Педагогические и психологические исследования, эксперименты
В.С. Кошкина, В.И. Реброва
(Санкт-Петербург)
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
COMPLEX APPROACH AS A CONDITION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION REALIZATION
В статье анализируются условия обеспечения комплексного подхода при организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, приводятся способы и примеры применение комплексно-тематического принципа в образовательной практике. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа, комплексный подход, комплексно-тематический принцип.
The article analyzes the conditions of providing the complex approach to organization of educational activities in preschool educational institution; provides methods and examples of implementing the complex-thematic principle in the educational practice.
Key words: federal state educational standard of preschool education, basic educational program, complex approach, complex-thematic principle.
Со вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который основывается на понимании исключительной важности детства в формировании личности [2], изменились подходы к организации воспитательно-образовательного процесса. В качестве альтернативы учебно-дисциплинарному принципу противопоставляются комплексно-тематический и средовый принципы образовательной деятельности, при которых построение всего образовательного процесса происходит вокруг тем, близких к окружающей ребёнка действительности и поэтому более интересных для него. В процессе освоения близкой и интересной ребёнку темы должны развиваться, в первую очередь любознательность, активность, эмоциональность,
умения планировать, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соблюдать определённые правила и т.д. [6].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разделяет структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее Программа) на две части: обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта [2].
ФГОС ДО определяет комплексный подход в качестве обязательного условия реализации Программы и декларирует принцип интеграции, обеспечивающий взаимодополнение задач образовательных областей.
Словарь практического психолога определяет понятие «комплексный», как представляющий собою комплекс чего-либо; охватывающий целую группу предметов, явлений, процессов и т.п. [7]
Энциклопедический словарь педагога объясняет значение комплексного подхода к воспитанию и обучению как принцип проектирования и организации функционирования педагогических систем и процессов, который выражается в установлении связей и зависимостей между воспитанием и обучением, между всеми сторонами воспитательной и учебной деятельности, в устранении возможных противоречий, в придании всему объединению единой целевой направленности [3].
Учитывая требования ФГОС ДО определим понятие комплексного подхода при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Комплексный подход при реализации образовательной программы дошкольного образования представляет совокупность условий и образовательных действий, позволяющих через тот или иной вид деятельности напрямую или косвенно решать задачи образовательных областей, обеспечивая их интеграцию (взаимодополнение) в соответствии с требованиями ФГОС ДО [5].
Акцентируя внимание на научной концепции В.И. Слободчикова, отметим, что комплексно-тематическая и предметно-сре-довая модели были предложены как альтернатива жёсткой и регламентированной учебной модели, которая, по сути, имитировала школьную систему. Авторы данной научной концепции сходятся во мнении что при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста необходимо иметь в виду особенности комплексно-тематической и предметно-средовой моделей и использовать их положительные стороны, и всё это в сочетании с «партнёрской» позицией взрослого, гибким подбором образовательного содержания и предметного материала [1].
Сконструированная таким образом модель позволяет учитывать как творческие
педагогические интересы, так и интересы детей, открывая путь к становлению их инициативности и самостоятельности во всех сферах деятельности.
Приведем пример, наглядно демонстрирующий применение принципов комплексного подхода в образовательной практике. Педагог предлагает детям заняться конструированием - построить ракету для полета в космос. Соответственно, вид деятельности детей - конструирование. Но в процессе постройки ракеты происходит интеграция различных видов деятельности и решаются задачи из разных образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
• познавательное развитие как обогащение представлений о профессиях, космосе;
• речевое развитие - развитие общения, умения договариваться;
• художественно-эстетическое развитие - развитие творческого воображения в конструктивно-модельной деятельности;
• физическое развитие - развитие крупной и мелкой моторики рук.
Таким образом, приведенный пример наглядно показывает, что в процессе одного из видов деятельности (творческая, игровая, коммуникативная, двигательная и т.д.) возможно и целесообразно комплексно решать сразу несколько образовательных задач.
