ектов образовательного процесса посредством оптимального соединения репродуктивных и активных методов обучения и воссоздания социального контекста будущей деятельности;
- использование потенциала содержания психолого-педагогических дисциплин для формирования обобщенного умения проектирования научно-педагогического проекта профилактики насилия в школьной среде с учетом социокультурных особенностей образовательного учреждения;
- включение в содержание обучения будущих социальных педагогов спецкурса «насилие в школьной среде: технология профилактики», предполагающего реализацию квазипрофессиональной деятельности, направленной на овладение опытом выполнения конкретных профессиональных действий по нейтрализации факторов проявления насилия в школьной среде и повышения готовности субъектов образовательного процесса к продуктивному взаимодействию по профилактике насилия в школьной среде;
- обеспечение преемственности этапов подготовки будущих социальных педагогов к профилактике насилия в школьной среде.
Таким образом, целенаправленная подготовка социального педагога к профилактике насилия в школьной среде позволяет улучшить качество его профессиональной подготовки, усилить такие профессионально-личностные компетентности, как способности использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды; владеть моральными нормами и основами нравственного поведения; учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий, общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики; использовать в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка; организовывать мероприятия по развитию и социальной защите учащихся; выявлять интересы,
трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в их поведении; выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами.
Training of a future social pedagogue for violence prevention in school environment
There are suggested the results of the thesis research offuture social pedagogues’ training for violence prevention in school environment as a social and pedagogic phenomenon. There is described the model of professional education of future social pedagogues in violence prevention in school environment, tested on the basis of Volgograd State Pedagogical University.
Key words: violence in school environment, readiness of a social pedagogue for violence prevention in school environment, levels of readiness of a social pedagogue for violence prevention in school environment, model ofprofessional education of a future social pedagogue for violence prevention in school environment.
с.А. сАнин (сочи)
модель формирования мультикультурной компетенции Будущих социальных работников в процессе практического обучения в вузе
Уточняется понятие «мультикультурная компетенция будущего социального работника», описывается авторская модель формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников в процессе практического обучения в вузе.
Ключевые слова: мультикультурная компетенция будущих социальных работников, модель формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников.
Современному мультикультурному обществу требуются специалисты, не просто обладающие профессиональной компетентностью, а имеющие высокий уровень мультикультур-
© Санин С.А., 2011
ной компетенции. В настоящее время встает вопрос о мультикультурной компетенции специалистов социальной сферы, т. к. они взаимодействуют с представителями различных национальностей и культур, и от качества этого взаимодействия зависит эффективность их профессиональной деятельности. В связи с этим важной задачей педагогической науки является поиск эффективных средств формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников. Значительным потенциалом в этом отношении обладает, на наш взгляд, практика в вузе. Она позволяет закрепить усвоенные профессиональные мультикультурные знания, овладеть навыками мультикультурного взаимодействия в профессиональной деятельности, сформировать то своеобразие, которое отличает специалиста-профессионала. Данный факт определяет необходимость поиска путей совершенствования вузовской практики в этой области.
Основными причинами низкого уровня сформированности мультикультурной компетенции будущих социальных работников в существующей системе их практического обучения являются неразработанность понятия «мультикультурная компетенция будущих социальных работников» как педагогической категории, отсутствие четких критериев и уровней ее сформированности, неразработанность модели формирования мульти-культурной компетенции в процессе вузовской практики и теоретических основ, содержания, методов и организационных форм этого процесса. Методические пособия и рекомендации по проведению практики ориентированы на адаптацию будущего социального работника к условиям профессии, но не на формирование его мультикультурной компетенции. В связи с этим важным моментом нашего исследования стали уточнение и дополнение научного представления о структурносодержательной характеристике мультикуль-турной компетенции будущих социальных работников; определение критериев и уровней ее сформированности; выявление и обоснование психолого-педагогических условий, определяющих успешность формирования мультикуль-турной компетенции будущих социальных работников в процессе вузовских практик; разработка модели формирования мультикуль-турной компетенции.
