ядро социокультурной информации» (Друкер 2021).
В статье «Мемы на тему ковида как летопись пандемии» (Котова 2021) мы выделили следующие характеристики интернет-мема, опираясь на черты, обозначенные С. В. Канашиной (Канашина 2017):
- Вирусность
- Реплицируемость
- Эмоциональность
- Минимализм формы
- Актуальность
- Юмористическая направленность
- Медийность.
Е. Н. Брызгалова считает, что мем как явление массовой культуры близок аудитории за счёт включенности в процесс создания и распространения - она «воспринимает мемы как возможность заявить о своей креативности, навыках владения информационными технологиями» (Брызгалова 2018). Исследователь также отмечает важность мема в идентификации пользователя как части субкультуры посредством мема, который «сигнализирует о принадлежности к определённой субкультуре, ощущает себя в коммуникации с единомышленниками, не говоря уже о том, что участие в создании и распространении мема является своего рода модой». А. Г. Горбачева отмечает, что теперь у каждого пользователя есть возможность создавать творческие материалы, «которые доступны и понятны большинству людей» (Горбачева 2017).
Согласно классической концепции авторства, которую приводит С. М. Малков, «каждый текст обязательно имеет своего автора - человека, который его тем или иным образом создал. Если у некоего текста автора нет, то это, строго говоря, вообще не текст. Также исследователь отмечает, что «у текста в строгом смысле слова автор может быть только один - тот, кто его написал» (Малков 2011). Но мы, в свою очередь, выделяем возможное отсутствие автора как особенность рассматриваемого жанра, который существует в интернет-пространстве. В то же время она нивелирует понятие авторства как таковое из-за моментального распространения и видоизменения информации в процессе коммуникации.
Подытожим: феномен распространения нового шаблона на основе нейросетевых технологий не является новым и неожиданным - он отвечает потребностям аудитории, является актуальным, доступен для генерации всем желающим, а также содержит краткое сообщение и обладает вирусной природой. Но является ли мемом в классическом понимании? Предпримем попытки деконструкции шаблона.
Рассмотрим шаблон - «Пыжиковая шапка» (Рисунок 3). В январе 2023 на телеканале «Россия 1» вышел сюжет о строительстве интерната для престарелых и инвалидов. Мемом стал стоп-кадр из сюжета, где на фоне губернатора стоял ветеран в пыжиковой шапке, поверх которой была надета каска по правилам техники безопасности на строительном объекте. Скриншот завирусился в Сети из-за комичного внешнего вида мужчины и стал предметом шуток (довольно безобидных). Обработав шаблон через нейросеть Me In Comics получаем изображение юноши в причудливой шляпе, на фоне которого изображена ровная белая стена, а не серые шлакоблоки. Три попытки дают три разных результата, правда отличаются они не сюжетом, а одеждой героя - количество пуговиц, головной убор и причёска. Фон модифицируется незначительно, но принципиально неизменных деталей нет.
Результат обработки нейросетью не имеет ничего общего с изначальным мем-шаблоном и будет иметь хотя бы часть обозначенных нами черт (вирусность, эмоциональность, минимализм формы, медийность) только при условии их совместного использования в виде полученного коллажа. А вот реплицируемость, актуальность и юмористическую направленность нейросетевой продукт уже утратил - такой «нейромем» не будет делиться на новые шаблоны, актуальность давно прошла, а юмористическая направленность была заключена в каске поверх шапки, которую Me In Comics «увидела» обычной кепкой. Если мы лишим такой мем исходного шаблона, то изображение останется обычной картинкой на мотив аниме-сериалов.
Та же самая участь ждёт и остальные обработанные мем-шаблоны:
- Мем с героями фильма «Образцовый самец» (Рисунок 4). В отрывке Дерек Зуландер встречается взглядом со своим соперником Гензелом. Мем существовал исключительно в видеоформате и начал вируситься в TikTok в январе 2023. Позднее перешёл в графическую форму и претерпел массу преобразований, сохраняя формат коллажа. При обработке нейросетью два соперника превращаются в благородного юношу и милую девушку соответственно. Напряжение во взгляде и взаимная вражда, которые лежали в основе комичности шаблона, исчезли.
- Мем с президентом США (Рисунок 5). 26 ноября 2022 года Джо Байден посетил остров Нантакен в штате Массачусетс. Президент США приехал навестить свою семью на День благодарения. Во время прогулки его заметили дети. Они находились в ресторане Lemon Press. Байден подошел к окну и позволил девочкам сделать с ним селфи. Кадр разместили в местном издании, а после интернет не заставил себя ждать - пользователи сразу превратили его в вирусный мем. Нейросеть увидела эту сцену как кадр с тремя девушками, причём та, что за окном, кажется старшей из-за роста, а не потому, что в оригинале это Джо Байден.
