УДК 377.112.4
КЕЙС МЕТОД ПРИ ПОДГОТОВКЕ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
ТУРГАНБАЕВА АЙМЕКЕН ГАБИТОВНА
преподаватель терапии ГКП «Актюбинский медицинский колледж имени Героя Советского Союза М. Маметовой» на ПХВ
ЦАЙЫРЖАН ГАЗИЗА ЦАЙЫРЖАЩЫЗЫ
преподаватель терапии ГКП «Актюбинский медицинский колледж имени Героя Советского Союза М. Маметовой» на ПХВ Актобе, Казахстан
БЕКМУРАТОВА ЭСЕЛ БЕКМУРАТЦЫЗЫ
преподаватель терапии ГКП «Актюбинский медицинский колледж имени Героя Советского Союза М. Маметовой» на ПХВ Актобе, Казахстан
Аннотация: Использование инновационных обучающих технологий находит всё более широкое применение при подготовке медицинских кадров. Внедрение моделирующих систем и ситуационных, так называемых, кейсовых технологий повышает качество изложения материала, способствует развитию умения медицинской сестры анализировать обстоятельства, оценивать альтернативы и прививает навыки в решении практических задач.Метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на решении конкретных задач-ситуаций (кейсов) расширяет возможности образовательного процесса и способствует совершенствованию навыков и получению практического опыта.
Ключевые слова: инновационные технологии, кейс-метод, подготовка медицинских сестер
Новая модель образования выдвигает новые требования к результатам образования.Профессиональное образование приобретает все более инновационный характер, для его успешной реализации требуются инновационные технологии обучения, одной из которых является кейс-технология. [1, с.15,16]
Кейс-метод - это обучение на основе рассмотрения отдельных ситуаций. Это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, стимулировать обучающихся к обсуждению и анализу ситуации и принятию решения. [1, с.32,46]Основные задачи использования кейс-технологий: максимально активизировать каждого обучающегося, вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решения, способствовать эффективному применению теоретических знаний в профессиональной деятельности, развивать ключевые, базовые и специальные компетентности. [2, с.41,46]
Преподаватели терапии Актюбинского Высшего медицинского колледжа имени героя Советского Союза М. Маметовой, широко используют при подготовке специалистов сестринского дела методику ситуационного обучения по каждой теме, по с.каждому разделу дисциплины, поскольку убеждены, что чем больше кейсов учащиеся проанализируют, тем больше готовых схем у них будет для действий в аналогичных ситуациях. Мы используем иллюстративные кейсы (по О.Г.Смолянинову), но первостепенное значение придаем кейсам, обучающим решению проблем и принятию решений. Студентам предлагается осмыслить реальную клиническую ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, необходимых при разрешении данной проблемы. [2, с.98]
Хотелось бы рассказать о дидактических возможностях методики ситуационного обучения.
На этапе имитационного моделирования преподавателями-терапевтами разработана серия обучающих кейсов. Кейс можно рассматривать, как пакет документов для работы студентов и преподавателя, единый информационный комплекс, позволяющий понять и решить ситуацию, с которой придется столкнуться медицинской сестре в процессе профессиональной деятельности.
Серия обучающих кейсов по сестринскому делу в терапии составлена на основе принципов контекстного обучения. Теоретической основой для создания материалов явилась теория сестринского дела и концептуальная модель В.Хендерсон. Адаптированная к российским условиям модель В.Хендерсон дана в пятиэтапном формате сестринского процесса. [3, с.10,11]
В терапевтическое отделение, где Вы работаете постовой медсестрой, поступил пациент Л., 47 лет, с диагнозом: Язвенная болезнь желудка в стадии обострения.
Вопросы:
1. Ваши действия в качестве постовой медсестры?
2. Осуществите сестринское обследование.
3. Выявите проблемы пациента.
4. Определите цели сестринского вмешательства.
5. Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
6. Проведите оценку сестринского вмешательства.
В карте сестринского наблюдения представлена вся информация о пациентке.
