УДК 159.9.072.43
КОНЦЕПЦИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СУБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКМЕСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В. М. Статный
Концепция неопределенных состояний субъекта является результатом рассмотрения правоохранительной деятельности в свете теории социальной синергетики и ак-меологии. Неопределенность постулируется в качестве системного атрибута любой деятельностной активности субъекта. Предпринята попытка сформулировать основания логики развития правоохранительной деятельности, объяснения возникающих при этом затруднений и проблем.
Ключевые слова: акмесинергетика, неопределенное состояние, диссипативная система, неравновесность, дискретность, нелинейность, открытость, правоохранительная деятельность, самоорганизация, самоконтроль, модель, развитие, субъект, личностная организация.
С точки зрения акмесинергетики правоохранительная деятельность является разновидностью диссипативной системы, атрибутами которой выступают открытость, неравновесность и нелинейность. Сегодня она находится в состоянии бифуркации, когда у системы существует набор возможных путей развития. Выбор пути является результатом взаимодействия между элементами системы, при этом самовзаимодействие представляет собой «столкновение противодействующих причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции, а другая — кооперации» '. Применительно к последнему можно говорить о «синергии» или процессах самоорганизации. Дальнейший поэлементный анализ процесса самоорганизации правоохранительной деятельности в пространстве юридической психологии неизбежно требует решить проблему синтеза психологии и теории самоорганизации. Возможен ли продуктивный синтез теории предельно системного уровня, к которому, несомненно, относится акмесинергетика, и относительно конкретной области психологического, преимущественно прикладного знания правоохранительной деятельности? При раскрытии содержания и механизмов функционирования правоохранительной деятельности как одной из подсистем общества и представления развития как целостного, нелинейного процесса качественного преобразования деятельности и субъекта нами используются подходы и принципы акмесинергетики и системные психологические концепции темпоральности, сложности, множественности, которые с определенными оговорками совместимы друг с другом.
Если идти дальше, по пути построения дифференциально-психологических моделей акмесинер-гетического развития правоохранительной деятельности, то придется создавать модель, позволяющую
анализировать динамику развития субъекта в сравнительно узких рамках предмета юридической психологии. Психика устроена принципиально нелинейно, так как человек находится постоянно в процессе становления, и собственно теория самоорганизации — это научный язык, адекватный психологической сложности человека, однако потребуется определенная доля редукции. Более того, пока отсутствует теория психогенеза правоохранительной деятельности и не создан математический аппарат, адекватный теории самоорганизации, где главное свойство процесса развития человека — его нелинейность, трудно добиться органичного единства гносеологического и онтологического, теоретического и эмпирического подходов. Дискуссии психологов о возможности нового понимания принципов системности и детерминизма, роли и границах методологических заимствований к значимым результатам пока не привели 2.
На этом фоне более чувствительными к теоретическому модерну оказались «сами психологические теории, структуры которых изменяются в силу поиска преодоления ограничений в классических вариантах раскрытия и понимания сути психологических закономерностей» 3. В частности, новым и перспективным итогом в развитии методологии психологической науки стало формулирование принципа неопределенности наряду с принципами непрерывности (континуальности), антиципации развития и субъектности 4. Он постулирует открытость человека, взаимосвязанность всех психических систем его организации, а также субъектность, авторство собственной жизнедеятельности. Сегодня уже очевидно, что толерантность к неопределенности, открытость и незаданность регулятивных профилей любого выбора, произвольных и самоопределяемых действий являются основными условиями активности человека в современном мире 5. Истоки принципа неопределенности можно обнаружить и в гносеологии, и в онтологии, а также в акмесинергетических подходах к пониманию процесса развития и функционирования правоохранительной деятельности. В этой связи мы выстраиваем концепцию неопределенных состояний субъекта в правоохранительной деятельности, опираясь на принцип неопределенности, в качестве ведущего в построении психологических объяснений присущих правоохранительной деятельности «типов нелинейности» и новой трактовки «необходимости» редукционизма в психологии 6.
