ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
УДК 159.9.072
АКМЕСИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В. М. Статный, Ю. А. Шаранов
В данной статье, подготовленной в рамках научной школы «Психолого-педагогическая система профессионального становления кадров в органах внутренних дел Российской Федерации», рассматривается феномен акмесинергетиче-ской среды, создаваемой наиболее профессиональными, активными сотрудниками органов внутренних дел, которые умело используют современные инновационные технологии в своей служебной деятельности и одновременно могут конструктивно и эффективно преобразовывать свою профессиональную среду.
Ключевые слова: акмесинергетика, акмесинергети-ческая среда, профессионал, профессионализм, инновация, конструктивность, самореализация, правоохранительная деятельность, технология, субъект.
В социальной синергетике и акмеологии среда рассматривается в качестве резерва, поощряющего и облегчающего развитие профессионала и инновационной деятельности. Однако если в социальной синергетике среда — это процесс и результат преобразования реальности с точки зрения реализации соответствующего социального идеала ', то в акмеологии диапазон трактовки понятия среды более широк. Это и «мир избранной профессии», и «результат инновационного преобразования социума» до среды акмеологического типа, и «пространство личностно-профессионального развития и самореализации», и «организационная среда» и др. 2 Специалисты едины в признании среды в качестве обязательной составляющей системы становления профессионала 3. При этом как в акмеологии, так и в акмесинергетике отсутствует теоретическое обоснование закономерностей и принципов взаимовлияния и взаиморазвития среды и личности профессионала 4. Отсюда среда, в которой функционирует правоохранительная деятельность и существуют процессы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как правило, только подразумевается в виде социального, правового или психологического фона. В лучшем случае юристы, педагоги и психологи сводят присутствие среды к перечислению объективных или субъективных факторов, выраженность акмеологическо-го обеспечения деятельности и развития профессионала при этом не артикулируется. В результате активный про-
фессиональный сотрудник, умело использующий инновационные технологии в своей службе и одновременно конструктивно преобразующий профессиональную среду в правоохранительных органах, пока еще достаточно редкое явление.
Если от феноменологического описания среды перейти к ее эссенциологии, т. е. к раскрытию ее сущности, то для этого необходимо будет обратиться к основным движущим силам самоорганизации акмесинергетичес-кой среды — тем функциям правоохранительных органов, которые определяют сегодня пути реформирования и структурируют способы и сценарии развития правоохранительной системы в целом. Имеются в виду базовые функции защиты, контроля и безопасности. С этой точки зрения акмесинергетическая среда правоохранительной деятельности — это такое качественное состояние системы правоохранительных практик, когда все институты и факторы, изменяющиеся условия, акмео-логические детерминанты и личное окружение сотрудника, его образы и оценки в общественном сознании, его профессиональное пространство максимально полно вовлекают все доступные ресурсы для обеспечения компетентной защиты общества, оптимального контроля за состоянием параметров социально-правового порядка и глобальной безопасности граждан, а также для личностно-профессионального и духовного развития сотрудника. Тем самым акмесинергетическая среда правоохранительной деятельности является высшим качественным результатом полной или частичной трансформации различных типов сред, обеспечивает двойную детерминацию процесса становления профессионализма сотрудника — действия социальной детерминации и активность субъекта деятельности, результаты которых затем аккумулируются и оптимизируются в идеально и реально преобразованной эмерджентной, самореферентной, самоорганизующейся среде.
В связи с особой чувствительностью к факторам правопорядка акмесинергетическая среда правоохранительной деятельности неизбежно порождает свойственный только ей корпоративный, психолого-криминалистический, специфически компетентностный, субъязыковой, ментальный и аксиологический контекст, где разнообразные юридические, оперативно-розыскные, следственные и социально-психологические практики составляют своеобразный профиль из проблем качества и эффективности, структур и принципов, закономер-
16
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Статный В. М., Шаранов Ю. А. Акмесинергетическая среда становления профессионала...
ностей и акме-форм. Таким образом, в качестве системных элементов структуры акмесинергетической среды правоохранительной деятельности выступают функции компетентной защиты, оптимального контроля и глобальной безопасности граждан.
