УДК : 378
Палаткина Галина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета [email protected]
Турчина Инга Валентиновна
преподаватель специальных дисциплин Астраханского государственного колледжа профессиональных технологий [email protected]
КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ
В статье раскрыто понятие «формирование мульти-культурной компетенции студентов ссузов»; описаны критерии и уровни сформированности мульти-культурной компетенции студентов ссузов.
Ключевые слова: мультикультурная компетентность, формирование, критерии сформированности мультикультурной компетенции студентов ссузов; мультикультурный образовательный процесс; профессиональная готовность; мультикультурные знания.
В словарях термин «формирование» трактуется как процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной деятельности [1, с. 14]; вид развития личности главным образом под влиянием внешних воздействий; процесс развития личности в результате социализации и воспитания [2, с. 129].
Ряд авторов (Г.В. Акопов, А.А. Баранов и др.) [3, 4], дифференцируя понятия «развитие» и «формирование», последнее характеризуют как безальтернативное, принуждающее, базирующееся лишь на универсальных технологиях, преимущественно опирающееся на внешний контроль, строящееся на авторитарном стиле, репродуктивной деятельности. У Л.С. Выготского [5], формирование играет определяющую роль в развитии, ведет его за собой. Педагогический словарь толкует формирование как процесс становления какого-либо явления [1, с. 78], Б.Б. Айсмонтас - как процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью [6, с. 128]. Именно в этом (последнем) смысле мы будем в дальнейшем использовать этот термин в нашем исследовании.
Таким образом, формирование мульти-культурной компетенции студентов ссузов нам представляется как интегрированный процесс
Palatkina Galina Vladimirovna
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology of Astrakhan State University [email protected]
Turchina Inga Valentinovna
Lecturer of Special Disciplines of the Astrakhan State College of Professional Technologies [email protected]
CRITERIA AND LEVELS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION STUDENTS’ MULTICULTURAL COMPETENCE FORMATION
The notion “formation of multicultural competence of secondary professional education students’ is introduced in the article; criteria and levels of formation secondary professional education students' multicultural competence formation are described.
Key words: multicultural competence, formation, criteria of secondary professional education students' multicultural competence formation, multicultural educational process; professional readiness, multicultural knowledge.
становления мультикультурной компетенции, необходимой для профессиональной деятельности в мультикультурном обществе, осуществляемый в ходе их профессиональной подготовки через организацию мульти-культурного образования.
Сознательно усвоенные знания обеспечивают глубокое понимание сущности требований, предъявляемых к специалистам со средним профессиональным образованием, той ответственности, которая на них возлагается при применении норм права. На основе знаний формируются: осознанное стремление неукоснительно соблюдать правовые нормы, соответствующие убеждения, прочные мотивы поведения, значимые профессиональные качества личности.
Формирование знаний включает в себя: конструирование проживания нового опыта;
искусственное создание среды, способной оказать определенное влияние на сознание;
ограничение степени свободы путем сужения опыта деятельности, круга впечатлений, оценок;
интеграцию внутренних и внешних условий развития;
стимулирование или торможение действия тех или иных факторов развития, воспи-
тания.
Применительно к предмету нашего исследования это означает, что мультикультур-ная среда, окружающая студентов ссузов, оказывает на них формирующее воздействие. Поэтому необходим специально организованный мультикультурный образовательный процесс, результатом которого станет мульти-культурная компетенция студентов ссузов.
Следовательно, процесс формирования мультикультурной компетенции студентов ссузов будет предполагать освоение личностью определенного объема исходной муль-тикультурной информации, овладение способами ее пополнения и обновления за счет самостоятельных действий, накопление опыта распоряжения ею в профессиональной деятельности в мультикультурном обществе, что требует такой системной организации мульти-культурного образовательного процесса, при которой возможно многообразие вариантов получения необходимых в профессиональной деятельности мультикультурных сведений, умений и навыков.
Формирование мультикультурной компетенции студентов ссузов - многогранный процесс, который требует учёта ряда специфических факторов как движущей силы формирования и развития интеллекта профессионально-направленной личности.
