КУЛЬТУРА КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ НАЦИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Шевцов В.М., Кравченко В.В., Новосельский С.О. -
5.5.2 Политические институты, процессы и технологии
(политические науки)
Political Institutions, Processes and Technologies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-73-80 УДК: 328 ГРНТИ: 11.15 EDN: DNOIOJ
Культура коммуникации между представителями разных наций в российском обществе и пути ее совершенствования
В.М. Шевцова ©, В.В. Кравчен^ ©, С.О. Новосельский ©
Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, г. Москва, Российская Федерация
a E-mail: [email protected] ь E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается культура коммуникации между представителями разных наций и основные направления ее совершенствования. При существующей конъюнктуре геополитической напряженности, когда противоборствующие стороны максимально активно применяют инструменты гибридного давления, важно обеспечить баланс интересов всех народностей, проживающих в социально-экономическом пространстве России. Российское общество с древних времен носило многонациональный характер, в основе которого были положены чувства уважения к интересам других народностей. Таким образом, на цивилизационном уровне русский народ стремится не колонизировать представителей других наций, а найти с ними общие точки соприкосновения для поддержки и совместного решения огромного множества проблем. На сегодняшний день недружественные страны пытаются разобщить российское общество по национальному признаку с целью нанесения нашей стране стратегического поражения. Важным элементом оборонной реакции на различные формы гибридной агрессии является построение качественной культуры коммуникаций между различными нациями. Положительным фактором для успешного решения данной задачи выступает существование общего базиса в виде русского языка, который генерирует доступный мост коммуникаций. Тиражирование эффективных практик межкультурных коммуникаций заметно снижает риски этнополитических конфликтов и ведет к стабилизации общественной ситуации. Политические элиты в рамках своей деятельности и публичной повестки должны активно включаться в данный процесс и всячески способствовать расширению потенциала межкультурных коммуникаций. В условиях цифровой трансформации целесообразно создавать новые культурные пространства для межнационального диалога с целью достижения политического консенсуса при решении проблемных вопросов социального, религиозного и экономического характеров.
Ключевые слова: коммуникация, культура коммуникации, межнациональный диалог, политический процесс, многонациональное государство, этнополитический конфликт
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-73-80
The Culture of Communication
between Representatives of Different Nations
in Russian Society and Ways to Improve it
V.M. Shevtsov3 ©, V.V. Kravchenkob ©, S.O. Novoselskyc ©
Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow, Russian Federation
a E-mail: [email protected] b E-mail: [email protected] c E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the consideration of the culture of communication between representatives of different nations and the main directions for its improvement. In the current situation of geopolitical tension, when the opposing sides actively use hybrid pressure tools, it is important to ensure a balance of interests of all nationalities living in the socio-economic space of Russia. Since ancient times, Russian society has been multinational in nature, based on feelings of respect for the interests of other nationalities. Thus, at the civilizational level, the Russian people strive not to colonize representatives of other nations, but to find common ground with them for support and joint solution of a huge number of problems. Today, unfriendly countries are trying to disunite Russian society along national lines in order to inflict a strategic defeat on our country. An important element of the defensive response to various forms of hybrid aggression is the construction of a high-quality culture of communications between different nations. A positive factor for the successful solution of this problem is the existence of a common basis in the form of the Russian language, which generates an accessible bridge of communications. The replication of effective practices of intercultural communications significantly reduces the risks of ethnopolitical conflicts and leads to the stabilization of the social situation. Political elites, within the framework of their activities and public agenda, should actively engage in this process and in every possible way contribute to the expansion of the potential of intercultural communications. In the context of digital transformation, it is advisable to create new cultural spaces for interethnic dialogue in order to achieve political consensus in solving problematic issues of social, religious and economic nature.
