Е.И. Мещеряк°ва, И.С. Панферкина,
доктор педагогических наук, профессор кандидат педагогических наук,
Воронежский институт ГПС МЧС России
МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
СИТУАЦИЯХ
MORAL AND PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF CADETS AS THE BASIS OF EFFECTIVE PROFESSIONAL ACTIVITY OF EXPERTS IN EXTREME SITUATIONS
Правоохранительная деятельность связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый сотрудник органов внутренних дел. Целенаправленная моральнопсихологическая подготовка курсантов позволяет повысить уверенность сотрудников органов внутренних дел в своих силах, эффективность и оправданность их профессиональной деятельности в любых, в том числе и в экстремальных, условиях.
Law-enforcement activity is connected with high moral and psychological loadings, to maintain which each employee of law-enforcement bodies is obliged. Purposeful moral and psychological preparation of cadets allows to increase confidence of staff of law-enforcement bodies of the forces, efficiency and correctness of their professional activity of any, including in extreme conditions.
Деятельность сотрудников органов внутренних дел относится к тем видам деятельности, которые сопряжены с повышенным риском и характеризуется одним из наиболее высоких уровней экстремальности и профессионального стресса. Экстремальные ситуации и условия в деятельности сотрудников органов внутренних дел возникают под воздействием самых разных обстоятельств — служебных, криминальных, бытовых и др., а также чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Количество ситуаций в правоохранительной деятельности, которые определяют как экстремальные, многократно возросло в настоящее время не только в России, но и за ее пределами. Важно отметить, что расширяется география и увеличивается количество ситуаций, в ходе которых сотрудники органов внутренних дел участвуют в локализации межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ведут борьбу с наркомафией, терроризмом, расследуют причины и обстоятельства крушений современной, в том числе военной и специальной техники, обеспечивают проведение аварийно-спасательных, восстановительных работ и мероприятий, направленных на поддержание правопорядка в местах стихийных бедствий, и др. В связи с этим возрастают требова-
ния к профессионализму и психологической подготовленности всего личного состава органов внутренних дел, всех сотрудников, занятых предупреждением, пресечением и расследованием наиболее дерзких и масштабный преступлений.
Существуют различные подходы к определению понятия «экстремальная ситуация» (лат.
extremum — крайнее, предельное; situatio — положение) и характеристике таких ситуаций. В наиболее общем представлении экстремальная ситуация
— это такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта, однако любая экстремальная ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное в ней
— это крайне усложненные внешние условия и процесс деятельности, а субъективное — психологическое состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Осуществление человеком деятельности в экстремальной ситуации связано с определенныыми субъект-объектные отношениями — отражением субъектом объективно-сложных условий деятельности в виде проблемно -экстремальной задачи.
Заметим, что стремление понять сущность экстремумов, экстремальности и принципов экстремального наблюдается с античных времен (Аристотель, Бруно, Лейбниц и др.) до современных философских обобщений о закономерностях экстремальных изменений (М. Планк, М. Борн, М. Бунге, Л. Канторович и др.). Еще ан-тичными философами установлено, что экстремальность указывает на предельные состояния в существовании вещей, а экстремумы образуют, по сути, границы меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть самими собой и обретают иное существование. В соответствии с современными подходами (П. Лагадек, С. Лихтенстайн и др.), в качестве определяющего сущностного признака экстремаль -ной ситуации рассматривается фактор опасности, т.е. непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо же угрозы срыва их деятель -ности, связанной с решением жизненно важных задач. Тем самым понятие экстремальной ситуации отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их суще -ствованием.
