Основные направления становления и развития
профессионального долга у курсантов вузов МЧС России
Д. В. Конорев,
ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России,
г. Воронеж
Анализ практики формирования профессионального долга у курсантов вузов МЧС позволил выделить несколько основных направлений этой работы.
Первым направлением деятельности руководящего и преподавательского состава по становлению и развитию профессионального долга у курсантов является формирование позитивного отношения к предстоящей профессиональной деятельности, мотивации и личностных установок на активное овладение профессией.
Внутреннее принятие курсантами целей и задач будущей профессиональной деятельности связано с повышением уровня их сознательности, развитием духовных потребностей и интересов, созданием у них такой позиции, которая соответствует задачам, решаемым МЧС. Глубина и правильность осознания курсантами целей и задач предстоящей деятельности в МЧС - глубокая мировоззренческая предпосылка развития у них профессионального долга, стремление выработать у себя профессионально-значимые качества [1].
Второе направление - обеспечение комплексного подхода в работе по формированию профессионального долга у курсантов. Комплексный подход предполагает обеспечение единства всех направлений этой работы:
- государственно-патриотического, духовного, нравственного, правового, профессионального, эстетического, физического воспитания;
- организации образовательного процесса и службы войск в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- обеспечение единства и согласованности в деятельности всех субъектов обучения и воспитания курсантов;
- усиление правопорядка и дисциплины в курсантских подразделениях;
- охват воспитательными воздействиями всех членов курсантских коллективов;
- дифференцированный подход к воспитуемым;
- активное участие в работе по формированию профессионального долга не только руководящего и преподавательского состава, но и всех сотрудников и служащих вуза;
- единство, согласованность и взаимозависимость форм, методов, приемов формирования профессионального долга у курсантов;
- систематичность и непрерывность процесса формирования профессионального долга;
- учет воздействия на воспитуемых всех объективных и субъективных факторов и условий;
- повседневный учет новых задач и требований, которые предъявляются к деятельности сотрудников МЧС в современных условиях;
- единый подход в комплексной оценке результатов работы по формированию профессионального долга курсантов;
- систематическое повышение теоретического, профессионального и методического уровня всего руководящего и преподавательского состава.
Третье направление — повышение практической направленности обучения курсантов, решение реальных и моделируемых задач предстоящей служебной деятельности.
В целях совершенствования готовности курсантов к выполнению функциональных обязанностей профессиональной деятельности целесообразно:
- ставить курсантов в реальные условия деятельности частей и подразделений МЧС, требующих самостоятельного и творческого решения;
- создавать ситуации, ведущие к частной неудаче и требующие в дальнейшем повышенной активности и стремления найти истину;
- предусматривать постановку задач и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к самостоятельным и организованным действиям.
Четвертое направление - совершенствование руководства самовоспитанием, всемерная активизация самообразования и самосовершенствования курсантов вузов МЧС, развитие стремления самостоятельно вырабатывать у себя профессиональные качества и, прежде всего, наиболее важные для успешного решения функций компетентного руководителя, авторитетного воспитателя и высококлассного специалиста.
Необходимость всемерной активизации самообразования и самовоспитания курсантов обусловлено рядом объективных факторов: требованиями общества и службы к всестороннему и гармоничному развитию личности специалиста; повышением действенности всей системы педагогических воздействий, которая влияет на курсантов в процессе обучения, воспитания, развития и психологической подготовки; необходимостью формирования у курсантов потребности к самообразованию в соответствии с требованиями концепции непрерывного образования в стране в целом.
Пятое направление - информационно-аналитическая деятельность руководителей всех уровней, направленная на повышение эффективности процесса формирования профессионального долга у курсантов вузов МЧС. Научный подход к осуществлению данного процесса предполагает анализ функционирования всех его элементов, последовательное и настойчивое решение всех проблем от постановки целей и задач формирования качеств гражданского долга до оценки уровня их сформированности, выявления недостатков и коррекцию системы работы.
Для реализации данного направления используются различные формы работы. Например, о сформированном профессиональном долге у курсан-
тов могут свидетельствовать состояние учебы, дисциплины, несение службы, и желательно, что бы обсуждались данные вопросы регулярно на заседаниях ученого совета вуза, мероприятиях факультета, курса. Анализ принятых решений доводится до курсантов и основное внимание должно уделяться разъяснению курсантам требований профессионального долга и формированию у них положительного эмоционального отношения к этим требованиям.
Много внимания уделяется формированию у курсантов убеждений в социальной значимости требований общества, составляющих содержание профессионального долга, создаются условия для глубокого осознания курсантами личной ответственности за их выполнение. Эти убеждения формируются на основе учебных планов, программ и комплексных планов воспитания курсантов, предусматривающих формирование и развитие у них профессионально важных качеств, свидетельствующих о сформированном профессиональном долге, и прежде всего, таких как: сознательность, честность, инициатива, исполнительность, ответственность, преданность профессии, готовность к самопожертвованию. В «Кодексе чести сотрудника системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» прямо указано: «быть мужественным и смелым, не останавливаться перед лицом опасности в обстановке, требующей спасения жизни людей; трусость и малодушие - качества, неприемлемые для сотрудника системы МЧС России» [2].
Как показывает практика, опыт формирования гражданского долга у курсантов вузов МЧС достаточно разнообразен, хорошо апробирован и успешно применяется, но и нуждается в совершенствовании. При этом, установлено, что интеллектуальный и эмоциональный компоненты формируются тем успешнее, чем больше внимания руководители и преподаватели уделяют индивидуальной работе. Реализуя установку МЧС по этому вопросу, вузы достигли определенных позитивных сдвигов в индивидуализации формирования профессионального долга курсантов на всех этапах обучения в образовательном учреждении.