Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...
В познавательном аспекте профессиональной деятельности низкоинтуитивные следователи проявляются как погруженные в себя, поглощенные идеями и фантазиями, что порождает непрактичность и безразличие по отношению к насущным вопросам, делает внешние ценности и реальные события незначимыми и непривлекательными.
В коммуникативном аспекте следственной деятельности наблюдается избыточная тенденция к подчеркиванию своих миротворческих стремлений, что маскирует гиперкомпенсаторную установку у агрессивных сотрудников. Отмечается сниженная способность к сопереживанию, необходимая для установления коммуникативного контакта с участниками следственных действий. Грубая и жесткая манера поведения, отсутствие щепетильности в вопросах морали, подверженность аффективным переживаниям, сильным колебаниям настроения в течение дня, неспособность выражать свои эмоции в социально допустимой
УДК 159.9
ИМПРОВИЗАЦИЯ И ЭКСПРОМТ В СТРУКТУРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЙ
С. А. Крохина
Раскрывается смысл понятий «импровизация» и «экспромт», их общность и различие, а также место в контексте деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оба феномена рассматриваются как неспецифическое проявление психической активности сотрудника в экстремальной ситуации профессиональной деятельности.
Ключевые слова: импровизация, экспромт, творческая рефлексия, интуиция, инсайт, неопределенность ситуаций профессиональной деятельности, акмесинергетика.
Во многих словарях определение понятия «импровизация» раскрывается, как правило, в контексте деятельности художника, композитора или музыканта, поэта или писателя. Например, Т. Ф. Ефремова говорит о нем как о произведении (стихотворение, мелодия и т. п.), созданном в момент исполнения '. В Советском энциклопедическом словаре импровизация трактуется как сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем-либо, неподготовленным заранее; произведение, созданное таким образом 1 2. По словарю Д. Н. Ушакова, «импровизация» — это словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки 3.
Энциклопедический словарь и словарь Д. Н. Ушакова предлагают для понимания значения слова «импровизация» обратиться к другому близкому понятию — «экспромт». Получается, что эти два слова синонимы, оба характерны только для деятельности в области искусства. Однако многие понятия и категории со временем рас-
форме, — все это делает коммуникативный процесс сложным и конфликтным.
Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Показатели интуитивности личности следователей статистически значимо определяют своеобразие их личностной организации, выражающейся в индивидуальных стилях профессиональной деятельности.
1 Науменко Е. А., Васильева И. В. Интуиционные основы эффективной деятельности следователей : монография. Тюмень, 2008. 204 с.
2 Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный
метод исследования личности СМИЛ. СПб., 2002. 289 с. ; Соб-
чик Л. Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руко-
водство. М., 2007. 416 с. ; Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Лич-
ностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск, 2000. 54 с. ; Сидоренко Е. В. Методы математической обработ-
ки в психологии. СПб., 2000. 350 с.
ширяют свой первоначальный диапазон, используются сначала в смежных, а затем и в иных сферах практической деятельности. Точно такие тенденции наблюдаются и в соотношении понятий «экспромт» и «импровизация». Импровизация обладает собственной онтологической сущностью, ее востребованность определяется необходимостью в построении непротиворечивой иерархии понятий и категорий в области современной психологии творчества.
Сегодня можно только констатировать, что большинство исследователей продолжают подчеркивать наличие и важность данного явления в разных областях науки. Так, Е. Б. Шпаковская рассматривает импровизацию как способ воспитания творческой индивидуальности, личности, которая овладела этим приемом 4. Другие авторы характеризуют потребность в импровизации как фактор успешности в кризисной ситуации, которая часто не может быть интерпретирована однозначно, а внезапность ее возникновения заставляет личность молниеносно принимать решение 5. В. Б. Храмов, исследуя данный феномен, приходит к выводу, что импровизация является ответом личности на вызов окружающей действительности и важным фактором в борьбе за существование 6. О. А. Герасимова обращается к ней как к дидактическому средству, выступающему своеобразным инструментом для вдохновения, акцентируя внимание на недостаточной разработанности теоретических и практических подходов к данному феномену 7.
Анализ публикаций показывает, что авторы меньше (чем следовало бы ожидать) пытаются охватить сущностные проблемы, касающиеся источников возникновения импровизации и механизмах ее функционирования. Другими словами, в этих работах сложно найти ответ на главный вопрос: что создает условия для запуска импровизации и порождает ее?
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
111
Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...