Поведение сотрудника органов внутренних дел в экстремальной ситуации определяется не только уровнем его знаний, физической или специальной (тактической) подготовкой, но и отражением в его сознании (субъективизацией) объективных факторов внешней среды, которые оказывает на него воздействие. Для того чтобы исследовать особенности формирования моральнопсихологической устойчивости курсантов образовательных учреждений МВД применительно к деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях, важно учитывать, что независимо от причин возникновения и специфики взаимодействия субъектов экстремальные ситуации всегда порождают условия, угрожающие жизни и здоровью сотрудника органов внутренних дел. Опасность нахождения в экстремальной ситуации может быть настолько велика, что сотрудник органов внутренних дел нередко оказывается неспособным принимать правильные решения, действовать в соответствии с установленными нормативными документами требованиями, учитывать условия реальной обстановки. В связи с этим особое значение приобретает формирование морально-психологической готовности будущих сотрудников к деятельности в экстремальных ситуациях, которое в период обучения в ведомственном вузе осуществляется в процессе морально-психологической подготовки.
На основе анализа психолого-педагогических исследований мы следующим образом определяем морально-психологическую готовность со-
трудников органов внутренних дел к деятельности в экстремальных ситуациях: это интегративное личностно-деятельностное образование, характе-ризуемое достигнутым уровнем сформированно-сти морально-психологической устойчивости (мотивации, знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, черт характера, эмоционально-волевых, рефлексивных качеств), а также способностью к актуализации и мобилизации профессионально -личностных качеств, характеризующих моральнопсихологическую устойчивость, необходимых для эффективного решения правоохранительных задач в экстремальных условиях.
Заметим, что исследования проблем морально-психологической подготовки военных спе-циалистов стали активно проводится в конце двадцатого столетия в рамках военной педагогики (Ю.Н. Арзамаскина, 1997, В .А. Кузнецова 2002, Ф.Д. Рассказов, В.Я. Слепова, 1973, В.Т. Юсова, 1967 и др.). Они имеют определенное
методологическое значение и для исследования проблем подготовки специалистов для органов внутренних дел. Примерно в этот временной период начала развиваться экстремальная юриди -ческая психология, основу которой составили труды Н.В. Андреева, И.О. Котенёва, И .Б. Пономарева, А.М. Столяренко, В .П. Трубочкина и др. В последнее десятилетие психолого-педаго -гические аспекты проблемы морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел нашли отражение в работах Е .Н. Соколовой (2009 г.), М.А. Черепановой (2002 г.), Е.В. Василенко (2008 г.) и др. Однако многие проблемы, связанные с формированием морально-психологической устойчивости курсантов — будущих специалистов органов внутренних дел в период обучения в ведомственном вузе, остают -ся недостаточно изученными. Вместе с тем своеобразие деятельности, условий и кадрового обеспечения органов внутренних дел, специфика подготовки специалистов требуют отражения морально-психологической подготовки в полной мере в целях, задачах, содержании, формах, методах , технологиях, условиях, контроле и оценках ее реализации в процессе обучения.
Морально-психологическая подготовка — важный вид профессиональной подготовки всех без исключения сотрудников правоохранитель -ных органов. Ее цель — формирование и развитие у каждого сотрудника морально-психологической подготовленности как необходимой составной части его профессиональной подготовленности, выражающейся в ее соответствии с моральными требованиями правоохранительной деятельности, в наличии у него потребности и умений соразмерять и осуществлять свою деятельность по высоким моральным критериям. Если моральнопсихологическая готовность сотрудника органов
внутренних дел к определенной деятельности — это потенциальная характеризующая черта, внутреннее личностно-деятельностное образование, то подготовленность — это характеризующая черта компетентности специалиста органов внутренних дел, реально проявляющаяся в его профессиональной правоохранительной деятельности. От уровня морально-психологической подготовленности сотрудника зависит его отношение к службе, к другим людям и к самому себе. Моральнопсихологическая подготовленность сотрудника органов внутренних дел в то же время выступает важной характеристикой воспитанности и обученности сотрудника, его сознания, психологии, профес сиональной культуры и образов анности.
