КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА
И.А. Потапова
Аннотация. В статье представлена авторская концепция формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона.
Ключевые слова: межэтнические отношения, мультикультурное образование, мультикультурное поведение.
Summary. The article presents the author's concept of formation secondary school children 's behaviour in the multicultural region.
Keywords: interethnic relations, multicultural education, multicultural behaviour.
52
Актуальность формирования мульти-культурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона обусловлена ухудшением межэтнических отношений между народами принимающего общества и переселенцами. Политические и экономические изменения, произошедшие за последние двадцать лет на постсоветском пространстве (отделение бывших советских республик и обретение ими государственности, разрыв общеэкономического пространства и разделение промышленного хозяйства), вызвали ухудшение качества жизни людей, проживающих как на многих территориях бывших советских республик, так и в ряде регионов России. Особенно депрессивными оказались автономные республики Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Чечня и ряд других). Это послужило причиной добровольной миграции людей и, как следствие, этнической диверсификации российского общества.
Проблема формирования мульти-культурного поведения учащихся не может быть решена без учета результатов исследований педагогического и психологического направлений: проблемы поли- и мультикультурного образования (Р.Л. Агишева, О.В. Аракелян, К.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Ф.М. Малхозова, Г.В. Па-латкина, А.В. Шакфикова и др.); общения в межнациональной среде (Т.Ю. Бурми-строва, М.С. Джунусов, Л.М. Дробижева, Н.Н. Некрасова и др.); особенностей становления национального (этнического) самосознания и межкультурного взаимодействия (Г.Ф. Хасанова, Ю.С. Тюнникова, А.Н. Та-тарко, Т.Г. Стефаненко); этнической толерантности (Н.М. Лебедев, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Дж. Бер-ри и М. Плизент, Барт др.).
Мультикультурное поведение - социально-педагогическая проблема.
Формирование мультикультурного поведения школьников происходит на
основе изучения, освоения принятия этнокультурных и общечеловеческих ценностей в процессе межличностной коммуникации. В основе мультикультур-ного поведения лежат межэтнические отношения, которые складываются под влиянием определенных факторов, определяющих особенности того или иного периода развития общества.
На современном этапе таковыми являются глобализация всех сфер жизнедеятельности человека, деверсифи-кационные процессы, приведшие к изменениям количественного и пропорционального состава поликультурного состава общества в различных регионах России, рост национального самосознания и интереса к культурам своей и иным. Все это требует разработки новой, современной концепции воспитания подрастающего поколения России.
Происходящие этнические процессы не остаются за рамками жизни школы. Зачастую, модели неконструктивного поведения взрослых переносятся в школьную среду. Пилотные исследования, проведенные в общеобразовательных школах поликультурных регионов, указывают на наличие проблем, связанных с межличностными отношениями и поведением,, как результатом проявления данных проблем.
Еще одна группа проблем связана с появлением в школах учащихся-мигрантов и интеграцией их в поликультурный коллектив класса. Среди многочисленных проблем, которые возникают при вынужденной миграции, ключевыми остаются вопросы социальной адаптации. В основе проблемы адаптации учащихся-мигрантов лежит проблема культурных различий, которая влечет за собой целый комплекс проблем, связанных с социально-психологической деза-даптированностью, выражающейся в
неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям, что затрудняет интеграцию в принимающее общество. Таким образом, проблема интеграции учащихся-мирантов в поликультурное общество напрямую связана с проблемой адаптации.
Освоение учащимися опыта муль-тикультурного поведения в пространстве мультикультурного образования.
Мультикультурное поведение формируется в процессе межэтнического взаимодействия, сама же культура межэтнического взаимодействия должна формироваться с детского возраста, еще на этапе обучения в школе. Школа как институт социализации обеспечивает приобретение человеком социального опыта не только общественных отношений, но и создает условия для освоения культуры (культур) в целом, поэтому школа как социальный институт должна стать тем мультикультурным образовательным пространством, которое включает в себя совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.