Реализуя комплексный подход, происходит интеграция и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования не только на занятиях, как это было раньше, но и во всех видах детской деятельности. Задача педагога - организовать условия (подготовить материал для строительства, схемы постройки для выбора, карандаши и маркеры для зарисовок ракеты, ролевые атрибуты и т.п.) и продумать свои действия для помощи детям (вопросы для обсуждения будущей постройки, предложения о создании бригад, подготовка видео о космосе и ракетах, помогать «выстраивать» диалоги и распределять действия и т.д.) [5]. Схема реа-
Кошкина В.С., Реброва В И., Комплексный подход какусловие реализации основной образовательной...
лизации комплексного подхода при организации образовательной деятельности в ДОО представлена на Рис 1.
Примеры по реализации комплексного подхода и принципа интеграции в конкретных ситуациях описаны в примерной основной образовательной программе дошкольного образования [4].
Удачным способом реализации комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей является тематическая деятельность. Объединяющей основой реализации программного содержания является цикл значимых и интересных для дошкольников тем, сюжетов, проектов или событий, вокруг которых развивается и «выстраивается» образовательная деятельность. Взаимодействие по «тематическому» или «событийному» принципу, «сквозная» сюжетность образовательного процесса позволяют не только интегрировать задачи различных образовательных областей для разностороннего знакомства и более эффективного усвоения их детьми, но и ув-
лекательно и интересно организовать совместную деятельность детей и взрослых.
В процессе тематической реализации содержания на близкой и интересной ребёнку теме будут развиваться такие качества, как любознательность, активность, эмоциональность, умения планировать, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соблюдать определённые правила. А «проживание» темы (сюжета, события) в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) будет способствовать как более высокому сосредоточению на одной тематике (а не на нескольких учебных дисциплинах), так и более детальному её изучению [6].
Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте именно с увлекательной темы начинается интересная деятельность. Так, в приведенном выше примере, чтобы спод-вигнуть детей на постройку ракеты, их заинтересовали темой «Космос» и параллельно конструированию получили возможность поговорить о космосе, обсуждать варианты
Комплексный подход
Организация условий
*
I
%
Планирование действий
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(один из видов деятельности
*
Решение задач разных образовательных областей
Познавательное развитие
JL
Речевое развитие
Социально-ком-мункативное развитие
Физическое развитие
Художествено-эстетическое развитие
Рис. 1. Схема реализации комплексного подхода при организации образовательной деятельности в ДОО
действий, договариваться (речевое развитие), узнать что-то новое (познавательное развитие), сделать зарисовки и схемы будущей ракеты (художественно-эстетическое развитие) и т.п.
Не случайно комплексно-тематический принцип организации образовательной деятельности довольно успешно используется в детских садах. Педагоги совместно с детьми выбирают и планируют темы дня, недели, месяца. Дети «проживают» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.), и обучение превращается в увлекательный процесс. В основе тематического календаря могут быть и проекты, и значимые события, и праздники, и ситуации из жизни, и все-
возможные акции и т.д. И детям это очень нравится, поскольку им не очень важны результаты, а важен сам процесс. Вместе с тем именно в подобной деятельности заложен огромный образовательный ресурс, и мы наглядно продемонстрировали это в приведенных примерах.
Таким образом, комплексность подхода к реализации основной образовательной программы дошкольного образования является непременным условием соответствия требованиям ФГОС ДО; обеспечивает интеграцию видов деятельности, педагогических задач, условий и образовательных действий; позволяет комфортно и успешно сопровождать процессы развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Литература
1. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / под ред. В.И. Слободчикова; Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. - М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. - 28 с.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. - № 1155.
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). -Екатеринбург. -2000.- 937 с.
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 30.04.2018)
5. Реброва В.И. Комплексность подхода к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО// Детский сад будущего - галерея творческих проектов.- 2017.- №1. - С. 3-5.
6. Реброва В.И. Основные подходы и принципы конструирования оптимальной модели организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО// Дошкольное образование в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 10 июня 2014 г.) / под ред. В.И.Ребровой.: СПб.: ООО «Галерея проектов», 2014.- С. 8-11.
7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест.. 1998.- 32 с.