Функция компетентной защиты в акмесинергети-ческой среде правоохранительной деятельности означает компетентное принятие решений правоуполномоченными лицами, учитывающих социальные, политические и правовые последствия своих решений и действий, а также неуклонное следование приоритетам в сфере гарантированной защиты конституционных прав граждан и общественной безопасности 5. Именно в сотруднике органов внутренних дел как субъекте права обнаруживается единство свойств индивидуума, личности и индивидуальности, образцы общественных и индивидуальных интересов, мотивов и поступков. Другими словами, в «юридическом субъекте» компетентной защиты соединяются все моменты, образующие «проблему субъекта», посредством активности которого сегодня утверждается правовое государство 6. Защищенность граждан обеспечивается путем синергии качества оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной работы на всех уровнях: от районного звена до центрального аппарата, а также путем эффективного взаимодействия с другими правоохранительными структурами 7.
На личностном уровне компетентная защита предполагает наличие у профессионала досконального знания дела и широты мышления, субъективного переживания права как высшей ценности, как основания нравственно-правового смысла «совершенного порядка», а также творческой интуиции и ответственности за последовательное и строгое обеспечение справедливого правопорядка.
Функция оптимального контроля обеспечивает поддержание социальной стабильности и правопорядка. Правоохранительные органы имеют в своем распоряжении систему эффективных средств и способов административного контроля над состоянием законности в обществе. Сотрудники полиции, прокуратуры и суда с целью поддержания необходимого порядка выступают в качестве посредника между законом и правоприменителем, между юридическими и физическими лицами. Необходимость в посредничестве возникает тогда, когда невозможно повлиять на поведение граждан другими средствами, не прибегая к тем или иным санкциям, к силе закона. Отдельные виды контроля связаны с системой установленных законом санкций, которые варьируются от индивидуального неодобрения и осуждения до официального наказания.
В обществе существует множество и других форм контроля, обладающих выраженной социальной, временной и этнокультуральной спецификой. Например, взаимный контроль, когда один гражданин дает отпор другому за плохое поведение. Такой контроль — непосредственный и взаимный, как правило, осуществляется при отсутствии посредников (полиции, суда или прокуратуры). Специфической формой социального контроля выступают также традиции и обычаи. Нередко обычаи
обладают такой силой воздействия на людей, какой не обладает и легитимная власть. Большинство демократических обществ основывается на разветвленной системе контроля, в которой насилие, физическая сила являются самыми последними средствами. Для стимулирования правового поведения граждан органы внутренних дел используют различные формы, методы и каналы правового информирования, пропаганды образцов правомерного поведения и конструктивной гражданской активности, привлечения граждан к охране общественного порядка 8. Оптимальным или профессиональным контроль может быть тогда, когда существующие виды контроля тесно взаимосвязаны, и если один ослабляется, то другой сразу же заменяет его. При этом внутренняя среда профессиональной деятельности также должна быть активным источником продуцирования организационно-технических, правовых, аксиологических и нравственно привлекательных форм взаимного контроля в служебных коллективах, опирающихся на мировой опыт и отечественную ментальную культуру. Высокий уровень профессионализма сотрудников в осуществлении административных функций, как правило, снижает различные издержки для общества за счет профилактики правонарушений, делает контроль взаимным, прозрачным и всеобъемлющим как со стороны профильных органов власти, так и со стороны общественных организаций, объединенных целевой установкой 9. Основными атрибутами профессионализма сотрудников при этом являются компетентное владение всем арсеналом современных средств и способов административной деятельности 10, а также технологиями установления и поддержания диалога с обществом в интересах правопорядка и безопасности граждан.
Функция обеспечения глобальной безопасности граждан решает главную проблему — формирование состояния личной защищенности как результат отсутствия угроз, а также уверенности личности в готовности общества, государства полностью предотвратить или исключить негативные последствия от воздействия преступных и иных посягательств на основные права и свободы граждан. И прежде всего, в сфере информационной и экономической безопасности, корпоративного и личностного пространства, а также от угроз экстремизма и терроризма 11. Для этого необходимо действительное подчинение правотворчества и правоприменения базовым потребностям человека в безопасности, что возможно только в условиях приоритета достоинства человека и ценности государственной власти как гаранта его безопасности.