Каковы источники, механизмы, психологический и онтологический статус неопределенных состояний субъекта правоохранительной деятельности?
В правоохранительных видах деятельности, как правило, решение служебных задач осуществляется в условиях неполноты информации, внутригрупповой и межгрупповой конкуренции, ограниченного времени, сложности и неоднозначности ситуаций.
Поэтому для всех видов деятельности общей является проблема неопределенности, которая возникает вследствие многих причин: неполноты информации, ее асимметричного распределения; уровня доверия; противодействия криминальных структур; индивидуальных и групповых особенностей субъектов; коррупции во властных структурах; несовершенства законодательства; упадка позитивного воздействия духовных, социальных и культурных факторов и др. Если несколько «спрямить» сущность проблемы, то смысл деятельности профессионала можно представить в виде непрерывных усилий, направленных на уменьшение количества неопределенных связей между целями, предметами и средствами труда, а также преодоление возникающих противоречий между особенностями предмета и средствами деятельности, между типом ситуации и уровнем готовности субъекта деятельности к ее разрешению. Естественно, преодоление ситуаций неопределенности и разрешение возникающих при этом противоречий должно сопровождаться осознанием и опознанием типа неопределенности, она соответствующим образом должна приниматься и переживаться как ценностносмысловой вызов, как конфликт профессионального самосознания и цели деятельности субъекта. В противном случае трудно ожидать определенности «развязки в борьбе мотивов» и высокого уровня напряженности победивших мотивов деятельности.
В познавательном плане необходимость в регулировании деятельности возникает в результате «остановки» сознания на факте расхождения параметров деятельности с нормативно заданными образцами. Это связано с тем, что познавательная активность человека основана на восприятии различий, т. е. его сознание возбуждается восприятием разницы между переживаемым впечатлением и непосредственно предшествовавшим. Тем самым момент неопределенности фиксируется в виде познавательной ситуации. В ее основе лежит дискретность, неравновесность психических процессов, в том числе восприятия и познания человеком окружающего мира. Познавательная ситуация становится достоянием сознания субъекта познания частями, «квантами», в соответствии с физиологически детерминированными возможностями переработки мозговыми центрами поступающей из внешнего и внутреннего мира информации. Как представляется, именно отсюда возникает принципиальное противоречие между не всегда осознаваемым переходом субъекта в процессе познания от реального объекта деятельности к его идеальной модели, предмету.
Такой переход или трансформация в результате редукции всегда сопровождаются неизбежными издержками и потерями, пропусками отдельных, наиболее сложных актов, приемов и средств познания, кроме того, возникает проблема переноса и удержания
ценностей и смыслов служебной деятельности в пространстве познания. Если восприятие ситуации является целостным, то процесс ее понимания и мера предметной структурированности опосредуются (ограничиваются) понятиями, концептами, дискурсом, кате-горизируются в соответствии с опытом субъекта, правовыми, этическими и нравственными нормами, что и порождает специфические неопределенности.
Отсюда становится понятным сущность взаимодействия социального, психологического и натурального, когда любой предмет в процессе познания и преобразования должен вначале стать субъектным (так как средством познания предмета выступает общение с другими субъектами), затем объектным (выступает как натуральность, в собственном обличии), а затем снова субъектным (как система значений, ценностей и смысложизненных ориентаций). Напомним известную теорию поэтапного действия П. Я. Гальперина о механизмах перехода познавательного действия из внешнего плана деятельности во внутренний, идеальный план и доминирование в этом процессе внутреннего познавательного действия. Ее основной недостаток — сужение социального смысла деятельности, попытка объяснить ее механизмы с позиции индивидуальной деятельности. Например, возникшее у следователя подозрение может рассматриваться применительно к его деятельности, по крайней мере, в трех значениях: как психологическая характеристика состояния сознания следователя, определяющая его субъективное отношение к исследуемому факту; как криминалистическое понятие, используемое при подборе оснований к решению задач расследования и для выдвижения версий; наконец, как процессуальная категория, когда с возникшим подозрением закон связывает наступление определенных процессуальных последствий. Здесь видна диалектика внутренних психологических аспектов деятельности, профессиональных средств, субъективно-правовой убежденности следователя и внешних, уголовно-процессуальных средств обеспечения этой деятельности. Для данного вида профессиональной деятельности характерны не только широкий кругозор, большой объем знаний и интенсивная мыслительная деятельность, связанная со сбором доказательств преступления в условиях психологического противоборства с подозреваемым, но и ценностносмысловая связь с охраняемым правом общественным отношением 7.