Нами выявлены следующие факторы формирования мультикультурной компетенции:
социальные, отражающие потребности общества в специалистах высокого уровня со знанием иностранного языка, обладающих культурой межэтнического взаимодействия и толерантными установками;
педагогические, связанные с развитием мультикультурного образования, включая деятельность преподавателя и студента при формировании специалиста;
психологические, связанные с интеллектуальной деятельностью по формированию профессиональной мотивации, развитием профессиональной значимости и перспектив использования мультикультурных знаний в будущей деятельности.
Бесспорно, процесс формирования как личности вообще, так и её определённых качеств (в нашем случае мультикультурной компетенции) сложен. Он не сможет стать успешным, если студент ссуза в этом процессе будет выполнять функции объекта. Если студент в образовательном процессе ссуза ставится в положение активного субъекта познавательной и практической деятельности, то процесс формирования его мультикультурной компетенции будет наиболее эффективным.
Методологическим ключом к разрешению вопроса о критериях оценки данного феномена послужило положение о том, что о реальных помыслах и чувствах реальных личностей мы можем судить по их действиям, а так как речь идет о мультикультурных аспектах, то следует добавить еще и факты мультикультурных отношений. Следовательно, объективной основой критериев выступают практические дела и поступки людей. Субъективную сторону критериев составляют мотивы этих поступков, в которых раскрывается, как правило, общественный и культурный смысл деятельности и поступков.
Каждый критерий выражает высший уровень изучаемого явления, служит идеальным образцом, сравнивая который с реальными явлениями, можно установить степень соответствия, приближения к идеалу. А для этого критерий должен быть развернутым, т. е. включать в себя наиболее мелкие единицы измерения, показатели, позволяющие «замерять» действительность в сравнении с идеалом. Мы склонны трактовать показатель сформированности компетенции как готовность.
Под профессиональной готовностью специалиста Ю.П. Поваренков понимает овладение системой профессиональных знаний и умений на уровне, достаточном для их эффективного использования при решении задач трудовой деятельности, возникающих при выполнении профессиональных функций, и для дальнейшего профессионального саморазвития специалиста [7, с. 221].
Готовность к деятельности есть такое особое психическое состояние, которое определяет наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на осознание профессиональной задачи, модели вероятного поведения, определения способов профессиональной деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Данное толкование позволяет характеризовать профессиональную готовность студента ссуза как некий механизм профессиональной ориентации специалиста и продуцирования ценностей в мультикультурном обществе, которые востребуемы юридической профессией.
При выборе критериев и показателей оценки уровня сформированности мультикультурной компетенции у студентов ссузов учитывался имеющийся в педагогике и психологии опыт этой работы, когда они выявля-
лись при изучении различных свойств и характеристик человека. Был учтен и такой подход, когда педагогические оценки деятельности человека давались дифференцированно при оценке серии действий, а также при оценке всей деятельности.
Следует уточнить, что научными характеристиками мультикультурной компетенции студентов ссузов обеспечивается соответствие специалиста со средним профессиональным образованием как субъекта деятельности профессиональной группе и предмету деятельности:
соответствие профессиональной деятельности проявляется в успешности, эффективности, результативности личности специалиста при решении основных задач профессиональной деятельности в мультикультурном обществе;
соответствие профессиональной группе выражается в сопоставимости личности специалиста правовым ценностям и нормам мультикультурного общества;
соответствие предмету профессиональной деятельности проявляется в удовлетворенности субъектов профессиональной деятельности от взаимодействия со специалистом и степенью успешности разрешения возникших проблем в межэтнической сфере.
Сложность изучаемого явления и необходимость его всесторонней оценки потребовали выделения критериев оценки сформиро-ванности мультикультурной компетенции у студентов ссузов.