Базовые функции составляют ядро культуры правоохранительной деятельности, которая как системное образование охватывает организационно-правовые, духовные и специфически ментальные факторы, существующие в интересах удовлетворения потребностей общества в защищенности, стабильности и безопасности. При этом культурная специфика базовых функций правоохранительной деятельности определяется содержанием «диалога культур», свойственного региону, городу или местности, где живут люди, «вписанные в государственный по-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
17
Статный В. М., Шаранов Ю. А. Акмесинергетическая среда становления профессионала...
рядок», и где имеются свои глубинные социальные, исторические, национальные, идеологические и духовные источники конфликтности и правовой опыт разрешения возникающих противоречий 12.
Функциональный уровень акмесинергетической среды должен соответствовать уровню профессионализма сотрудника: его социально-психологической компетентности, личностно-эмоциональной защищенности и устойчивости в различных условиях деятельности в зависимости от уровня зрелости личности, этапа ее самодвижения к вершинам творческой продуктивности. Тенденции к развитию базовых функций деятельности, как правило, сопровождаются различными акме-эффектами и прибавкой в виде последовательно возникающих профессионально важных качеств. В отличие от акмеологической среды, где потенциал развития концентрируется в основном во внутренней зоне процесса профессионализации, акмесинергетическая среда задает систему социально ориентированных идеалов — образцов, стандартов, примеров и норм, полностью открытых и доступных обществу.
Другими словами, законы социальной синергетики и права в снятом виде создают содержательный каркас акмесинергетической среды, включая в себя отличные по своей природе естественные, социальные и антропогенные источники хаоса и порядка. По этой причине становление профессионала невозможно без промежуточных этапов, «концептуальных мостов» и технологически отработанных связей между относительно закрытым пространством правоохранительной деятельности (акмеге-нез), субъектом правоохранительной деятельности как системой (психосинергия 13) и постоянно расширяющимся, динамическим профессиогенезом юридической профессии (акмесинергия). В качестве таких универсальных технологических «мостов», связывающих в единое пространство правоохранительную систему и общество, оказывающих структурирующее воздействие на акмеси-нергетическую среду, выступают общественные идеалы, образование и мораль. Различные типы сред пересекаются и сопрягаются благодаря активности субъектов деятельности, возникают условия для позитивного действия акмесинергетических факторов. Встреча и снятие противоречия между порядком и хаосом различной природы происходит благодаря конструктивным преобразованиям, преимущественно посредством уменьшения хаотичности в пространстве самой правоохранительной деятельности, когда уровень порядка и профессионализма у субъектов возрастает настолько, что это изменяет характер средообразования. Появляется акмесинергетическая среда — новый, высший тип профессионально ориентированной на социально значимые идеалы деятельности. На этой стадии профессионал переживает одновременно с чувством самореализации также и ощущение собственной причастности к средообразующей функции. При этом господствующая культура деятельности опирается не столько на принцип полезности, прагматические или утилитарные ценности, сколько на высшие уровни проявления профессионального достоинства личности, когда сотрудник ощущает намного большее удовлетво-
рение от отдачи обществу, чем от любых эгоистических обретений.
Как правило, становление некоторых элементов акмесинергетической среды правоохранительной деятельности происходит быстрее в условиях общественно значимых, массовых мероприятий (например, при обеспечении правопорядка в период проведения в 2014 г. XXII Зимних олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи), когда формируется оперативнослужебный опыт комплексного воздействия на состояние психолого-криминальной, информационной, этико-и эстетико-психологической и духовно-нравственной среды. Результаты такой служебной деятельности обладают мощным потенциалом трансформационного воздействия на уровне информационной среды всего общества и «эстетико-сублимационного инсайта» на уровне отдельной личности 14.