Профессиональный опыт человека складывается не только из результатов собственной активности, ценностей и смыслов объективно необходимой для общества служебной деятельности, он включает присвоенные результаты социальной практики. Однако в реальности позиция общества в служебной деятельности далеко не всегда очевидна. Сотрудник может не отдаваться полностью служебному долгу, из-
бегать контроля со стороны общества, игнорировать культивируемые в обществе нормы и ценности и превратить конкретную служебную деятельность в эгодеятельность, источник собственного обогащения.
Таким образом, неопределенность применительно к индивидуальному субъекту познавательной деятельности характеризует условия выбора предмета познания, способов, средств, действий, а также сами критерии выборов, основания предпочтений. Если условия выборов и критерии оценки формализованы, сведены в технологию, их можно исключить из познавательного процесса субъекта, сведя на нет и неопределенность служебной ситуации. Другими словами, если в основе неопределенности служебной деятельности лежат вариативность и неповторяемость как условий, так и способов мышления, актов выбора, то требуется создать систему деятельности с отработанными алгоритмами поведения сотрудника. Однако следует иметь в виду, что в человеческой активности имеет место тенденция к неповторяемости не только движения (В. П. Зинченко), но и актов мышления, принятия решения и поведения. Н. А. Бернштейн в свое время подчеркивал, что ни одно действие не повторяется дважды, оно строится каждый раз заново, при этом выбирается оптимальный ведущий уровень этого построения 8. В психологии известна мысль о том, что человек может только притвориться, что у него нет выбора. Экзистенциальный смысл идеи заключается в том, что человек обречен выбирать ситуации, содержащие неопределенности. Они ему необходимы для самопонимания, самопринятия и самореализации. «Живой ум испытывает дискомфорт от застоявшейся определенности и ищет неизведанного, жаждет „известной меры“ неопределенности, связывая с ней свободу, оппозиционность старому, надежды на открытия новых содержаний и т. п.» 9. Преодоление неопределенности возможно только в «активной неадаптивности», поступке, жизнедеятельности человека 10. Тем самым оснований, факторов для проявления неопределенности в деятельности субъекта может быть множество.
В правоохранительной деятельности в последнее время появляются «искусственные» средства и технологии, которые по-новому ставят вопрос о корректном сопряжении искусственного и естественного 1 1. Последнее опирается на механизмы самодвижения, саморазвития, самообучения, спонтанности и нерав-новесности, тогда как любая технология деятельности подчиняется жесткому алгоритму 12. Соотношение и связь «искусственного» и естественного или субъективного, управляемого вмешательства и составляет сущность «ситуации деятельности». При этом управление обеспечивает эффект синергии, «упаковывая» естественные и «искусственные» объекты в единый технологический процесс. Появляется возможность контролировать и прогнозировать возникновение
различного рода неопределенностей в соответствии со спецификой выполняемых сотрудниками задач.
