И. Ю. Седенкова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Астраханского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. В. Палаткина
В статье рассматривается модель формирования мультикультурной компетенции будущих юристов, направленная на создание специальных условий для их профессионально деятельности в мультикультурном обществе. Разработанная модель способствует совершенствованию уровня профессиональной подготовки специалистов в юридической сфере, конкретизирует цели, задачи и условия для эффективной реализации процесса формирования мультикультурной компетенции.
162
Ключевые слова: юрист, компетенция, мультикультурное общество, модель, педагогическая система, толерантность, профессиональная подготовка, гуманность.
I. Sedenkova
MODEL OF FORMING OF FUTURE LAWYERS' MULTI-CULTURAL
COMPETENCE
The paper concerns the model of forming multicultural competence of future lawyers directed at organisation of special conditions for their professional activity in multicultural society. This model helps to improve the level of future lawyers' professional habits in the judicial area, specificates aims, tasks and conditions for effective realisation of multicultural competence forming.
Key words: lawyer, competence, multicultural society, model, pedagogical system, tolerance, professional quality, humanity.
Современная система подготовки будущих юристов наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом, несет в себе противоречия и недостатки, которые не позволяют обеспечивать ее соответствие задачам современного мультикультурного общества. В подобной ситуации особую актуальность приобретает разработка и реализация модели формирования мультикультурной компетенции будущего юриста в их профессиональном обучении.
Понятие «модели» сегодня широко используется в различных областях науки. Модель - вспомогательный объект, выбранный или преобразованный человеком в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте. Модели создаются как в познавательных, так и в дидактических целях [3, с. 65-68].
В педагогике высшей школы моделирование широко используется при изучении проблемы подготовки кадров, что, с одной стороны, требует системного рассмотрения профессиональной деятельности, к которой готовят студентов (модель профессиональной и учебно-профессиональной деятельности), а с другой стороны, содержания образования и обучения (модель профессиональной подготовки). В силу большого объема и многогранности того и другого объекта приходится представлять их в виде моделей, кото-
рые в свернутом виде отражают наиболее существенные черты профессиональной деятельности и профессиональной подготовки будущего специалиста.
В данном исследовании использовались методы теоретического исследования: моделирование, абстрагирование и идеализация.
В качестве рабочего понятия модели использовалось следующее: модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знаний об оригинале. Моделирование при этом выступает как важный элемент познавательной деятельности человека. Объектом моделирования являются системы, конструкции, процессы, типы деятельности, ее результаты и пр. Объектом моделирования в данном исследовании является процесс формирования мультикультурной компетенции будущих юристов. А его модель - условным образом, отражающим взаимоотношение человеческих знаний об этом явлении. Моделирование формирования мультикультурной компетенции будущего юриста понимается как опосредованное теоретическое и практическое исследование не только предмета (формирование мультикультурной компетенции),
но и системы (мультикультурная деятельность как аналог фрагмента действительности), в которой представлены структурные, функциональные связи, дающие сведения о содержательных доминантах, методах и формах организации процесса и его результате - сформированности мультикультурной компетенции [2, с. 34-42].
Необходимым условием моделирования процесса формирования мультикультурной компетенции будущего юриста является определение методологических основ исследуемого процесса. Современная технология профессионального обучения в вузе представляет собой сочетание основных организационно-методических составляющих, обеспечивающих на эффективном уровне активное усвоение студентами системы профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков. Основными теоретико-методологическими подходами к исследованию процесса формирования мультикультурной компетенции будущего юриста являются:
• аксиологический подход отражает роль общечеловеческих, морально-этических, этнокультурных ценностей в духовной жизни общества и отдельной личности;
• мультикультурный подход основан на понимании места и значении культуры межнациональных коммуникаций в профессиональном международном сотрудничестве, на понимании роли профессионально-этической и профессионально-речевой культуры в становлении специалиста-профессионала, в жизни человека и общества;
• системный подход диктует необходимость рассмотрения процесса формирования основ мультикультурной компетенции будущего юриста в системе становления и развития общей профессиональной компетентности, что дает возможность, с одной стороны, говорить о целостности исследуемого объекта, а с другой - о взаимодействии и динамике изменения составляющих его компонентов;
• интегративный подход предполагает содержательно-информационное взаимодействие программного материала нескольких
учебных дисциплин; ориентирован на формирование активной личности специалиста юридического профиля, готовой к сотрудничеству в процессе межнационального взаимодействия, способной осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке с зарубежными коллегами и адаптировать их опыт к особенностям своей профессиональной деятельности;
• контекстный подход предполагает активную позицию студентов в решении профессиональных ситуаций в межэтнической сфере;
• деятельностный подход предполагает, что достижение программированного результата достигается через действия студентов (причем таких, которые можно надежно опознать) и осуществляется на основе применения типовых проблемных профессиональных задач, возникающих в мультикуль-турном обществе, посредством включения студентов в адекватные виды деятельности [6, с. 168].
При моделировании формирования мультикультурной компетенции будущего юриста следует учитывать закономерности, происходящие в мультикультурном обществе и в профессиональной деятельности юристов:
• интенсификацию миграционных процессов и, как следствие, напряженность в межличностном взаимодействии в обществе, в том числе между субъектами образовательного процесса;
• интеграционный характер мультикуль-турности, что ведет к потребности в профессиональных интеграционных знаниях и умениях по работе с различными этносами;
• воспитание толерантного сознания способствует становлению толерантной культуры (объективированные смыслы), а та, в свою очередь, - становлению толерантной личности (личностные смыслы) [1. с. 44 ].