С точки зрения теории информации акмесинерге-тическая среда представляет собой сеть организаций, корпораций, государственных и общественных институтов, производящих и потребляющих различные виды структурированной (и неструктурированной) информации и продуцирующих интенциональные акме-формы социально-правового порядка. Имеются в виду те информационные контенты, которыми организации оперируют для продвижения своих целей, ценностей, требований, критериев оценки, представлений об успехе, силе, власти и легитимной самореализции личности. Это так называемые «прицельные» информационные воздействия, обращенные к целевой аудитории 15. Почему «сеть», а не, например, пирамида? Потому что современное общество является информационным, т. е. сетевым. А в сети власть информационных потоков преобладает над другими источниками власти. Хотя человеку кажется, что он свободен и действует по собственному желанию, он часто выполняет требования информационной среды, которая навязывает ему свои ценности и стандарты 1 6. Акмеси-нергетическая среда включает в себя в качестве атрибута информационную, мировоззренческую составляющие, оставаясь по своей природе принципиально неравновесной, самоорганизующейся системой. Интенсивность воздействия такой системы на субъекта зависит от скорости формирования рефлексивного сознания и мировосприятия человека. Чем выше уровень развития Я-концепции и научного мышления субъекта и ниже уровень мифологизации сознания 1 7, тем выше скорость трансформации ресурсов различных сред, опосредующих связь правоохранительной деятельности с обществом и культурой в виде специфических способов инициации, в том числе виртуальных, составляющих ядро процесса профессионализации личности сотрудника 18.
Непосредственная взаимосвязь сотрудника и информационных технологий, с их открытостью и обратной связью, возможностями личного выбора, составляет потенциал опосредованного развития его отношения не только к профессии, но и к различным сторонам (кластерам) общества — от институтов власти, экономики, науки, искусства, семьи и религии до языковых систем. При этом любой из этих институтов может быть
18
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Статный В. М., Шаранов Ю. А. Акмесинергетическая среда становления профессионала...
воспроизведен виртуально и вступить в диалог с сотрудником. Сегодня даже само общество — это «общество образов», где главную роль играют ритуалы, имиджи, символы, идеологемы, архаические и современные мифологемы, а реальная компетентность профессионала или причины террористических угроз вполне подменяются анализом их образов. Правда, построение подобных виртуальных отношений оправдывает себя только в аутопоэтической или самореферентной (умной) среде, когда основной целью взаимодействия личности с виртуальными объектами является обучение сотрудника, в том числе способам борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в виртуальной среде.
Акмесинергетическая среда как часть культуры общества одновременно содержит в себе традиционные и новые стереотипы, коллективную психологию и коллективную память, призванную удовлетворять потребность личности в поддержании связи с прошлым в качестве ресурса ее развития. Это важно подчеркнуть, так как излишний традиционализм может мешать преодолению однолинейного эволюционизма и правильному использованию ментального опыта для осознания многообразия возможностей при переходе от одного общества к другому. Собственно развитие совершается за счет социокультурного наследования, преемственности общественных идеалов, моральных ценностей и стремлений, связывающих поколения в единое целое для утверждения национального достоинства. При этом важнейшими источниками формирования национального самосознания и национальной идентичности сотрудников выступают три мировоззренческих концепта — «великая история», «великая отчизна» и «великий народ».
Акмесинергетическая среда также включает в себя дискурсивные практики, идеи, модели, образцы устного и письменного контекста исторической памяти, нормы и ценности, различные виды социальных отношений и идентичностей, подлинных и ложных общественных стандартов, ожиданий и требований, с их амбивалентностью, принципиальной неопределенностью и категорической императивностью. Тем самым процесс профессионализации может «раскручивать» личность в противоположных направлениях: профессиональная деятельность и личность в одну сторону, среда — в другую. Возникает проблема уравновешивания или гармонизации взаимоотношений личности не только с профессией, но и с акмесинергетической средой и тем самым — достижения вершин профессионального и личного совершенства.