В связи с этим, исходя из анализа пси-холого-педагогической литературы, а также из определенных структурных составляющих мультикультурной компетенции студентов ссузов, мы выделили следующие критерии сформированности мультикультурной компетенции студентов ссузов: осознанность
мультикультурной профессиональной ситуации, осмысленность личностного профессионального саморазвития в мульти-культурной сфере, сформированность мотивационно-ценностного отношения к профессионально необходимым мультикуль-турным знаниям и умениям и устойчивость межкультурного профессионального поведения.
Данные критерии являются в известной степени аспектными, но они нужны для более качественного изучения учебной деятельности и формирования у студентов ссузов мультикультурной компетенции.
Поликультурная правовая грамотность, определяющая содержание такого критерия, как осознанность мультикультурной ситуации исследуемого феномена, выражается в наличии у студентов ссузов глубоких и прочных мультикультурных знаний и умений использо-
вать их в различных профессиональных ситуациях, применять знания для анализа поведения субъектов профессиональной деятельности, а также в системности, глубине, устойчивости познавательных интересов, самостоятельности суждений, умении хранить тайну при руководстве коллективами людей.
Сформированность мотивационно-
ценностного отношения к профессионально необходимым мультикультурным знаниям и умениям определяет интеркультурная направленность, которая связана с профессиональными мультикультурными установками студентов ссузов, служебной самостоятельностью, степенью устойчивости суждений по мультикультурным аспектам и способностью устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения.
Критерий осмысленности личностного профессионального саморазвития в мультикультурной сфере определяется мультикультурными способностями в профессиональной сфере, которая представляется как степень осуществления себя, своих знаний, отношений и включает самооценку, самопонимание и самоутверждение. В мотивации и в изъявлении воли процесс личностного самоопределения выступает весьма зримо. Действовать по необходимости, добиваться своего, но не только ради личной пользы, сохранять свою определенность - это линия развития личности, которой мы руководствуемся вслед за Н.Б. Борытко [8, с. 78].
Степень сформированности профессиональной позиции и динамику ее становлении в профессионально-личностном саморазвитии можно проследить по степени самооценки студентов ссузов. В этом смысле диагностическую ценность составляют такие показатели, как осознанность профессиональной деятельности в мультикультурном обществе, саморефлексия, структурированность, направленность на коррекцию и обогащение своей профессиональной деятельности в сфере межэтнических конфликтов, внутренняя готовность к выполнению стратегических и тактических планов, чувство эмоционального комфорта в ситуации профессиональной деятельности в мультикультурном обществе, способность к объективному самоанализу учебной и профессиональной деятельности, удовлетворенность собой как будущим специалистом.
Другой критерий оценки сформирован-ности мультикультурной компетенции студентов ссузов - устойчивость межкультурного профессионального поведения. Этот критерий характеризует определенную нами межкуль-турную деятельность студентов ссузов и говорит об операционных умениях пользоваться
профессиональными и мультикультурными знаниями при анализе и принятии решений по профессиональным ситуациям, по правам и свободам личности, т. е. включает в себя устойчивую систему профессиональных форм поведения в мультикультурном обществе.
Основываясь на выделенных Г.И. Школьником стадиях воспитательного процесса от менее к более устойчивым и развитым формам убежденности - мнение, взгляд и убеждение и выявленной сущности мультикультурной компетенции студентов ссузов, мы выделили следующие уровни сформирован-ности мультикультурной компетенции студентов ссузов: эмоциональный (низкий), рациональный (средний), ценностный (высокий).
Следует отметить, что такие содержательные элементы мультикультурной направленности, поликультурной профессиональной грамотности и мультикультурной профессиональной деятельности, как личностные качества, навыки и умения, взаимосвязаны и влияют друг на друга. В целях избежания повторений мы систематизировали все компоненты и оставили их в единичном виде, охарактеризовав их содержание с учетом уровня сформированности каждого.
Низкий уровень указывает на низкую чувствительность к мультикультурным нормам, нарушение их иерархии, невладение мультикультурной информацией, относящейся к различным аспектам профессиональной деятельности и навыкам ее применения, неготовность к реализации мультикультурной деятельности в профессиональной сфере. Далее рассмотрим критерии, свойственные низкому уровню сформированности мультикультурной компетенции.
