ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ КЛИНИЧЕСКОГО СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Зорина Е.В., Мудрова Л.А.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 660022, г. Красноярск, Российская Федерация
В статье представлен теоретический анализ технологий клинического ситуационного обучения студентов медицинского вуза и применение его на практике. Существует достаточно много активных и интерактивных методов и технологий обучения, но только некоторые из них формируют профессиональные компетенции, поэтому проведен выбор оптимальной технологии овладения практическими навыками в медицинском образовании студентов I курса. Выбранная технология конкретной клинической ситуации требует создания профессиональной среды (ситуационный класс), определенной структуры и методического обеспечения занятия. Ее влияние оценивалось по результатам контроля овладения навыками обучающимися с применением технологии и без нее, как во время занятий, так и по оценочным ведомостям промежуточного контроля успеваемости после производственной практики. Общая успеваемость студентов при применении технологии конкретной клинической ситуации повысилась (учитываются все оценки по 5-балльной системе). Также повысился качественный показатель освоения дисциплины (учитываются только оценки «отлично» и «хорошо»), сопричастность каждого студента при выполнении медицинских манипуляций. Данное обучение мотивировало студентов к активным действиям, самостоятельности и погрузило их в профессиональную среду уже с I курса.
Ключевые слова:
медицинское образование; технология; выбор; клинические ситуации; студенты; эффективность
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Выбор технологии клинического ситуационного обучения студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 32-38. Р01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-32-38
Статья поступила в редакцию 21.06.2022. Принята в печать 21.1 1.2022.
THE CHOICE OF TECHNOLOGY FOR CLINICAL SITUATIONAL TRAINING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
Zorina E.V., Mudrova L.A.
Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 660022, Krasnoyarsk, Russian Federation
The article presents a theoretical analysis of the technologies of clinical situational training of medical university students and its application in practice. There are quite a lot of active and interactive teaching methods and technologies, but only some of them form professional competencies, therefore, the choice of the
optimal technology for mastering practical skills in medical education of first-year students was carried out.
The chosen technology of a specific clinical situation requires the creation of a professional environment (situational class), a certain structure and methodological support of the lesson. Its impact was assessed based on the results of the control of mastering the skills of students with and without technology, both during classes and according to the evaluation statements of intermediate control of academic performance after practical training.
The overall academic performance of students in applying the technology of a specific clinical situation has increased (all grades according to the 5-point system are taken into account). Also, the qualitative indicator of mastering the discipline has increased (only the grades «excellent» and «good» are taken into account), the involvement of each student in performing medical manipulations. This training motivated students to take active actions, independence and immersed them in the professional environment from the first year.
Keywords:
medical education; technology; choice; clinical situations; students; efficiency
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Zorina E.V., Mudrova L.A. The choice of technology for clinical situational training of medical university students. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2022; 13 (4): 32-8. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-32-38 (in Russian) Received 21.06.2022. Accepted for publication 21.1 1.2022.
Проблема поиска и выбора технологий и методов обучения студентов является центральной в образовательном процессе любого вуза [1, 2]. Для развития профессиональных навыков и клинического мышления студентов в медицинском образовании РФ можно применять методы и технологии, учитывающие теорию/концепцию «поэтапного формирования умственных понятий и действий» по П.Я. Гальперину [3]. Согласно такому подходу, теоретические знания должны усваиваться одновременно с практическим освоением профессиональных норм и способов деятельности, а не отдельно. Отсюда возникает потребность выбора методов и технологий обучения студентов в медицинском вузе, которые должны способствовать определенной степени комфортности студентов на занятии (подразумевается социальная,психологическая, профессиональная и физическая адаптация студентов), чтобы они могли вдумчиво и грамотно осваивать воспроизводимые ими манипуляции.
К такой технологии, по нашему мнению, относится технология конкретной клинической ситуации (ККС), на которую указывал С.И. Двойников еще в 2006 г., отмечая ее универсальность в профессиональном обучении студентов. Он так же обратил внимание, что удельный вес конкретных ситуаций в учебных планах американских и западноевропейских медицинских колледжах, университетах составляет в среднем 25% [4].
В программах подготовки специалистов медицинского профиля требуется обязательное овладение конкретными клиническими навыками [5, 6]. И, как показывает практика обучения, это можно осуществить только при создании профессиональной образовательной среды, реальной и виртуальной, а также при применении не только классических, но и вариативных ситуационных технологий уже с I курса обучения будущих врачей [7, 8]. Поэтому разработка и применение клинических ситуаций соответствует мировым тенденциям практической направленности
учебного процесса, органичного соединения теории и практики, приобретения клинических навыков студентами I курса [9, 10].
