Медиасреда. 2023. № 2. С. 62-66. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 2: 62-66. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2023-0-2-62-66
КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕДИАТЕКСТОВ
ПОМОГАЕТ СОЗДАВАТЬ КОМФОРТНУЮ ЭКОСИСТЕМУ МЕДИА
(НА ПРИМЕРЕ МЕДИАПОРТАЛА «ХАБР»)
Владислав Юрьевич Сатонин
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье приводится анализ медиапортала «Хабр» как особой экосистемы, функционирование которой основано на взаимодействии аудитории с авторами, постоянной смене ролей (читатель - автор), а также создании условий для повышения медиаграмотности и медиакомпетентности всех пользователей портала. Уникальность этого медиапортала связана с гибридизацией его функций, направленных как на аккумулирование и распространение специальных знаний (преимущественно технически ориентированных), так и на формирование особой эмоциональной атмосферы, привлекающей пользователей и повышающей конкурентоспособность данной медиаплатформы. Подобная экосистема предполагает, что написанием материалов занимаются независимые авторы, а не сотрудники медиапортала, при этом они ориентируются на вкусы и предпочтения аудитории, являясь ее частью. В статье дано описание навигации портала, системы рейтингов статей и авторов. Анализируются встроенные технические средства, которые помогают порталу ранжировать материалы по различным фильтрам и улучшать разнообразность подборок для читателей. В статье также приводится краткий анализ материалов авторов на предмет использования эмоциональных приемов, авторского стиля, которые и становятся основными источниками атмосферы «Хабра». Разнообразие эмоциональных приемов позволяет судить о глубине вовлеченности авторов портала в техники производства художественных текстов, нарушающих привычный горизонт ожидания пользователей, ищущих решения преимущественно технических проблем.
Ключевые слова: эмоция, эмоциональность, портал «Хабр», коммуникация, медиатекст
Для цитирования: Сатонин В. Ю. Как эмоциональность медиатекстов помогает создавать комфортную экосистему медиа (на примере медиапортала «Хабр») // Медиасреда. 2023. № 2. С. 62-66. doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-62-66
For citation: Satonin V. Yu. How the emotionality of media texts helps create a comfortable media ecosystem (using the example of the Habr media portal). Mediasreda. 2023; 2: 62-66. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-07172023-0-2-62-66
В своем разборе общих трендов и тенденций в медиатекстах цифровых СМИ В. В. Богуславская и И. В. Богуславский отмечают: «Все СМИ производят содержание, но будущее - за медиатекстами, к созданию которых потребители "могут сами приложить руку": комбинация таких аспектов, как тяга к знаниям, эгоизм, альтруизм, любовь и другие, - под влиянием различных сред формирует обобщенное пространство медиатекстов - экосистему медиасреды (самоорганизующуюся среду)» (Богуславская, Богуславский 2017: 52). Формирование собственной экосистемы позволяет найти свою аудиторию по определенной тематике и углубиться в нее, опережая другие площадки по раскрытию тематики. Автор с хорошими познаниями в определенной теме будет создавать и выкладывать свой медиатекст на тех медиапорталах, на которых он найдет свою аудиторию и признание. Большинство современных медиапорталов построены таким образом, чтобы авторы выпускали свои новости, обзоры, материалы на их площадке.
В своей работе об оптимизации взаимодействия СМИ и аудитории И. В. Жилавская говорит, что современные реалии и активное развитие медиаобразования создают условия, при которых формируются новые стратегии медиа: повышается медиаграмотность, медиакомпетентность населения, что приводит к гармонии аудитории и авторов, вовлеченность первой в процесс формирования материалов и экосистемы портала в целом (Жилавская 2008: 4). Это работает и в обратную сторону: медиасреда (медиапортал) повышают уровень цифровой зрелости у конкретного общества. По словам Е. И. Кузнецовой и
А. В. Русавской термин «цифровая зрелость» означает «вовлечение или использование компьютерных технологий» (Кузнецова, Русавская 2021: 47). В таких условиях рекламодателям предоставляется возможность показывать контекстную рекламу в зависимости от жанра новости, также поощрять авторов сделать обзор на какой-либо продукт. У таких платформ большой поток читателей, что дает владельцам прибыль и пространство для творчества: реклама, выход на другие платформы, сотрудничество с различными сервисами и т. д. Авторам и читателям предоставляется писать об интересующих их темах. По словам Е. Ю. Колобовой, медиапотребление позволяет присвоить себе некий «культурный капитал», благодаря которому можно достичь признания и повысить свой социальный статус внутри экосистемы. Это связано с тем, что, например, постоянное чтение технических материалов позволит читателям освоить новые компетенции; если мы говорим о программировании, то узнать новую технологию, если о других тематиках - то полезную информацию (Колобова 2020: 26).
