К. Ю. Белая
Комплексно-тематическое планирование и организация образовательного процесса в ДОО
Белая Ксения Юрьевна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования (МИОО), лауреат премии Правительства в области образования, заслуженный учитель РФ (г. Москва, Россия)
В статье рассказывается о построении образовательного процесса на принципах комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей. Автор отмечает, что необходимо спроектировать целостную модель организации образовательного процесса на весь учебный год, создать систему, последовательность в планировании образовательного процесса. Особо отмечается творческий подход педагога к моделированию образовательного процесса. Подчеркивается, что при организации тематического дня содержание образовательных областей естественным образом объединяется, что дает возможность воспитателю интегрировать образовательную деятельность, избегать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Автор приводит примеры организации тематических дней в детском саду и отмечает, что план-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста и интеграцию образовательных областей. Делается вывод, что при комплексно-тематическом планировании необходимо соблюдать требования к условиям реализации программы дошкольного образования, указанные в ФГОС дошкольного образования, в частности, использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям (не допускать как искусственного ускорения, так искусственного замедления развития детей).
Ключевые слова: комплексно-тематическое планирование, образовательный процесс, ФГОС дошкольного образования, тематические прогулки, тематические дни.
Comprehensive and Thematic Planning and Preschool Educational Process Organization Belaya Ksenia, PhD in pedagogy, professor of Preschool Pedagogy and Methodology Department Moscow Institute for Open Education (Moscow, Russia) The article describes the construction of an educational process based on the comprehensive and thematic planning principles with regard to integration of educational areas. The author notes that it is necessary to design a holistic educational process organization model for the whole school year, to create a streamlined system for planning an educational process. Author emphasizes a teacher's creative approach to the modeling of an educational process. It is pointed out that organizing a thematic day most naturally combines the contents of educational areas enabling the educator to integrate his/ her educational activities and avoid unnecessary fragmentation of children's activities into this or that educational area. The author cites examples of organizing thematic days in a kindergarten and notes that the scenario plan for a thematic day is to ensure unity of educational, developmental and educational goals and objectives in preschool children education and the integration of educational areas. Author concludes that comprehensive thematic planning should comply with the requirements for implementation of the preschool education program which are listed in the Federal State Education Standard for preschool educational institutions. In particular, it is necessary to use such forms and methods of work with children in the educational activity that are appropriate to their age and individual characteristics and exclude both artificial acceleration and deceleration of children's development. Keywords: comprehensive and thematic planning, educational process, preschool education Federal State Education Standard, themed walks, theme days.
О том, как организовать жизнь детей в детском саду, чтобы им было интересно и комфортно, написано немало статей. Воспитатели присылают конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, материалы проектной деятельности и многое другое. Все это важно, но кроме этого необходимо спроектировать целостную модель организации образовательного процесса на весь учебный год, включая эти отдельные мероприятия. Другими словами, создать систему, последовательность в планировании образовательного процесса.
Педагогические задачи по всем образовательным областям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования реализуются в образовательном процессе дошкольной организации. Каждая организация самостоятельно проектирует модель организации образования и воспитания дошкольников и составляет свою образовательную программу.
Построение образовательного процесса на принципах комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей предполагает включение тематических недель, тематических дней, тематических прогулок.
Попытаемся разобраться в этих понятиях.
Во всех вариативных примерных образовательных программах для каждой возрастной группы представлены темы на весь учебный год, которыми обычно и пользуются воспитатели.
Разнообразный подбор тем придает системность образовательному процессу, способствует расширению осведомленности ребенка об окружающем его мире.
Творческий подход к моделированию образовательного процесса предполагает, что педагог самостоятельно, по своему усмотрению, частично или полностью может заменить тему, скорректировать содержание работы, включить региональный и культурный компонент, с учетом особенностей своей дошкольной организации.
Воспитатель организует «проживание» темы в разных формах и в разных видах детской деятельности. Подбирая эмоционально-образные формы организации, педагог тем самым делает образовательный процесс не только содержательным, но и интересным для детей. Он предоставляет детям возможность выбора разных видов активности, участников совместной деятельности, общения, способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности.
