Научная статья на тему 'КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕДИАТЕКСТОВ ПОМОГАЕТ СОЗДАВАТЬ КОМФОРТНУЮ ЭКОСИСТЕМУ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАПОРТАЛА «ХАБР»)'

КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕДИАТЕКСТОВ ПОМОГАЕТ СОЗДАВАТЬ КОМФОРТНУЮ ЭКОСИСТЕМУ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАПОРТАЛА «ХАБР») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоция / эмоциональность / портал «Хабр» / коммуникация / медиатекст

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Владислав Юрьевич Сатонин

В статье приводится анализ медиапортала «Хабр» как особой экосистемы, функционирование которой основано на взаимодействии аудитории с авторами, постоянной смене ролей (читатель – автор), а также создании условий для повышения медиаграмотности и медиакомпетентности всех пользователей портала. Уникальность этого медиапортала связана с гибридизацией его функций, направленных как на аккумулирование и распространение специальных знаний (преимущественно технически ориентированных), так и на формирование особой эмоциональной атмосферы, привлекающей пользователей и повышающей конкурентоспособность данной медиаплатформы. Подобная экосистема предполагает, что написанием материалов занимаются независимые авторы, а не сотрудники медиапортала, при этом они ориентируются на вкусы и предпочтения аудитории, являясь ее частью. В статье дано описание навигации портала, системы рейтингов статей и авторов. Анализируются встроенные технические средства, которые помогают порталу ранжировать материалы по различным фильтрам и улучшать разнообразность подборок для читателей. В статье также приводится краткий анализ материалов авторов на предмет использования эмоциональных приемов, авторского стиля, которые и становятся основными источниками атмосферы «Хабра». Разнообразие эмоциональных приемов позволяет судить о глубине вовлеченности авторов портала в техники производства художественных текстов, нарушающих привычный горизонт ожидания пользователей, ищущих решения преимущественно технических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕДИАТЕКСТОВ ПОМОГАЕТ СОЗДАВАТЬ КОМФОРТНУЮ ЭКОСИСТЕМУ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАПОРТАЛА «ХАБР»)»

Медиасреда. 2023. № 2. С. 62-66. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 2: 62-66. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0717-2023-0-2-62-66

КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МЕДИАТЕКСТОВ

ПОМОГАЕТ СОЗДАВАТЬ КОМФОРТНУЮ ЭКОСИСТЕМУ МЕДИА

(НА ПРИМЕРЕ МЕДИАПОРТАЛА «ХАБР»)

Владислав Юрьевич Сатонин

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье приводится анализ медиапортала «Хабр» как особой экосистемы, функционирование которой основано на взаимодействии аудитории с авторами, постоянной смене ролей (читатель - автор), а также создании условий для повышения медиаграмотности и медиакомпетентности всех пользователей портала. Уникальность этого медиапортала связана с гибридизацией его функций, направленных как на аккумулирование и распространение специальных знаний (преимущественно технически ориентированных), так и на формирование особой эмоциональной атмосферы, привлекающей пользователей и повышающей конкурентоспособность данной медиаплатформы. Подобная экосистема предполагает, что написанием материалов занимаются независимые авторы, а не сотрудники медиапортала, при этом они ориентируются на вкусы и предпочтения аудитории, являясь ее частью. В статье дано описание навигации портала, системы рейтингов статей и авторов. Анализируются встроенные технические средства, которые помогают порталу ранжировать материалы по различным фильтрам и улучшать разнообразность подборок для читателей. В статье также приводится краткий анализ материалов авторов на предмет использования эмоциональных приемов, авторского стиля, которые и становятся основными источниками атмосферы «Хабра». Разнообразие эмоциональных приемов позволяет судить о глубине вовлеченности авторов портала в техники производства художественных текстов, нарушающих привычный горизонт ожидания пользователей, ищущих решения преимущественно технических проблем.