По словам М. М. Назарова, лидирующие позиции в СМИ занимают телевидение и Интернет (Назаров 2017: 85). К лидирующим интернет-ресурсам можно отнести, например, «DTF», «Клуб ДНС», «VC.ru», «Пикабу», «Хабр» (Топ -17 площадок для публикации статей. Посещаемость агрегаторов контента - SEO c 2002 года на vc.ru, https://vc.ru/u/629143-seo-s-2002-goda/588828-top-17-ploshchadok-dlya-publikacii-statey-poseshchaemost-agregatorov-kontenta, дата обращения: 15.03.2023). Если все подобные инфопорталы можно отнести к общесоциальным, охватывающим широкий спектр интересов публики, то портал «Хабр» -узкоспециализированный и позиционирует себя для технических «гиков», программистов и аудитории IT-сообщества.
Популярность площадки выросла настолько, что туда пишут не только авторы от своего лица, но и журналисты от крупных IT-компаний, от лица брендов. Для таких «крупных» игроков площадка выступает чуть ли не единственной платформой для рекламы своего бренда единомышленникам и показа «силы» внутренних процессов и механизмов, ведения бизнеса и разработки каких-либо продуктов. По словам И. И. Воронцовой, в новых нарративах медиапорталов ключевой позицией становится наше собственное «я», которое вырастает из рассказанных нами историй (Воронцова 2019: 25). В. А. Сидоров ссылается на то, что в современных медиа появляется новая этика, связанная с коммуникацией и взаимодействием новых и профессиональных авторов (Сидоров 2021: 121). Профиль личности воспринимается также и при чтении материалов от компаний. Сами материалы разделяются на категории, жанры и теги. По мнению А. А. Беляева, навигационная часть сайта играет первостепенную роль в интерфейсе веб-сайта. Она представляет собой взаимосвязанную систему элементов сайта, которая определяет навигационную инфраструктуру сайта для пользователей (Беляев А. А. 2009: 2). На портале «Хабр» основным навигационным элементом между статьями являются теги, благодаря ним можно переходить в интересующие подборки и искать похожие материалы. Каждый тег на портале имеет «вес» (внутренний рейтинг), который характеризует популярность подборки. Самыми популярными тегами являются «Программирование», «Информационная безопасность», «Научно-популярное», «IT-компании», «Карьера в IT-индустрии», «Читальный зал», «Производство и разработка электроники», «Исследования и прогнозы в IT». Рейтинги у данных тегов ранжируются от 763 до 304 «поинтов» (именование показателя популярности подборки). Есть подборки и с большим рейтингом, но они относятся к блоку какой-либо компании и не ранжируются с остальными новостями. Подборку также можно сортировать по популярности и по временной шкале, предоставленной следующими вариантами: «Сутки», «Неделя», «Месяц», «Год», «Все время».
Однако, как уже указывалось выше, портал «Хабр» отличается от других тем, что люди, читающие такие материалы, - программисты, творческие «гики» и люди с техническим образованием. Для них интересно читать подобные материалы так как это связано с их профессиональными увлечениями. Если материал о программировании, то авторам публикации не нужно адаптировать терминологию для такой аудитории: вовлеченные пользователи поймут, о чем «говорят» эти сложные термины и формулировки. Благодаря «жесткой» тематике материалов аудитория у таких публикаций соответствующая. Однако несмотря на специфическую тематику авторы стремятся к использованию типичных журналистских приемов: цепляющий заголовок, вводный абзац, деление поста на несколько глав: проблема - анализ - решение.