Если заглянуть в историю, то тематический принцип организации образовательного процес-
са в работе с дошкольниками предлагался многими специалистами.
Бельгийский педагог-психолог, врач Жан Овидей Декроли (1871-1932) в работе «Школа жизни для жизни» писал: «Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в одном центре. Этот центр - ребенок, к которому сходится и от которого все расходится» [История педагогики и образования. 2001]. Он создал для детей «Школу жизни через жизнь», где для дошкольников были разработаны «центры интересов», сущность которых состояла в организации работы детей вокруг таких тем, которые отвечают детским интересам и потребностям. В этих центрах дети наблюдали, читали, писали, рисовали, лепили то, что было связано с заданной им темой.
В современной практике учителя-логопеды и воспитатели все чаще используют тематический принцип планирования и организации работы с дошкольниками, подбирая разнообразный материал по темам, которые связаны с сезонными явлениями природы, праздниками и социально значимыми событиями в жизни общества. В темах, на основе интеграции, легко отразить содержание всех пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Материал о тематических прогулках был представлен в журнале «Справочник старшего воспитателя», а в издательстве «Перспектива» вышло пособие «Тематические прогулки в детском саду» [Белая К.Ю., Каралашвили Е.А., Павлова Л.И., Солянникова О.И., Филиппова Н.Н., Бурба И.В., Запивахина Е.М., Антоненкова О.В., Никомарова Е.Ю., 2013]. В этих материалах мы разработали методику планирования и организации тематических прогулок по пяти видам: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные и прогулки-тру-довые акции. Воспитатели найдут ответы на вопрос «В чем особенность каждого из пяти видов тематических прогулок» и готовые сценарии, разработанные и апробированные в детских садах г. Москвы. Именно поэтому в данной статье мы не будем разбирать вопросы, связанные с организацией тематических прогулок, а просто напомним, что обязательными составляющими этих прогулок являются: совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Творческий педагог обязательно, наряду с традиционными прогулками, организует и тематические.
Отвечая на вопрос «Что же такое тематический день в детском саду», можно сказать, что
для детей - это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. В этот день дети узнают много нового, полезного и интересного, обязательно что-нибудь мастерят, рисуют, фантазируют. В групповой комнате меняется предметная среда: появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.
Для воспитателя тематический день - это педагогические творчество, смекалка и перевоплощение. Это серьезное планирование всех режимных моментов, это отход от традиционного плана-конспекта к составлению сценария дня в целом или его составляющих - режимных моментов. Чтобы этот день запомнился детям, воспитатель придумывает сюрпризные моменты, элементы включения детей в игры и увлекательные занятия. В обычном, традиционном дне в основе - режим, а содержание как бы нанизывается на режимные моменты. Часто утренний прием, гимнастика, прогулка по своему содержанию могут совершенно не объединяться с содержанием непосредственно образовательной деятельности и существовать как бы сами по себе.
Тематический день отличается от традиционного тем, что в центре педагогического процесса тема, выбранная педагогом под образовательные задачи и объединенная с праздником или событием календаря. Тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная).
Игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, драматизация, с правилами и др.), также является одной из форм реализации содержания тематического дня. Рассматривая игру как свободную самостоятельную деятельность детей, воспитатель продумывает, как может быть реализована большая часть содержания тематического дня. Так, в старших группах появляются игры-путешествия, например, во времени. И тогда заинтересованное участие детей по принципу «а давайте еще придумаем...» насыщает образовательный процесс интересами детей, а не только взрослого. Они становятся не исполнителями, а активными участниками в моделировании такой игры.
При организации тематического дня содержание образовательных областей естественным
образом объединяется. Это дает возможность воспитателю интегрировать образовательную деятельность, избегать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Во время проведения таких дней воспитатель проявляет творчество, учитывает особенности, уровень знаний и умений детей своей группы.
Тематический день - это погружение детей в тему, возможность осознать, прочувствовать то, что хочет донести до них педагог.
Тема дня может быть единой для всех возрастных групп или выбираться только для конкретного возраста. Календарь праздников - это подсказки для организации тематического дня и интересной работы с детьми.