То, как складывается практика преподавания в конкретном вузе, зависит от множества условий, но все они используют тот или иной вариант ККС, применение которой специфично в основном для медицинского образования [11, 12].
Однако организация применения технологии ККС на I курсе в медицинском обучении студентов освещена недостаточно, не определены ее структура, методическое обеспечение, так как на I курсе студенты получают знания в основном по общеобразовательным дисциплинам. Основополагающей задачей преподавателей нашей кафедры в обучении студентов мы считаем - научить студентов пользоваться теоретическими знаниями при одновременном овладении практическими умениями младшего и среднего медперсонала, а также ознакомить студентов I курса с медицинской средой их деятельности. Учитывая разнообразие содержания технологий клинического ситуационного обучения студентов, возникла необходимость обозначить основные из них, а также подобрать те, которые можно использовать в обучении студентов на I курсе медицинского вуза.
Цель исследования - определить основные технологии ситуационного обучения студентов, выбрать и создать структуру применения клинической ситуационной технологии для обучения студентов-первокурсников медицинским манипуляциям и выявить ее влияние на освоение ими профессиональных навыков.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Осуществлен метод тематического анализа доступных публикаций по содержанию вариантов клинического ситуационного об-
учения студентов, сравнительный анализ их содержания для выбора варианта ситуационной технологии, доступной для обучения практическим навыкам студентов I курса ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. Для изучения ККС - овладения практическими навыками (табл. 1) - применялся метод сравнительного анализа промежуточного контроля по ведомостям первичной успеваемости студентов в указанной дисциплине. В исследовании участвовали студенты 36 групп I курса лечебного факультета. В 26 группах студенты обучались с применением технологии ККС, 10 групп проходили учебную практику в больницах г. Красноярска без применения технологии ККС.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ представленных в литературных источниках технологий, включающих студентов в профессиональную деятельность, позволил нам выбрать технологию ККС из известных вариантов ситуационного обучения. Однако следует отметить ее вариативность, как по содержанию, так и по назначению в зависимости от применения у студентов от I до VI курса обучения. Разнообразие технологий клинического ситуационного обучения студентов представлено нами в табл. 1.
Как видно из табл. 1, эти ситуационные технологии отличаются по структуре и целям назначения, а их применение зависит от зрелости студента и дисциплины, в которой они будут использованы. Следовательно, применение технологии ККС зависит от типа занятия (клиническое или симуляционное), темы, степени адаптации студентов и преподавателей к конкретной клинической ситуационной технологии.
По использованию в профессиональном обучении первокурсников мы определили
Таблица 1. Варианты содержания технологий клинического ситуационного обучения студентов
Вариант Содержание
Клинический случай Разбор симптоматических проявлений конкретного пациента с определенной нозологией
Ситуационная модель, которую нельзя отнести к конкретной Конкретная клиническая нозологии или синдрому, она определяется группой заболеваний ситуация и профильностью, предназначена для овладения навыками и получения опыта в определенных областях
Кейс-технологии Основная функция - учить студентов, решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Выделяют несколько видов кейсов по сложности: 1 - иллюстративные ситуации; 2 - кейсы с формированием проблемы; 3 - кейсы без формирования проблемы; 4 - прикладные упражнения с описанием сложившейся ситуации, предлагается найти пути выхода из нее
.. , Учебный аналог жизненно важной для обучаемых проблемы, решая ее Учебные клинические на основе предметно-практических действий, учащиеся овладевают ситуации новыми знаниями и способами действий
Технология анализа ситуаций Анализ конкретных ситуаций (ситуационные задачи, ситуационные упражнения)
Классическая технология Обучение на основе конкретных примеров - это клиническое case-based learning мышление, поиск информации и применение знаний
Технология ситуации «инцидента» Разбор ситуаций неудовлетворенных оказанием помощи пациентов
2 варианта ситуационных технологий: конкретная клиническая ситуация и учебные клинические ситуации. Эти технологии использовали в дисциплине учебной практики «Уход за терапевтическими больными» на лечебном факультете. В программе дисциплины много медицинских навыков(примерно от 43 до 50), с которыми студенты не только должны ознакомиться, но и овладеть ими, чтобы уметь использовать их во время прохождения летней производственной практики в лечебном учреждении в качестве младшего (санитарка) и среднего (медицинская сестра) медицинского персонала.
ОБСУЖДЕНИЕ
Структура занятия по технологии ККС (мнение авторов) должна быть смоделирована преподавателем, приспособлена к разбираемой теме и выполняться по опре-
деленным этапам. В нашем понимании она должна иметь общую основу, которая должна включать следующее.
1. На каждое занятие должна быть определена схема его проведения.
