О. Н. Корсакова, Н. Б. Князькина
37
УДК 37.014.5
О. Н. Корсакова, Н. Б. Князькина
Детский сад № 26 «Подсолнушек», Волжск
Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
В данной публикации освещен опыт работы конкретного детского сада, где приводятся аспекты планирования образовательного процесса в детской общественной организации (ДОО). Раскрыты моменты использования положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Ключевые слова: планирование педагогического процесса, образование, детское образовательное учреждение (ДОУ).
Целостный образовательный процесс ДОУ -это системный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно ориентированный характер, направленный на достижение социально значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.
Три модели организации образовательного процесса в ДОУ:
1. Учебная модель.
2. Предметно-средовая модель.
3. Комплексно-тематическая модель.
1. Учебная модель .
В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеет свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие -методику и приобретает вид «учебных пособий». Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество
конспектов-разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.
2. Пр едметно-средовая модель.
Содержание образования направлено непосредственно на предметную среду. Взрослый - организатор предметной среды, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели - система М. Монтессори. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.
Набор тем определяет воспитатель, и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен, скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя-логопеды.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
3. Комплексно-тематическая модель.
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-
38
Педагогические науки
тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Таблица 1
Планирование по видам детской деятельности под редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой
Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей
Виды детской деятельности Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную познавательную исследовательскую активность детей Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных проектов
Таблица 2
Планирование по структурным компонентам образовательного процесса
Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимо- дейст- вие с семьей
Непосред- ственно образова- тельная деятель- ность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа с детьми
Совместная деятельность строится:
- на субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
- на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
- на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;
- на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).
Основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процессе - наличие/отсутст-вие интереса.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.
В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.
Индивидуальная работа - это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.
Самостоятельная деятельность (самодеятельность):
- предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
- обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
- позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
- позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности
При планировании образовательного процесса перед педагогами часто встают вопросы:
Как распределить различные виды и формы детской деятельности в течение дня?
Какую деятельность целесообразнее и логичнее запланировать для режимных моментов и для непосредственно образовательной деятельности?
• Двигательная деятельность.
• Игровая деятельность.
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
• Познавательная исследовательская деятельность.
• Коммуникативная деятельность.
• Восприятие художественной литературы и фольклора.
• Изобразительная деятельность.
• Музыкальная деятельность.
• Конструирование из разного материала.
Каким бы ни был план образовательной деятельности с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
- принципу развивающего образования, цель которого - развитие каждого ребенка;
О. Н. Корсакова, Н. Б. Князькина
39
- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- планируемые содержание и формы организаций детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики;
- он должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; задач процесса образования дошкольников, в ходе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
- соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников своей группы.
При планировании и организации педагогического процесса надо учитывать то, что ведущий вид деятельности детей - игра. Именно она должна стать и основной формой работы с дошкольниками.
В ходе реализации плана программные образовательные задачи осуществляются в совместной деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности детей (как в ходе НОД, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования). Потому так важно составление гибкого режима для каждой возрастной группы на теплый и холодный период времени года, а может быть даже и на отдельные тематические дни.
С введением в действие ФГОС ДО преобразуется сама организация образовательного процесса, что, естественно, предполагает необходимость пересмотра и формы планирования. У каждого воспитателя свое видение этого процесса, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов.
Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и эффективной организации образовательного процесса.
Вашему вниманию предлагается первый вариант составления плана, предложенный Н. А. Коротковой.
Предложенный план основан на комплекснотематическом принципе планирования, обладает свойством компактности (визуальной обозримости) и позволяет охватить все темообразующие факторы и культурные практики в форме партнерских занятий взрослого с детьми, увидеть их взаимосвязь во времени.
Таблица 3
Вариант составления плана
Не- Собы Познава- Пред- Продук- Художе-
деля тия тельно- метный тивная ствен-
ме- в исследо- мате- деятель- ные
сяца окру- вательская риал ность тексты
жаю- деятельность («смоде- («Не сде- (вообра-
щем («Что это лиро- лать ли жаемые
такое? Как? ванные» нам это? собы-
Почему?») события) Как это сделать?») тия)
i
Второй вариант плана широко используется в работе МДОУ № 26.
Таблица 4
Планирование по видам детской деятельности
День неде- ли/ дата Об- разо- ва- тель- ная об- ласть Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобразовательными учреждениями)
Непосредст- венно образова- тельная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Групповая, подгруп- повая Индиви- дуальная
Вашему вниманию мы предлагается и третий вариант планирования, который состоит из четырех разделов.
1-й раздел. Общие сведения
В этом разделе представлены таблицы, которые оформляются двумя воспитателям группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года. Таблицы содержат следующие колонки:
- сведения о детях и родителях;
- взаимодействие с семьями детей;
- режим дня группы (холодный период года);
- режим дня группы (теплый период года);
- листок здоровья;
- система закаливания в группе;
- двигательный режим;
- гимнастика;
40
Педагогические науки
- результаты обследования речи детей;
- индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи.