Анализ научной литературы, посвященной исследованию этого феномена (Т.Т. Imo-hori and M.L. Laanigan, M.R. Hammer, H. Nishi-da, Г.М. Борликова, Ф.М. Малхозовой, Г.В. Палаткиной), позволил нам определить муль-
тикультурную компетенцию будущего социального работника как совокупность профессиональных знаний специфики культуры различных этносов, умений, навыков и способностей, необходимых для построения эффективного межнационального взаимодействия в профессиональной деятельности будущих социальных работников.
Модель формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников в процессе вузовских практик соответствует структуре педагогического процесса и содержит целевой, содержательно-процессуальный и аналитико-результативный компоненты.
Целевой компонент модели выражает целевой ориентир исследования - формирование мультикультурной компетенции будущего социального работника в процессе вузовских практик, а также следующие частные цели:
1) мультикультурно ориентированные (способствуют формированию и развитию мульти-культурной компетенции, подразумевают приобретение знаний, отношений и практических умений, необходимых и достаточных для взаимодействия в ситуациях мультикультурного диалога, развития способностей и качеств, обязательных для мультикультурного саморазвития личности, т.е. мультикультурной компетенции будущего социального работника);
2) личностно-формирующие (объединяют в типологическом плане традиционно выделяемые воспитательные, предполагающие ориентацию на гуманизацию образования, обучение в духе диалога культур, взаимопонимания и толерантности и т.д.; образовательные, расширяющие когнитивный, эмоциональный и интеллектуальный горизонты учащихся; развивающие, содействующие развитию способности проникновения в культуру страны клиента социальной службы, умений использовать социокультурный фон для понимания мультикультурных элементов, понимания своей этнической принадлежности в условиях мультикультурного сообщества);
3) профессионально ориентированные (обеспечивают готовность будущих специалистов к построению эффективного мультикультур-ного взаимодействия в определенном круге ситуаций личностного, профессионального и социального характера, расширение квалификационных возможностей специалистов, повышение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности).
Содержательно-процессуальный компонент представляет собой подсистему, которая составляет содержание основных видов практик, определяемое образовательными стандар-
тами и другими нормативными документами, и характеризует этапы формирования мульти-культурной компетенции будущих социальных работников в процессе вузовских практик, мультикультурное взаимодействие студентов в условиях поэтапного перехода педагогически организованной практики в социальных организациях в лично регулируемую профессиональную деятельность по проблемам граждан различных национальностей.
На каждом этапе предусматриваются определенные средства, формы и методы формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников в процессе практики: мультикультурно ориентированные мотивационно-стимулирующие ситуации, диалог с элементами дискуссии, беседы, анализ, обследование, элементы социальнопсихологического тренинга, наблюдение, тестирование, деловая игра, включение будущего социального работника в межнациональный диалог с клиентом иной национальности, выполнение будущим социальным работником заданий, направленных на формирование мультикуль-турной компетенции, рефлексия.
На основе анализа структуры мультикуль-турной компетенции и уровней ее сформиро-ванности мы выделили четыре этапа ее формирования: мотивационно-ценностный, когнитивный, регулятивно-поведенческий и рефлексивный.
первый этап (мотивационно-побудительный) направлен на формирование положительной этнической идентификации и мотивов к изучению особенностей культуры своего и других народов, проживающих в данном регионе. Он совпадает с ознакомительной практикой будущих социальных работников. При этом решаются следующие задачи: 1) помощь студентам в идентификации себя с определенной этнической общностью; 2) активизация интереса будущих социальных работников к профессиональным знаниям и умениям мультикультур-ного взаимодействия, необходимым для эффективной профессиональной деятельности в условиях многонационального общества; 3) расширение представлений студентов о возможностях применения профессиональных знаний, умений и навыков мультикультурного взаимодействия в их будущей профессиональной деятельности;
4) актуализация профессионально и социально значимых мотивов достижения высокого уровня сформированности мультикультурной компетенции.
На этом этапе мы использовали такое средство, как мультикультурно ориентированная мотивационно-стимулирующая ситуация.