Ключевые слова: эмоция, эмоциональность, портал «Хабр», коммуникация, медиатекст

Для цитирования: Сатонин В. Ю. Как эмоциональность медиатекстов помогает создавать комфортную экосистему медиа (на примере медиапортала «Хабр») // Медиасреда. 2023. № 2. С. 62-66. doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-62-66

For citation: Satonin V. Yu. How the emotionality of media texts helps create a comfortable media ecosystem (using the example of the Habr media portal). Mediasreda. 2023; 2: 62-66. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-07172023-0-2-62-66

В своем разборе общих трендов и тенденций в медиатекстах цифровых СМИ В. В. Богуславская и И. В. Богуславский отмечают: «Все СМИ производят содержание, но будущее - за медиатекстами, к созданию которых потребители "могут сами приложить руку": комбинация таких аспектов, как тяга к знаниям, эгоизм, альтруизм, любовь и другие, - под влиянием различных сред формирует обобщенное пространство медиатекстов - экосистему медиасреды (самоорганизующуюся среду)» (Богуславская, Богуславский 2017: 52). Формирование собственной экосистемы позволяет найти свою аудиторию по определенной тематике и углубиться в нее, опережая другие площадки по раскрытию тематики. Автор с хорошими познаниями в определенной теме будет создавать и выкладывать свой медиатекст на тех медиапорталах, на которых он найдет свою аудиторию и признание. Большинство современных медиапорталов построены таким образом, чтобы авторы выпускали свои новости, обзоры, материалы на их площадке.

В своей работе об оптимизации взаимодействия СМИ и аудитории И. В. Жилавская говорит, что современные реалии и активное развитие медиаобразования создают условия, при которых формируются новые стратегии медиа: повышается медиаграмотность, медиакомпетентность населения, что приводит к гармонии аудитории и авторов, вовлеченность первой в процесс формирования материалов и экосистемы портала в целом (Жилавская 2008: 4). Это работает и в обратную сторону: медиасреда (медиапортал) повышают уровень цифровой зрелости у конкретного общества. По словам Е. И. Кузнецовой и

А. В. Русавской термин «цифровая зрелость» означает «вовлечение или использование компьютерных технологий» (Кузнецова, Русавская 2021: 47). В таких условиях рекламодателям предоставляется возможность показывать контекстную рекламу в зависимости от жанра новости, также поощрять авторов сделать обзор на какой-либо продукт. У таких платформ большой поток читателей, что дает владельцам прибыль и пространство для творчества: реклама, выход на другие платформы, сотрудничество с различными сервисами и т. д. Авторам и читателям предоставляется писать об интересующих их темах. По словам Е. Ю. Колобовой, медиапотребление позволяет присвоить себе некий «культурный капитал», благодаря которому можно достичь признания и повысить свой социальный статус внутри экосистемы. Это связано с тем, что, например, постоянное чтение технических материалов позволит читателям освоить новые компетенции; если мы говорим о программировании, то узнать новую технологию, если о других тематиках - то полезную информацию (Колобова 2020: 26).

По словам М. М. Назарова, лидирующие позиции в СМИ занимают телевидение и Интернет (Назаров 2017: 85). К лидирующим интернет-ресурсам можно отнести, например, «DTF», «Клуб ДНС», «VC.ru», «Пикабу», «Хабр» (Топ -17 площадок для публикации статей. Посещаемость агрегаторов контента - SEO c 2002 года на vc.ru, https://vc.ru/u/629143-seo-s-2002-goda/588828-top-17-ploshchadok-dlya-publikacii-statey-poseshchaemost-agregatorov-kontenta, дата обращения: 15.03.2023). Если все подобные инфопорталы можно отнести к общесоциальным, охватывающим широкий спектр интересов публики, то портал «Хабр» -узкоспециализированный и позиционирует себя для технических «гиков», программистов и аудитории IT-сообщества.