Key words: communication, communication culture, interethnic dialogue, political process, multinational state, ethnopolitical conflict
/-
FOR CITATION: Shevtsov V.M., Kravchenko V.V., Novoselsky S.O. The Culture of Communication between Representatives of Different Nations in Russian Society and Ways to Improve it. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 6. Pp. 73-80. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-73-80. EDN: DNOIOJ
ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование культуры1 коммуникации2 между представителями разных наций, укрепление единства многонационального российского общества в условиях проведения специальной военной операции, санкции является одной из главных задач российского государства, в котором народы говорят более чем на 178 языках и наречиях, исповедуют разные религий, придерживаются разных политических взглядов, занимают разные социально-экономические статусы.
1 Авторы разделяют точку зрения Э.Б. Тайлора, который понимал культуру как «сложное целое, которое включает знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные способности и привычки, приобретаемые человеком, как членом общества».
2 Коммуникация (лат. communication от communico - делать общим, связывать, общаться (см.: [6: 234]). В человеческом обществе коммуникация - общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, поступками (см.: [5: 125]). Коммуникация - обмен информацией между людьми посредством общей системы знаков.
Трудно не согласиться с М.О. Гузиковой, которая утверждает, что «главной причиной усилившегося интереса к изучению культуры коммуникации между народами являются глобализационные процессы и националистические настроения - люди начинают ценить свою культуру, стремятся уберечь ее от унифицирующего воздействия глобализации» [3:8].
Культура коммуникации между представителями разных наций, расширения между ними областей общения3 в российском обществе приобретает сейчас
3 В научной литературе общение определяется как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов (групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результаты деятельности; одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности (см.: Философский энциклопедический словарь. М., 2018. Вып. 2. С. 447). Авторы согласны с суждением И.И. Серовой, что «межнациональное общение -это процесс взаимодействия и взаимовлияния представителей различных социально-этнических общностей, в котором происходят обмен продуктами деятельности, информацией, передача
Шевцов В.М., Кравченко В.В., Новосельский С.О. -
особую актуальность и обусловлено рядом обстоятельств: быстрым ростом национального самосознания граждан Российской Федерации, обусловленного процессом формирования новых цивилизационных отношений между представителями разных наций под воздействием различных внутренних и внешних факторов: санкций, информационной воины, акций терроризма, проводимой специальной военной операции, тогда, когда, как никогда нужна консолидация российского общества; изменениями, происходящими в национальной структуре российского общества связанных с недостаточно четко управляемыми внешними и внутренними миграционными процессами, снижением рождаемости среди православных и увеличением численности населения за счет представителей исламского мира; складывающейся сложной демографической ситуацией в стране; коррупцией; проявлением отдельных элементов национального эгоизма, вспышек национализма; слабой работой по сохранению исторической памяти народов [9].
Цель исследования заключается в раскрытии сущностных особенностей культуры коммуникаций между представителями различных наций с учетом специфики российского общества и текущей геополитической конъюнктуры.
Новизна исследования состоит в уточнении ролевой значимости межкультурных коммуникаций в условия гибридного давления на российское общество.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют комплексный и системный подходы. Использование комплексного подхода обеспечивает многосторонний анализ категории «культура коммуникаций» через призму формирования межнационального диалога. На основе системного подхода осуществляется выработки релевантных направлений совершенствования отечественного культурно-коммуникационного пространства для уменьшения рисков этнополитических противостояний.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Процесс коммуникации между представителями разных наций необычайно сложен, многопланов, противоречив. Представители разных наций вступают в отношения, которые характеризуются: определенным уровнем культуры; историей развития наций; отношением к традициям и обычаям своей нации, а также к представителям других наций; состоянием социально-политических отношений в обществе; уровнем развития экономики, образования, духовной сферы; функционированием всей политической системы общества, а также деятельностью представителей всех ветвей власти по совершенствованию культуры отношений между представителями всех наций, проживающих на территории России; наличием индивидуальных национальных черт, сознания, характера, социального опыта, психики [13].
опыта, трудовых навыков, проявляются и удовлетворяются духовные потребности, вырабатываются нравственно-оценочные нормы и правила, регулирующие отношения людей различных национальностей, формируются социально-психологические качества, самым существенным образом влияющие на характер, содержание и уровень межличностных отношений представителей различных национальностей (см.: [10: 12-13]).