Например, в первый день лета (1 июня) отмечается Всемирный день молока (по предложению продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН с 2001 года). Цель праздника - популяризация молока и молочных продуктов, информирование населения о деятельности, связанной с молочным производством.
В этот день в дошкольных организациях можно устроить веселые представления на «молочную» тему со сказочными героями, игры и спортивные соревнования, придумать рассказы о пользе молока, о том, какие блюда можно приготовить с использованием молока. Угощение детей молоком сделает этот тематический день не только веселым, но и вкусным.
Каждое последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. Этот праздник в России становится все более популярным, проводятся праздничные мероприятия: концерты, конкурсы, по радио и телевидению звучат слова поздравления.
Уже несколько лет ко Дню матери организуется Всероссийская социальная акция «Мама, я люблю тебя!». В предпраздничную неделю в рамках акции проходит раздача промо-откры-ток, которые можно отправить почтой или просто подарить маме. Символом социальной акции является незабудка - легендарный цветок, который, по поверьям, обладает чудесной силой возвращать память людям, забывшим своих родных и близких.
Нет ни одной страны в мире, где бы ни отмечали День матери. Во все времена женщину-мать почитали, ведь она несла новую жизнь. История этого праздника, в мировом масштабе, уходит в далекое прошлое. Древние греки отдавали дань уважения матери богов Гее. Для матерей всего мира их праздник, в какое бы время он ни праздновался, имеет большое значение.
Тематический день может быть организован для всех групп одновременно, но содержание и формы организации каждый педагог подбирает свои, ориентируясь на общие мероприятия (развлечение, спектакль, соревнование и др.).
Единая тема в разных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в развитии от возраста к возрасту.
При составлении сценария тематического дня воспитателю важно соблюдать несколько важных условий:
• уметь объективно оценивать уровень своей работы, реальную обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что мы с детьми уже прошли, какие результаты получены);
• уметь выделять цель и задачи, соотнося их с образовательной программой, возрастным составом группы детей, приоритетными направлениями всего образовательного процесса в ДОО;
• четко представлять те результаты работы, которые должны быть достигнуты (что новое дети узнают, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
• выбирать оптимальные формы, средства, методы, помогающие добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста и интеграцию образовательных областей.
Хочется напомнить, что принцип интеграции образовательных областей лежит в основе всей работы воспитателя и, по моему убеждению, совсем не обязательно после спланированной работы постоянно указывать, к каким образовательным областям та или иная работа относится.
С введением ФГОС ДО можно утверждать, что если образовательный процесс в детском саду развертывается в комплексно-тематической модели и образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в режимных моментах, то технология сценирования должна использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций.
Желательно, чтобы в каждом детском саду были разработаны сценарии тематических недель, дней, прогулок как для всего детского сада, так и для отдельных возрастных групп. Только делать это надо творчески, не загоняя воспитателя в еще одну ловушку - обязательность! Копилка интересных тематических сценариев должна создаваться творческими
усилиями всего педагогического коллектива, активно обсуждаться как до, так и после проведения тематического дня, и только удачный сценарий может храниться в методическом кабинете детского сада. Такой опыт работы может в будущем пригодиться другим воспитателям. Это сделает модель вашего образовательного процесса разнообразной и найдет отражение в образовательной программе детского сада.
В комплексно-тематическом планировании соблюдаются требования к условиям реализации программы дошкольного образования, одним из которых, по ФГОС ДО, является «использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так искусственного замедления развития детей)».
Педагогический коллектив самостоятельно решает, как часто будут планироваться тематические недели, тематические дни, тематические прогулки. Я уверена, что здесь не может быть жесткого регламентирования. ■
Литература
1. Белая КЮ. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М.: Сфера, 2005.
2. Белая К.Ю., Каралашвили ЕА., Павлова Л.И., Солянникова О.И., Филиппова НН, Бурба И.В., Запивахина Е.М., Антоненко-ва О.В., Никомарова ЕЮ. Тематические прогулки в детском саду. - М.: Перспектива, 2013.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. - М., 2001.
4. Комарова Т.С., Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Методическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 160 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» // httpy/мин-обрнауки.рф/документы/2974
Статья поступила в редакцию 1 3.09.201 5 г.