DOI: 10.47475/2070-0717-2021-10117
В. С. Котова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
МЕМЫ НА ТЕМУ КОВИДА КАК ЛЕТОПИСЬ ПАНДЕМИИ
В статье рассмотрен интернет-мем как инструмент предоставления информации на тему пандемии COVID-19, а также сравнительный анализ контента сообщества «Лентач» в социальных сетях. Автор последовательно приводит читателя к выводу, что интернет-мем является эффективным инструментом в распространении актуальной информации о пандемии. Мемы на тему пандемии коронавирусной инфекции позволили запечатлеть в данном формате главные события с первого дня начала пандемии и составить представление о том, что волновало пользователей сети в самые сложные дни карантина.
Ключевые слова: интернет-мем, пандемия, коронавирус, визуализация.
Жизнь современного человека сложно представить без постоянной коммуникации, которая с наступлением двадцать первого века приобрела виртуальный характер. В глобальной сети Интернет широко представлено многообразие интернет-СМИ, в чьих публикациях используются различные способы визуализации информации. Данную тему в своей работе широко исследовала С. И. Симакова, акцентируя, что современные пользователи -обладатели клипового мышления, соответственно, им удается быстрее считывать информацию, «завернутую» в визуальный образ и ярче представить картину происходящего вокруг [10. С. 136].
Чтобы понять, что представляет из себя визуализация, обратимся к самому понятию, трактовку которого дает исследователь С. С. Распопова: «Визуализация информации - это метод представления информации в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа оптического изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы)» [6. С. 44].
Действительно, визуализация информации активно используется в интернет-среде для ускорения процесса коммуникации между авторами и читателями. Среди таких инструментов представлены: инфографика, иллюстрация, фоторепортаж, коллаж, скриншот, мем, комикс и многие другие [9. С. 21]. Наша работа посвящена исследованию природы мема и его отличительных черт.
Чтобы понять природу мема и черты, характерные для него, стоит обратиться к истории возникновения самого термина. По известным нам источникам, понятие «мем» первым ввел биолог Ричард Докинз в 1976 году [3]. В своей книге «Эгоистичный ген» ученый делит эволюцию на два вида - генетическую и культурную. В генетической эволюции главным компонентом является ген как участок молекулы ДНК, несущий в себе информацию о человеке. В процессе репликации происходит копирование информации, которая, эволюционируя, видоизменяется. А в культурной эволюции Докинз вводит понятие «мем» как «новый репликатор» [3], как культурную единицу, который, подобно гену, несет в себе код культурной информации и под влиянием среды меняется. Примерами мемов, по мнению биолога, может служить мелодия, мода, «рецепт варки похлебки и сооружения арок», и прочие культурные явления [3].
С течением времени и развитием изобразительной журналистики мем плотно закрепился в культурной среде, а также перекочевал в интернет-пространство и стал частью невербальной коммуникации. В данной работе нас интересует понимание мема
в интернет-среде и его использование в современной коммуникации. В настоящее время мемы широко используются в интернет-пространстве. Мемом могут служить как слова, так и визуальные образы, которые в зашифрованном виде несут в себе какую-либо информацию, и которую должен дешифровать пользователь, чтобы понять, о каком явлении идет речь.
Другой взгляд на понимание интернет-мема представила доктор наук С. А. Шомова, которая в своей книге «Мемы как они есть» дает следующее определение: «Мы понимаем под интернет-мемом специфический тип сообщений в Сети, объединяющий разножанровые и многообразные по семиотической природе высказывания на актуальные для сетевого сообщества темы и обладающие вирусной природой» [16. С. 18].
Действительно, в современных реалиях мем стал частью ежедневной интернет-коммуникации практически каждого пользователя. Изображение, содержащее культурный код, намного быстрее и эффективнее сообщает несущую в себе информацию реципиенту. Пользователям, подверженным клиповизации мышления, теперь не приходится читать объемные тексты, чтобы понять суть высказывания, проблемы, события. Достаточно просто посмотреть на изображение и «разгадать» смысл мема. Для декодирования того или иного мема, пользователь должен находиться в определенной культурной среде, иметь представление о той информационной повестке, которая используется для создания мема и кодируется в нем.
Чтобы детальнее разобраться, почему мем пользуется большой популярностью в интернет-среде, обратимся к его основным характеристикам. В нашем исследовании мы придерживаемся классификации, предложенной С. В. Канашиной, которая выделяет следующие черты интернет-мема [5]:
Вирусность - способность к быстрому распространению в интернет-среде посредством пересылки от одного пользователя к другому. Проводится аналогия с распространением вирусной инфекции: пользователи будто бы «заражают» друг друга, в процессе общения посвящая в суть обсуждаемого интернет-мема.