2-й раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми
Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год, с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Принцип комплексно-тематического планирования работы воспитателя с детьми в настоящее время все чаще используется в образовательном процессе.
Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми включает шесть блоков.
Таблица 5
Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы
Ме- сяц не- дели Собы- тия, празд- ники, тра- диции Тема Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семей
i 2 3 4 5 6
Тематика может распределена по неделям. Кроме того, необходимо планировать развивающую среду, помогающую становлению самостоятельной деятельности детей. Первый - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей.
Второй - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события.
Третий - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих у них неподдельный интерес и исследовательскую активность (что это такое? Что с этим делать? Как это действует?).
Четвертый - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.
3- й раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности
В этом разделе предусматривается планирование работы с детьми на квартал и месяц по основным видам детской деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование), каждая из которых имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.
4- й раздел. Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)
В еженедельный план работы включаются два блока: содержание НОД и формы организации детей.
Для обеспечения качества педагогического процесса в ДОУ, комплексного подхода к организации жизнедеятельности воспитанников с ориентацией на зоны вариативного развития (А. Г. Асмолов), зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), возможности осуществления контроля за полнотой выполнения программы развития и воспитания педагоги предусматривают ведение перспективно-тематического и календарного планирования. Перспективно-тематические планы, которые составляются на базе основной образовательной программы, тематического плана образовательной работы ДОО на год, в соответствии с требованиями стандарта, также с использованием дополнительных парциальных программ, технологий работы с дошкольниками, дидактических разработок. Тематические планы по образовательным областям (ФГОС ДО) являются авторской разработкой воспитателя, обладают индивидуальной спецификой в зависимости от условий ДОУ, особенностей детской группы.
Тематический план работы ДОУ (в нем распределены темы по месяцам учебного года, согласно которым педагоги ведут образовательную работу с дошкольниками) согласовывается с воспитателями, освобожденными специалистами ДОУ и утверждается на вводном педагогическом совете. Он позволяет координировать работу специалистов и воспитателей с детьми.
Материалы календарного планирования входят в перечень документации, обязательной для ведения воспитателем по своей возрастной группе. Календарные планы составляются на основе годового плана работы, основной образовательной программы, разработанной и утвержденной в ДОУ.
О. Н. Корсакова, Н. Б. Князькина
41
1. Безрукова Е. В. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ: [опыт работы прогимназии № 14 «Журавушка», г. Бугульма] // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 8. С. 12-23.
2. Белая К. Ю. Программы и планы ДОО. Технологии разработки в соответствии с ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014. 28 с.
3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Голицына Н. С. Система методической работы в ДОУ. М.: Скрипторий 2003, 2010. 120 с.
5. Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах / под общ. ред.: М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. СПб.: КАРО, 2014. 112 с.
6. Скоролупова О. А., Федина Н. В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 40-45.
7. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
1. Bezrukova E. V. Podhody k planirovaniju i organizacii raboty v kontekste FGT: [opyt raboty progimnazii N 14 «Zhuravushka», g. Bugul'ma], Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. 2011, No. 8, pp. 12-23.
2. Belaja K. Ju. Programmy i plany DOO. Tehnologii razrabotki v sootvetstvii s FGOS dO, M.: TC Sfera, 2014, 128 p.
3. Belaja K. Ju. Metodicheskaja rabota v DOU. Analiz, planirovanie, formy i metody, M.: TC Sfera, 2010.
4. Golicyna N. S. Sistema metodicheskoj raboty v DOU, M.: Skriptorij 2003, 2010, 120 p.
5. Putevoditel' po FGOS DO v tablicah i shemah, pod obshh. red.: M. E. Verhovkinoj, A. N. Atarovoj, SPb.: KARO, 2014, 112 p.
6. Skorolupova O. A., Fedina N. V. O kompleksno-tematiches-kom principe postroenija obrazovatel'nogo processa v doshkol'nom obrazovanii, Doshkol'noe vospitanie, 2010, No. 5, pp. 40-45.
7. Ckvitarija T. A. V pomoshh' starshemu vospitatelju, M.: TC Sfera, 2014, 128 p.
O. N. Korsakova, N. B. Knyaz'kina
Kindergarten № 26, Volzhsk, Mari El
Recommendations for educational planning in accordance with the federal state educational standards of preschool education
In this publication, generalize the experience of a particular kindergarten, which are aspects of the planning of the educational process in the children's educational organization. Disclosed are ready to use the positive aspects of complex thematic and subject-environmental models unobtrusive attitude adult diversity of children's activities, free choice of subject material.
Keywords: planning educational process, education, preschool educational institution.