Традиционно в юридической психологии в тех случаях, когда речь идет о процессе гармонизации или адаптации человека к социальной или профессиональной среде, обращаются к теории идентичности Э. Эриксона или ее многочисленным модификациям. По мнению последователей данной теории, если личность находится в состоянии равновесия со средой, т. е. находит ответы на основные экзистенциальные вопросы, то можно считать ее полностью адаптивной. Однако с точки зрения акмеси-нергетической концепции процесс адаптации как формирование способности к уравновешиванию своих соб-
ственных интенций и требований социальной среды является лишь одним из этапов самоопределения личности. Акмесинергетика оперирует более широким социальным контекстом, в котором личность зрелого человека на пути к вершине профессиональной самореализации вынуждена непрерывно расширять рамки взаимодействия с общественными институтами и совершать множество социальных выборов, преодолевать жизненные и профессиональные коллизии, демонстрируя при этом принципиальную личностную неадаптивность.
В связи с этим С. Л. Рубинштейн, рассматривая человека как субъект жизни, говорил о двух основных способах его существования. Первый из них — «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек; сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т. д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом ... такая жизнь выступает почти как природный процесс, во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью . здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное природное состояние человека» 19. Включение человека в профессиональную среду ускоряет процессы самоопределения и неизбежно ломает подобный наивный и патриархальный уклад жизни, вынуждая человека к рефлексии, которая «выводит человека мысленно за его пределы. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к моральному разложению, либо другой путь — к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе . с этого момента встает проблема ответственности человека за все содеянное и упущенное» 20.
По сути дела, завершенная идентичность для зрелой личности есть остановка в ее развитии как субъекта созидательной, творческой жизнедеятельности. В образовательной и воспитательной практике совершается немало ошибок, когда уравновешенную и бесконфликтную личность расценивают как образцовый результат воспитательных усилий. В свою очередь, творческая личность не вписывается в расхожие стандарты и эталоны идентичности, не попадает она и в самосогласованный темпомир, т. е. не функционирует вместе со всеми с одной и той же скоростью восприятия и представления. Как правило, такое несолидарное поведение человека, выпадение его из общего для всех ритма рассматривается как угроза стабильности, порядка и управляемости. При этом мало кто задумывается, что личность может останавливаться лишь на формальном соблюдении ритуала, позволяющего слиться с группой в общем ритме и пережить, с одной стороны, чувство единения, а с другой — уйти от необходимости активно проявлять свои убеждения и волю в конкретных делах, в самоотверженном и честном служении общественным идеалам. Сегодня принципиально новым является переход человека от стремления исключительно к поддержанию гармонии и ритма существующего мира, в котором иде-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
19
Статный В. М., Шаранов Ю. А. Акмесинергетическая среда становления профессионала...
ал связывается с прошлым временем, к идее необходимости преобразовательной, творческой деятельности, где идеал и мир каждого отдельного человека находятся в будущем.
С этой точки зрения существующие темпомиры личности (акме-формы психо синергии), деятельности и общества могут совпадать или синхронизироваться лишь при определенных условиях. А именно: при условии, когда структура современной правоохранительной системы, вектор и темп ее развития соответствуют социальной структуре развития общества; при условии, когда личность сотрудника ощущает ход времени посредством удержания в своей памяти прошлого и настоящего, а собственную энергию достижения планируемых целей превращает в упорядоченную энергию, способствующую снижению хаоса и увеличению порядка как в своем внутреннем, так и во внешнем мире. Отсюда недопустимо, когда вместо умелого придания общего для всех темпоритма (упорядочивания структур) деятельности и бережного отношения к творческому потенциалу каждого сотрудника, педагоги и управленцы демонстрируют стремление сделать творческую личность неотличимой от других, изменить ритм и длительность времени, содержание конкретного этапа ее жизни, что приводит в лучшем случае к конформизму, в худшем — к психологической травматизации личности.
Практика задержаний за совершение должностных преступлений показывает, что именно коррумпированные полицейские более адаптивны, быстрее приспосабливаются к рыночным принципам обмена и потребления по сравнению с правопослушными полицейскими 21. Они, как правило, более конкурентоспособны, поддерживают одновременно и существующий порядок, и проводимые реформы; рассматривают материальное богатство как основную ценность и готовы использовать любые средства для ее реализации; активно формируют внутренние и внешние связи, группы прикрытия; активно сотрудничают с криминальными структурами и т. д. 22
Группа «честных полицейских», напротив, решительно отвергает эти ценности, оставаясь приверженцами старых профессиональных, «милицейских» ценностей. По сути дела, налицо ситуация, доказывающая очевидный факт отсутствия в социальной среде механизмов перехода от универсальных ценностей или универсального блага для всех к частным, профессиональным и личностным ценностям. Даже право не является универсальным благом, оно также «болеет наследственными болезнями», в результате коррупция передается как социокультурный феномен от одного поколения к другому. «Дурную наследственность» можно прервать, если процессы адаптации личности к среде не ограничивать внешним, натуральным, когда развитие личности представляет собой меру качества, степень освоения только функциональнонормативных, деятельностных отношений.