Популярность площадки выросла настолько, что туда пишут не только авторы от своего лица, но и журналисты от крупных IT-компаний, от лица брендов. Для таких «крупных» игроков площадка выступает чуть ли не единственной платформой для рекламы своего бренда единомышленникам и показа «силы» внутренних процессов и механизмов, ведения бизнеса и разработки каких-либо продуктов. По словам И. И. Воронцовой, в новых нарративах медиапорталов ключевой позицией становится наше собственное «я», которое вырастает из рассказанных нами историй (Воронцова 2019: 25). В. А. Сидоров ссылается на то, что в современных медиа появляется новая этика, связанная с коммуникацией и взаимодействием новых и профессиональных авторов (Сидоров 2021: 121). Профиль личности воспринимается также и при чтении материалов от компаний. Сами материалы разделяются на категории, жанры и теги. По мнению А. А. Беляева, навигационная часть сайта играет первостепенную роль в интерфейсе веб-сайта. Она представляет собой взаимосвязанную систему элементов сайта, которая определяет навигационную инфраструктуру сайта для пользователей (Беляев А. А. 2009: 2). На портале «Хабр» основным навигационным элементом между статьями являются теги, благодаря ним можно переходить в интересующие подборки и искать похожие материалы. Каждый тег на портале имеет «вес» (внутренний рейтинг), который характеризует популярность подборки. Самыми популярными тегами являются «Программирование», «Информационная безопасность», «Научно-популярное», «IT-компании», «Карьера в IT-индустрии», «Читальный зал», «Производство и разработка электроники», «Исследования и прогнозы в IT». Рейтинги у данных тегов ранжируются от 763 до 304 «поинтов» (именование показателя популярности подборки). Есть подборки и с большим рейтингом, но они относятся к блоку какой-либо компании и не ранжируются с остальными новостями. Подборку также можно сортировать по популярности и по временной шкале, предоставленной следующими вариантами: «Сутки», «Неделя», «Месяц», «Год», «Все время».

Однако, как уже указывалось выше, портал «Хабр» отличается от других тем, что люди, читающие такие материалы, - программисты, творческие «гики» и люди с техническим образованием. Для них интересно читать подобные материалы так как это связано с их профессиональными увлечениями. Если материал о программировании, то авторам публикации не нужно адаптировать терминологию для такой аудитории: вовлеченные пользователи поймут, о чем «говорят» эти сложные термины и формулировки. Благодаря «жесткой» тематике материалов аудитория у таких публикаций соответствующая. Однако несмотря на специфическую тематику авторы стремятся к использованию типичных журналистских приемов: цепляющий заголовок, вводный абзац, деление поста на несколько глав: проблема - анализ - решение.

Также авторам необходимо учитывать, что конкуренция за аудиторию лежит на них самих. Если у блогов крупных IT-компаний будет контент-план и очерёдность размещения публикаций, то свободным авторам необходимо самостоятельно думать о том, когда и с какой периодичностью выложить статью. Из-за высокого уровня публикаций у IT-компаний, на площадке будет видна иерархия с позиции «сильный» -«слабый». Материалы, глубоко анализирующие проблему от брендов, будут в большем выигрыше по просмотрам, комментариям и другим метрикам, чем те, что написаны авторами индивидуально. Например, подборки «Читальный зал» и «IT-эмиграция» в несколько раз превосходят другие подборки по количеству просмотров и комментариев. Выбранные подборки можно фильтровать по времени и по популярности. Новости из подборки «Читальный зал» собрали 587 голосов (аналог «лайков»), 145 тысяч просмотров, 377 людей сохранили материал в закладки и 1318 комментариев на момент анализа. Тег «IT-эмиграция» собрал

примерно те же показатели. Для примера, у тега «Информационная безопасность» показатели следующие: 471 голосов при 59 тысячах просмотров, 141 пользователей сохранили материал в закладки и 86 оставили комментарий.

При наличии активности читателей, важным фактором также является их удержание на портале. Одним из способов привлечения внимания читателей и их удержания будет применение эмоциональности в тексте (Сатонин 2022: 91). Это также улучшит популярность площадки в целом. В отобранных материалах для анализа лишь в 8 из 35 материалов не было обнаружено использование эмоциональных приемов.

Напомним, что статьи отбирались по популярности тегов и самым популярным новостм в этих подборках за прошедший год (с января 2023 года). Суммарно было взято по 5 новостей из тегов: «Программирование», «Информационная безопасность», «Научно-популярное», «1Т-компании», «Карьера в 1Т-индустрии», «Читальный зал», «Производство и разработка электроники» и «Исследования и прогнозы в 1Т». Также отметим, что новости могут иметь несколько тегов и располагаться сразу в нескольких подборках. По многим тегам можно понять, что они подразумевает длинный материал, не относящийся к техническим материалам (например, тег «Читальный зал»). В нем будет больше эмоционального содержания, так как в нем пишутся преимущественно художественные материалы, которые можно почитать на досуге.