Реплицируемость - постоянное копирование, видоизменение и воспроизведение мема в процессе коммуникации. Мемы подобно клеткам делятся и размножаются. Такое сравнение мы ранее отмечали в работе Р. Докинза [3].
Эмоциональность - важная составляющая мема, один из критериев, благодаря которому возникает отклик у пользователей. Мем, в зависимости от содержания, может вызвать любую эмоцию: радость, восторг, грусть, отвращение, ненависть. За счет эмоциональной составляющей мема пользователь зачастую решает, стоит ли поделиться данной информационной единицей с другими пользователями или оставить ее без лишнего внимания.
Минимализм формы - самодостаточность интернет-мема. Важная черта как минимализм подчеркивает природу мема как поликодового текста, который не нуждается в дополнительном описании, а наоборот понятен и декодируем с одного взгляда. Быстрота понимания и восприятия соответствует современным понятиям о медиатексте и медиаформате.
Актуальность - важная черта интернет-мема, который несет в себе какую-либо новость или информацию о недавно произошедшем событии, что и упрощает его понимание, так как пользователи находятся в новостной повестке в настоящем времени. Когда интерес публики к одному событию угасает, на смену ему приходит свежая новость, на которую интернет-сообщество реагирует уже новыми мемами.
Юмористическая направленность - ключевой фактор, который лежит в основе исследуемого жанра. Мем в каком-то роде схож с анекдотом, который постоянно пересказывается от человека к человеку, иногда дополняется и искажается. Такая фольклорная составляющая характерна для интернет-мема. Также в основу комической
стороны мема может быть положено использование литературных художественных средств, таких как метафора, гипербола, сравнение.
Медийность - существование интернет-мема только в виртуальной интернет-среде. Потребитель, не погруженный в данную культурную среду не способен декодировать типичный для пользователей интернета мем. Данный жанр соответствует характеристикам медийного продукта: визуальный образ, быстрота считывания информации, зачастую анонимность создателя. К тому же он вовлечен в систему средств массовой информации, которые активно используют интернет-мем как инструмент коммуникации с читателями.
Благодаря перечисленным особенностям, интернет-мем продолжает пользоваться большой популярностью в интернет-коммуникации, а его феномен вызывает интерес у многих исследователей медиапространства. По мнению Н. А. Зиновьевой, мемы помогают сформировать и дополнить социальную и индивидуальную картину миру пользователя [4. С. 177].
На первый взгляд может показаться, что мемы предназначены только для развлекательных целей и взаимодействия пользователей интернет-сообщества друг с другом. Но на деле оказывается, что мемы применимы в образовании, науке и журналистике. Данный вопрос рассматривают исследователи Д. Л. Савиченко и Л. В. Цаценко [15. С. 582]. Они отмечают, что, используя мем в научной работе, визуализация объекта исследования позволяет развивать визуальное мышление. Такой подход, по мнению авторов научной статьи «Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании», позволяет охватить несколько задач обучения [15. С. 582].
Обладая качествами, которые мы описали выше, можно смело заявить, что интернет-мем является также эффективным инструментом для создания и распространения контента в социальных сетях, где помимо распространения самой новости можно получить эмоциональный отклик от пользователей всемирной сети. Исследователь Д. С. Горбатов в отношении новостных интернет-мемов подчеркивает, что «присущая им способность передавать скрытые информационные посылы превращает то, что, на первый взгляд, выглядит развлечением и шуткой в своеобразного «троянского коня», исподволь меняющего социальные установки, ценности и поведение членов сообществ во всемирной компьютерной сети» [2. С. 23].
В работе мы уже упоминали важность визуализации при освещении новостей в интернет-СМИ. Но в реалиях пандемии COVID-19 значение самих средств массовой информации и визуального контента в целом существенно возросло. Ежедневная информационная повестка пользователей интернета наполнилась новостями о самоизоляции, масочном режиме, социальной дистанции, карантине. Также в сети ежесуточно стала публиковаться сводка по количеству заболевших, выздоровевших и умерших от новой коронавирусной инфекции. Исследователь В. М. Воронов подчеркивает, что «опыт пандемии COVID-19 - это еще и опыт экзистенциального напоминания современному человеку (по крайней мере, из благополучной части человечества) о его внезапной смертности, прежде всего, через демонстрацию смерти других» [1. С. 41].