Внутреннее развитие человека следует оценивать не только по уровню социально значимой индивидуальности. Эту иллюзорную значимость может приобретать и безнравственный субъект, и правонарушитель, который такой эстетически «омерзительный» концепт, как
коррупция, трансформирует в привлекательный способ достижения эгоистической цели, спекулируя при этом на основополагающих ценностях общества. Высшего уровня профессионализации может достичь только тот субъект, который отличается совершенной формой овладения собой как социально, профессионально и духовно значимой индивидуальности. Тем самым в акмесинергети-ке предпринимается попытка дать ответ на вопросы «Что есть человек?» и «Что есть универсальное благо?»
Как правило, люди не задумываются и просто реализуют универсальные нормы и представления об универсальном благе. Для каждого очевидна ценность жизни, свободы, чести, справедливости, благополучия и счастья. А значит, в общественном сознании фактически присутствует разделение образа добра и зла и некий эскиз универсального блага. В свою очередь, право оперирует конкретными нормами-ценностями, фиксируя факт компромисса в обществе по вопросу универсальных ценностей и универсального блага. Другими словами, большинство членов общества договорились на какой-то период считать универсальным благом определенную совокупность ценностей. Произойдет смена эпохи, и люди изменят свою позицию, универсальное благо станет другим. И стоит ли в этом случае вести речь о таком сложном и неоднозначном понятии, как универсальное благо? По нашему мнению, несомненно, стоит. Сотрудники органов внутренних дел должны знать, что они защищают. Именно в правоохранительной деятельности происходят разрешение системных противоречий между различными смыслами и борьба с крайними формами проявления зла, и тем самым субъектам права необходимо руководствоваться не только профессиональными, но и универсальными ценностями и представлениями об универсальном благе. В этом случае не возникнет конфликта между личностными, профессиональными и юридическими нормами и ценностями жизнедеятельности сотрудника.
Таким образом, акмесинергетическая среда правоохранительной деятельности является предельно сложной по своей природе, структуре и содержанию. В качестве комплексного методологического концепта она относится к постклассической (синергетической) парадигме и отражает системные изменения, прежде всего, в самом человеке как открытой, самоорганизующейся психологической системе, а также в социуме и рынке.
Основные постулаты акмесинергетической парадигмы позволяют рефлексировать постмодернистские идеи о «распаде связи времен» и противоречия между новым состоянием общества и человека и старыми, линейными или классическими методами познания и управления профессиональными средами. В соответствии с этим и система регуляторов деятельности субъектов представляет собой сложнейшую психологоюридическую структуру. По этой причине акмесинергетическая среда не может развиваться стихийно в нужном для правоохранительной системы варианте. Важнейшая задача психолого-юридической науки состоит в поиске новых версий проявления добра и справедливости, честности и самоотверженности, ответственности и гуманизма, а также условий для синергии максимального
20
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Калашникова С. В. Технология формирования готовности к профессиональной самореализации...
количества ресурсов общественной среды и профессиональной деятельности, ценностно-смыслового содержания того социокультурного опыта, с которым сотруднику приходится сегодня взаимодействовать.
1 Бранский В. П., Пожарский С. Д. Глобализация и синергетический историзм. СПб., 2004. С. 302.
2 Деркач А. А., Соловьев И. О. Акмеологическая среда развития профессионала. Воронеж, 2006. 146 с.
3 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.
4 Соловьев И. О. Развитие профессионала в акмеологи-ческой среде : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2011. С. 60.
5 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ : в ред. от 21.11.2011 // Рос. газета. 2011. 8 февр. ; Материалы расширенной Коллегии МВД России от 20 марта 2014 г. URL: http://mvd.ru/document/836319 (дата обращения: 15.04.2014).
6 Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998. С. 83.
7 Материалы расширенной Коллегии МВД России от 20 марта 2014 г.
8 Об участии граждан в охране общественного порядка : федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // Рос. газета. 2014. 4 апр.
9 Чиркин В. Е. Контрольная власть // Гос-во и право. 1993. № 3. С. 10-18.
10 В зависимости от функций, выполняемых административными органами в ходе разрешения индивидуальных юридических дел (государственное регулирование или административно-правовая охрана и защита), выделяются два крупных вида административного процесса: административноюрисдикционный и административно-процедурный процесс.
11 Боер В. М. Информационно-правовая политика и безопасность России (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. 31 с. ; Бусыгина И. С. Кор-
УДК 378.634
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД РОССИИ
С. В. Калашникова
В статье рассматриваются особенности технологии формирования готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России. На основе опытно-экспериментальной работы проанализированы качественные и количественные изменения в структуре готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России.
Ключевые слова: МВД России, технология, опытноэкспериментальная работа, профессиональная самореализация, критерии.
В основе разработки технологии формирования готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России лежат следующие положения: технология базируется на идее цикличности изучаемого процесса; осуществляется по определенным этапам, имеющим четко установленные задачи; представляет собой составную часть непрерывной послевузов-
поративная безопасность как акмеологическое основание продуктивной жизнедеятельности организации : автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 2010. С. 61.
12 Джавадова В. Ч. Культурное своеобразие Петербурга XVIII-XIX веков в отечественном кинематографе : дис. ... канд. культурол. наук. СПб., 2011. 149 с. ; Каган М. С., Кайсаров Е. А. История культуры Петербурга : учеб. пособ. СПб., 2010. 170 с.
13 Рассматривается как интегративная характеристика субъекта, отличающаяся единством когнитивного, эмоционально-личностного, мотивационно-волевого компонентов, включающая также инструментальный компонент в качестве деятельностного свойства личности.
14 Энфи А. Психология сублимации : монография. М., 2013. С. 50.
15 Климов Е. А. Психология профессионала. Москва-Воронеж, 1996. С. 65.
16 Виртуализация общества с неизбежностью предполагает и трансформацию самого человека.
17 Мифологическое сознание — оперирование изначально неподвижными объектами мифотворчества. Масс-медиа порождает параллельную реальность, которая может овладевать частью сознания сотрудника, поворачивая вектор времени его жизнедеятельности назад, в прошлое или вымышленное, искусственное, а значит, недоступное, сказочное.
18 Крипке С. А. Семантическое рассмотрение модальной логики // Семантика модальных и интенсиональных логик. М., 1981. 424 с.
19 Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. С. 79.
20 Там же.
21 Воробьев А. В. Поморье: главу антикоррупционного от-
дела УМВД задержали за взятку // Рос. газета. 2014. 11 февр. URL: http://www.rg.ru/2014/02/11/reg-szfo/vzyatka-anons.html
(дата обращения: 14.04.2014).
22 Кожевников В. В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 20-22.
ской подготовки преподавателей высшей школы системы МВД России. В работе под редакцией М. М. Поташника и В. С. Лазарева 1 технология самореализации представлена в следующем виде: 1) самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности и личности, фиксация проблем и их причин; 2) формирование общей концепции «Я — в будущем»; 3) выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных направлений работы над собой, этапов и рубежей; 4) конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты);
5) составление плана действий по саморазвитию.
В самореализации преподавателя технология необходима как характеристика эффективного выполнения профессиональных функций, она предполагает переход от одной стадии профессионального становления педагога к другой, который осуществляется путем разрешения нормативных профессиональных кризисов, что требует, прежде всего, ценностно-смысловой перестройки (переориентации) личности 2. Процесс переосмысления ценностей деятельности, механизмом которого является трансценденция личностных смыслов (переход от одной системы ценностей к другой), готовит смену способов профессиональной деятельности, ведет к измене-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
21