A, например, теги «Информационная безопасность» и «Исследования и прогнозы в 1Т» важны для читателей, так как несут в себе информацию, которая может повлиять на бизнес и цифровую безопасность. Из-за этого в них практически не будут применяться эмоциональные приемы.

Среди способов вызвать эмоции читателей присутствуют фигуры риторические, используемые для создания художественного украшения или риторико-прагматической роли (Поэтика 2008: 282). Их разделяют на фигуры слова, фигуры мысли и грамматические фигуры. К первым относятся фигуры прибавления, убавления, перемещения и эквивалентности. В них входят следующие фигуры: удвоение, эпаналепсис, охват, полиптотон, градация, плеоназм, анафора, эпифора, эллипсис, паралепсис, бессоюзие, зевгма, инверсия, параллелизм, парафраза, перифраза, риторические вопросы, антитезы. Также можно встретить использование лирики и таких тропов, как метафора, ирония, гипербола, литота. Присутствуют и литературные приемы: восклицания, контаминация, устойчивые выражения или фразеологизмы, экспозиции, прологи, аллюзии, эпилоги, антропоморфизм, повторение одинаковых слов, перечисления, эвфемизмы. Также можно встретить ораторские и полемические фигуры: апелляция к личности, поговорки, демагогия, унижение, насмешки. Находится место и для различных методов повествования: сторителлинг, диалог с читателем, использование рассказов / притч, прецендентов. Использование эмоциональных приемов позволяет материалам по-разному влиять на аудиторию. Материалы могут имитировать художественное повествование, оформляться в виде сторителлинга или других форматах. По мнению С. И. Симаковой и А. П. Енбаевой, умение рассказывать историю или ситуацию является положительным качеством для автора и имеет ценность для читателя и портала (Симакова, Енбаева 2019: 110). Например, в статье «Вражеский нейлон», отнесенному к тегу «Программирование», информация подавалась в виде сюжета со вставками автора, напоминающими закадровый голос в кино. Такие вставки дают читателю эмоциональный импульс, который интересно читать, и обещаний автора, которые он исполняет: «Она наверняка тянет на сюжет крутого боевика, поскольку в ней присутствуют и засыпанный сибирскими снегами Вычислительный Центр и специальная бригада сотрудников КГБ во главе с майором и роскошная блондинка, которая разделась донага ради раскрытия большой тайны. Будут в этой истории допрос и обыск, а также арест невиновного. А арестованным невиновным окажется сам автор». Помимо этого, есть вставки более сложных юмористических приемов, объект которых - стереотипность и чрезмерный патриотизм главных героев: «Оглядев окружающих, как школьник у доски в надежде на подсказку, майор начал: -Нейлон... но после небольшой заминки твердо и бодро закончил: - Нейлон оказался вражеский, товарищ Генерал!». Как мы видим, эмоциональность в медиатекстах портала «Хабр» может не ограничиваться простыми шутками и литературными приемами. Использование художественных приемов, развязок, аналогий со сюжетными фильмами - все это активно может использоваться в статьях для повышения внимания аудитории и увеличению рейтинга автора. Фактически контент сайта становится гибридным - не только ориентированным на прагматику технических знаний, но и рассчитанным на внимание любителей художественного (Загидуллина 2018).

Тем самым разрушается привычный горизонт ожиданий от сайта технической направленности.

B. Ф. Олешко в своей работе проанализировал факторы эффективности СМИ и пришел к выводу, что коммуникация в сфере СМИ строится не только за счет использования определенного объема знаний, фактов, но и эмоционального восприятия читателями (Олешко 1996: 152).