Теоретико-методологические предпосылки, тенденции и условия формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона.
Детерминация концептуальных подходов к воспитанию человека средством образования прослеживается при анализе научных идей.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. наблюдается смена парадигмы социального развития общества. Многими науками
53
54
человек признается как высшая ценность, а культура начинает признаваться как условие самоорганизации и саморазвития личности. Научными предпосылками этому послужили: учение Л.С. Выготского о том, что психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности; положение С.Л. Рубинштейна о том, что достойным представителем своего вида человек может стать, лишь переняв общественно-фиксированные способы и средства культуры; концепция А.Н. Леонтьева, основное положение которой строится на утверждении, что онтогенетическое развитие психики тесно связано с овладением кристаллизованной в предметах человеческой культуры деятельности.
Важные вехи развития научной мысли постепенно привели к новому, современному пониманию человека и роли культуры в его жизни. Появляются научные концепции, отражающие неуклонный рост разнообразия, диалога различий между людьми, этносами, религиями и культурами в историко-эволюционном процессе. В контексте историко-эволюционного процесса культура выступает как норма взаимоотношений, взаимодействия, поведения, определяющая идеи сохранения мира в изменяющейся действительности.
Образование, как и все формы общественной жизни, развивается на основе преемственности. В свете новой современной концепции социального развития общества появляются педагогические теории, в основе которых безусловный приоритет отводится культуре толерантности, веротерпимости и т.д.
Исследования роли этнопедагоги-ки в воспитании детей дало импульс к разработке стратегий образования средствами этнопедагогики. Появляются концепции поликультурного образования, отражающие картину взаимоотношений межэтнических групп в социальной среде (О.В. Аракелян, Г.Ж. Даутова, С.В. Рыкова).
Создавшаяся в России социальная ситуация развития общества выдвигает на передний край задачи урегулирования межэтнических отношений в современном социуме, развития толерантности, взаимопонимания, уважения ко всем этносам и их культурам, религиозным конфессиям, задачи нахождения путей их мирного сосуществования, консолидации общества. В связи с этим, в российской педагогической науке появляются концепции мульти-культурного образования (З.А. Малькова, Ф.М. Малхозова, ГВ. Палаткина, В.И. Су-прунова, А.В. Шакфикова и др.).
На государственном уровне современные идеи образования полиэтнического российского государства отражены в «Национальной Доктрине образования в Российской Федерации». Доктрина определила основные направления совершенствования законодательства в области образования и явилась основой для разработки программ развития образования.
В декабре 2010 г. вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, а в июне 2012 г. -Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования, ориентирующие российское образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства. Методологической основой раз-
работки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1].
В стандартах нового поколения впервые в сжатой, конкретной форме сформулированы характеристики («портреты») выпускника каждой ступени образования. Выпускник школы должен стать личностью, любящей свой край и свою Родину, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающей и принимающей традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонациональность российского народа, человечества, осознающей свою сопричастность к судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно целенаправленно познающий мир; социально активной, уважающей закон и правопорядок, выполняющей свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством; уважающей мнение других людей, умеющей вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Таким образом, в современном российском образовании созданы условия для решения задач сохранения культур народов России, гармоничных межэтнических отношений, консолидации российского полиэтнического, поликультурного общества.
Педагогические основы мультикультурного поведения личности: культура поведения и мультикуль-турализм.
Принимая за основу понимание «культуры» как «специфического способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духов-
ного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе» [2, с. 851], этнокультуру можно охарактеризовать как совокупность материальных и духовных достижений этноса.
Мультикультурализм рассматривается нами как идеологическая концепция межкультурного взаимопонимания, соответствия норм морали контактирующих между собою представителей этнокультурных общностей.
Формирование мультикультурного поведения имеет своей целью воспитание и развитие культуры межэтнического взаимодействия, которая понимается как определенные взаимоотношения и взаимосвязи между представителями различных этнокультур, в процессе которых они обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.