Также авторам необходимо учитывать, что конкуренция за аудиторию лежит на них самих. Если у блогов крупных IT-компаний будет контент-план и очерёдность размещения публикаций, то свободным авторам необходимо самостоятельно думать о том, когда и с какой периодичностью выложить статью. Из-за высокого уровня публикаций у IT-компаний, на площадке будет видна иерархия с позиции «сильный» -«слабый». Материалы, глубоко анализирующие проблему от брендов, будут в большем выигрыше по просмотрам, комментариям и другим метрикам, чем те, что написаны авторами индивидуально. Например, подборки «Читальный зал» и «IT-эмиграция» в несколько раз превосходят другие подборки по количеству просмотров и комментариев. Выбранные подборки можно фильтровать по времени и по популярности. Новости из подборки «Читальный зал» собрали 587 голосов (аналог «лайков»), 145 тысяч просмотров, 377 людей сохранили материал в закладки и 1318 комментариев на момент анализа. Тег «IT-эмиграция» собрал
примерно те же показатели. Для примера, у тега «Информационная безопасность» показатели следующие: 471 голосов при 59 тысячах просмотров, 141 пользователей сохранили материал в закладки и 86 оставили комментарий.
При наличии активности читателей, важным фактором также является их удержание на портале. Одним из способов привлечения внимания читателей и их удержания будет применение эмоциональности в тексте (Сатонин 2022: 91). Это также улучшит популярность площадки в целом. В отобранных материалах для анализа лишь в 8 из 35 материалов не было обнаружено использование эмоциональных приемов.
Напомним, что статьи отбирались по популярности тегов и самым популярным новостм в этих подборках за прошедший год (с января 2023 года). Суммарно было взято по 5 новостей из тегов: «Программирование», «Информационная безопасность», «Научно-популярное», «1Т-компании», «Карьера в 1Т-индустрии», «Читальный зал», «Производство и разработка электроники» и «Исследования и прогнозы в 1Т». Также отметим, что новости могут иметь несколько тегов и располагаться сразу в нескольких подборках. По многим тегам можно понять, что они подразумевает длинный материал, не относящийся к техническим материалам (например, тег «Читальный зал»). В нем будет больше эмоционального содержания, так как в нем пишутся преимущественно художественные материалы, которые можно почитать на досуге.
A, например, теги «Информационная безопасность» и «Исследования и прогнозы в 1Т» важны для читателей, так как несут в себе информацию, которая может повлиять на бизнес и цифровую безопасность. Из-за этого в них практически не будут применяться эмоциональные приемы.
Среди способов вызвать эмоции читателей присутствуют фигуры риторические, используемые для создания художественного украшения или риторико-прагматической роли (Поэтика 2008: 282). Их разделяют на фигуры слова, фигуры мысли и грамматические фигуры. К первым относятся фигуры прибавления, убавления, перемещения и эквивалентности. В них входят следующие фигуры: удвоение, эпаналепсис, охват, полиптотон, градация, плеоназм, анафора, эпифора, эллипсис, паралепсис, бессоюзие, зевгма, инверсия, параллелизм, парафраза, перифраза, риторические вопросы, антитезы. Также можно встретить использование лирики и таких тропов, как метафора, ирония, гипербола, литота. Присутствуют и литературные приемы: восклицания, контаминация, устойчивые выражения или фразеологизмы, экспозиции, прологи, аллюзии, эпилоги, антропоморфизм, повторение одинаковых слов, перечисления, эвфемизмы. Также можно встретить ораторские и полемические фигуры: апелляция к личности, поговорки, демагогия, унижение, насмешки. Находится место и для различных методов повествования: сторителлинг, диалог с читателем, использование рассказов / притч, прецендентов. Использование эмоциональных приемов позволяет материалам по-разному влиять на аудиторию. Материалы могут имитировать художественное повествование, оформляться в виде сторителлинга или других форматах. По мнению С. И. Симаковой и А. П. Енбаевой, умение рассказывать историю или ситуацию является положительным качеством для автора и имеет ценность для читателя и портала (Симакова, Енбаева 2019: 110). Например, в статье «Вражеский нейлон», отнесенному к тегу «Программирование», информация