Исследователь А. Я. Сарна заостряет внимание на том, что пандемия коронавируса перекочевала в виртуальное пространство и «переформатировала весь глобальный медиаландшафт» [8. С. 152]. Также он отмечает, что в так называемой «инфодемии» в мировых СМИ можно рассматривать СО"УШ-19 не только как биологическую угрозу, но и доминирующий инфоповод или так называемый «медиавирус». Понятие медиавируса разрабатывал медиатеоретик Д. Рашкофф [7]. Автор книги «Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» именует медиавирусом сообщения, в которых под внешней развлекательной и привлекающей внимание оболочкой зашифрованы концептуальные положения, затрагивающие важные социальные проблемы, которые способны формировать общественное мнение. Придерживаясь мнения автора книги, мы
можем отнести сами мемы на тему пандемии к медиавирусу. То есть инфоповод COVID-19 в нашем понимании обретает новую форму в виде мема и распространяется в сети.
Новости, освещающие мировую пандемию, не лучшим образом отразились на пользователях сети. Отражается ужасающая реальность пандемии в современном обществе, которое резко ограничили в социальных контактах. Закрытые границы государств, пустующие кафе и кинотеатры, тотальный масочный режим - все это заставляло испытывать стресс и непринятие у людей по всему миру. Но несмотря на внезапно возросший уровень негативных новостей в средствах массовой информации нашлось место и для эмоциональной разрядки в виде мемов. Социум объединился против общей проблемы - пандемии COVID-19. «Коронавирус шагает по всему миру, а пользователи Интернета создают мемы. Кажется, что юмор является идеальным оружием в борьбе со страхом и позволяет забыть о буднях», - делает акцент в своем исследовании П. А. Станкевич [13. C. 2].
Несомненно, мемы на тему ковида стали важным культурным явлением. Они помогли не только справиться с негативными эмоциями, но и распространить важную информацию о требованиях носить маску, соблюдать социальную дистанцию, чаще мыть руки.
Для того, чтобы проанализировать, как при помощи мема можно освещать новостную повестку, мы изучили сообщество «Лентач». Это одно из крупнейших русскоязычных сообществ, котороеспециализируется насоздании интернет-мемов в качестве иллюстраций новостей России и мира. Данный паблик представлен на разных площадках - ВКонтакте и Telegram. Для удобства осуществления выборки и ранжирования по датам, мы изучили контент на примере telegram-канала сообщества «Лентач», который дублируется из сообщества ВКонтакте. На примере «Лентача» мы рассмотрели особенности освещения пандемии COVID-19. Также мы сравнили и проанализировали, как менялись мемы на тему COVID-19 в течение года пандемии и какие ключевые события отражались в них.
Первое упоминание о новой коронавирусной инфекции появилось в сети 17 ноября 2019 года. Пандемия была объявлена 11 марта 2020 года. Для анализа были отобраны публикации на тему пандемии, проиллюстрированные интернет-мемами, в telegram-канале сообщества «Лентач» с 11 марта 2020 года по 31 марта 2021 года. Всего в сообществе за это время было опубликовано 115 постов, соответствующих нашим критериям исследования. Путем сплошной выборки из них для анализа было отобрано 26 постов, отражающих ключевые события. По каждому месяцу пандемии можно отследить, как менялась интенсивность развития событий и отношение общественности к ним.
В марте 2020 года произошел ряд изменений в привычном нам образе жизни: были закрыты все общественные заведения, обучение в школах и вузах переведено на дистанционный формат, авиасообщение со всеми странами приостановлено. Мемы данного периода отражают страх, панику инеизвестность. С 30 марта по 5 апреля президентом была объявлена нерабочая неделя в целях снижения социальных контактов и сдерживания высокого роста заболеваемости.
22 Март 2020 г.
Новости, опубликованные в марте 2020 года в сообществе «Лентач» в Telegram
В апреле коронавирусные ограничения усилились, но появился положительный прогноз в исследовании нового вируса. Тогда сеть захлестнула волна мемов на тему самоизоляции, дистанционного обучения и отмены массовых мероприятий. В публикациях отражалось смирение и адаптация пользователей к новым условиям жизни в период пандемии.
Лентач
В больницах Уханя не осталось ни одного пациента с коронавирусом, заявили местные власти
http://newslenta.ch/K6Rr
#согопау!ги5
Тщ
СЦ)
II
| Лентач26Апрел^
Новость, опубликованная в апреле 2020 года в сообществе «Лентач» в Telegram
В мае под угрозой отмены и переноса оказались экзамены у выпускников школ и вузов, что также легло в основу интернет-мемов данного периода. Также Росавиация стала готовиться к возобновлению перевозок. Весна 2020 года стала сложным периодом для всего мира, когда ежедневно вводились новые ограничения, количество заболевших постоянно росло, а разработка вакцины от нового коронавируса была только на начальных этапах. Практически весь спектр эмоций - от страха неизвестности до надежды на лучшее - отражены в мемах этого временного отрезка.