Критерий сформированности мотивационно-ценностного отношения к профессионально необходимым мультикультурным знаниям и умениям: интолерантность, неприятие существования множества культур, склонность к национализму, эмоциональная неустойчивость, отсутствие профессионального такта и выдержки.
Критерий осмысленности личностного профессионального саморазвития в мультикультурной сфере: ситуативное
стремление к позитивным профессиональным действиям в области межэтнических взаимодействий, отсутствие желания изучать языки, отсутствие желания к самореализации в профессиональной деятельности в мультикуль-турном обществе, отсутствие интереса к изучению чужой культуры, недостаточно осознанная идентификация себя как носителя одной из культур.
Критерий осознанности мультикуль-
турной ситуации:
1) знания: бессистемное представление о межэтнической ситуации в стране, плохое владение иностранными языками, поверхностные знания универсальных и специфических категорий этнокультур, не связанные с возможностью их использования в профессиональных ситуациях, фрагментарные знания в этнокультурной сфере;
2) навыки: отсутствие навыков культуры межэтнического взаимодействия, толерантного взаимодействия, выявления мультикуль-турных несоответствий, затруднение в оценке состояния мультикультурной ситуации;
3) умения: суждение по профессиональным ситуациям в межэтнической области по законам собственной культуры, без учета этнокультурной обусловленности поведения; затруднения во взаимодействии с представителями других культур; отсутствие умения предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав в соответствии с законом в области культурных, этнических и религиозных отношений.
Критерий устойчивости межкультур-ного профессионального поведения: неспособность анализировать профессиональную ситуацию с межэтнической аспектами, отсутствие эмпатии.
Средний уровень указывает на ситуативный интерес к познанию особенностей целостной культурной ситуации в профессиональной сфере, нестабильное и неполное владение мультикультурной информацией, относящейся к различным аспектам профессиональной деятельности, непрочные навыки и умения мультикультурной деятельности. Приведем критерии, соответствующие данному уровню сформированности компетенции.
Критерий сформированности мотивационно-ценностного отношения к профессионально необходимым мультикультурным знаниям и умениям: устойчивые проявления толерантности в профессиональной деятельности, интерес к познанию чужой культуры, отсутствие стремления к познанию культурной и языковой ситуации в профессиональной сфере, положительное отношение к взаимодействию с мультикультурным миром, нетерпимость к национализму, эмоциональная устойчивость, неустойчивый профессиональный такт и выдержка.
Критерий осмысленности личностного профессионального саморазвития в мультикультурной сфере: при наличии педагогической поддержки фрагментарное стремление к профессиональному самосовершенствованию в овладении нормами других культур, проявление устойчивого желания про-
loo
фессионально самообразовываться и самосовершенствоваться с учетом мультикультурности общества.
Критерий осознанности правовой мультикультурной ситуации:
1) знания: достаточный диапазон знаний в области этнокультуры, однако их глубина зависит от ситуативного интереса, необходимого для дальнейшего обучения в ссузе или будущей профессиональной деятельности, фрагментарные представления о языковой и культурной ситуации в профессиональной сфере, фрагментарные знания законодательства, поддерживающего правовые отношения, имеющие этническую окраску, между государственными органами, физическими и юридическими лицами;
2) навыки: обладание фрагментарными навыками культуры межэтнического взаимодействия в профессиональной деятельности, социокультурной и этнокультурной идентификации, толерантного профессионального взаимодействия, восприятия информации о культурных и этнических проблемах, ситуативное профессиональное оценивание муль-тикультурной ситуации;
3) умения: оценивание знаний о мультикультурности с утилитарной точки зрения, с учетом их необходимости только для будущей профессиональной деятельности, частичное умение соотнести в профессиональной деятельности свою точку зрения с системой взглядов других культур, фрагментарное владение необходимыми умениями мультикуль-турного профессионального взаимодействия, неустойчивое умение законодательно обеспечивать равные права и возможности всех этносов, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав в соответствии с законом в области культурных, этнических и религиозных отношений.
