Научная статья на тему 'Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС до'

Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4876
610
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ДОУ) / PLANNING EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корсакова Ольга Николаевна, Князькина Наталья Борисовна

В данной публикации освещен опыт работы конкретного детского сада, где приводятся аспекты планирования образовательного процесса в детской общественной организации (ДОО). Раскрыты моменты использования положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корсакова Ольга Николаевна, Князькина Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for educational planning in accordance with the federal state educational standards of preschool education

In this publication, generalize the experience of a particular kindergarten, which are aspects of the planning of the educational process in the children''s educational organization. Disclosed are ready to use the positive aspects of complex thematic and subject-environmental models unobtrusive attitude adult diversity of children''s activities, free choice of subject material.

Текст научной работы на тему «Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС до»

О. Н. Корсакова, Н. Б. Князькина

37

УДК 37.014.5

О. Н. Корсакова, Н. Б. Князькина

Детский сад № 26 «Подсолнушек», Волжск

Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО

В данной публикации освещен опыт работы конкретного детского сада, где приводятся аспекты планирования образовательного процесса в детской общественной организации (ДОО). Раскрыты моменты использования положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Ключевые слова: планирование педагогического процесса, образование, детское образовательное учреждение (ДОУ).

Целостный образовательный процесс ДОУ -это системный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно ориентированный характер, направленный на достижение социально значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

Три модели организации образовательного процесса в ДОУ:

1. Учебная модель.

2. Предметно-средовая модель.

3. Комплексно-тематическая модель.

1. Учебная модель .

В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеет свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие -методику и приобретает вид «учебных пособий». Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество

конспектов-разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Пр едметно-средовая модель.

Содержание образования направлено непосредственно на предметную среду. Взрослый - организатор предметной среды, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели - система М. Монтессори. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель, и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен, скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя-логопеды.

Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Комплексно-тематическая модель.

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно использование положительных сторон комплексно-

38

Педагогические науки

тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

Таблица 1

Планирование по видам детской деятельности под редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой

Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей

Виды детской деятельности Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную познавательную исследовательскую активность детей Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных проектов

Таблица 2

Планирование по структурным компонентам образовательного процесса

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимо- дейст- вие с семьей

Непосред- ственно образова- тельная деятель- ность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Индивидуальная работа с детьми

Совместная деятельность строится:

- на субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;

- на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;

- на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;

- на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Основной мотив участия/неучастия ребенка в образовательном процессе - наличие/отсутст-вие интереса.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.

В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.

Индивидуальная работа - это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность (самодеятельность):

- предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной образовательной среды;

- обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

- позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

- позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности

При планировании образовательного процесса перед педагогами часто встают вопросы:

Как распределить различные виды и формы детской деятельности в течение дня?

Какую деятельность целесообразнее и логичнее запланировать для режимных моментов и для непосредственно образовательной деятельности?

• Двигательная деятельность.

• Игровая деятельность.

• Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

• Познавательная исследовательская деятельность.

• Коммуникативная деятельность.

• Восприятие художественной литературы и фольклора.

• Изобразительная деятельность.

• Музыкальная деятельность.

• Конструирование из разного материала.

Каким бы ни был план образовательной деятельности с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

- принципу развивающего образования, цель которого - развитие каждого ребенка;

О. Н. Корсакова, Н. Б. Князькина

39

- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- планируемые содержание и формы организаций детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики;

- он должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей; задач процесса образования дошкольников, в ходе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;

- соблюдать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников своей группы.

При планировании и организации педагогического процесса надо учитывать то, что ведущий вид деятельности детей - игра. Именно она должна стать и основной формой работы с дошкольниками.

В ходе реализации плана программные образовательные задачи осуществляются в совместной деятельности со взрослым и самостоятельной деятельности детей (как в ходе НОД, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования). Потому так важно составление гибкого режима для каждой возрастной группы на теплый и холодный период времени года, а может быть даже и на отдельные тематические дни.

С введением в действие ФГОС ДО преобразуется сама организация образовательного процесса, что, естественно, предполагает необходимость пересмотра и формы планирования. У каждого воспитателя свое видение этого процесса, у каждого имеются собственные разработки планов и отдельных организационных моментов.

Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и эффективной организации образовательного процесса.

Вашему вниманию предлагается первый вариант составления плана, предложенный Н. А. Коротковой.

Предложенный план основан на комплекснотематическом принципе планирования, обладает свойством компактности (визуальной обозримости) и позволяет охватить все темообразующие факторы и культурные практики в форме партнерских занятий взрослого с детьми, увидеть их взаимосвязь во времени.

Таблица 3

Вариант составления плана

Не- Собы Познава- Пред- Продук- Художе-

деля тия тельно- метный тивная ствен-

ме- в исследо- мате- деятель- ные

сяца окру- вательская риал ность тексты

жаю- деятельность («смоде- («Не сде- (вообра-

щем («Что это лиро- лать ли жаемые

такое? Как? ванные» нам это? собы-

Почему?») события) Как это сделать?») тия)

i

Второй вариант плана широко используется в работе МДОУ № 26.

Таблица 4

Планирование по видам детской деятельности

День неде- ли/ дата Об- разо- ва- тель- ная об- ласть Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами (театрами, спортивными и художественными школами, общеобразовательными учреждениями)

Непосредст- венно образова- тельная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая, подгруп- повая Индиви- дуальная

Вашему вниманию мы предлагается и третий вариант планирования, который состоит из четырех разделов.