Новости, опубликованные в мае 2020 года в сообществе «Лентач» в Telegram
Июнь, июль и август стали месяцами, когда постепенно возобновилось авиасообщение с рядом стран, был проведен Парад Победы, а также подведены итоги дистанционного обучения в вузах во время пандемии. Этот период показал, что какими бы не были ограничения, общество найдет выход и сможет адаптироваться к новым реалиям. Количество публикаций на тему коронавируса к лету 2020 года начинает заметно снижаться по сравнению с весенними месяцами.
Новости, опубликованные летом 2020 года в сообществе «Лентач» в Telegram
Сентябрь был ознаменован появлением первых результатов клинических испытаний российской вакцины от COVID-19 «Спутник^».
Новость, опубликованная в сентябре 2020 года в сообществе «Лентач» в Telegram Уже в октябре в сети заговорили о массовой вакцинации в скором будущем.
Новость, опубликованная в октябре 2020 года в сообществе «Лентач» в Telegram
В ноябре исполнился год с момента обнаружения первого человека, заразившегося новым коронавирусом, а английские словари объявили словами года «локдаун» и «пандемия». В мемах за осенние месяцы 2020 года прослеживается, что общество постепенно стало оправляться после тотальной самоизоляции и даже находить в этом комичное.
Лентач
Словарь Merriam-Webster назвал словом года «пандемию»
hctp://news.lenta.ch/a3DJ
PANDE MIA!
-HERE WE GO AGAIN-
& 52.4K 14:36 ■
ООО 9 комментариев | 30 Ноябрь 2020 г. 14:36:03 |
Новости, опубликованные в ноябре 2020 года в сообществе «Лентач» в Telegram
В декабре коронавирус добрался до Антарктиды, а журнал «Time» назвал 2020 «худшим годом в истории». Пользователи стали подводить итоги 2020 года.
Новости, опубликованные в декабре 2020 года в сообществе «Лентач» в Telegram
В январе 2021 года был зарегистрирован первый в России случай заражения британским штаммом коронавируса, а школы всех регионов страны вернулись на очный формат обучения.
Новости, опубликованные в январе 2021 года в сообществе «Лентач» в Telegram
В феврале очно стали учиться московские студенты. Данный период на примере мемов показал, что, возможно, самое страшное уже позади, но расслабляться не следует.
Лентач
С 8 февраля студенты московских вузов возвращаются к очному обучению.
Им также разблокируют социальные карты
http://news.lenta.ch/5e3z
Новость, опубликованная в феврале 2021 года в сообществе «Лентач» в Telegram
В марте Еврокомиссия объявила о начале третьей волны пандемии коронавируса в Европе. Несмотря на это в апреле Россия возобновляет авиасообщение с еще шестью странами. В сети вектор интересов, которые отражают мемы, постепенно сместился на более актуальные и животрепещущие темы, что характерно для такого формата. Но коронавирусная повестка, хоть уже и с меньшей интенсивностью, нежели в самом начале пандемии, время от времени продолжает появляться в интернет-среде.
Новости, опубликованные в марте 2021 года в сообществе «Лентач» в Telegram
Каждая новость исследуемого периода сопровождалась интернет-мемом для простоты восприятия информации. Но в реалиях пандемии интернет-мем обрел новое значение для общества. Благодаря таким характеристикам интернет-мема как вирусность, эмоциональность, актуальность и юмористическая направленность, он стал одним из оптимальных форматов для иллюстрации новостей на тему пандемии. За счет своих качеств интернет-мем транслировал в массы важные события, призывал оставаться дома, соблюдать самоизоляцию и надеяться на лучшее. Мемы на тему COVID-19, заполнившие сеть, помогли пользователям сохранять спокойствие и осознать, что в таком тяжелом положении находится весь мир. Юмористическая составляющая интернет-мема даже на такую серьезную тему как ковид, стала одним из главных критериев, по которому можно оценить масштаб влияния на аудиторию. В интернет-мемах на тему пандемии поднимались знакомые для многих проблемы и отсылки, что позволяло пользователям сети активно делиться новостями, проиллюстрированными мемами и тем самым молниеносно доносить важную информацию до своего круга общения.