Общими факторами, запускающими экспромт и импровизацию, выступают: свойства объектов среды, определяющие границы функционирования деятельности; сама деятельность, ее мотивационные и целевые интенции; характеристики субъектности сотрудника. В нашей трактовке понятие «среда» может быть связано с различными видами деятельности, где высшим уровнем организации деятельности выступает профессиональная занятость (работа, труд). В зависимости от типа среды можно говорить об уровне свободы и размытости границ деятельности, или наоборот: о ее нормативной и структурной жесткости, низкой лабильности и вариативности (получение продукта деятельности строго по социальным лекалам). В последнем случае творческой и импровизационной активности субъекта отводится небольшое пространство, или же творчество совсем исключается.
Субъект (в нашем понимании) в момент импровизации осуществляет свободную и спонтанную активность, выступая автором изменения деятельности и собственной самореализации. При экспромте, как правило, отсутствует спонтанная активность и свобода личности, которая преимущественно манипулирует привычными формами и способами деятельности. Импровизация как специфическая деятельность подразумевает ситуацию синхронизации различных уровней темпоральности психики личности, процессов осмысления и переживания субъектом своей актуальной потребности в творческом самовыражении и построения на этой основе внутреннего плана, образа деятельности, не совпадающего с границами исходной деятельности и границами субъекта.
Термины «экспромт» и «импровизация» широко используются и в философии, психологии, педагогике, искусстве. Однако до сих пор не выработано единого подхода к пониманию этих феноменов. Универсальной концепцией, моделью нашей трактовки импровизации является теория неопределенных состояний субъекта В. М. Статного и Ю. А. Шаранова 8. В их понимании экспромт и импровизация — результат сознательного и свободного выбора, т. е. ответ субъекта на вызов неопределенной ситуации и соответствующего ей творческого неопределенного состояния.
Именно типы неопределенных состояний в деятельности порождают экспромт как феномен авторства (субъектности) деятельности. Деятельность из безличностной превращается в личностную, становится авторской (с элементами творческой обработки).
В настоящее время не существует четкого разграничения между понятиями «экспромт» и «импровизация»: в одних исследованиях они идентичны, в других первичным является импровизация, а экспромт считается формой творчества, производной от него. Другими словами, до сих пор четко не определены ни объем понятий «экспромт» и «импровизация», ни их отношения друг с другом.
Мы считаем, что суть экспромта заключается в том, что личность в процессе деятельности для достижения цели использует уже существующие объекты и предметы, способы и средства. При помощи комбинации раз-
ноплановых видов деятельности, рекомбинации и сочетаний тех или иных данных, заранее продуманных и отработанных способов деятельности, личность развивает эту деятельность, видоизменяет ее исходные характеристики. В процессе экспромта личность не создает принципиально новых продуктов деятельности, а оперируя существующими в ней ресурсами, базовыми видами деятельности, способами и средствами, видоизменяет или комбинирует существующие алгоритмы.
Импровизация же задействует иные ресурсы субъекта, его способность к самоизменению, пластичность и самоорганизацию эмоциональной и когнитивной сферы психики. В этом смысле можно говорить о том, что экспромт является базовым уровнем развития импровизации. Ведь импровизация не может возникнуть из ниоткуда. Для ее запуска необходимо два фактора. Первый — личность субъекта деятельности. Субъект должен обладать сензитивностью к новизне, высоким уровнем интуитивности, творческой рефлексией. Именно благодаря первому качеству личность способна опознать неопределенную ситуацию как творческий вызов и выбрать соответствующую стратегию поведения. Неопределенность ситуации деятельности, отсутствие у субъекта опыта решения подобных ситуаций является вторым фактором запуска импровизации.
Но импровизация может возникнуть не сразу, вначале это может быть экспромт. Первоначально, попав в ситуацию неопределенности, личность может не создавать ничего нового, а лишь видоизменять, модифицировать существующие средствами и способы деятельности. Дефицит ресурсов экспромта заставляет человека импровизировать, перестраиваться и подстраиваться, самоорганизуясь согласно требованиям ситуации неопределенности и способов ее преодоления.
Об этапе импровизации мы можем говорить только тогда, когда в процессе деятельности возникает новый вид состояния субъекта, который может выражаться в виде творческого кризиса. Выход из творческого кризиса может найти личность, обладающая способностью к трансценденции, при этом возникает новая деятельность и одновременно происходит «удвоение» личности, появляется новая индивидуальность.
Импровизация как свободная творческая деятельность субъекта способствует порождению новых объектов из уже существующих, но взятых не со стороны их внешних функций, а со стороны внутренней целостности, самостоятельной определенности посредством «прочтения» их новых смыслов. В процессе творчества происходит переосмысление, возникают новые определенности и целостности. Создаются новые предметы и объекты, со своим самостоятельным смыслом.