Ее системообразующим компонентом является ценностно-целевая ориентация будущих социальных работников, которая обеспечивает единство мотива и цели практики, направленной на формирование мультикультурной компетенции, и профессиональной деятельности по оказанию социальных услуг гражданам различных национальностей.
второй этап (когнитивный) совпадает с учебной практикой, его цель - формирование и обогащение профессиональных знаний будущих социальных работников, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в мультикультурном обществе (от элементарной грамотности до функциональной и мультикуль-турной). Здесь решаются следующие задачи:
1) углубление и систематизация знаний будущих социальных работников об этнической культуре граждан, проживающих в данном регионе;
2) расширение представлений студентов о содержании и особенностях мультикультурного взаимодействия социального работника и клиента иной национальности; 3) пополнение зна-ниевого багажа студентов в области социальной работы с гражданами иной этнической принадлежности и актуализация способности к мульти-культурному взаимодействию.
Решение задач второго этапа осуществляется через введение в структуру мотивационно-стимулирующих ситуаций задач с жизненнопрактическим содержанием, групповых форм работы с использованием активных методов обучения (дискуссий, имитационных упражнений, игровых проигрываний, элементов социально-психологического тренинга).
третий этап (деятельностно-преобразу-ющий) совпадает с производственной практикой будущих социальных работников. Он ориентирован на формирование и обогащение регулятивно-поведенческих норм межнационального взаимодействия и этнотолерантно-сти, умений и навыков применения различных технологий работы с гражданами других национальностей. При этом решаются следующие задачи: 1) овладение умениями и навыками мультикультурного взаимодействия; организацией профессионально значимых диалогов, полилогов, бесед по телефону и при личном контакте с гражданами иной национальности;
2) целенаправленное формирование опыта применения полученных профессиональных мультикультурных знаний, выработка умений и навыков разрешения конкретных конфликтных ситуаций на национальной почве; 3) развитие умений и навыков применения различных технологий работы с гражданами различных национальностей; 4) формирование муль-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ концептуальная основа
Методологические подходы
Акмеологический, социально-педагогический, личностно-деятельный, практикоориентированный
принципы
Мультикультурной ориентированности, приоритета практики, равноправного сотрудничества студентов, преподавателей вуза и специалистов социальной организации
компоненты
ЦЕЛЕВОЙ
Цели
Задачи
і
1
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫШ
Этап Вид практики Средства обучения
1. Мотивационноценностный Ознакомительная Мультикультурно-ориентированные мотивационно-стимулирующие ситуации; «диалог», «аквариум», «большой круг», «вертушка», беседы; включение в волонтерскую деятельность
2. Когнитивный Учебная Мотивационно стимулирующие ситуации с жизненно-практическим содержанием; дискуссии, имитационные упражнения, игры, элементы социально-психологического тренинга, спецкурс «Современные проблемы формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников»; включение в волонтерскую деятельность
З. Деятельностно-преобразующий Производственная Спецкурс «Методы и технологии социальной работы с клиентами разных национальностей»; деловая игра; включение будущего социального работника в процесс оказания помощи гражданам различной национальности (участие в консультациях); «аквариум»; включение в волонтерскую деятельность
4. Рефлексивный Преддипломная Рефлексия, включение в волонтерскую деятельность (учебно-методический комплекс «Методика организации волонтерской деятельности в условиях мультикультурного социума»)
АНАЛИТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫШ
Критерии сформированности
Мотивационно-ценностный
Когнитивный
Операционно-технологический
уровни сформированности
Низкий - неустойчивый
Средний - функциональный
Высокий - рефлексивный
і
_______________________________і______________________________
_____________мультикультурная компетенция_____________________
_______________________________1______________________________
педагогические, организационные, социально-психологические условия
Модель формирования мультикультурной компетенции
будущих социальных работников в процессе вузовских практик
тикультурной компетенции в процессе выполнения исследовательско-аналитической деятельности.
Цель данного этапа мы достигли, разработав и прочитав перед выходом будущих социальных работников на производственную практику спецкурс «Методы и технологии социальной работы с клиентами разных национальностей», благодаря которому у будущих социальных работников сложилось первое представление о специфике социальной работы в условиях мультикультурного общества.
