И. В. Турчина
(Астрахань)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ СТАНДАРТОВ
В статье раскрывается теоретико-методологические подходы к формированию мультикуль-турной компетенции студентов средних специальных учебных заведений, выделяются необходимые условия моделирования этого процесса. Кратко описана авторская модель формирования мультикультурной компетенции студентов в процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам
Современное общество - это общество множественности этнических культур, что позволяет говорить о его мультикультурности. В таких условиях для полноценного профессионального функционирования специалистам необходимо обладать мультикультурной компетенцией.
Мультикультурная компетенция в педагогических исследованиях рассматриваются в следующих аспектах:
- как толерантность к иноязычной культуре (Р. Р. Бикитеева, Н. В. Янкина, А. Н. Писаренко и др.] [6, 7];
- как диалог культур (Т. В. Поштарева) [8];
- как способ преодоления социальной несправедливости и готовности к взаимодействию с представителями разных этнокультур (А. А. Джалалова] [9].
В утверждённых государственных образовательных стандартах нового поколения для среднего профессионального образования введена обязательная общая компетенция (ОК-6), предусматривающая работу в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями [5]. Профессиональная деятельность выпускника ссуза осуществляется в многонациональных коллективах. Для реализации требований стандарта необходимо формировать мульти-культурные компетенции, обеспечивающие получение образования каждой этнической общностью путём системного изменения среды так, чтобы она была адекватна ее интересам и не входила в противоречие с законом [2].
Однако в настоящее время в педагогической практике ссузов отсутствует направлен-
ность на формирование у специалиста со средним профессиональным образованием способности в своей будущей деятельности к взаимопониманию и взаимодействию с представителями различных этносов, в связи с чем актуализируются разработки научно-методических основ, эффективных методов, средств и технологий, позволяющих сформировать мультикультурную компетентность студента ссуза.
Нами определена сущность мультикультурной компетенции выпускника ссуза как совокупность личностных возможностей специалиста со средним профессиональным образованием, обусловливающих способность самостоятельно выявить связь между этнической ситуацией и профессиональными муль-тикультурными ценностями и знаниями, применить способы эффективного решения межкультурных ситуаций профессионального и личностного характера на практике.
В структуре мультикультурной компетенции исследователи выделяют:
- поликультурную профессиональную грамотность (когнитивный опыт];
- мультикультурные способности в профессиональной сфере (креативный опыт];
- интеркультурную направленность на профессиональную деятельность (мотивационно-ценностные отношения] и
- межкультурную профессиональную деятельность (опыт деятельности].
Анализ феномена мультикультурной компетенции позволил выделить ее основные функции:
- культуросозидательную - восприятие будущим специалистом со средним профес-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013
81
сиональным образованием различных ментальностей, отражённых в этнокультурах, историческом опыте этноса, что является базой для организации жизнедеятельности каждого субъекта профессионального муль-тикультурного социума;
- ценностную - трансляцию ценностных представлений различных этнокультур в преобразующую деятельность по обновлению профессиональной культуры;
- интеграционную - сохранение самобытности отдельных культур и единства государства в условиях мультикультурности с помощью законов и норм, регулирующих социальные и профессиональные отношения между людьми.
Проблемы подготовки специалистов в профессиональном образовании наиболее успешно решаются средствами моделирования, так как это требует системного подхода как к исследованию профессиональной деятельности, так и к формированию содержания образования и обучения.
Моделирование мультикультурной компетенции студентов ссузов при обучении социально-гуманитарным дисциплинам рассматривается как проект развития межкультур-ной профессиональной деятельности, в которой представлены структурные компоненты, функциональные связи, содержательные составляющие и технологии организации процесса и его результат [1, 2].
Моделирование формирования мульти-культурной компетенции студентов ссузов при обучении социально-гуманитарным дисциплинам предполагает определение методологических основ исследуемого процесса, к которым мы относим следующие исходные положения:
- взаимодействие между субъектами мультикультурного пространства должно строиться на основе сотрудничества, развития межличностных контактов в профессиональной деятельности студентов ссузов, формирования образцов профессионального поведения в мультикультурном обществе;
- будущая межкультурная профессиональная деятельность студента ссуза предполагает способность выявлять и реализовывать возможности интегрирования знаний из различных областей, что обусловливает системное представление о культурной и языковой ситуации, ликвидирует затруднения в профессиональной оценке состояния мульти-культурной среды;
- отношения к представителям различных этнокультур строятся на основе открытости, уважения взглядов, готовности к диалогу, соблюдении законов собственной культуры, учета мультикультурной обусловленности поведения [4].