Критерий устойчивости межкультур-ного профессионального поведения: отсутствие необходимой сконцентрированности на достижении целей мультикультурной деятельности в профессиональной сфере, несистематичное вникание в сущность чужой культуры, эмпатийное отношение к носителям чужой культуры и самой культуре, способность усваивать новую профессиональную информацию о различных этносах.
Высокий уровень указывает на осознание ценности и значимости мультикультурных знаний, навыков для профессиональной деятельности, на стабильность и прочность умений в профессиональной сфере. Перечислим критерии, соответствующие этому уровню.
Критерий сформированности мотивационно-ценностного отношения к профессионально необходимым мультикультурным
знаниям и умениям: высокий уровень толерантности в профессиональной сфере, устойчивый интерес к изучению чужой культуры, стремление к профессиональному взаимодействию с представителями разных этносов, позитивное отношение к множеству культур, уважение к представителям иных этнокультур, нетерпимость к национализму, эмоциональная устойчивость, профессиональный такт и выдержка, устойчивое желание участвовать в мультикультурной деятельности.
Критерий осмысленности личностного профессионального саморазвития в мультикультурной сфере: устойчивое
стремление к профессиональной мультикультурной самореализации, приобретения профессиональной информации о культурных и этнических проблемах, усваивать новую профессиональную информацию о различных этносах, профессионально самообразовываться и самосовершенствоваться.
Критерий осознанности мультикуль-турной ситуации.
1) знания: глубокие, осознанные знания в области культуры, высокое обладание языковыми профессиональными знаниями, хорошее знания законодательства, поддерживающего правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами, имеющие этническую окраску;
2) навыки: устойчивые навыки культуры межэтнического профессионального взаимодействия, социокультурной и этнокультурной идентификации, толерантного профессионального взаимодействия, адекватное оценивание мультикультурной профессиональной ситуации, осознание взаимозависимости культуры и языка;
3) умения: готовность соотносить в профессиональной деятельности собственную точку зрения с системой взглядов представителей других культур, выявлять мульти-культурные несоответствия на уровне реалий, концептов, ценностей, обеспечивать равные права и возможности всех этносов, ясно представлять особенности культурной и языковой ситуации, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав в соответствии с законом в области культурных, этнических и религиозных отношений.
Критерий устойчивости межкультур-ного профессионального поведения: отношение к носителям чужой культуры и самой культуре с эмпатией, толерантностью, ясное и профессиональное изложение своих мыслей, отсутствие затруднений в профессиональной коммуникации с представителями различных культур, умение выбирать верный способ поведения в условиях межэтнической ситуации, профессионально отстаивать свою точку зрения.
lol
Проблема выявления отдельного критерия в определении мультикультурных качеств личности представляет большую трудность в силу неуловимости мотивов поступков, их субъективной природы и сложности определения того, насколько знания превратились в убеждения и привели к пониманию глубинных явлений культуры. Здесь можно говорить о недостаточной изученности механизмов превращения внешних воздействий во внутренние побуждения и потребности личности (соотношение объективного и субъективного). Отношение и уважение являются абстрактными понятиями. О них можно судить по конкретным проявлениям - высказываниям, практическому поведению в разных конкрет-
ных ситуациях, отдельным поступкам, а также по художественно-творческой деятельности.
Особое внимание было уделено изучению эмоционально-коммуникативного поведения студентов ссузов в конфликтных ситуациях межэтнического взаимодействия, вызывающих у его участников состояние фрустрации, поскольку в процессе профессионального взаимодействия юристу, как правило, следует корректировать свое профессиональное поведение именно в ситуациях такого рода.
Представленные критерии являются в известной степени аспектными, но они нужны для более качественного изучения учебной деятельности и формирования у студентов ссузов мультикультурной компетенции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.
2. ПетровскийА.В. Общая психология. М., 1997.
3. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования. Самара, 1996.
4. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М., 2002.
5. ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. А.М. Матюшкина. М., 1983. Т. 3: Проблемы развития психики.
6. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: тесты. М., 2002.
7. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
8. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2001.