Научная статья на тему 'Комплексный подход как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования'

Комплексный подход как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
900
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / COMPLEX APPROACH / COMPLEX-THEMATIC PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкина Валентина Сергеевна, Реброва Вероника Ивановна

В статье анализируются условия обеспечения комплексного подхода при организации образо-вательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, приводятся способы и примеры применение комплексно-тематического принципа в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX APPROACH AS A CONDITION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION REALIZATION

He article analyzes the conditions of providing the complex approach to organization of educational activities in preschool educational institution; provides methods and examples of implementing the complex-thematic principle in the educational practice

Текст научной работы на тему «Комплексный подход как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

Педагогические и психологические исследования, эксперименты

В.С. Кошкина, В.И. Реброва

(Санкт-Петербург)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

COMPLEX APPROACH AS A CONDITION OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION REALIZATION

В статье анализируются условия обеспечения комплексного подхода при организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, приводятся способы и примеры применение комплексно-тематического принципа в образовательной практике. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа, комплексный подход, комплексно-тематический принцип.

The article analyzes the conditions of providing the complex approach to organization of educational activities in preschool educational institution; provides methods and examples of implementing the complex-thematic principle in the educational practice.

Key words: federal state educational standard of preschool education, basic educational program, complex approach, complex-thematic principle.

Со вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который основывается на понимании исключительной важности детства в формировании личности [2], изменились подходы к организации воспитательно-образовательного процесса. В качестве альтернативы учебно-дисциплинарному принципу противопоставляются комплексно-тематический и средовый принципы образовательной деятельности, при которых построение всего образовательного процесса происходит вокруг тем, близких к окружающей ребёнка действительности и поэтому более интересных для него. В процессе освоения близкой и интересной ребёнку темы должны развиваться, в первую очередь любознательность, активность, эмоциональность,

умения планировать, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соблюдать определённые правила и т.д. [6].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разделяет структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее Программа) на две части: обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта [2].

ФГОС ДО определяет комплексный подход в качестве обязательного условия реализации Программы и декларирует принцип интеграции, обеспечивающий взаимодополнение задач образовательных областей.

Словарь практического психолога определяет понятие «комплексный», как представляющий собою комплекс чего-либо; охватывающий целую группу предметов, явлений, процессов и т.п. [7]

Энциклопедический словарь педагога объясняет значение комплексного подхода к воспитанию и обучению как принцип проектирования и организации функционирования педагогических систем и процессов, который выражается в установлении связей и зависимостей между воспитанием и обучением, между всеми сторонами воспитательной и учебной деятельности, в устранении возможных противоречий, в придании всему объединению единой целевой направленности [3].

Учитывая требования ФГОС ДО определим понятие комплексного подхода при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Комплексный подход при реализации образовательной программы дошкольного образования представляет совокупность условий и образовательных действий, позволяющих через тот или иной вид деятельности напрямую или косвенно решать задачи образовательных областей, обеспечивая их интеграцию (взаимодополнение) в соответствии с требованиями ФГОС ДО [5].

Акцентируя внимание на научной концепции В.И. Слободчикова, отметим, что комплексно-тематическая и предметно-сре-довая модели были предложены как альтернатива жёсткой и регламентированной учебной модели, которая, по сути, имитировала школьную систему. Авторы данной научной концепции сходятся во мнении что при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста необходимо иметь в виду особенности комплексно-тематической и предметно-средовой моделей и использовать их положительные стороны, и всё это в сочетании с «партнёрской» позицией взрослого, гибким подбором образовательного содержания и предметного материала [1].

Сконструированная таким образом модель позволяет учитывать как творческие

педагогические интересы, так и интересы детей, открывая путь к становлению их инициативности и самостоятельности во всех сферах деятельности.

Приведем пример, наглядно демонстрирующий применение принципов комплексного подхода в образовательной практике. Педагог предлагает детям заняться конструированием - построить ракету для полета в космос. Соответственно, вид деятельности детей - конструирование. Но в процессе постройки ракеты происходит интеграция различных видов деятельности и решаются задачи из разных образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

• познавательное развитие как обогащение представлений о профессиях, космосе;

• речевое развитие - развитие общения, умения договариваться;

• художественно-эстетическое развитие - развитие творческого воображения в конструктивно-модельной деятельности;

• физическое развитие - развитие крупной и мелкой моторики рук.