Ведущими методологическими основаниями исследования формирования мультикультурной компетенции студентов ссузов являются следующие подходы:
- ценностно-ориентировочный, предполагающий понимание роли морально-этических и этнокультурных норм в жизнедеятельности общества;
- мультикультурный, отражающий значение межнациональной коммуникации, правовой, профессионально-этической и речевой культуры;
- деятельностный, ориентированный на организацию содержательно-информационного взаимодействия студентов ссуза, формирование в учебной деятельности активной личности специалиста, осуществляющего сотрудничество и межнациональное взаимодействие;
- средовый подход, предусматривающий развитие активной позиции студентов ссузов в условиях межэтнической среды.
При формировании мультикультурной компетенции студентов ссузов в условиях обучения социально-гуманитарным дисциплинам особое внимание необходимо обращать на следующие факторы развития личности в мультикультурном обществе: характер миграционных процессов, междисциплинарную основу мультикультурности, потребности в профессиональных знаниях и умениях в работе с этносами [3].
Нами построена модель формирования мультикультурной компетенции студентов ссузов в процессе обучения социально-гуманитарным дисциплинам и проанализированы исходные позиции, предъявляемые государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения по направлениям подготовки студентов ссуза.
Основой разработки этой модели является осмысление целей профессиональной подготовки, обусловленных социальным заказом и изложенных в государственном стандарте, а также в квалификационных характеристиках. Задачами модели являются формирование интеркультурной профессиональной направленности, поликультурной грамотности и
готовности к межкультурной деятельности студента ссуза.
Анализ стандартов третьего поколения среднего профессионального образования показал важность реализации профессионально-прикладной направленности базовой подготовки в области гуманитарного и социально-экономического цикла («Основы философии», «История», «Иностранный язык»] в сфере развития мультикультурной компетенции студентов ссузов. Нами разработан и включен в учебный план образовательный модуль «Мультикультурная коммуникация в профессиональной среде», реализующий основные идеи, заложенные в авторской модели.
Формирование мультикультурной компетенции студентов ссузов при обучении социально-гуманитарным дисциплинам включает этапы:
1] мотивационно-установочный;
2] профессионально-формирующий;
3] продуктивно-результативный.
На каждом этапе учитываются целевые аспекты формирования мультикультурной компетенции студентов ссузов.
Мотивационно-установочный этап направлен на выработку положительной мотивации профессиональной деятельности в мультикультурной среде, на информирование студентов ссузов об особенностях мультикультурности современного общества.
Профессионально-формирующий этап является определяющим в развитии мульти-культурной компетенции студентов ссузов и включает систему программных средств и технологий, ориентированных на формирование у студентов способности к профессиональной деятельности в мультикультурном обществе. На этом этапе реализуется образовательный модуль, посредством которого студент ссуза приобретает опыт проявления мультикультурной компетенции в ситуациях профессиональной коммуникации, при этом происходит расширение представления о различиях в этнокультурах, выработка профессиональных знаний и умений по организации межэтнического взаимодействия.
Продуктивно-результативный этап предполагает мониторинг эффективности формирования мультикультурной компетенции студента ссуза при обучении социально-гуманитарным дисциплинам и позволяет по результатам деятельности судить о положительной динамике рассматриваемого процесса.
Исследование показало, что процесс формирования мультикультурной компетенции студента ссуза осуществляется на междисциплинарно-интегративном уровне в виде динамичной педагогической системы, открытой для становления специалиста со средним специальным образованием как творческой личности, владеющей мультикультурной компетенцией.
Литература
1. Миронова Г. В. Организация мультикультурного образовательного пространства педагогического колледжа : дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2006.
2. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе: монография. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001.
3. Палаткина Г. В., Янкина Л. В., Кузнецова Р. Х., Лукьяненко Е. А., Батарчук Д. С. Педагогика толерантности: учебное пособие / . -Астрахань : Издат. дом «Астраханский университет», 2008.
4. Татур Ю. Компетентностный подход в описании результатов и проектирования стандартов высшего профессионального образования. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060604 Лабораторная диагностика [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm578-1.pdf
6. Янкина Н. В. Формирование межкультурной компетентности студента университета: дис. . д-ра пед. наук : 13.00.08. -Оренбург, 2006. - 360 с.
7. Бикитеева Р. Р. Формирование межкультурной компетентности студента: личностно-смысловой аспект : дис. ... канд. пед. наук :13.00.01. - Оренбург, 2007. - 188 с.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013
83
8. Поштарева Т. В. Форсирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Владикавказ, 2009. - 383 с.
9. Джалалова А. А. Мультикультурная компетентность русскоязычных учителей в образовательной среде Эстонии : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. - Санкт-Петербург, 2009. - 228 с.
10. Палаткина Г. В., Турчина И. В. Критерии и уровни сформированное™ мультикультурной компетенции студентов ссузов II Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011. - № 5.
- С. 97-102.
11. Потапова И. А. Характеристика компетентности мультикультурной личности II Общество: социология, психология, педагогика. - 2012. - № 2. - С. 108-114.
---------^-----------