Импровизация содержит момент самодвижения, в котором в снятом виде содержатся ценности, смыслы, идеи базовой доминирующей профессиональной деятельности как социального института. Это не позволяет сводить импровизацию только к удовлетворению индивидуальных потребностей, индивидуальному самовыражению, исключающему простой ответ или реакцию на требование сложившейся ситуации, произволу
112
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...
Таблица. Сравнительная оценка результатов диагностических процедур в группах следователей и преподавателей
Наименование методики Показатели, уровни Группы
Преподаватели Следователи
Анкета «Структура субъектной позиции» (Е. Шишко) Высокий уровень развития 60 78,95% 66 97,06%
Средний уровень развития 16 21,05% 2 2,94%
Низкий уровень развития 0 0,00% 0 0,00%
Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник) Любознательность 10,16 9,74
Воображение 3,92 4,77
Сложность 9,79 11
Склонность к риску 12,47 12,85
Диагностика уровня развития рефлексивности (методика А. В. Карпова) Высокий уровень 4 5,26% 4 5,88%
Средний уровень 48 63,16% 40 58,82%
Низкий уровень 24 31,58% 22 33,33%
Тест Е. Торренса «Завершение картинок» (адаптация А. Н. Воронина) Оригинальность 0,72 0,73
Уникальность 4,47 3,62
Методика оценки уровня интуитивности (Е. А. Науменко) Высокий уровень интуитивности 0 0,00% 0 0,00%
Средний уровень интуитивности 74 97,37% 68 100,00%
Низкий уровень интуитивности 2 2,63% 0 0,00%
Высокий уровень гипнабельности 4 5,26% 0 0,00%
Средний уровень гипнабельности 70 92,11% 68 100,00%
Низкий уровень гипнабельности 2 2,63% 0 0,00%
духовной активности творческой личности. Поскольку это еще и социальный акт, что выводит импровизацию на уровень общезначимого результата. Иначе говоря, акт импровизации реализует не только внутреннюю, но и внешнюю цель, в которой содержится необходимость разрешения возникшей ситуации. Отсюда результат импровизации приобретает статус, превосходящий индивидуальные цели деятельности.
В связи с тем, что правоохранительная деятельность характеризуется рациональной организационной структурой, статусным контекстом групповых отношений, многие считают, что в правоохранительной системе нет места неопределенности, экспромту и творческой импровизации.
Мы исходим из того, что правоохранительная деятельность функционирует на творческих принципах, содержит тенденцию к расширению объема креативных видов форм и способов достижения цели деятельности. Так, в условиях дефицита времени и опыта, криминальной угрозы экспромт и импровизации в деятельности сотрудника органов внутренних дел нередко являются единственным способом выйти за рамки ситуации расследования, из-под давления формальных доказательств, попытаться увидеть ее в другом свете или контексте, находясь при этом в рамках норм УПК РФ.
Благодаря креативному мышлению, творческой мотивации, рефлексии и чувствительности к новизне, личность становится способной схватывать полутона и действовать эффективно в изменяющейся ситуации. Тем самым следователь перестает мыслить и действо-
вать в двухмерном пространстве — «хорошо — плохо», «правильно — неправильно», личность обретает свободу самовыражения и изменяется сама, становится субъектом деятельности и начинает развивать и видоизменять ее. С точки зрения уровня субъектности, гносеологическая сущность понятий «импровизация» и «экспромт» являются тождественными, поскольку, имея отличия, они являются категориями одной природы. Импровизация и экспромт существуют в форме творческой деятельности, отражают ее различные стороны и структурные элементы креативности личности сотрудника полиции. Содержательно оба эти феномена проявляются в «интуитивном схватывании», в «ин-сайте», в «творческой рефлексии», в «эмпатии» и других свойствах творческой деятельности. Вместе с тем характер сущности, объем и иерархия креативного содержания экспромта и импровизации различаются, опираясь на специфику предмета правоохранительной деятельности. Так, предмет деятельности педагогических работников образовательных организаций МВД России заключается в формировании и развитии систем компетенций обучаемых в целостной образовательной среде вуза, а у следователей предмет деятельности определяется целями праворегулирования и правоприменения в тех или иных областях общественных отношений. По этой причине характер деятельности, ее цели, задачи, содержание запрашивают и различные специфические стороны экспромта и импровизации, а потому мы можем наблюдать различный объем креативной нагрузки у субъектов деятельности.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)
113
Крохина С. А. Импровизация и экспромт в структуре правоохранительной деятельности...