Среди основных компонентов культуры коммуникации между представителями разных наций представляется возможным выделить несколько элементов: основы теории наций и национальных отношений, психологические особенности представителей разных наций; цивилизационный подход при оценке представителей других наций; готовность уважительно относиться к представителям других наций; умение находить такой способ коммуникации, который был бы соизмерим с общечеловеческими ценностями. В системе коммуникаций между представителями разных наций происходит процесс трансформации ценностей одной нации к другой, создается больше условий для сочетания общечеловеческих ценностей с национальными и этническими особенностями, роста национального самосознания, ликвидации различного рода существующих национальных предрассудков, что в целом способствует духовно-психологической консолидации российского общества [15]. Культура коммуникации между представителями различных национальностей включает в себя весь спектр отношений между ними, начиная от их коммуникации в бытовых условиях, во всех сферах общения и заканчивая тончайшими механизмами психологических связей между друзьями одной или разных наций [2].
К числу ключевых характеристик существующей культуры коммуникаций в рамках российского многонационального общества можно отнести:
• ярко выраженное доминирование общечеловеческих ценностей, которое постоянно подчеркивается политическими элитами на всех уровнях;
• проявление уважения к национальному достоинству всех лиц, присутствующих на территории России и в первую очередь граждан страны;
• национальная скромность, не позволяющая превозносить заслуги русской нации над достоинствами других народностей;
• активное стремление узнать язык и культуру других народностей;
• добросовестный труд на благо всех народов, проживающих в российском общественном пространстве [7].
Присутствие подобного рода установок является основой существования российского общества, которая должна стать фундаментом строительства устойчивых и доверительных коммуникаций межкультурного обмена.
Культура коммуникации между представителями разных наций вносит в политический процесс циви-лизационные отношения, исключающие конфликты, терроризм, предоставляет равные права представителю любой нации участвовать в политическом процессе, быть избранным в любой орган законодательной власти, а также входить в состав исполнительной власти.
Культура коммуникации между нациями должна способствовать объективной оценке историй развития наций, формированию новых цивилизационных отношений в условиях формирования многополярного миропорядка. Этой работой должны заниматься: институты всех ветвей власти; гражданское общество; сотрудники национальных архивов, особенно по вопросам возвращения национальных фондов из-за рубежа в Россию; воспитатели яслей, детских садиков; учителя школ; преподаватели средних и высших
учебных заведений; огромная роль в этой работе принадлежит семье, которая должна быть хранительницей лучших традиций и обычаев народов России; произведения художественной и исторической литературе должны способствовать формированию лучших черт и качеств представителей всех народов России; велика роль в этом процессе средств массовой информации и коммуникации, особенно прессы, интернета, телевидения; на сценах наших театров должны осуществляться постановки, которые способствуют формированию лучших традиций, черт характера гражданина российской цивилизации; нуждается в неукоснительной корректировке государственная программа развития кино и кинопроката, закупки кинофильмов, должны «уйти» с наших отечественных экранов низкопробные иностранные фильмы и пьесы, которые чужды нашей российской ментальности; необходимо совершенствовать наши законы о театре, концертных организациях, о кинематографии, народных промыслах и ремеслах в Российской Федерации.
Для этого необходимо повышать общественное осознание и интерес к истории народов России, особенно у молодежи; более целенаправленно управлять информационными потоками, в средствах массовой информации и коммуникации; совершенствовать работу по созданию специализированных музеев, архивов и библиотек народов России; способствовать развитию исторической литературы и массовой культуры народов России; вести бескомпромиссную борьбу с различного рода фальсификациями истории народов России; совершенствовать воспитательную и нормативно-правовую базу по сохранению исторической памяти народов России; целенаправленно проводить работу по патриотическому воспитанию представителей всех наций, проживающих на территории России; организовывать работу по изучению истории народов России мигрантами, проживающими на территории Российской Федерации и одновременно, более широко, проводить работу по изучению россиянами истории, традиций, обычаев, обрядов тех народов, которые временно находятся на территории Российской Федерации; организовывать и проводить междисциплинарные научные исследования по проблемам исторической памяти народов и месячники дружбы народов Российской Федерации [12].