Мультикультурное поведение - это внешние проявления психической деятельности мультикультурной личности по отношению к представителю иной культуры, заданные социальной ситуацией и опосредованные межличностными отношениями, сформированными в процессе взаимодействия субъекта с множеством сред, включенных в мульти-культурное пространство; соответствующее моральным нормам и социальным стандартам; взаимоположительно оцениваемое субъектами взаимодействия.
Система детерминант мультикультурного поведения личности.
Детерминантами мультикультур-ного поведения личности являются этническая идентичность, этнотоле-рантность, этнические установки.
Структуры этнической установки, этнической идентичности и этнотоле-рантного сознания включают в себя одни и те же компоненты - когнитив-
55
56
ный, аффективный и поведенческий. При этом содержание этих компонентов различаются по смысловому наполнению, аффективному значению, поведенческим проявлениям. Это обстоятельство позволяет рассматривать этнотолерантность, этническую идентичность и этнические установки как систему детерминант мультикуль-турного поведения личности.
Факторы и условия формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона.
Мультикультурное образовательное пространство - пространство образовательного учреждения, представленное целостной системой ряда пространств, в границы которых включены множества сред, результатом взаимодействия с которыми обеспечивается формирование мультикультурной личности, способной ориентироваться в современном мире, выбирать ориентиры для своего развития, действовать в соответствии с мировоззренческими представлениями, конструктивно взаимодействовать и общаться с людьми в поликультурном обществе; способной к успешной интеграции в поликультурное общество. Муль-тикультурное образовательное пространство выступает в качестве внешнего социального влияния, основополагающим условием, детерминирующим поведение личности школьника.
Общение необходимо рассматривать как внешний феномен взаимоотношений, как процесс их реализации и способ проявления. Сам же процесс взаимоотношений и способ проявления - это и есть поведение, отражающее характер взаимоотношения. Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов.
Особую роль играют социальные ситуации, помогающие решению проблем межэтнического взаимодействия в поликультурном школьном коллективе. Это прежде всего ситуации, вызванные непониманием поведенческих особенностей представителей иной культуры. Усилия педагогического коллектива должны быть направлены на обучение учащихся нахождению нравственных способов разрешения этнокультурных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия учащихся, принадлежащих к разным этнокультурам.
Качества мультикультурной личности.
Мультикультурное поведение является показателем сформированности мультикультурной личности, гуманистически ориентированной, социально активной, обладающей чувством собственного достоинства, осознающей ценность свободы и демократии, уважающей свои права и умеющей защищать эти права, при этом уважающей права и свободы людей разных культур; готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокуль-тур; личности, уважающей иноэтниче-ские общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных эт-нокультур и, обладающей необходимыми качествами для ее интеграции в поликультурное гражданское общество.
Под активностью мультикультурной личности учащегосяследует понимать деятельность участия в коллективных делах, направленную на накопление опыта выполнения реальных социально значимых дел. Гражданственность проявляется в заинтересованности и участии в жизни общества, конкретных социально значимых делах, готовности
к самостоятельным инициативным действиям, сформированности гражданской позиции, способности к управлению самим собой, собственной жизнью и деятельностью. Нравственность - в нравственных поступках по отношению к представителям иных этнических общностей на основе совести, свободной воли, моральных норм гражданского поликультурного общества.
Мультикультурная компетентность -совокупность качеств, основанных на сформированном мировоззрении на основе знаний, умений, навыков, социальном опыте, дающих учащемуся возможность самостоятельно устанавливать связь между мультикультурными знаниями и этнической ситуацией для принятия сообразного поведенческого решения.
Мультикультурная компетентность учащихся соединяет в себе мотивы познания, принятия общего и специфического в каждой из культур как ценности; знания законов, способов жизнедеятельности в гражданском обществе, умений применять их в поликультурном обществе, что обеспечивает, в конечном счете, интеграцию личности в поликультурное гражданское общество. В этом понимании мультикуль-турная компетентность выступает условием успешной интеграции личности в поликультурное общество.
