Abstracts
УДК 61:001.12/.18
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУС
Русакова Е.М.
Белорусская государственная академия последипломного образования, начальник центра научно-методического обеспечения высшего и среднего специального медицинского, фармацевтического образования, г.Минск, Республика Беларусь
Эффективность работы системы здравоохранения зависит от уровня подготовки ее работников, рационального использования кадров и их мотивации к работе. Стремительное развитие медицинской науки и инновационных технологий выдвигает новые задачи в области подготовки медицинских сестер.
В Республике Беларусь подготовка специалистов со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием осуществляется в 16 медицинских колледжах, которые являются государственными учреждениями образования, реализующими образовательные программы среднего специального образования, по 8 специальностям: «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело», «Медико-диагностическое дело», «Фармация», «Сестринское дело», «Зуболечебное дело», «Зубопротезное дело», «Лечебный массаж».
В целях оптимизации с 1 сентября 2015 года сокращены сроки обучения до 1 года 10 месяцев по 4 специальностям, одной из которых является «Сестринское дело». В разработку образовательных стандартов и учебно-программной документации положен принцип практикоориентированного подхода к подготовке медицинских сестер.
Совершенствование профессионального образования предусматривает использование современных педагогических технологий, активных, интерактивных, диалоговых форм обучения, способствующих повышению качества подготовки специалистов.
В настоящее время в рамках реализации проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь», финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития, в медицинских колледжах проводятся мероприятия по внедрению в образовательный процесс симуляционного обучения, позволяющего моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности и совершенствовать уровень подготовки медицинских сестер.
Для формирования умений общения медицинского работника с пациентом, основанных на принципах деонтологии, умелого расспроса пациента, коммуникации с пациентами и их родственниками используется методика «Стандартизированный пациент».
Развитие сестринского образования в Республике Беларусь заложит основу для удовлетворения потребностей населения в доступной, качественной медицинской помощи.
Ключевые слова: практикоориентированный подход, сестринское образование, Республика Беларусь.
УДК 61:331.108; 614.253
РЕФОРМА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В КАЗАХСТАНЕ - ЧЕГО ХОЧЕТ МЕДСЕСТРА?
Векленко Г.В., Смагулова Г.А., Сейтмаганбетова Н.А., Достанова Ж.А., Танмаганбетова А.Ю.,
Жаубатырова А.А., Курмашева Г.С.
Западно - Казахстанский Государственный Медицинский Университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
Введение. В настоящее время в Казахстане проводится реформирование медицинского образования и здравоохранения. Целью является повышение качества и эффективности медицинской помощи населению. Одно из наиболее важных ролей в решении этой проблемы принадлежит сестринскому персоналу. Нехватка медицинских сестер, низкая их мотивация, низкая заработная плата, высокая эмоциональная и физическая нагрузка, влияют на эффективность оказываемой медицинской помощи.
Цель исследования - анализ удовлетворенности медицинской сестры профессиональной деятельностью.
Материалы и методы: Анонимное анкетирование, проводилось на базе Больницы скорой медицинской помощи г.Актобе в феврале 2018 году. Карта социологического опроса включала 11 вопросов (возраст, место
работы, стаж работы, семейное положение, ценность и значимость профессии, удовлетворенность условиями работы, удовлетворенность заработной платой, мнения медицинских работников о внесении изменений в профессиональную деятельность). Общее число заполненных анкет составило 92 из 289 человек. Средний возраст опрошенных медсестер составил 39 лет, в стационаре работают 95%. Стаж работы до 5 лет имеют 21%, до 15 лет 40%, более 15 лет - 53%. Семейное положение: замужем - 59%, имеют детей в возрасте до 3 лет - 36%, до 7 лет - 48%, старше 7 лет - 89%. Не имели детей -25% опрошенных медицинских сестер.
Результаты исследования: На вопрос о значимости своей профессии, 100% медсестер отметили, что ценят и любят свою профессию, несмотря на ее трудности.
Формированию самоуважения в большой степени способствует обстановка в коллективе, в том числе характер отношений складывающегося у среднего медперсонала с врачами и руководителями разного уровня. Один из вопросов анкеты был посвящен оценке этих взаимоотношений. Важным мотивирующим фактором для высокоэффективного труда является уровень его общественного признания.
На вопрос, о том ценят ли Вас окружающие как медсестру, респонденты отметили, что пациенты и родственники уважают их в 100% случаев, врачи - в 96%, администрация - в 89%. Они считают, что наиболее важным ответственным профессиональным долгом является оказание качественной квалифицированной медицинской помощи и улучшение здоровья населения.
Большинство медсестер нуждаются в уверенности, поддержке и в ценности как профессионала, востребованности в своей профессии. Результаты исследования показали, что 76% медицинских сестер удовлетворены условиями работы, а 23% испытывали неудовлетворенность условиями профессиональной деятельности. Неудовлетворенность условиями работы объяснялась большой эмоциональной и физической нагрузкой, оформлением большого количества документации, что отнимало много рабочего времени у медицинских сестер отсутствием необходимых оснащенных кабинетов для релаксации. 94% медицинских сестер положительно оценивают свою профессию и не изменяют часто место работы, объясняя доброжелательность и сложившимися уважительными отношениями в коллективе. 5% медсестер, в основном молодые лица, хотели бы поменять свою профессию из - за низкой заработной платы и большой профессиональной нагрузки. 60% опрошенных были неудовлетворены низкой заработной платой, тогда как - 40% оплата труда устраивала.
Выводы. Результаты нашего исследования показали, что потребность медицинских сестер в изменении условий работы, обеспеченности медицинской одежды, уменьшении количества документации, увеличении заработной платы и дифференцированном ее определении в соответствии с выполняемой нагрузкой и квалификацией. В целом высокую профессиональную удовлетворенность медицинских сестер, несмотря на низкую удовлетворенность оплатой труда и условиями его осуществления.
Ключевые слова: сестринское дело, удовлетворенность медицинского персонала, социологический опрос, Казахстан.
УДК 614; 614.2; 614:33
СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОЙ СЛУЖБОЙ. РАБОТА ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Наурузбаева А.С.
Центр развития сестринского дела Актюбинской области, заместитель директора, Актобе, Казахстан
Приоритетным направлением Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаульщ 2016-2019 годы» определено совершенствование системы подготовки специалистов среднего звена, наделенных компетенциями, отвечающим потребностям практического здравоохранения, способствуя их конкурентноспособности на рынке труда. В связи с чем, в Актюбинской области в 2015 году на базе Актюбинского медицинского колледжа был создан Центр развития сестринского дела, задачами которого являются: повышение качества сестринской помощи, анализ перспективных направлений развития сестринского дела, повышение престижа профессии сестринского дела.
Единственный в Казахстане, Региональный симуляционный центр ГККП «Актюбинский медицинский колледж имени героя Советского Союза Маншук Маметовой» Центра развития сестринского дела Актюбинской области получил в феврале 2018 года свидетельство об аттестации Общероссийской общественной организации РОСОМЕД «Российское общество симуляционного обучения в медицине».