Важно, что вся правоохранительная деятельность пронизана моралью, ведь мораль и право находятся в неразрывной связи, оказывают влияние друг на друга. Право всегда имеет моральные начала, а правовые нормы — это важнейшие моральные нормы, утвердившиеся в истории и жизни общества и одобряемые им. Их можно рассматривать как моральные нормы, возведенные в ранг закона, ставшие обязательными, охраняемыми законом и защищаемые государством. В свою очередь, правовые нормы имеют силу в том случае, если они моральны, если они утверждают добро и справедливость, защищают господствующую мораль и отвечают моральным потребностям общества. Решение правоохранитель -ных задач - это, прежде всего, защита справедли -вости, утверждение добра, борьба со злом и несправедливостью. Занимаясь профилактикой правонарушений и преступлений, раскрывая и расследуя их, охраняя общественный порядок и решая другие правоохранительные задачи, сотрудники правоохранительных органов не только ук -репляет законность, но одновременно действуют в соответствии с моральными требованиями, защищают и укрепляют мораль, веру людей в справедливость и защищенность, в неизбежность наказания зла и преодоление несправедливости.
В то же время, защищая справедливость и мораль, любой сотрудник органов внутренних дел обязан сам в своих действиях, поведении и личной жизни соблюдать требования морали, ведь это не только дает ему моральное право требовать должного поведения от других, но и повышает успешность решения моральных проблем при выполнении своих служебных обязан -ностей. Готовность к соблюдению требований морали — не только требование, не только ха -рактеристика сознания сотрудника, его психоло -гии, его личных качеств и подготовленности, но и всегда неотрывная сторона, результат профессиональных действий. Несоответствие подготов -ленности к соблюдению морально-психоло -гических требований, которые объективно
предъявляет к сотруднику органов внутренних дел профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам, неэффективным решениям встающих перед ним задач, нарушениям законности, к подрыву авторитета сотрудников правоохранительных органов, снижению престижа профессии их сотрудника, снижению активности участия населения в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость и другим негативным последствиям.
Одновременно важно учитывать, что правоохранительная деятельность связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый сотрудник органов внутренних дел. Исходя из этого, понят -ны высокие требования к морально-психо -логическим характеристикам сотрудников органов внутренних дел, которым она доверена. Морально-психологическая подготовка курсантов в ведомственных образовательных учреждениях должна осуществляться посредством построения ее как целостного педагогического процесса, разработки всех ее системных элементов — це -лей, задач, программ, направлений, условий, организации , форм, методики, материально -технического обеспечения, способов контроля и оценки результатов. Интересно, что юридическая педагогика рассматривает морально-психоло -гическую подготовку курсантов как «новый вид профессиональной подготовки, специфичный в условиях правовой системы и отвечающий требованиям современности, проблемам и задачам, стоящим перед российским обществом и юриди -ческими органами» [1. — С. 47].
Целенаправленная морально-психологическая подготовка курсантов позволяет уменьшить количество ошибок, повысить уверенность сотрудников органов внутренних дел в своих силах, эффективность и оправданность их действий в экстремальных условиях. Процесс морально-психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях, как один из элементов профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел, должен иметь не стихийный, а целенаправленный и педагогически обоснованный характер и осуществляться в общей системе профессиональной подготовки, организовываться в различных ее формах в соответствии с направленностью. Ведь анализ показывает, что несоответствие между реальным уровнем подготовленности сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных ситуациях и современными требованиями к ним во многом обусловлено наличием существенных недостатков в организации системы ведомственного профессионального образования. Среди таких недостатков основными, на наш взгляд, являются:
- несоответствие критериев оценки качества подготовки специалистов — сотрудников органов
внутренних дел, когда определяющим критерием выступает лишь количество усвоенных знаний;
- противоречие между большими объемами информации, входящими в содержание обучения, и ограниченным ресурсом выделенного на обучение времени;
- несоответствие содержания обучения содержанию практической правоохранительной деятельности;
- недостаточная эффективность применяемых средств и методов обучения;
- отсутствие единой системы психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях;
- затруднительность количественной и качественной оценки уровней сформированности морально-психологической устойчивости от -дельных курсантов.