подавалась в виде сюжета со вставками автора, напоминающими закадровый голос в кино. Такие вставки дают читателю эмоциональный импульс, который интересно читать, и обещаний автора, которые он исполняет: «Она наверняка тянет на сюжет крутого боевика, поскольку в ней присутствуют и засыпанный сибирскими снегами Вычислительный Центр и специальная бригада сотрудников КГБ во главе с майором и роскошная блондинка, которая разделась донага ради раскрытия большой тайны. Будут в этой истории допрос и обыск, а также арест невиновного. А арестованным невиновным окажется сам автор». Помимо этого, есть вставки более сложных юмористических приемов, объект которых - стереотипность и чрезмерный патриотизм главных героев: «Оглядев окружающих, как школьник у доски в надежде на подсказку, майор начал: -Нейлон... но после небольшой заминки твердо и бодро закончил: - Нейлон оказался вражеский, товарищ Генерал!». Как мы видим, эмоциональность в медиатекстах портала «Хабр» может не ограничиваться простыми шутками и литературными приемами. Использование художественных приемов, развязок, аналогий со сюжетными фильмами - все это активно может использоваться в статьях для повышения внимания аудитории и увеличению рейтинга автора. Фактически контент сайта становится гибридным - не только ориентированным на прагматику технических знаний, но и рассчитанным на внимание любителей художественного (Загидуллина 2018).
Тем самым разрушается привычный горизонт ожиданий от сайта технической направленности.
B. Ф. Олешко в своей работе проанализировал факторы эффективности СМИ и пришел к выводу, что коммуникация в сфере СМИ строится не только за счет использования определенного объема знаний, фактов, но и эмоционального восприятия читателями (Олешко 1996: 152).
Статьи сами по себе могут цеплять аудиторию своей нестандартной темой. Например, материал «Разбираем бобров: дикие инженеры - терраформеры в действии» составлен как развернутый юмористический текст: «Бобры взяли и переложили русло реки. Потом построили хатку по всем правилам фортификации. К ней сразу - плотину рядом. Удобно же поднять уровень воды так, чтобы вход стал
подводный! Волк такое не поддерживает». Активно применяются локальные преценденты: «Возможно, ему просто было скучно. Возможно, у него была какая-то тактика, и он её придерживался». Проводят аналогии с бытовыми предметами: «Мех надо тщательно расчёсывать, чтобы не промок остальной бобёр, поэтому животное поставляется сразу со встроенной расчёской на задней лапе...». Применение самых разнообразных эмоциональных приемов, жанров и вариантов подачи материала побуждает мотивацию у аудитории заходить на портал, читать и обсуждать материалы на самые необыкновенные темы.
Среди материалов также можно встретить и лонгриды, наполненные эмоциями. Одним из таких материалов является текст «ONKALO: чудо света на все времена, забудьте о нем.». Статья подробно рассказывает об утилизации атомных отходов, автор делает это подробно и качественно, но в то же время не забывает о юморе («.а зверюшки-растения вообще не поймут юмора»), использует сатирические высказывания и одновременно предостерегает, что ядерным отходам в лесу не место. Пример: «Но тогда в его водах начнёт накапливаться радиация, и рыбы выйдут своими ногами дать нам за это по башке» (юмор, ирония, просторечный оборот). Такие лонгриды собирают большую аудиторию за счет интересной выбранной темы и использование эмоциональных приемов, раскрывающих идеи автора в духе атмосферы портала.
Ключевые моменты могут сопровождаться юмористическими вставками в одном-двух предложениях: «И путём перебора оригинальных вариантов пришли к банальному - закопать. Вопрос решён, следующий вопрос... ээ, не так быстро. Саркофаги дорогие, реакторов надо много, а светлое коммунистическое будущее с гамма-излучением сочетается плохо». Благодаря таким приемам и создается эмоциональная атмосфера, ради которой читатели зайдут на портал не только ознакомиться с новыми статьями с прагматическими целями, но и хорошо провести время, посмеяться и пообсуждать определенную тему с другими. Этот процесс можно назвать коммуникацией между автором - аудиторией и аудиторией - аудиторией, если материалом поделились с другими, чтобы ее обсудить.