Культура коммуникации между представителями разных национальностей складывается под влиянием и в результате действий институтов всех ветвей власти, партийных и общественных систем, гражданского общества, функционирования всей политической системы общества. Особое значение для ее формирования имеют позитивные тенденции в политической, духовной, экономической и социальной сферах.
Культура коммуникации между представителями разных наций играет важную роль в политическом процессе в зависимости от проводимой государством миграционной политики, необходимо вернуться к проверке законности получения гражданства России и разрешения на вид жительства представителями наций, которые являются мигрантами. Повышенное внимание в российском обществе должно быть уделено формированию национальными диаспорами культуры общения среди своих сограждан, граждан Российской Федера-
ции, необходимо исключить случай привлечения граждан других государств в экономику страны, без сдачи экзаменов по истории России и русскому языку, соответствующей информации о них из стран прибытия, управляемыми должны быть процессы строительства культовых учреждений, культурных центров России, пристального внимания требует работа среди представителей любой национальности по недопущению случаев разжигания национальной вражды, более активно должна вестись борьба с фальсификациями исторической памяти народов [14].
Геополитическое положение, социально-экономические особенности и исторический национальный состав российского общества способствуют формированию нескольких типов субнацкультур [12], особенности которых необходимо учитывать при разработке инструментов управления этнополитическими конфликтами на основе тиражирования положительной практики межкультурного диалога:
• региональная субнацкультура, которая генерируется на основе присутствующих климатических различий между отдельными территориально-общественными локациями государства. Климатические особенности в дальнейшем приводят к существованию социально-экономических различий, а также дифференциации восприятия общественных факторов;
• лингвистическая субнацкультура, в основе которой находятся языковые различия, формируемые в первую очередь по национальному признаку. Каждая проживающая в России народность имеет свой самобытный исторический язык общения, который, несмотря на государственный статус русского языка, сохраняется и поддерживается на региональном и федеральном уровнях;
• социо-экономическая субнацкультура, в основе которой находится различный социальный статус граждан, формируемый с учетом уровня их финансового благосостояния. Различная экономическая конъюнктура аккумулирования доходов ведет к формированию общественной дифференциации, которую необходимо преодолеть для снижения социальных противоречий в обществе;
• религиозная субнацкультура приобретает доминирующий характер в условиях гибридной войны. Россия исторически является мирно сбалансированным многоконфессиональным государством, но попытка разжечь межнациональную рознь на религиозной почве в рамках гибридной войны происходят постоянно. Основой данного типа субнацкультуры является дифференциация вероисповедания населения. При этом важно помнить, что Россия является светским государством, в котором не запрещаются основные религии, но в котором при разрешении общественных конфликтов применяются нормы законодательства;
• возрастная субнацкультура, имеет крайне редкое проявление в силу своей подвижности и размытости в рамках других типов субнацкультура.
Ключевым элементом сглаживания этнополитиче-ских противоречий на субнацкультурном уровне является эффективная национальная политика, проводимая в нашей стране, которая обеспечивает уважение к национальных интересам и особенностям каждой
Шевцов В.М., Кравченко В.В., Новосельский С.О. -
проживающей народности. Основной данной политики является выделение средств на поддержку национального языка, промыслов и обычаев. В условиях гибридного давления подобного рода политика способствует снижению рисков национальной безопасности [1].
Построение эффективного межкультурного диалога имеет важнейшее значение и в свете решения экономических проблем. Выстраивание качественных культурных коммуникаций внутри трудового коллектива максимально благоприятно влияет на рост трудовой отдачи и достижение коммерческого успеха.