При этом готовность выпускников ведомственных образовательных учреждений — специалистов силовых структур к действиям в экстремальных ситуациях, по мнению О.Л. Узуна, Ю.А. Костина, Н.Ю. Г ерасимова, во многом определяется уровнем теоретического обоснования категориального аппарата системы подготовки, выявлением ее подсистем и составляющих компонентов, установлением прямых и обратных связей между ними, обоснованием системообразующего и системоорганизующего (системонаполняющего) факторов и определением направленности системы на достижение определенного результата, то есть ее функционирования [2].
Формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях осуществляется в образовательном процессе ведомственного вуза. В современной педагогике образовательный процесс в образовательном учреждении высшего профессионального образования, каковым является и ведомственный вуз, — это организационно оформленное целенаправленное взаимодействие общества, руководства вуза, подразделений, отделов, кафедр, преподавательского состава по обучению, воспитанию, личностному развитию субъектов (студентов, курсантов, слушателей) и их подготовке к профессиональной деятельности.
Движущими силами, определяющими раз -витие образовательного процесса в ведомст-венных вузах, выступают противоречия, кото -рые возникают внутри самой системы и при ее взаимодействии с внешней средой. Это — про -тиворечия, возникающие между системообра-зующими элементами образовательного про -цесса, которые можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним мы относим противоречия между внешними воздействиями, требованиями общества к подготовке специалистов для органов внут -ренних дел и внутренней готовностью курсантов
им соответствовать; между целенаправленностью и планомерностью образовательного процесса и неупорядоченностью влияния социальной среды на его содержание и организацию; между обобщенным опытом, представленным в содержании обучения и воспитания, и индивидуальным жиз -ненным опытом отдельных курсантов; между новыми задачами образования курсантов в ведомственном вузе и наличным уровнем обученности и воспитанности отдельных курсантов и др. К внутренним мы относим следующие противоречия: между коллективными формами обучения и воспитания в ведомственном вузе и инди -видуальным характером овладения знаниями, приобретения умений и навыков; между регламентацией образовательного процесса и собственной активностью курсантов; между знанием отдельным курсантом нравственно-этических норм и правил поведения в коллективе, обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек; между сформированным у отдельных курсантов идеалом личности профессионала и его реальным поведением и др.
Разрешая указанные и связанные с ними противоречия, субъектами образовательного процесса ведомственного образовательного учреждения осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел, формируются профессионально-личностные качества курсантов, в том числе их моральнопсихологическая устойчивость. Для того чтобы определить особенности формирования морально-психологической устойчивости курсантов образовательных учреждений МВД применительно к деятельности в экстремальных ситуаци -ях, важно понимать особенности указанных противоречий в связи с их влиянием на этот процесс. Рассматривая внешние и внутренние противоречия, выступающие движущими силами развития образовательного процесса ведомст -венного вуза в аспекте формирования моральнопсихологической устойчивости курсантов к дея -тельности в экстремальных ситуациях, мы выде -ляем следующие внешние противоречия:
1) между требованиями общества к подготовленности специалистов к эффективной и обоснованной деятельности в экстремальных ситуациях и готовностью выпускников ведомст -венных вузов им соответствовать;
2) между целенаправленностью и планомерностью морально-психологической подготовки будущих специалистов органов внутренних дел в ведомственном вузе и неупорядоченностью вли -яния социальной среды, общественной морали на его содержание и организацию;
3) между обобщенным опытом, представленным в содержании обучения и воспитания курсантов в процессе их морально-психологической
подготовки, и индивидуальным жизненным опытом отдельных курсантов, их сформировавшимися морально-психологическими установками;
4) между новыми задачами формирования морально-психологической устойчивости курсантов к действиям в экстремальных ситуациях в ведомственном вузе и достигнутым уровнем обученности и воспитанности, сформированности моральных и психологических личностных ка -честв отдельных курсантов и др.