Единство и различие характера, интенсивности, содержания и объема экспромта и импровизации были выявлены нами в ходе эмпирического исследования двух групп — преподавателей образовательных организаций МВД России и следователей. Цель исследования заключалась в поиске отличий объема, характера, элементов содержания, интенсивности проявлений показателей экспромта и импровизации в деятельности следователей и педагогических работников. В качестве психодиагностических инструментов были использованы следующие методики:
1. Анкета «Структура субъектной позиции» (сост. Е. Шишко);
2. Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник);
3. Диагностика уровня развития рефлексивности (методика А. В. Карпова);
4. Тест Е. Торренса «Завершение картинок» (адаптация А. Н. Воронина);
5. Методика оценки уровня интуитивности (Е. А. Науменко).
Результаты сравнительной оценки результатов диагностических процедур представлены в таблице.
Из таблицы видно, что показатели уровня развития субъектности, оригинальности, интуитивности и воображения у следователей выше, чем у преподавателей. Это связано с тем, что импровизация для следователя выступает необходимым атрибутом процесса выстраивания оптимальных отношений между ограничениями, заложенными в УПК РФ, детерминантами профессиональных ситуаций и внутренним балансом (равновесием) собственных психических состояний. Очевидно, что импровизация является системообразующим, интегративным образованием в структуре профессиональной деятельности следователя, личность которого вынуждена меняться в сторону большей гибкости, свободы выбора вариантов решения и богатства репертуара поведения (в зависимости от условий и целей предварительного следствия).
У преподавателей выявлены более высокие показатели любознательности, рефлексивности и уникальности. Это связано с тем, что экспромт и импровизация в деятельности педагогических работников выступают в качестве необходимого инструмента познания, обобщения и персонализации значительного объема учебной, научной и эмпирической информации, а также в качестве средства игровых форм и методов проведения занятий в интересах развития профессиональных компетентностей у будущих специалистов органов внутренних дел.
Подчеркнем, что элементы импровизации в той или иной мере свойственны сотрудникам всех видов правоохранительной деятельности, это единственный способ надситуативной активности личности, способ социально-психологической «левитации». Очевидно, что после освоения технологии импровизации, совокупности ее качеств появится возможность произвольно за-
пускать этот процесс, развивать деятельность независимо от времени, возможностей, цели, опираясь только на личность, ее творческие способности.
Импровизация — это свободная творческая деятельность субъекта, возникающая в ситуации неопределенности или стрессовых обстоятельствах, необходима для решения поставленной задачи в условиях творческого вызова.
Импровизации и экспромт — два близких понятия, оба связаны с творческой активностью личности. Но последний не создает принципиально нового, а лишь видоизменяет отдельные параметры деятельности, в том числе ее нормативно-целевую структуру. Импровизация же неизбежно меняет нормативную структуру деятельности, динамику и логику функционирования различных концептов личности: от когнитивных до эмоционально-волевых и духовных структур. Другими словами, импровизация, находясь в одном пространстве с экспромтом, запрашивает иные свойства, состояния, компетентности субъекта, обусловливающие его способность к трансценденции, т. е. к высшему уровню творческого инсайта или надситуативной и личностной активности. Импровизация переживается как «вненахо-димость» и подлинность субъекта деятельности. Поэтому оба феномена взаимно обусловлены, придают динамике правоохранительной деятельности творческую направленность.
Овладение экспромтом и импровизацией требует иного уровня организации деятельности и креативного статуса личности — специфической сензитивно-сти к новизне и психологической готовности действовать в инновационных условиях правоохранительной деятельности.
1 Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М., 2000. С. 45.
2 Советский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 36.
3 Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4. М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000. С. 78.
4 Шпаковская Е. Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей: дис. . канд. пед. наук. СПб, 2002. С. 20.
5 Rankin Amy, Dahlback Nils, Lundberg Jonas. A case study of factor influencing role improvisation in crisis response teams. ORIGINAL ARTICLE. Cogn Tech Work (2013) 15:79-93 DOI 10.1007/s10111-011-0186-3. Received: 6 May 2011.
6 Храмов В. Б. Импровизация как форма творческой деятельности // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4(42). С. 10-13.
7 Герасимова О. А. Импровизация как средство формирования готовности к профессиональной деятельности режиссеров в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2005. № 1. С. 45.
8 Шарапов Ю. А., Статный В. М. Импровизация в структуре субъектогенеза личности сотрудника органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1(57). С. 206-214.
114
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)