2. В схеме учитываются все условия (класс с оснащением для клинической манипуляции или клиника), влияющие на обучение практическим навыкам, их тематика (личная гигиена больного, инфекционная безопасность, способы применения лекарственных средств и т.д.), количество манипуляций для усвоения студентами во время занятия по теме (может быть от 1 до 6).
3. Обязательное использование методического сопровождения, содержащего информацию об этапах манипуляции (алгоритмы, видеофильмы, инструкции). На кафедре преподавателями созданы алгоритмы, содержащие информацию об эта-
пах выполнения навыка, и видеофильмы по конкретным манипуляциям, которые должны соответствовать подобным на других кафедрах, повторяющих эти навыки. Объяснение и показ манипуляции преподаватель может заменить видеофильмом, так как в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России есть файл с видеофильмами большинства осваиваемых практических медицинских навыков (по хирургии, педиатрии, терапии и т.д.).
4. Самостоятельная работа студентов по овладению практическими навыками в соответствии с содержанием методического сопровождения, которая может быть по времени различной в зависимости от сложности осваиваемой манипуляции (обычно 30-45 мин).
5. Контроль преподавателем усвоения практического навыка каждым студентом и выявления слабых сторон для усвоения навыка с его подробным разбором.
Влияние применения указанной технологии ККС на овладение профессиональными навыками студентами на различных базах представлено в табл. 2 (по результатам программного учета оценок экзаменационных ведомостей).
Из представленных показателей экзаменационных ведомостей видно, что наибольшее число групп обучалось по учебной практике в классах кафедры с соответствующим оснащением ККС - 72,2%, тем не менее, они посещали лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) при освоении темы «Виды и устройство ЛПУ». Остальные студенты, проходящие обучение на базе ЛПУ, сдавали дифференцированный зачет на кафедре. Снижение показателей общей успеваемости по базам ЛПУ от кафедральных отличается на 2,8-2,1% и от качественного показателя освоения практических навыков - от 6,8 до 4,9%.
Снижение показателей успеваемости при обучении студентов на лечебных базах мы объясняем отсутствием условий применения технологии ККС и возможности проводить контроль освоения навыка у каждого студента. В условиях стационара в основном показывали манипуляции, но обучаемые не могли их воспроизвести, так как в группе по 12 студентов. Положительным при обучении студентов в ЛПУ являются погружение в профессиональную среду и четкое выполнение санитарно-гигиенического режима отделения.
При проведении занятия по технологии ККС у преподавателя кафедры была возможность выбора: подключаться к самостоятельной работе студентов или не принимать в нем участия, но в любой ситуации он должен был определить, что удалось усвоить к концу занятия студентам, а что представляет определенные сложности. Следует отметить, что технологию ККС можно применять только на тех занятиях, где предусмотрено овладение студентами-первокурсниками определенными клиническими навыками. В образовательном процессе студентов-медиков технология ККС, на наш взгляд, способствует преемственности в обучении медицинским манипуляциям на клинических кафедрах от I до VI курса, овладению практическими навыками уже с I курса, развитию профессиональной подготовки будущих врачей.
ВЫВОДЫ
1. Выделено 7 основных вариантов ситуационного обучения студентов медицинского вуза по доступным литературным источникам, определена наиболее целесообразная технология по освоению практических навыков студентами I курса. Сильной стороной применения технологии ККС являются ее
Таблица 2. Итоговый контроль освоения практических манипуляций студентами I курса
Базы обучения студентов в Красноярске Количество групп Общая успеваемость, % Качественный показатель, %
Ситуационные классы ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России 26 (72,2%) 96,7 97,0
Краевая и железнодорожная больницы 5 (13,9%) 94,6 92,1
Онкологический диспансер 2 (5,5%) 93,8 89,2
Больница скорой медицинской помощи 3 (8,3%) 93,9 89,5
Итого 36 (100%) 94,77 91,65
связь с реальностью и то, что она - средство одновременного сочетания теории и практики.
2. Определена структура технологии ККС при обучении студентов I курса, которая включает 5 этапов, способствующих освоению медицинских манипуляций и их преемственности на последующих курсах. Технология ККС представляет собой комплексный инструмент обучения действием, который определен не только методическим содержанием,но и включаетсимуляционную (имитационную) технологию, однако технология ККС значительно объемнее симуляции, так как необходимы дополнения в создании
клинической среды, определение показания для манипуляции и ее оснащение.
3. Технология ККС требует изменения условий и средств обеспечения процесса обучения студентов, которые осуществляются в специально оборудованных классах, содержащих тематическое обеспечение манипуляции, что вызывает значительный интерес студентов к обучению, способствует качественному освоению навыков каждым студентом. Обучение студентов-медиков должно быть нацелено на приобретение ими навыков практической работы уже с I курса, чему способствует технология конкретной клинической ситуации.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Зорина Екатерина Вячеславовна (Ekaterina V. Zorina)* - кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии и семейной медицины с курсом последипломного образования ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Российская Федерация E-mail: zorina-eka0mail.ru http://orcid.org/ 0000-0003-1308-9115
Мудрова Лариса Александровна (Larisa А. Mudrova) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Российская Федерация E-mail: mudrova.larisa0yandex.ru http://orcid.org/ 0000-0002-1317-3360
*Автор для корреспонденции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С.71-77.
2. Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 2011. С. 41-45.
3. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / Подг. к печати М.А. Степановой // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 1998. №2. С.3-8.
4. Двойников С.И., Лапик С.В. Ситуационное обучение в сестринском деле / Учебное пособие для студентов вузов. Москва : ГОУ ВИНИЦ МЗ РФ. 2004, 216 с.
5. Романцов М.Г., Храмцова Е.Г., Мельникова И.Ю. Формирование профессиональных компетенций и становление компетентностного подхода при обучении в медицинском вузе // Высшее образование сегодня. 2015. № 7. С. 2-10.
6. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально - ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011.Т.2,№5.С. 155-157.
7. Мудрова Л.А., Зорина Е.В., Бахшиева С.А. Интеграция системы симуляционного обучения в действующую систему профессионального образования студентов первокурсников КрасГМУ // Педагогика и медицина в служении человеку: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (г. Красноярск, 01.12.2016).Красноярск, КрасГМУ.2016. С.105-109.
8. Зинченко О.В., Муравьева А.А., Владимирова О.В. Симуляционное обучение студентов медиков // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 166-168.
9. Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Клинический случай как методическая форма преподавания в медицинском образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. Т. 33, № 1. С. 40-47.
10. Гладилина И.П. Соответствие компетенций выпускников вузов и потребностей рынка труда в условиях цифровой трансформации // Современное педагогическое образование. 2022. №1. С. 10-13.
11. UNESCO. Education for Sustainable Development Goals: learning objectives.2017. [Электронный ресурс]. URL: https:// unesdoc.unesco.org
12. Обзор рынка образовательных технологий // Пульс EduTech. 2020.Т. 13, № 2. [Электронный ресурс]. URL:https:// edutechclub.sberbank-school.ru/all/edutechpulgeb
REFERENCES
1. Vishnevsky P.N. Method of modeling problem situations. Vyschee obrazovanie v Rosii [Higher education in Russia]. 2017; 12 (218): 71-7. (in Russian)
2. Grishnova E.E. Modernization of the educational process: problems and trends. Vyschee obrazovanie v Rosii [Higher education in Russia]. 2011. P. 41-5.(in Russian)
3. Galperin P.Ya. General view on the doctrine of the so-called step-by-step formation of mental actions, representations and concepts. Subg. to the press by M.A. Stepanova.Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Ser. 14. Psychology. 1998; (2): 3-8. (in Russian)
4. Dvoynikov S.I., Lapik S.V. Situational training in nursing. Study guide for University students. Moscow: GO VINITS of the Ministry of Health of the Russian Federation. 2004, 216 p. (in Russian)
5. Romantsov M.G., Khramtsova E.G., Melnikova I.Yu. The formation of professional competencies and the formation of a competence-based approach when studying at a medical university. Vyshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2015; (7): 2-10. (in Russian)
6. Pokushalova L.V. The case-study method as a modern technology of professionally-oriented training of students. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2011; 2 (5): 155-7. (in Russian)
7. Mudrova L.A., Zorina E.V., Bakhshieva S.A. Integration of the simulation training system into the current system of vocational education of first-year students of KrasSMU.In: Pedagogika i meditsina v sluzhenii cheloveky: materialy III Vserossiyskoy nauchno-parakticeskoy conferentsii [Pedagogy and medicine in the service of man: materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference]. Krasnoyarsk, KrasSMU. 2016: 105-9. (in Russian)
8. Zinchenko O.V., Muravyeva A.A., Vladimirova O.V. Simulation training of medical students. Vyshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2016; 4 (200): 166-8. (in Russian)
9. Lazarenko V.A., Nikishina V.B., Kuznetsova A.A. Clinical case as a methodological form of teaching in medical education. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational education in Russia and abroad]. 2019; 1 (33): 40-7. (in Russian)
10. Gladilina I.P. The correspondence of the competencies of university graduates and the needs of the labor market in the conditions of digital transformation. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education]. 2022; (1): 10-3. (in Russian)
11. UNESCO. Education for Sustainable Development Goals: learning objectives. 2017. [Electronic resource]. URL: https:// unesdoc.unesco.org
12. Review of the educational technology market. Pulse EduTech. 2020; 2(13). [Electronic resource]. URL: https:// edutechclub.sberbank-school.ru/all/edutechpulgeb