Среди внутренних противоречий, выступающих движущими силами развития образовательного процесса ведомственного вуза в аспекте формирования морально-психологической устойчивости курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях, мы определяем следующие основные:
1) между содержанием морально-психологической подготовки как составляющей образовательного процесса ведомственного вуза и не -возможностью представить в нем весь спектр экстремальных ситуаций, с которыми может столкнуться сотрудник органов внутренних дел в предстоящей профессиональной правоохранительной деятельности специалиста;
2) между коллективными формами обучения и воспитания курсантов в процессе их моральнопсихологической подготовки в ведомственном вузе и индивидуальным характером овладения знаниями, приобретения умений и навыков, который сформировался у отдельных курсантов;
3) между знанием отдельным курсантом нравственно-этических, моральных норм и правил поведения в коллективе, обществе и уровнем сформированности соответствующих морально-психологических установок, обеспечивающих следование этим нормам и правилам, наличием умений и привычек, определяющих поведение курсанта в определенных, в том числе и эктремальных, ситуациях;
4) между сформированным у отдельных курсантов идеалом личности профессионала, соответствием идеала морально-психологическим потребностям общества, государства и соответст -вием этому идеалу преподавателей, командиров, привлекаемых к проведению занятий специали -стов-практиков, руководителей и организаторов учебной и преддипломной практик и др.
Анализ образовательной практики и проведенные исследования позволяют утверждать, что формирование морально-психологической устойчивости курсантов в период их обучения в ведомственном образовательном учреждении должно строиться на следующих принципах, отражающих логику образовательного процесса, а также закономерные тенденции, проявляющиеся в нем:
- принцип целенаправленности учебно-воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий на формирование морально-психологической ус-
тойчивости курсантов как важного профессионально-личностного качества сотрудника органов внутренних дел;
- принцип формирования морально-психологической устойчивости курсантов в различных видах деятельности (учебной, научной, служебной, бытовой, общественной и др.);
- принцип обучения и воспитания в учебном коллективе и через коллектив путем рационального сочетания индивидуального и группового обучения и воспитания на основе учета особенностей и возможностей каждого курсанта;
- принцип обеспечения единства обучения (самообучения), воспитания (самовоспитания, перевоспитания) в сознательном формировании курсантами морально-психологической устойчивости;
- принцип целенаправленного стимулирования повышения уровня сформированности морально-психологической устойчивости и его проявления в различных ситуациях обучения и несения службы.
На основе проведенных исследований можно с уверенностью утверждать, что формирование морально-психологической устойчивости курсантов осуществляется посредством морально-психологической подготовки как составляющей профессиональной подготовки специалистов — сотрудников органов внутренних дел в период их обучения в ведомственном вузе. При этом моральнопсихологическая подготовка охватывает и обучение, и воспитание, и личностное развитие курсантов. Ее содержание определяется целью и задачами и представляется следующими направлениями: человек, общество, мораль; право и мораль; моральные аспекты исполнения профессионального долга сотрудником органов внутренних дел, должностным лицом; морально-психологические аспекты решения профессиональных правоприменительных задач; морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений сотрудника с гражданами, иными субъектами правоотношений; морально-психологические вопросы поведения сотрудника в коллективе; морально-психологические особенности действий сотрудника в экстремальных условиях; морально-нравственные аспекты в работе сотрудника над собой.
Исходя из единства целей, задач и содер-жания морально -психологической подготовки, можно утверждать, что это комплексный вид подготовки, сочетающийся со специфическим практико-ориентированным обучением кур -сантов как будущих специалистов — сотруд-ников органов внутренних дел. Имея общую основу для всего личного состава органов внутренних дел, морально-психологическая подготовка ориентируется и дифференцирует -ся применительно к решению частных задач образования сотрудников, определяя различ-
ные виды такой подготовки. Так, можно выде -лить следующие виды морально -психологи -ческой подготовки:
1) по времени проведения различают предварительную и непосредственную морально -психологическую подготовку; предварительная проводится заблаговременно, длительно, основательно, а непосредственная — перед выполнением ответственного задания с максимально полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий — прицельно, и избирательно;
2) по специальностям сотрудников органов внутренних дел различают морально-психологическую подготовку сотрудников подразделе -ний по делам несовершеннолетних, специальных отрядов, инспекторов ГАИ-ГИБДД, участковых инспекторов, специалистов вневедомственной охраны и др.;
3) по категориям личного состава выделяется морально'-психологическая подготовка рядо-вого, младшего начальствующего, инспекторского состава и командного, начальствующего, руководящего состава;
4) по конкретным профессиональным задачам, которые решают специалисты органов внутренних дел с учетом специфики их профессиональной деятельности и ее моральнопсихологических аспектов различают следую -щие виды морально'-психологической подготов-ки: подготовка к общению с населением, к действиям в экстремальных ситуациях, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах, и др.