При работе с обучающим кейсом наша задача научить студента систематизировать и интерпретировать данные. Конкретная ситуация, изложенная в обучающем кейсе, ведет студента от фактов к проблемам. Проблемы возникают тогда, когда у пациента есть трудности в удовлетворении жизненно-важных потребностей. В обучающем кейсе проблема не должна лежать на поверхности, есть проблемы, до которых нужно «докопаться». Затем из всех проблем студент должен выявить те, с которыми необходимо работать в первую очередь (первоочередные, приоритетные). В вышеизложенной ситуации, например, приоритетную проблему можно сформулировать так: «Тревога за исход беременности в связи с дефицитом знаний о методах обследования почек».
Наибольшие трудности у студентов вызывает целеполагание и планирование сестринского ухода. Многие не умеют принимать обоснованные решения по той или иной проблеме. С цель экономии учебного времени раньше мы предлагаем (как домашнее задание) написать в дневниках цели и план по выявленной проблеме. Студент проводит как - бы мысленный эксперимент, прогнозирует, что надо сделать, что бы устранить проблему.
Последовательность действий ситуационного обучения:
1. Каждый студент бригады анализирует материал кейса самостоятельно (индивидуально, дома), решая вопрос, какие потребности нарушены, пытается выделить проблемы; заносит выводы в дневник.
2. На занятии индивидуальные выводы обсуждаются в «малых» группах.
3. Все варианты наработок выносятся на общую дискуссию бригады, обсуждаются в аудитории и совместно с преподавателем вырабатывается наиболее эффективное решение и стратегия поведения.
При индивидуальной работе с обучающими кейсами у студента формируется умение не просто читать предложенный материал, а изучать и анализировать его. Во время работы малых групп и в дискуссии отрабатывается умение слушать других, защищать свое предложение, находить ошибки (свои или других участников).
На практических занятиях по предмету «Сестринское дело в терапии» широко используются практические кейсы. Они отражают абсолютно реальные жизненные ситуации и формируют конкретные практические умения и навыки. Учебное назначение такого кейса
может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения. В соответствии с ГОСО студенты отрабатывают методику объективного и субъективного обследования пациента, в результате чего формируются операционные навыки (умение эффективного интервьюирования, умения проводить осмотр, пальпацию, аускультацию, работать с медицинской документацией, выполнять сестринские манипуляции и процедуры). Главный смысл практического кейса сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Задача кейс-метода состоит в том, чтобы студент не упрощал ситуацию, а старался ее объяснить, чтобы он умел вычленять главное (основное), чтобы умел принимать решения с учетом возможных последствий и препятствий.
Вывод: обучение на основе кейс-метода - это целенаправленный процесс формирования умений и навыков принятия решений, построенный на всестороннем индивидуальном и групповом анализе и моделировании конкретных ситуаций с последующим обсуждением во время открытых дискуссий сущности и путей преодоления содержащихся в ситуации проблем. В методологическом контексте кейс - метод представляет сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания: метод описания, системный анализ, метод классификации, проблемный метод, мысленный эксперимент, мозговая атака, дискуссия.
В результате освоения кейса у студента развиваются следующие умения и навыки:
• Аналитические и прогностические: классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, выявлять проблемы, ставить цели, разрабатывать план действий, ориентированных на результат.
• Практические: пользоваться на практике знаниями по теории и моделям сестринского дела и терапии, принимать решения в условиях неопределенности.
• Коммуникативные: общаться с пациентами и медперсоналом, вести дискуссию, убеждать окружающих, отстаивать свою точку зрения.
• Творческие.
• Социальные.
Методически грамотное использование кейс-метода в системе подготовки специалистов среднего звена позволяет обучаемым приобретать новые знания, обогащаться практическим опытом, прогнозировать и планировать свою деятельность. [3, с.122]
1. Двойников С.И., Лапик С.В. Ситуационное обучение в сестринском деле. - Москва, 2018.
2. Мухина С.А., Тарковская И.И. Теоретические основы сестринского дела:, учебное пособие в 2-х частях. - М.: «Родник», 1998.
3. Смолева Э.В. «Сестринское дело в терапии с курсом ПМП». Серия «Среднее профессиональное образование».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
ЛИТЕРАТУРА: