го образования, должны быть адаптированы к особенностям повышения квалификации специалистов в области ликвидации последствий ЧС. Автором были разработаны и внедрены на практике методы моделирования таких систем и оптимизационные модели их усовершенствования [4].
Список использованной литературы
1. Антонова Н. А. Развитие творческой индивидуальности учителя в условиях повышения профессиональной квалификации // Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - 35 с.
2. Байденко В. И., Субетто А. И., Татур Ю. Г. Теоретико-методологические основы нормирования качества непрерывного образования. - М, 1998. - 200 с.
3. Белоусова Ю. Е., Князева О. А., Пруель Н. А., Третьяк С. Н. Логическая структура регионального мониторинга образовательной среды // Развитие дополнительного педагогического образования в России: Проблемы и перспективы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. М., 1998. - С. 18-25.
4. Квасова Л. В, Константинова В. В. Организация внутрифирменной системы повышения квалификации специалистов. - Воронеж, 2007. - 167 с.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА
Л. В. Ковтуненко
доцент кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права,
кандидат педагогических наук, доцент, ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИНРоссии,
А. Б. Ковтуненко, аспирант, АНОО ВПО Воронежский экономико-правовой институт
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в России имело чрезвычайную значимость во все времена, и сегодня его можно выделить как одно из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности страны. К сожалению, в условиях сложившейся ситуации молодежь подвергается негативному влиянию среды, в том числе средств массовой информации, что в большинстве своем отрицательно влияет на духовность, ценностные ориентации и образ жизни.
«Дефицит нравственности», наблюдаемый в обществе, одним из характерных проявлений которого стали духовная опустошенность и низкая культура, явилось резкое падение роли и значения патриотизма, обесценивание понятий «Родина», «Отечество», «Государство», «Закон».
Что же такое патриотизм?! Одним из первых ученых, давших определение патриотизма, является В. И. Даль, трактовавший его как «любовь к Отчизне». «Патриот, - по В. И. Далю, - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчиз-нолюб, отечественник или отчизник» [4].
В толковом словаре С. И. Ожегова патриотизм определяется как «... преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [7].
Патриотизм - это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам общества и государства, выражающих отношение личности к своему Отечеству и характеризующих высший уровень ее развития в процессе деятельности на благо Родины.
Основная цель патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, в формировании у них уважительного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать подрастающему поколению чувство гордости за страну, воспитывать уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе; укреплять активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации; воспитывать гражданственность и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Патриотическое воспитание, являясь важнейшей функцией государства и общества, представляет собой систему деятельности по созданию условий для возрождения в российском народе преданности Отечеству, гражданских качеств, готовности к выполнению гражданского и воинского долга.
«Патриотизм - феномен нравственный, и он обращён к той сфере ценностного мира человека, который лежит в основе нравственной самоидентификации того или иного народа, формирования, его «культуры духа» [5].
Как ценность патриотизм представляет собой критерий и способ оценки людьми положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира, вовлечённых в сферу жизнедеятельности, интересов и потребностей конкретного Отечества. Отсюда ценностная ориентация патриота является системой его установок, убеждений, предпочтений, его избирательным отношением к материальным и духовным ценностям, выраженными в поведении [1].
Патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы [9].
Как система взглядов, норм, ценностей основной массы населения, доказывающих свою любовь к Родине, преданность России, Отечеству патриотические ценности составляет сущность идеологии патриотизма.
Цель патриотического воспитания в ведомственных вузах - формирование и развитие у курсантов качеств и свойств, позволяющих им успешно выполнять социально значимые функции по обеспечению охраны законности и правопорядка, защиты граждан от преступных посягательств и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей реализацию национальных интересов государства.
Цель патриотического воспитания определяет две основные задачи, решение которых может способствовать возрастанию социальной активности подрастающего поколения, значительному повышению уровня его патриотизма, понимания гражданского и воинского долга перед Отечеством.
Первая задача заключается в формировании и развитии личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, способной активно участвовать в созидательном процессе прогрессивного развития страны, в укреплении и совершенствовании основ общества и государства.
Вторая задача заключается в осуществлении целенаправленной подготовки профессионалов, способных успешно реализовывать возложенные на них государством функции в сфере социально значимой деятельности, связанной с обеспечением безопасности граждан.
Важное значение в вопросах патриотического воспитания курсантов следует придавать возрождению духовности, как фундаментальной основы патриотизма нации. Реализации этой цели способствует создание музеев, мемориальных комплексов в честь памяти защитников Отечества на территории вуза.
Содержание воспитания курсантов включает в себя государственно-патриотическое, нравственное и другие направления воспитания. Особую значимость имеет государственно-патриотическое воспитание на примере подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, чтобы ещё раз подчеркнуть величие подвига народа-победителя, привлечь внимание молодого поколения к тем людям, которые не жалели себя ради жизни и мира и обеспечили этот мир, которые сегодня по праву заслужили внимание и заботу.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает следующие основные компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты, музеи, места сражений, памятники, захоронения, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажёры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства.
Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию её свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе.
Организационные средства - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только их комплексное использование в процессе взаимодействия субъектов и объектов этой деятельности способствует достижению её главной цели.
Быть офицером, носителем и защитником чести - нет более почетной миссии. Русский офицер - профессия идейная, ее основа - призвание. Офицерский корпус - особое воинское братство, сплоченное общими интересами и духовными ценностями, единым мировоззрением, вековыми традициями, корпоративной солидарностью и этикой: знать и любить Россию, быть благородным гражданином и патриотом, служить Отечеству верно, честно выполнять свой долг, не останавливаться ни перед какими препятствиями.
Важно привлекать курсантов к мероприятиям, связанным с военно-патриотическим воспитанием: военно-полевым сборам, встречам с ветеранами Великой Отечественной и локальных войн, вечерам памяти и литературно-музыкальным композициям.
Одним из направлений патриотического воспитания является воспитание патриотизма в ходе учебных занятий. Воспитание содержанием предмета предполагает формирование определенных ценностных ориентаций личности - определенного отношения к основополагающим ценностям, которые актуальны для современного российского общества.
Таким образом, создание системы духовно-нравственного воспитания необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века понятий чести, долга, достоинства, веры, свободы, семьи, Родины, которые пытается отвергнуть современный мир. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации, основанной на традиционных ценностях отечественной культуры.
Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного усвоения истории и культуры своего народа и активного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.
Для России привязанность человека к Родине всегда носила особый философский, нравственный и религиозный смысл. Чувство патриотизма у россиян предопределяется целостной самобытностью русского самосознания, складывающейся из единства славянского генофонда, исторического переплетения различных направлений вероисповедания, оригинальной традиционной культуры и нравственности. Особая российская ментальность является специфическим социально-психологическим феноменом, основой которого выступает «русский дух», имеющий значение объединяющего начала.
Для разрешения сложившейся в стране ситуации, были приняты государственные программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [8], а затем и на 2006-2010 [2] и 2011-2015 годы [3]. В этих программах сформулировано понятие патриотического воспитания, как систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В рамках реализации указанных государственных программ также разработана и одобрена концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, основной целью которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства [6].
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей. В связи с чем могут быть сформулированы предложения по совершенствованию процесса патриотического воспитания в вузе:
1. Реализация как в образовательной, так и досуговой деятельности вопросов патриотического воспитания.
2. Активная шефская работа профессорско-преподавательского состава, деятельность офицеров курсового звена и самих курсантов по вопросам патриотического воспитания: проведение целевых информирований организация встреч с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн.
3. Проведение на базе вуза научно-практических конференций, семинаров, посвященных проблемам реализации патриотического воспитания в России.
4. Пристальное внимание вопросам патриотического воспитания в повседневной деятельности курсантов.
Таким образом, формирование мировоззрения личности будущего офицера и все формы его жизнедеятельности должны быть связаны с воспитанием патриотизма, т. к. патриотизм, являясь важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее самореализации на благо Отечества.
Список использованной литературы
1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4, М.: Русский язык. 1978-1980. - С. 24.
5. Иванова С. Ю. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные, исторические и антропологические аспекты. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. 198 с.
6. Концепция национальной безопасности. Указ Президента РФ № 24 от 20.01.2000 г. // Красная Звезда. - 20.01.2000. - С. 1.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. - С. 486.
8. Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации на 20012005 годы / Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122. // Российская газета. - 12.03.2001. - С. 1.
9. Смирнов Е. В. Государственность и патриотизм как ценности общества и армии современной России / Е. В. Смирнов // Проблемы Вооружённых Сил и российское общество: история и современность: сб. материалов дистанционной науч.-практ. конф. - М.: Воен.-воздуш. инженер. акад. им. Н. Е. Жуковского, 2008. - 332 с.
НОРМАТИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
С. В. Косаренко, к. ф. н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
О. Т. Косаренко, к. ф. н., доцент Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж
С проблемами культуры речи тесно соприкасаются проблемы стилистики, связанной с лексикологией и грамматикой, с одной стороны, и с коммуникативными качествами речи, культурой публичной речи - с другой. Выбор оптимального варианта выражения мысли и устранение стилистических ошибок в речи приобретают важнейшее значение при формировании языковой и коммуникативной компетентности студентов и курсантов вузов МЧС. Не потеряли своей актуальности наблюдения, сделанные советскими исследователями: среди погрешностей в речи образованных людей более типичны ошибки стилистического характера [5].
В типологии качеств хорошей речи «уместность», или соответствие содержания речи, ее языковых средств целям и условиям общения, занимает особое место по своей значительности. Термин «языковая компетенция», предложенный Н. Хомским, рассматривается как полное знание о родном языке, которое позволяет «идеальному говорящему-слушающему» судить о правильности и осмысленности высказываний. А стержневым компонентом в структуре коммуникативной компетентности является умение находить оптимальные формы общения с партнерами, коллегами для эффективной реализации своего профессионального потенциала [1].
Удовлетворяет этим требованиям, то есть соотносится и с языковыми правилами, и с правилами речевых действий - стилистика, изучающая эстетику