И. В. Жилавская говорит о том, что успешность общения между коммуникатором и коммуникантом также зависит от «тепловой активности» медиа (Жилавская 2014: 121). «Разогрев» медиа происходит усилиями инициатора коммуникации, то есть авторами, а «охлаждение» - усилиями читателей. Аудитория может отрицательно воспринять материал, и «температура» медиа снизится, и только сам автор может ее «подогреть», выпуская новые статьи. Стоит отметить, что целевая аудитория портала может быть как молодой, так и уже зрелыми людьми с большим опытом работы. Большая аудитория ценных людей является гарантом уникальности контента и, соответственно, площадки. Подобное отметили и Е. А. Шмелева, П. А. Кисляков, С. В. Ланцова, А.-Л. С. Меерсон, которые говорили о том, что положительные эмоции, вызванные просмотром интернет-пространства, могут стать базой для формирования про социального поведения молодежи (Шмелева, Кисляков, Ланцова, Меерсон 2021: 550). Подобное социальное поведение похоже на курсы, тренинги и прочие образовательные программы, когда есть доклады, наставничество и определенный результат, который ожидаешь получить. Авторы, хорошо понимающие сферу своего творчества, будут полезны как молодой аудитории, так и площадке.
Список источников
Беляев А. А. Навигация как ключевой компонент визуальной организации веб-сайта // Медиаскоп. 2009. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/навигация-как-ключевой-компонент-визуальной-организации-веб-сайта.
Богуславская В. В., Богуславский И. В. Медиатекст и хэштеги: цифровая трансформация СМИ // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 5. С. 51-58. DOI 10.21209/1996-7853-2017-12-5-51-58.
Воронцова И. И. Экология межкультурной online коммуникации: формирование новых компетенций // Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Варна, 18-23 сентября 2018 года. Варна: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. С. 23-32.
Жилавская И. В. Горячие визуальные медиа как фактор деактивации аудитории // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 4. С. 115-124.
Жилавская И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий : специальность 10.01.10 «Журналистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Жилавская Ирина Владимировна. Москва, 2008. 23 с.
Загидуллина М. В. Публицистика 2.0: к определению понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15, № 2. С. 220-235. DOI 10.21638/11701/spbu09.2018.206.
Колобова Е. Ю. Трансформация медиапотребления в условиях цифровой реальности // Петербургский экономический журнал. 2020. № 4. С. 25-39. DOI 10.24411/2307-5368-2020-10035.
Кузнецова Е. И., Русавская А. В. Цифровая зрелость как важнейший элемент развития медиаиндустрии // Путеводитель предпринимателя. 2021. Т. 14, № 1. С. 42-50. DOI 10.24182/2073-9885-2021-14-1-42-50.
Назаров М. М., Ковалев П. А. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. 2017. № 2(394). С. 84-95.
Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург : Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 1996. 262 с.
Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.
Сатонин В. Ю. Эмоциональность медиатекста как теоретическая проблема // Медиасреда. 2022. № 2. С. 91-94. DOI 10.47475/2070-0717-2022-10219.
Сидоров В. А. Аксиология массмедиа: проблемные поля и стратегии изучения // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 4. С. 117-125. DOI 10.21209/1996-7853-2021-16-4-117-125.
Симакова С. И., Енбаева А. П. Сторителлинг как прием журналистской работы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). С. 110-117.
Шмелева Е. А., Кисляков П. А., Ланцова С. В., Меерсон А.-Л. С. Медиаресурсы как сфера просоциального взаимодействия молодежи в цифровой среде // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021) : сборник статей II Всеросийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 11-12 ноября 2021 года. Москва: Московский государственный и психолого-педагогический университет, 2121. С. 546-556.
Информация об авторе
В. Ю. Сатонин - студент магистратуры факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Марина Викторовна Загидуллина - профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 01.10.2023; одобрена после рецензирования 06.10.2023;
принята к публикации 06.10.2023.
The article was submitted 01.10.2023; approved after reviewing 06.10.2023; accepted for publication 06.10.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.