Культура коммуникации между представителями разных национальностей и политический процесс4 в России тесно связаны, она в значительной мере предопределяет его формы и методы. Каждая нация вносит в политический процесс свою политическую культуру коммуникации, выработанные веками формы и способы политической деятельности. Наиболее четко политическая культура коммуникации между
4 Авторы согласны с определением политического процесса данным H.A. Барановым в курсе лекции «Структура и особенности политического процесса в современной России» (см.: Баранов H.A. Структура и особенности политического процесса в современной России: курс лекций. В 3 ч. СПб.: БГПУ, 2015. С. 2-8), где он подчеркивает, что политический процесс - это последовательная смена политических явлений, состояний и событий, совокупность целенаправленных действий субъектов политики по достижению определенных политических целей. Сущность политического процесса составляют разнообразные взаимосвязи и взаимодействия социальных институтов, организаций, образований и групп, отдельных индивидов в сфере политики, их сознательные действия по завоеванию, распределению, перераспределению, удержанию и использованию политической власти. Политический процесс как феномен обеспечивает формирование, функционирование, развитие и изменение, деградацию и распад структур и институтов политического властвования и господства, политической системы, определенного социально-политического устройства. Содержание политического процесса по объему аккумулируемой им политической реальности близко к содержанию политической жизни общества и практически совпадает с ним. Политический процесс включает все реально происходящие явления, события и трансформации в сфере политики, как санкционированные, так и несанкционированные политической системой действия субъектов общественных отношений. Отличие политического процесса от политического режима, представляющего собой способ организации и функционирования политической системы, технологию осуществления политической власти, заключается в том, что политический режим характеризует политическую систему с точки зрения должного, а политический процесс - с точки зрения всего происходящего, динамики ее эволюции во времени и пространстве. Он представляет развивающуюся политическую реальность, которая складывается не по желанию и предписаниям тех, или иных субъектов общественных отношений. Это обобщенный результат совпадения, консенсуса, борьбы интересов разных социально-политических сил и отдельных граждан, их поведения и представлений о том, что бы они хотели получить от государства и политического режима. В политическом процессе действуют и выполняют различные функции и роли живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры и образования. Политический процесс связан с прошлым, направлен в будущее и совершается в настоящее время.
Политический процесс обладает определенной структурой. Соотношение и субординация элементов структуры политического процесса определяют его функционирование и развитие, ту или иную последовательность политических явлений, состояний, событий и действий, их особенности и динамику протекания. В современной отечественной научной и учебной литературе в структуре политического процесса принято выделять: субъекты политического процесса, политические отношения ме^ду ними, их политическое поведение.
представителями разных национальностей проявляется в политическом процессе через национальные политические: чувства; символику; традиций; сознание; убеждения; предпочтения; психологию; политическую деятельность.
Культура коммуникации между представителями разных национальностей оказывает свое влияние на политический процесс в обществе через образовательный, культурный, информационный, языковой компоненты [12: 235-253].
Еще одной причиной повышения роли культуры коммуникации между представителями разных национальностей в политическом процессе является возрастание требований к политико-культурной подготовке представителей любой нации к информационному воздействию оппонентов нашей страны, особенно в условиях информационной войны, акции террора, санкции и проведения специальной военной операции [11].
Культура коммуникации между представителями народов Российской Федерации во многом зависит от культуры и быта отдельно взятой нации, национально-психологических особенностей людей: специфических черт национального характера; особенностей выражения чувств; динамики поведения; национальных традиций; обычаев; нравов; степени привязанности к ним. Например, грузины, армяне, азербайджанцы, представители других национальностей из бывших Закавказских республик, с одной стороны, устойчиво соблюдают национальные традиции, уважительно относятся к старшим, особенно своей национальности, проявляют настойчивость, трудолюбие, упорство при интересной работе, обладают высокой степенью общительности, легко идут на установление контактов с лицами других национальностей. С другой стороны, они отличаются активным характером протекания психологических процессов, обостренным чувством национальной гордости, ярко выраженной эмоциональной возбудимостью. Они чаще, чем представители других национальностей, по незначительному поводу, не разобравшись, вступают в конфликты. Грубый и даже резкий разговор с ними может создать конфликтные ситуации. Казахи, узбеки, таджики и другие представители национальностей Средней Азии более осмотрительны и сдержаны. Весьма чувствительные ко всему национальному, устойчиво придерживающиеся национальных традиций и обычаев, они проявляют некоторую настороженность к представителям других национальностей. Они обидчивы, тяжело переживают оскорбления национального достоинства, проявляют замкнутость, трудно идут на откровенный разговор [8: 120].