Таким образом, приведенный пример наглядно показывает, что в процессе одного из видов деятельности (творческая, игровая, коммуникативная, двигательная и т.д.) возможно и целесообразно комплексно решать сразу несколько образовательных задач.

Реализуя комплексный подход, происходит интеграция и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования не только на занятиях, как это было раньше, но и во всех видах детской деятельности. Задача педагога - организовать условия (подготовить материал для строительства, схемы постройки для выбора, карандаши и маркеры для зарисовок ракеты, ролевые атрибуты и т.п.) и продумать свои действия для помощи детям (вопросы для обсуждения будущей постройки, предложения о создании бригад, подготовка видео о космосе и ракетах, помогать «выстраивать» диалоги и распределять действия и т.д.) [5]. Схема реа-

Кошкина В.С., Реброва В И., Комплексный подход какусловие реализации основной образовательной...

лизации комплексного подхода при организации образовательной деятельности в ДОО представлена на Рис 1.

Примеры по реализации комплексного подхода и принципа интеграции в конкретных ситуациях описаны в примерной основной образовательной программе дошкольного образования [4].

Удачным способом реализации комплексного подхода и взаимодополнения образовательных областей является тематическая деятельность. Объединяющей основой реализации программного содержания является цикл значимых и интересных для дошкольников тем, сюжетов, проектов или событий, вокруг которых развивается и «выстраивается» образовательная деятельность. Взаимодействие по «тематическому» или «событийному» принципу, «сквозная» сюжетность образовательного процесса позволяют не только интегрировать задачи различных образовательных областей для разностороннего знакомства и более эффективного усвоения их детьми, но и ув-

лекательно и интересно организовать совместную деятельность детей и взрослых.

В процессе тематической реализации содержания на близкой и интересной ребёнку теме будут развиваться такие качества, как любознательность, активность, эмоциональность, умения планировать, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), соблюдать определённые правила. А «проживание» темы (сюжета, события) в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) будет способствовать как более высокому сосредоточению на одной тематике (а не на нескольких учебных дисциплинах), так и более детальному её изучению [6].

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте именно с увлекательной темы начинается интересная деятельность. Так, в приведенном выше примере, чтобы спод-вигнуть детей на постройку ракеты, их заинтересовали темой «Космос» и параллельно конструированию получили возможность поговорить о космосе, обсуждать варианты

Комплексный подход

Организация условий

*

I

%

Планирование действий

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(один из видов деятельности

*

Решение задач разных образовательных областей

Познавательное развитие

JL

Речевое развитие

Социально-ком-мункативное развитие

Физическое развитие

Художествено-эстетическое развитие

Рис. 1. Схема реализации комплексного подхода при организации образовательной деятельности в ДОО

действий, договариваться (речевое развитие), узнать что-то новое (познавательное развитие), сделать зарисовки и схемы будущей ракеты (художественно-эстетическое развитие) и т.п.

Не случайно комплексно-тематический принцип организации образовательной деятельности довольно успешно используется в детских садах. Педагоги совместно с детьми выбирают и планируют темы дня, недели, месяца. Дети «проживают» тему в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.), и обучение превращается в увлекательный процесс. В основе тематического календаря могут быть и проекты, и значимые события, и праздники, и ситуации из жизни, и все-

возможные акции и т.д. И детям это очень нравится, поскольку им не очень важны результаты, а важен сам процесс. Вместе с тем именно в подобной деятельности заложен огромный образовательный ресурс, и мы наглядно продемонстрировали это в приведенных примерах.

Таким образом, комплексность подхода к реализации основной образовательной программы дошкольного образования является непременным условием соответствия требованиям ФГОС ДО; обеспечивает интеграцию видов деятельности, педагогических задач, условий и образовательных действий; позволяет комфортно и успешно сопровождать процессы развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Литература

1. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: Научная концепция / под ред. В.И. Слободчикова; Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. - М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. - 28 с.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013. - № 1155.

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). -Екатеринбург. -2000.- 937 с.

4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования// [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 30.04.2018)

5. Реброва В.И. Комплексность подхода к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО// Детский сад будущего - галерея творческих проектов.- 2017.- №1. - С. 3-5.

6. Реброва В.И. Основные подходы и принципы конструирования оптимальной модели организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО// Дошкольное образование в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 10 июня 2014 г.) / под ред. В.И.Ребровой.: СПб.: ООО «Галерея проектов», 2014.- С. 8-11.

7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест.. 1998.- 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.