Особенности содержания морально-психологической подготовки начальствующего, командного и руководящего состава включают и такие дополнительные вопросы, как значение особенностей формирования у подчиненных моральных убеждений, установок, ориентации, привычек, умений, навыков и качеств; использования морально-психологических факторов в управленческой деятельности руководителя; влияния различных стилей управления на морально-психологическое состояние подчиненных, последствия использования административно-командного стиля управления; а также понимание моральнопсихологического влияния на подчиненных особенностей личности руководителя, стиля и методов его работы, поведения, принимаемых решений; морально-психологических основ и проблем руководства коллективом; особенностей моральнопсихологической подготовки сотрудников к решению различных задач и к действиям в экстремаль -ных условиях.
На основе проведенных исследований можно утверждать, что особенности морально-психологической подготовки курсантов к деятельности в экстремальных ситуациях определяются:
1) особенностями влияния на этот процесс внешних и внутренних противоречий, выступающих движущими силами его развития;
2) особенностями готовности выпускников образовательных учреждений МВД к деятельно -сти в экстремальных ситуациях;
3) особенностями содержания моральнопсихологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях различных категорий специалистов — сотрудников органов внутренних дел;
4) особенностями организации образовательного процесса ведомственного вуза и морально-психологической подготовки курсантов как одной из его составляющих.
Исходя из этих особенностей, а также анализа научных исследований в области морально -психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел (П. В. Анисимов, Т.Д. Бабушкина, В.А. Блинова, А.Ф. Караваева, В.Ф. Бакеев, А.И. Воронов, Г.Е. Залесский, А.Ф. Караваев, Д.Д. Невирко и др.), результатов проведенных нами исследований, мы определяем следующие ее задачи, которые необходимо решать образовательным учреждениям МВД в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов:
1) готовить курсантов к решению задач правоохранительной деятельности с учетом движения российского общества к построению современного цивилизованного, правового государства;
2) формировать и развивать моральнопсихологические основы добросовестной службы сотрудника правоохранительных органов, укреплять верность профессиональному долгу и присяге;
3) развивать моральное сознание, моральнопсихологические качества, а также навыки, умения и привычки морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей, исключающего злоупот -ребления служебным положением, нарушения законности, коррупцию;
4) формировать высоконравственное отношение к гражданам, обучать этике общения и поведения при решении профессиональных задач, исключающих проявления недозволенности, не -правомерного применения силовых методов;
5) формировать морально-психологические качества и привычки высоконравственного поведения в быту, в личной жизни, которые проявляются в том числе и в высокой требовательно -сти к себе, неустанной работе над собой;
6) обеспечивать сплочение коллективов сотрудников органов внутренних дел на основе моральных традиций, морально честных и этич -ных отношений друг к другу, развивать товари -щество, взаимопомощь, взаимную доброжелательную требовательность, чувство долга и ответственность за результаты правоохранитель -ной деятельности;
7) повышать морально-психологическую устойчивость , формировать умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, веду -щим к нарушениям служебных обязанностей и служебного долга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» // С.А. Беличева, Л .И. Беляе -ва, А.В. Буданов [и др.]; [под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко]. — М.: ЮНИТИ
— ДАНА, Закон и право, 2004. — 895 с.
2. Узун О.Л., Костин Ю.А., Герасимов Н.Ф. Модель системы профессиональной подготовки сотрудников МЧС к действиям в экстремальный ситуациях [Электронный ресурс]. — URL: http/ /www.atmc.cc.php (дата обращения: 16.01.2012)