В процессе поиска оптимального механизма управления межнациональным вопросом необходимо исходить из следующих императивов:
• Россия в рамках исторического эволюционного пути всегда была Евразийской страной, которая находилась на пути перемещения людей с Востока на Запад и наоборот, то есть России постепенно впитывает в себя культурные особенности транзитных народностей;
• в целом Россию целесообразно рассматривать в качестве многофакторной культурной системы, все элементы которой не только взаимодействуют между
собой, но и связаны с другими элементами общего социально-экономического пространства; • построение государственной стратегии должно учитывать национальные интересы каждой народности для сокращения воронок формирования этнополи-тических конфликтов. Только в этом случае можно будет выходить на разработку эффективных инструментов межкультурного диалога [4].
В целом совершенствование культуры коммуникации между представителями разных национальностей ведет к углублению связей между представителями разных народов, сплочению российской цивилизации.
Совершенствование культуры коммуникации между представителями разных национальностей представляется возможным вести по следующим направлениям: формирование мировоззрения у народов России по теории национальных отношений; объединение народов России вокруг единой цели - создание правового, социально ориентированного общества, где доминирует главный принцип, все для блага народа, во имя мира и процветания всех народов российской цивилизации; расширение сферы общения народов России; организация изучения истории российской цивилизации, изучения русского языка, как средства коммуникации между народами России, который способствует обмену межкультурным опытом, помогает улучшить взаимопонимание и укрепить дружбу между народами российской цивилизации; аргументированное разоблачение фальсификаторов государственной национальной политики, извращения характера межнационального общения в нашем Отечестве; создание правовых и материальных условий для сохранения и развития национальных обычаев, традиции, родного языка; равномерное их представление в институтах органов управления всех ветвей власти на территории России. Что касается таких направлений, как нравственное, политическое, эстетическое, религиозное, и некоторых других направлении воспитания представителей народов России, то они прямо или опосредовано, полностью или частично входят в содержание основных направлений, интегрируются ими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, представляется возможным сделать вывод, что объективная необходимость воспитания высокой культуры коммуникации между представителями разных национальностей определяется всем ходом общественного развития российской цивилизации, всей палитрой факторов, связанных с санкциями, проведением специальной военной операции, поиском своего нового исторического пути развития. Высокая культура межнационального общения может развиваться там, где постоянно и целеустремленно ведется непримиримая борьба с ее антиподами - национальной огра-
ниченностью и тщеславием, национальным эгоизмом и национальным нигилизмом, где преодолеваются элементы местничества. Важно, чтобы все чувства людей -нравственные, эстетические и другие - все больше наполнялись общечеловеческими ценностями, помогали людям подняться над узконациональным горизонтом, определяемым национальной принадлежностью, и во все большей мере способствовали приближению отдаленной исторической перспективы, как создание самой совершенной цивилизации мира. Формирование культуры коммуникации между представителями разных национальностей - это сложная, комплексная мировоззренческая, социально-политическая, психологическая и педагогическая проблема, которая посвящена изучению сложной системы нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, которые осуществляются между представителями разных культур народов в условиях взаимодействия и взаимовлияния. Ее решение требует новых усилий российской науки по поиску путей гармонизации этих отношений во всех областях, и прежде всего, в развитии культуры коммуникационного общения между представителями разных национальностей. Основополагающие принципы национально - культурного развития каждого народа [12: 228] и всего российского общества, в целом, могут самореализоваться лишь в условиях демократии. Свобода творческой деятельности человека, осознание каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо своего Отечества, сохранение и оздоровление социокультурной среды обитания каждого народа и человека, свобода выбора каждым народом своего самобытного пути в цивилизованном, культурном процессе, ориентация на культурное сотворчество народов, воспитание граждан страны в духе уважения других культур мира, в духе сотрудничества и созидания - эти и другие принципы должны сейчас доминировать в политике национально-культурного развития и межнационального сотворчества культур народов Российской Федерации.