- Различные устоявшиеся в интернет-пространстве мемы с котами, которые не имеют под собой инфоповода и служат только для выражения эмоций. Me In Comics превращает их в милых пушистых зверей и даже добавляет героизма их внешнему виду.
Проанализировав ряд актуальных интернет-мемов до и после обработки нейросетью Me In Comics, мы делаем вывод, что данная нейросеть неспособна сохранять черты мема после его преобразования. Также её функционал не предполагает создание контента с нуля по текстовым запросам, как это делают другие популярные сервисы. Интернет-мем с его уникальными чертами - это труд исключительно человеческого интеллекта. И те свойства, которые позволяют ему быть мемом, неизменно устанавливаются и считываются реальными пользователями. Искусственный интеллект пока не способен распознать мем, как и создать его с нуля. Скорее всего это будет красочное изображение с неповторимым стилем, но всё равно не реплицирующаяся юмористическая мем-единица интернет-пространства.
Преобразовав ряд мем-шаблонов через нейросеть, мы установили, что мем с нуля воссоздать не представляется возможным. Но то, что сервис вызывал всплеск интереса у пользователей, а мемы с характерным стилем заполонили интернет-пространство, позволяет сделать вывод, что визуальная культура вышла на новый уровень. Нейросети продолжают совершенствоваться в технологическом плане. Не исключено, что в скором будущем им будет по силам визуальный юмор. Но этическая сторона вопроса остаётся на стороне естественного интеллекта человека.
Список источников
1. Брызгалова Е. Н. Интернет-мемы как инструмент мониторинга социально-политических настроений аудитории // Современный дискурс-анализ. 2018. № 3-2 (20). С. 134-142.
2. Горбатов Д. С. Новостные интернет-мемы: типология и социальные функции // Universum: общественные науки. 2021. № 1-2 (71). С. 23-25.
3. Горбачёва А. Г. Массовое искусство и цифровая революция // Человек^и. 2017. № 12. С. 115-126.
4. Друкер М. М. Медиамемы как способ репрезентации семейных ценностей в социальных // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. № 1. Том 27. С. 74-83.
5. Канашина С. В. Что такое интернет-мем? // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2017. № 28 (277). С. 84-90.
6. Кронгауз М. А. Мем в русскоязычном Интернете: опыт деконструкции // Русский язык и новые технологии / сост. Г. Ч. Гусейнов; под ред. М. В. Ахметовой, В. И. Беликова. Москва : Новое литературное обозрение, 2014. С. 87-95.
7. Лысенко Е. Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. Т. 10. № 4. С. 410-424.
8. Максимова С. А. Интернет-мем как вторичный жанр (на примере новостного мема) // XXV юбилейные Царскосельские чтения : Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2021 года / Под общ. ред. С. Г. Еремеева. Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2021. С. 391-393.
9. Малков С. М. Автор как культурно исторический субъект // Человек. 2011. № 4. С. 148-152.
10. Распопова С. С. Визуализация как способ наглядного освещения смысла медиатекста // Визуальный поворот в массовых коммуникациях : коллективная монография / под ред. С. И. Симаковой. Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2017. С. 44-48.
11. Симакова С. И. Визуальный поворот - революция мировосприятия и репрезентации реальности // Визуальный поворот в массовых коммуникациях / под ред. С. И. Симаковой. - Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2017. С. 7-40.
12. Сонин А. Г., Д. С. Мичурин. Эволюция поликодовых текстов: от воздействия к взаимодействию // Вопросы психолингвистики. 2012. № 16. С. 164-173.
13. Топчий И. В. Медиаэстетический анализ паблика СМИ в социальных сетях // Медиаэстетический компонент современной коммуникации / науч. ред. М. В. Загидуллина, А. К. Киклевич. Челябинск : Издательство РАНХиГС, 2020. С. 95-123.
14. Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // Медиаскоп. 2014. Вып. № 4. URL: www.mediascope.ru/node/1654 (дата обращения: 05.05.2023).
15. Шомова С. А. «Война мемов»: новые повороты информационного противостояния // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 250-269.
Информация об авторе В. С. Котова - студентка кафедры медиапроизводства факультета журналистики.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры медиапроизводства Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 05.06.2023; одобрена после рецензирования 08.06.2023;
принята к публикации 08.06.2023. The article was submitted 05.06.2023; approved after reviewing 08.06.2023; accepted for publication 08.06.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Рис. 1. Главная страница сервиса Me In Comics.
Рис. 2. Нейросети не удаётся распознать людей с инвалидностью из-за нестандартных параметров тела.
Рис. 3. Оригинал мем-шаблона и варианты преобразования через нейросеть Me In Comics.
Mb In Comics • QQ World • AI Tech Scan QR Code
Рис. 4. Герои фильма «Образцовый самец» в глазах нейросети потеряли взаимную вражду.
Me In Comics • QQ World • AI Tech Scan QR Code
Рис. 5. Селфи с президентом США, которое стало мемом и менее эмоциональный вариант от
нейросети.