Резюмируя все сказанное выше, мы пришли к выводам: визуальный контент является основополагающей частью ежедневной новостной повестки; ошибочно считать, что мемы используются исключительно в развлекательных целях. Такая подача информации упрощает понимание темы и помогает ускорить распространение актуальной информации. Мемы на тему пандемии коронавирусной инфекции позволили запечатлеть в таком формате главные события минувшего года и составить представление о том, что волновало пользователей сети в самые сложные дни карантина.
Делая вывод по анализу публикаций, можно смело заявить, что по прошествии года мы стали сильнее, терпеливее, научились общаться и учиться на расстоянии, а также верить в лучшее несмотря ни на что. И, по нашему мнению, на формирование указанных качеств положительно повлияли мем-материалы. Хронологический порядок публикаций буквально представляет собой летопись пандемии, которая не только запечатлела эмоции и переживания каждого человека, но и помогла справиться с ними и обрести надежду на счастливый финал.
Список литературы
1. Воронов, В. М. Пандемия COVID-19 как экзистенциальное и культурное событие: группы, культурные границы и феномен настроения (на примере российского общества) / В. М. Воронов. - DOI 10.46539/jfs.v6i1.274. - Текст : непосредственный // Журнал фронтирных исследований. - 2021. - Т. 6. - № 1 (21). - С. 41-68.
2. Горбатов, Д. С. Новостные интернет-мемы: типология и социальные функции / Д. С. Горбатов, А. В. Байчик, Л. В. Бобрикова. - Текст : непосредственный // Universum: общественные науки. - 2021. - № 1-2 (71). - С. 23-25.
3. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз ; пер. с англ. Н. О. Фоминой. - М. : Мир, 1993. - 316 с. - Текст : непосредственный.
4. Зиновьева, Н. А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов / Н. А. Зиновьева. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. -2014. - № 4. - С. 177-184.
5. Канашина, С. В. Что такое интернет-мем? / С. В. Канашина. - Текст : непосредственный // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2017. -№ 28 (277).
6. Распопова, С. С. Визуализация как способ наглядного освещения смысла медиатекста / С. С. Распопова. - Текст : непосредственный // Визуальный поворот
в массовых коммуникациях : коллектив. моногр. / С. И. Симакова, С. С. Распопова, Е. В. Выровцева ; под ред. С. И. Симаковой. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2017. - С. 44.
7. Рашкофф, Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М. : Ультра.Культура, 2003. - 368 с. - Текст : непосредственный.
8. Сарна, А. Я. COVID-19 как медиавирус: дискурсы профилактики и паники / А. Я. Сарна. - Текст : непосредственный // Стратегические коммуникации в современном мире : сборник материалов по результатам научно-практических конференций, Саратов, 30 октября 2019 года - 22 октября 2020 года / Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2020. - С. 152-161.
9. Силантьева, О. 92 мультимедийных формата / О. Силантьева. - М. : Ridero, 2018. -С. 21. - Текст : непосредственный.
10. Симакова С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? / С. И. Симакова. - Текст : непосредственный // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2017. - № 1. - С. 136.
11. Симакова С. Автономия изображений: о месте авторских рисунков в современной коммуникации научно-популярной тематики / С. Симакова, С. Панюкова, И. Топчий. - DOI 10.31648/pw.4529. - Текст : непосредственный // Przegl^d wschodnioeuropejski. - 2019. - № X/1. - С. 337-345.
12. Симакова, С. И. / Визуализация медиапространства в контексте сохранения гуманистических ценностей / С. И. Симакова, И. В. Топчий. - Текст : непосредственный // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей: коллект. монография / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. -Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета, 2019. - С. 197-205.
13. Станкевич, П. А. Юмор спасет мир: интернет-мемы как реакция общества на мировую пандемию / П. А. Станкевич. - Текст : непосредственный // Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. - 2020. - № 8 (24). - С. 2.
14. Топчий, И. В. Эмоциональный фон комментария как результат различных способов его оценки / И. В. Топчий. - DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10321. - Текст : непосредственный // Знак: проблемное поле медиаобразования. - Челябинск, 2019. -№ 3 (33). - С. 175-181.
15. Цаценко, Л. В. Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании / Л. В. Цаценко, Д. Л. Савиченко. - Текст : непосредственный // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 114. - С. 582-591.
16. Шомова, С. А. Мемы как они есть / С. А. Шомова - М. : Аспект Пресс, 2018. -С. 18. - Текст : непосредственный.
17. Shifman L. Memes in Digital Culture / L. Shifman. - Сambridge : MIT Press, 2014. -С. 22. - Текст : непосредственный.
Котова Виктория Сергеевна - студентка кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected].
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.