Авторский коллектив осознает, что в одной, ограниченной по объеме статье, невозможно достаточно полно и всесторонне осветить все проблемы, которые существуют в системе отношений между представителями разных национальностей развивающейся российской цивилизации, ибо эта тема необычайно глубока, интересна, необоснованно, слишком долго считалась разрешенной. Автор глубоко убежден, что она еще не раз привлечет к себе внимание новых творческих политических и научных сил. Наше российское государство - родной дом, в котором живут более 170 свободных и равноправных наций и народностей. Их нерушимая дружба - животворный источник могучей созидательной энергий, надежный залог новых побед за дальнейшее укрепление национальной безопасности России.
Шевцов В.М., Кравченко В.В., Новосельский С.О. -
ЛИТЕРАТУРА
1. БулавинаМЛ.,Новосельский С.О. Перспективы военнойбез-опасности России в существующей геополитической конъюнктуре//Межгосударственное противоборство в условиях глобализации и его влияние на управление национальной обороной Российской Федерации. М., 2023. С. 105-112.
2. Гантамиров Т.Т. Межэтнический и межконфессиональный диалог в современной России: проблемы и перспективы // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 3-2 (71). С. 127-129.
3. Гузикова М.О., Фофанова П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015.124 с.
4. Ерохина Е.А. Этническое многообразие в динамике развития российской цивилизации // Идеи и идеалы. 2017. Т. 2. № 1 (31). С. 25-34.
5. Кашкин В.Б. Большая российская энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 2004-2007.937 с.
6. Крысько В.Г.Этнопсихологический словарь. М.: Московский психолого-социальныйуниверситет, 1999. 343 с.
7. Ласария А.О. Современные теоретико-методологические подходы к урегулированию этнополитических конфликтов Ц Электронный вестник. М.: МГУ, 2017. Вып. 63. 210 с.
8. Лопарев A.B., Яценко И.А. Этнополитические процессы в России и проблема глобальной диаспоризации мира // Власть. 2011. № 3. С. 119-123.
9. Новосельский С.О., Моисеева O.A., Филиппова O.A. Коммуникационная политика органов исполнительной власти с населением в социальных сетях//Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 3 (91). С. 1001-1013.
10. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск: Университетское, 2021. Вып. 3. С. 12-13.
11. Суханов К.А. Национальные меньшинства Российской Федерации - кто они? // Труды Института государства и права РАН. 2022. Т. 17. № 4. С. 205-227.
12. Шевцов В.М. Национальные отношения и военный потенциал государства (на примере России): монография. 2-е изд. М.: ВУ, 2013. 253 с.
13. Шевцов В.М. Этнополитические конфликты: механизмы их урегулирования: учеб. пособие. М.: Из-дат. дом «УМЦ», 2024. 80 с.
14. Шукшин B.C., Суворов В.Л. Гибридные войны современной эпохи как угроза безопасности России: монография. М.: У Никитских ворот, 2022. 336 с.
15. Юшманов П.Н. Защита прав национальных меньшинств в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Социология и право. 2016. №2 (32). С. 112-116.
REFERENCES
1. Bulavina M.A., Novoselsky S.O. Prospects for Russia's military security in the existing geopolitical environment. In: Interstate confrontation in the context of globalization and its impact on the management of the national defense of the Russian Federation. Moscow, 2023. Pp. 105-112.
2. Gantamirov T.T. Interethnic and interfaith dialogue in modern Russia: Problems and prospects. New Science: Experience, Traditions, Innovations. 2016. No. 3-2 (71). Pp. 127-129. (In Rus.)
3. Guzikova M.O., Fofanova P.Yu. Fundamentals of the theory of intercultural communication. Textbook. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural University, 2015.124 p.
4. Erokhina E.A. Ethnic diversity in the dynamics of the development of Russian Civilization. Ideas and Ideals. 2017. Vol. 2. No. 1 (31). Pp. 25-34. (InRus.)