В качестве основных средств формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников на третьем эта-
пе выступают деловая игра, включение в процесс межнационального взаимодействия специалиста и клиента социальной организации (участие в консультациях, беседах, выработке решения по конфликтной ситуации на национальной почве и др.), выполнение заданий, требующих применения знаний в области этнической культуры различных этносов.
Четвертый этап (рефлексивный) приходится на преддипломную практику будущих социальных работников. Его цель - совершенствование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков мультикультурного взаимодействия в профессиональной деятельности в процессе самостоятельной работы в
должности социального работника, формирование способности к профессиональной рефлексии в условиях мультикультурного общества. На данном этапе мы предлагаем в качестве основного средства формирования мульти-культурной компетенции будущего социального работника именно рефлексию.
Аналитико-результативный компонент модели формирования мультикультурной компетенции (см. рис. на с. 56) отражает эффективность формирования мультикультур-ной компетенции будущих социальных работников в процессе практик в вузе и позволяет проанализировать и измерить в ходе мониторинга изменение уровня (низкий, средний, высокий) сформированности мультикультурной компетенции в соответствии с обоснованными критериями и показателями.
Представленная модель выступает теоретико-методологическим основанием проектирования и прогнозирования результата; отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель (формирование мультикуль-турной компетенции будущего социального работника), принципы (мультикультурная ориентированность, приоритет практики, равноправное сотрудничество), этапы (мотивационный, когнитивный, регулятивно-поведенческий, рефлексивный) с характерными для каждого средствами обучения; критерии (когнитивный, деятельностный, рефлексивный и эмоциональноволевой) и уровни (низкий - неустойчивый, средний - функциональный и высокий - рефлексивный) сформированности мультикультур-ной компетенции будущих социальных работников в процессе вузовских практик; расширяет методический арсенал форм, методов, средств и имеет практическую ценность при решении проблем повышения уровня мультикультурной компетенции будущих социальных работников.
Model of formation of multicultural competence of future social workers in the process of studying at a higher school
There is specified the notion "multicultural competence of a future social worker", described the author’s model offormation offuture social workers’ multicultural competence in the process of studying at a higher school.
Key words: future social workers’ multicultural competence, model of formation of future social workers’ multicultural competence.
н.а. ивановский
(Волгоград)
компьютерная графика как средство подготовки Будущих инженеров садовопаркового и ландшафтного строительства к реализации проектной деятельности
Рассматривается система подготовки будущего инженера садово-паркового и ландшафтного строительства в условиях глобальной информатизации общества. Описывается методика подготовки к проектной деятельности средствами компьютерной графики. Приводятся примеры реализации учебно-профессиональных ситуаций в учебном процессе.
Ключевые слова: проектная деятельность, инженер садово-паркового и ландшафтного строительства, компьютерная графика, учебнопрофессиональные ситуации.
Люди всегда стремились гармонизировать окружающий мир, обустроить свои дома и сады, облагородить окружающее пространство, преобразовать природные ландшафты в соответствии со своими потребностями и в то же время сгладить последствия своей производственной деятельности, регулируя и восстанавливая естественные экосистемы. К настоящему моменту темпы урбанизации и промышленного развития многократно возросли, в связи с чем выросла потребность в специалистах, способных решать проблемы экологической регуляции, возобновления природных ландшафтов и обустройства жилого пространства. Однако сейчас ландшафтное проектирование зачастую приводит к появлению зеленых территорий, не отвечающих требованиям безопасности и государственного стандарта по озеленению городов (ГОСТ 28329-89), быстро разрушающихся и не препятствующих эрозии почв (а в некоторых случаях даже способствующих ей). Такая ситуация обусловлена многими факторами, среди них - нехватка специалистов в области садово-паркового и ландшафтного строительства, отсутствие единой концепции подготовки, специфика которой определяется природой их проектной деятельности, имеющей полинаучный многокомпонентный состав и интегрирующей гуманитарные, естественнонаучные и технические зна-
© Ивановский Н.А., 2011