Из выделенных закономерностей вытекают соответствующие принципы, в данном случае это принципы построения модели формирования мультикультурной компетенции будущих юристов.
1. Принцип диалогичности.
Отношения сотрудничества между субъектами мультикультурного пространства повышают эффективность развития межличностных контактов в профессиональной деятельности будущих юристов, в том числе и толерантного отношения к иным этносам и культуру межэтнического взаимодействия, так как тогда учитываются интересы и потребности каждого участника.
2. Принцип интеграции.
Содержание профессиональной деятельности будущего юриста должно быть ориентировано на способность его самого видеть, принимать, уметь выявлять и реализовывать возможности интегрирования знаний из различных областей.
3. Принцип толерантности.
Толерантное сознание означает уважение, доброту, любовь, альтруизм. Но сколь бы ни была социально значима толерантность как философия и органическая совокупность ценностей, это само по себе не может обеспечить совместной деятельности многих управленческих структур и тем более людских масс, образующих мультикультур-ное образовательное пространство. И, естественно, не может укреплять его единство. Подобное укрепление может практически происходить, если для этого будет осуществляться профессиональная организованная целенаправленная педагогическая деятельность [4, с. 63].
Следует добавить еще один аспект, ха-растеризующий профессиональную деятельность юристов в мультикультурном обществе: необходимость сформированности высокого уровня ответственности перед обществом и нормативности (конвенциальности) поведения сотрудников правоохранительных органов.
Из этой закономерности вытекает принцип гуманизации, т. е. ориентации образовательного процесса и его субъектов на гуманное отношение к личности, уважение ее прав и свобод, поддержку чести и достоинства, творческого потенциала, доведение сознания участников процесса формирования мульти-
культурной компетенции до определенных целей самопознания, самосовершенствования и самореализации: духовности, нравственности, культурной уникальности личности. При этом нестандартный, творческий характер труда юриста предполагает хорошую подготовку в сфере межэтнического общения, так как ему приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуациями, судьбами различных людей, требующими индивидуального подхода, внимательного изучения возникших правоотношений.
Исходным моментом разработки любой модели подготовки специалиста является уяснение целей и задач профессиональной подготовки, определенных социальным законом к тому или иному типу учебного заведения.
Так задачами данной модели станут формирование мультикультурной направленности, поликультурной грамотности и мультикультурной деятельности будущего юриста.
Модель процесса формирования муль-тикультурной компетенции будущего юриста предстает в виде целостной системы, включающей в себя следующие компоненты: функционально-целевой, проблемно-содержательный, деятельностно-технологический, организационно-практический, критериально-оценочный.
На первом этапе реализуются функционально-целевой, проблемно-содержательный и критериально-оценочный компоненты модели формирования мультикультурной компетенции будущих юристов.
При успешной реализации первого этапа происходит осознание студентом себя как будущего профессионала юридической сферы, способного к осуществлению мульти-культурной деятельности на основе соблюдения норм, правил профессиональной этики, у будущего специалиста формируется устойчивая мотивация на развитие мульти-культурной компетенции.
Второй (профессионально-содержательный) этап модели является определяющим в формировании мультикультурной компетенции будущих студентов, имеющим свою
цель - формирование у будущих студентов способности к профессиональной деятельности в мультикультурном обществе.
При реализации профессионально-содержательного этапа студент приобретает опыт проявления мультикультурной компетенции в различных ситуациях, где происходит развитие лингвистических умений, которые целенаправленно создаются в учебно-воспитательном процессе вуза. На этом этапе происходит расширение представления о различных сторонах этнокультур, выработка профессиональных знаний и умений по организации межэтнического взаимодействия, развитие толерантности.
Второй этап предполагает самооценку будущим специалистом индивидуальных особенностей мультикультурной компетенции, определение студентом возможных путей совершенствования своей поликультурной грамотности и мультикультурной деятельности для успешной самореализации в профессиональной деятельности.
На третьем этапе реализуются деятель-ностно-технологический, организационно-практический и критериально-оценочный компоненты модели формирования муль-тикультурной компетенции будущих юристов.
Критерием результативности третьего этапа является успешность будущих юристов в мультикультурной деятельности.
Таким образом, разработанная модель процесса формирования мультикультурной компетенции будущего юриста в вузе предстает в виде целостной, достаточно динамичной педагогической системы (отражает цель, содержание, компоненты, средства, результат профессиональной подготовки), является открытой для постоянного обновления. Модель основана на представлении о становлении юриста как творческой индивидуальности в первую очередь, а затем как специалиста-профессионала с глубоким пониманием мультикультурной ситуации в современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимова Т. И. Дидактические условия формирования профессионально важных качеств личности у будущих юристов в вузе: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Казань, 2003. С. 44.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
3. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 65-68.
4. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: состояние и перспективы: Материалы Международной практической конференции. Астрахань, 2008. С. 63.
5. Проблемы педагогической диагностики и компетентностного подхода в образовании: Материалы «круглых столов», 2005-2006 гг. / Под ред. Н. М. Борытко. Волгоград, 2006.
6. Теймуразян А. Л. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих юристов: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук. Тольятти, 2004. С. 168.