Концепция неопределенных состояний субъекта правоохранительной деятельности позволяет несколько под иным углом рассматривать так называемые стресс-сфакторы и стрессовые ситуации. В своих предельных формах различные виды неопределенностей, в том числе «смысловая неопределенность, отсутствие должной степени „порядка в значимом“ объективном и субъективном жизненном пространстве выступают как стресс-фактор, как фактор душевного дискомфорта, а в ряде случаев являются травмирующей психику человека причиной» 13. Совершенно очевидно, что в условиях напряженной служебной деятельности сотрудники по-разному демонстрируют переносимость-непереносимость неопределенности. Часть сотрудников затрудняются при необходимости и возможности персонального выбора, проявлении позиции авторства. Им свойственны повышенная тревожность, непродуктивные копинг-стратегии, способы психологической защиты и преодоления психотравмирующих ситуаций, неуверенность и заниженная самооценка, что может угрожать состоянию самоидентичности человека. На фоне низкой переносимости неопределенности у сотрудников может наблюдаться страх перед всем новым, необычным, предпочтение упорядоченности, предсказуемости и когнитивной простоты.
По мнению Е. Т. Соколовой, можно говорить как минимум о пяти типичных переживаниях субъективной неопределенности, порождаемых отчасти неспособностью личности справиться с хаосом социальной и культурной неопределенности и в этом смысле характеризующих глубину личностного расстройства, а отчасти ее ресурсными возможностями 14. Особый интерес представляет менее известный в психологии тип личности, которой характерны переживания, окрашенные позитивным эмоциональным тоном: любопытство, поисковая надситуативная активность, игра фантазии, порождение новых смыслов, радость, азарт, связанные с удовольствием от исследований и инсайтов и приводящие к творческому и осмысленному преобразованию ситуаций неопределенности.
Сегодня формируется новая парадигма рациональности, характерной для современных условий неопределенности, распространения новых ситуаций амбивалентности и институциональных рисков. Человек должен обладать способностями «входить» и «пребывать» в соответствующих состояниях, функциональными коррелятами которых выступают разнообразные формы активности. Совершая поступок, заявляя о себе как авторе делания, личность самораскрывается, становится «прозрачной» или «видимой», что может быть крайне травматично для нее. И если зрелая личность в ситуациях неопределенности может самостоятельно обеспечить целостность и устойчивость своего Я, продуктив-
ность средств самоконтроля и саморегуляции, то люди с неустойчивой, диффузной личностной организацией, как правило, нуждаются во внешней опоре на авторитетное мнение, профессиональные и семейные кодексы, культурные и моральные нормы, идеалы, обеспечивающие структурированность и предсказуемость социокультурного окружения.
1 Бранский В. П. Философия физики ХХ века. СПб., 2003. С. 70-71.
2 См., напр.: Завершнева Е. Ю. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 2001. № 4. С. 67-77 ; 2002. № 1. С. 75-80.
3 Корнилова Т. В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы [Электронный ресурс] // Психологические исследования : электрон. науч. журнал. 2010. № 3 (11). таЬ http://psystudy.ru. 0421000116/0030 (дата обращения: 12.06.2013).
4 Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006. 300 с.
5 Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Человек в ситуации неопределенности. М., 2007. С. 9-33 ; Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. № 1. С. 140-150.
6 Юревич А. В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 1. С. 97-106.
7 Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел : справ. пособие / под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д. Сафронова. М., 1997. С. 41.
8 Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 349 с.
9 Георгиев Ю. Ф. Континуальность социальной жизни, закон ее пульсации и вакуум. СПб., 1993. С. 7-8.
10 Раймова В. Г. Активная неадаптивность как фактор психологической защищенности личности [Электронный ресурс] // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 11, Естественные науки. Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.rU/article/c/psihologiya/ (дата обращения: 27.09.2013).
11 Инструментальные и неинструментальные способы получения достоверной информации (полиграфные и профай-линговые проверки).
12 Способность принимать решения и действовать в реальном времени, адекватно изменениям среды продолжает отличать и в настоящее время естественный интеллект от его пока что не вполне жизнеспособного искусственного собрата.
13 Георгиев Ю. Ф. Указ. соч. С. 7-8.
14 Соколова Е. Т. Переносимость-непереносимость неопределенности: социокультурные, дифференциально-психологические, клинические аспекты // Ежегодник РПО. М., 2005. С. 422-423.