5. Kashkin V.B. Great Russian Encyclopedia. Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2004-2007.937 p.
6. Krysko V.G. Ethnopsychological Dictionary. Moscow: Moscow Psychological and Social University, 1999. 343 p.
7. Lasaría A.O. Modern theoretical and methodological approaches to the settlement of ethnopolitical conflicts. In: Electronic Bulletin. Moscow: Moscow State University, 2017. Issue 63. 210p.
8. LoparevA.V., Yatsenko I.A. Ethnopolitical processes in Russia and the problem of global diasporization of the world. Power. 2011. No. 3. Pp. 119-123. (In Rus.)
9. Novoselsky S.O., Moiseeva O.A., Filippova O.A. Communication policy of executive authorities with the population in social networks. Questions of Political Science. 2023. Vol. 13. No. 3 (91). Pp. 1001-1013. (In Rus.)
10. Serova I.I. Culture of interethnic communication. Minsk: University, 2021. Issue 3. Pp. 12-13.
11. Sukhanov K.A. National minorities of the Russian Federation -who are they? Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2022. Vol. 17. No. 4. Pp. 205-227. (InRus.)
12. Shevtsov V.M. National relations and military potential of the state (on the example of Russia). Monograph. 2nd ed. Moscow: VU, 2013. 253p.
13. Shevtsov V.M. Ethnopolitical conflicts: mechanisms for their settlement. Textbook. Moscow: UMC, 2024. 80 p.
14. Shukshin V.S., Suvorov V.L. Hybrid wars of the modern era as a threat to Russia's security. Monograph. Moscow: At the Ni-kitsky Gate, 2022. 336 p.
15. YushmanovRN. Protection of the rights of national minorities in the Russian Federation: Problems and solutions. Sociology and Law. 2016. No. 2(32). Pp. 112-116.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 94,12%
Рецензент: Болгов Н.В., доктор политических наук; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского
Рецензен т: Лихоносов А.Г., доктор политических наук, профессор; ведущий научный сотрудник; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского
Статья поступила в редакцию 12.11.2024, принята к публикации 10.12.2024 The article was received on 12.11.2024, accepted for publication 10.12.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Шевцов Валерий Михайлович, доктор философских наук, профессор; советник ректора; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 479573; SPIN-код: 1904-5409; E-mail:[email protected]
Кравченко Виктория Владимировна, доктор философских наук, профессор; ведущий научный сотрудник, кафедра мировой политики и межцивилизационного развития; Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 355243; SPIN-код: 1823-2410; E-mail: [email protected]
Новосельский Святослав Олегович, кандидат экономических наук, доцент, профессор Российской академии естественных наук; ведущий научный сотрудник, Научный центр по исследованию истории и развития мировых цивилизаций; Университет мировых цивилизаций имени В.В.Жириновского; г. Москва, Российская Федерация. РИНЦ Author ID: 797937; SPIN-код: 21326446; E-mail: [email protected]
ВКЛАД АВТОРОВ
В.М. Шевцов - научное руководство, концепция исследования
B.В. Кравченко - написание исходного текста
C.О. Новосельский - доработка текста, итоговые выводы
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
ABOUTTHE AUTHORS
Valery M. Shevtsov, Dr. Sci. (Philos.), Professor; advisor to the Rector; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 479573; SPIN-KOfl: 1904-5409; E-mail: [email protected]
Victoria V. Kravchenko, Dr. Sci. (Philos.), Professor; leading researcher, Department of World Politics and Intercivi-lizational Development; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 355243; SPIN-koa: 1823-2410; E-mail: [email protected]
Svyatoslav O. Novoselsky, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences; leading researcher, Scientific Center for the Study of the History and Development of World Civilizations; Zhirinovsky University of World Civilizations; Moscow, Russian Federation. RSCI Author ID: 797937; SPIN-koa: 2132-6446; E-mail: [email protected]
CONTRIBUTION OF THE AUTHORS V.M. Shevtsov - scientific guidance, research concept V.V. Kravchenko - writing the source text S.O. Novoselsky - revision ofthe text, final conclusions
The authors declare no conflicts of interests