Мультикультурная компетентность учащихся призвана затормозить эмоциональное неприятие «иного», на сознательном уровне выявить и объяснить природу различий себя и другого, предотвратить возможный конфликт, найти конструктивный способ взаимодействия, способ решения возникшей этнокультурной ситуации, правильно определив поведенческую стратегию. В этом смысле, мультикультурная компетентность представляет собой фактор, регу-
лирующий психический процесс восприятия, сопровождающий эмоционально-интеллектуальную идентификацию, способствует позитивному восприятию другого и, как следствие этого, установлению позитивных взаимоотношений представителей различных этносов и конструктивное поведение с «иными».
Мультикультурная компетентность может быть представлена и как инте-гративное свойство личности, проявляющееся в объективных представлениях, знаниях об этнических культурах, умениях, навыках и моделях поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимодействию.
Модель формирования мультикультурного поведения школьников.
Целью функционирования модели выступает создание условий для развития мультикультурной личности школьника, способной ориентироваться в современном мире, выбирать ориентиры для своего развития, действовать в соответствии с мировоззренческими представлениями, конструктивно взаимодействовать и общаться с людьми в поликультурном обществе на основе позитивного отношения к культуре (ам) своей и иным культурам, а также с представителями этих культур, личности, способной к интеграции в поликультурное общество.
Принципами формирования мульти-культурного поведения личности являются: единство социокультурного воспитания и мультикультурного образования с учетом особенностей поликультурного региона; непрерывность педагогического воздействия, направленного на развитие активности, гражданственности, нравственности учащихся, формирование мультикультурной компетентности, этнической идентичности, позитивных этнических установок, толерантности;активность субъектов
57
58
межэтнического взаимодеиствия в познании иноэтничных культур, в обретении личного социокультурного опыта.
Задачи функционирования системы мультикультурного воспитания определяются структурой мультикультурной личности школьника и критериями ее развития, условиями, которые обеспечивают эффективный процесс формирования мультикультурной личности, а также технологией формирования муль-тикультурной личности школьника.
Образовательно-воспитательный процесс формирования мультикультурной личности школьников осуществляется в муль-тикультурном образовательном пространстве, представленном множеством сред, как выстроенная образовательно-воспитательная система освоения учащимися мультикультурной компетентности, развития внутренних психологических детерминант и личностных качеств, обеспечивающих становление мультикультурной личности. При этом система обеспечивает не вертикальное, а многовекторное развитие мультикультурной личности, непрерывную положительную динамику развития всех ее компонентов.
Процесс формирования мультикуль-турного поведения школьников охватывает все звенья образовательно-воспитательного процесса: учебное звено, воспитательное звено, звено социально-педагогического сопровождения развития мультикультурной личности.
В качестве средств формирования мультикультурного поведения школьников учебного звена выступают программа формирования мультикультурного поведения младших школьников, а также дополненная мультикультурным содержанием образовательная программа основной школы и полной средней школы.
В качестве средств воспитательного звена выступает совместная деятель-
ность учащихся в творческих объединениях и досуговых мероприятиях.
Средства звена социально-педагогического сопровождения формирования мультикультурной личности школьника определено с учетом создания условий для становления этнической идентичности учащихся; формирования эт-нотолерантности в процессе взаимодействия; позитивных установок по отношению к иноэтническим представителям класса, школы.
Методы формирования мультикультурного поведения школьников -художественно-творческие, проектный, игровые, социально-психоло ги че ский тренинг, метод решения этнокультурных задач, деловые (имитационные) игры, сочинение-эссе и др.
Мониторинг процесса формирования мультикультурного поведения школьников организуется как оценка средств мультикультурного образовательного пространства; сформирован-ности личностных качеств, мульти-культурной компетентности младших школьников; этнической идентичности учащихся основной школы; готовности к мультикультурному поведению учащихся полной средней школы.
Такова концепция формирования мультикультурного поведения учащихся общеобразовательных школ поликультурного региона.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897. - URL: http://standart.edu. ru/Catalog.aspx?CatalogId=2588
2. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 1012 с. ■