1-й раздел. Общие сведения

В этом разделе представлены таблицы, которые оформляются двумя воспитателям группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года. Таблицы содержат следующие колонки:

- сведения о детях и родителях;

- взаимодействие с семьями детей;

- режим дня группы (холодный период года);

- режим дня группы (теплый период года);

- листок здоровья;

- система закаливания в группе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- двигательный режим;

- гимнастика;

40

Педагогические науки

- результаты обследования речи детей;

- индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи.

2-й раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми

Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год, с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Принцип комплексно-тематического планирования работы воспитателя с детьми в настоящее время все чаще используется в образовательном процессе.

Схема комплексно-тематического планирования психолого-педагогической работы с детьми включает шесть блоков.

Таблица 5

Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы

Ме- сяц не- дели Собы- тия, празд- ники, тра- диции Тема Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми Взаимодействие с семей

i 2 3 4 5 6

Тематика может распределена по неделям. Кроме того, необходимо планировать развивающую среду, помогающую становлению самостоятельной деятельности детей. Первый - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей.

Второй - воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это столь же мощный темообразующий фактор, как и реальные события.

Третий - события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих у них неподдельный интерес и исследовательскую активность (что это такое? Что с этим делать? Как это действует?).

Четвертый - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии.

3- й раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности

В этом разделе предусматривается планирование работы с детьми на квартал и месяц по основным видам детской деятельности (двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, конструирование), каждая из которых имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

4- й раздел. Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)

В еженедельный план работы включаются два блока: содержание НОД и формы организации детей.

Для обеспечения качества педагогического процесса в ДОУ, комплексного подхода к организации жизнедеятельности воспитанников с ориентацией на зоны вариативного развития (А. Г. Асмолов), зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский), возможности осуществления контроля за полнотой выполнения программы развития и воспитания педагоги предусматривают ведение перспективно-тематического и календарного планирования. Перспективно-тематические планы, которые составляются на базе основной образовательной программы, тематического плана образовательной работы ДОО на год, в соответствии с требованиями стандарта, также с использованием дополнительных парциальных программ, технологий работы с дошкольниками, дидактических разработок. Тематические планы по образовательным областям (ФГОС ДО) являются авторской разработкой воспитателя, обладают индивидуальной спецификой в зависимости от условий ДОУ, особенностей детской группы.

Тематический план работы ДОУ (в нем распределены темы по месяцам учебного года, согласно которым педагоги ведут образовательную работу с дошкольниками) согласовывается с воспитателями, освобожденными специалистами ДОУ и утверждается на вводном педагогическом совете. Он позволяет координировать работу специалистов и воспитателей с детьми.

Материалы календарного планирования входят в перечень документации, обязательной для ведения воспитателем по своей возрастной группе. Календарные планы составляются на основе годового плана работы, основной образовательной программы, разработанной и утвержденной в ДОУ.

О. Н. Корсакова, Н. Б. Князькина

41

1. Безрукова Е. В. Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ: [опыт работы прогимназии № 14 «Журавушка», г. Бугульма] // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 8. С. 12-23.

2. Белая К. Ю. Программы и планы ДОО. Технологии разработки в соответствии с ФГОС ДО. М.: ТЦ Сфера, 2014. 28 с.

3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Голицына Н. С. Система методической работы в ДОУ. М.: Скрипторий 2003, 2010. 120 с.

5. Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах / под общ. ред.: М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. СПб.: КАРО, 2014. 112 с.

6. Скоролупова О. А., Федина Н. В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 40-45.

7. Цквитария Т. А. В помощь старшему воспитателю. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.

1. Bezrukova E. V. Podhody k planirovaniju i organizacii raboty v kontekste FGT: [opyt raboty progimnazii N 14 «Zhuravushka», g. Bugul'ma], Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. 2011, No. 8, pp. 12-23.

2. Belaja K. Ju. Programmy i plany DOO. Tehnologii razrabotki v sootvetstvii s FGOS dO, M.: TC Sfera, 2014, 128 p.

3. Belaja K. Ju. Metodicheskaja rabota v DOU. Analiz, planirovanie, formy i metody, M.: TC Sfera, 2010.

4. Golicyna N. S. Sistema metodicheskoj raboty v DOU, M.: Skriptorij 2003, 2010, 120 p.

5. Putevoditel' po FGOS DO v tablicah i shemah, pod obshh. red.: M. E. Verhovkinoj, A. N. Atarovoj, SPb.: KARO, 2014, 112 p.

6. Skorolupova O. A., Fedina N. V. O kompleksno-tematiches-kom principe postroenija obrazovatel'nogo processa v doshkol'nom obrazovanii, Doshkol'noe vospitanie, 2010, No. 5, pp. 40-45.

7. Ckvitarija T. A. V pomoshh' starshemu vospitatelju, M.: TC Sfera, 2014, 128 p.

O. N. Korsakova, N. B. Knyaz'kina

Kindergarten № 26, Volzhsk, Mari El

Recommendations for educational planning in accordance with the federal state educational standards of preschool education

In this publication, generalize the experience of a particular kindergarten, which are aspects of the planning of the educational process in the children's educational organization. Disclosed are ready to use the positive aspects of complex thematic and subject-environmental models unobtrusive attitude adult diversity of children's activities, free choice of subject material.

Keywords: planning educational process, education, preschool educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.