Статьи сами по себе могут цеплять аудиторию своей нестандартной темой. Например, материал «Разбираем бобров: дикие инженеры - терраформеры в действии» составлен как развернутый юмористический текст: «Бобры взяли и переложили русло реки. Потом построили хатку по всем правилам фортификации. К ней сразу - плотину рядом. Удобно же поднять уровень воды так, чтобы вход стал

подводный! Волк такое не поддерживает». Активно применяются локальные преценденты: «Возможно, ему просто было скучно. Возможно, у него была какая-то тактика, и он её придерживался». Проводят аналогии с бытовыми предметами: «Мех надо тщательно расчёсывать, чтобы не промок остальной бобёр, поэтому животное поставляется сразу со встроенной расчёской на задней лапе...». Применение самых разнообразных эмоциональных приемов, жанров и вариантов подачи материала побуждает мотивацию у аудитории заходить на портал, читать и обсуждать материалы на самые необыкновенные темы.

Среди материалов также можно встретить и лонгриды, наполненные эмоциями. Одним из таких материалов является текст «ONKALO: чудо света на все времена, забудьте о нем.». Статья подробно рассказывает об утилизации атомных отходов, автор делает это подробно и качественно, но в то же время не забывает о юморе («.а зверюшки-растения вообще не поймут юмора»), использует сатирические высказывания и одновременно предостерегает, что ядерным отходам в лесу не место. Пример: «Но тогда в его водах начнёт накапливаться радиация, и рыбы выйдут своими ногами дать нам за это по башке» (юмор, ирония, просторечный оборот). Такие лонгриды собирают большую аудиторию за счет интересной выбранной темы и использование эмоциональных приемов, раскрывающих идеи автора в духе атмосферы портала.

Ключевые моменты могут сопровождаться юмористическими вставками в одном-двух предложениях: «И путём перебора оригинальных вариантов пришли к банальному - закопать. Вопрос решён, следующий вопрос... ээ, не так быстро. Саркофаги дорогие, реакторов надо много, а светлое коммунистическое будущее с гамма-излучением сочетается плохо». Благодаря таким приемам и создается эмоциональная атмосфера, ради которой читатели зайдут на портал не только ознакомиться с новыми статьями с прагматическими целями, но и хорошо провести время, посмеяться и пообсуждать определенную тему с другими. Этот процесс можно назвать коммуникацией между автором - аудиторией и аудиторией - аудиторией, если материалом поделились с другими, чтобы ее обсудить.

И. В. Жилавская говорит о том, что успешность общения между коммуникатором и коммуникантом также зависит от «тепловой активности» медиа (Жилавская 2014: 121). «Разогрев» медиа происходит усилиями инициатора коммуникации, то есть авторами, а «охлаждение» - усилиями читателей. Аудитория может отрицательно воспринять материал, и «температура» медиа снизится, и только сам автор может ее «подогреть», выпуская новые статьи. Стоит отметить, что целевая аудитория портала может быть как молодой, так и уже зрелыми людьми с большим опытом работы. Большая аудитория ценных людей является гарантом уникальности контента и, соответственно, площадки. Подобное отметили и Е. А. Шмелева, П. А. Кисляков, С. В. Ланцова, А.-Л. С. Меерсон, которые говорили о том, что положительные эмоции, вызванные просмотром интернет-пространства, могут стать базой для формирования про социального поведения молодежи (Шмелева, Кисляков, Ланцова, Меерсон 2021: 550). Подобное социальное поведение похоже на курсы, тренинги и прочие образовательные программы, когда есть доклады, наставничество и определенный результат, который ожидаешь получить. Авторы, хорошо понимающие сферу своего творчества, будут полезны как молодой аудитории, так и площадке.

Список источников

Беляев А. А. Навигация как ключевой компонент визуальной организации веб-сайта // Медиаскоп. 2009. № 2. URL: http://www.mediascope.ru/навигация-как-ключевой-компонент-визуальной-организации-веб-сайта.

Богуславская В. В., Богуславский И. В. Медиатекст и хэштеги: цифровая трансформация СМИ // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 5. С. 51-58. DOI 10.21209/1996-7853-2017-12-5-51-58.

Воронцова И. И. Экология межкультурной online коммуникации: формирование новых компетенций // Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного образования : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Варна, 18-23 сентября 2018 года. Варна: Российский государственный гуманитарный университет, 2019. С. 23-32.

Жилавская И. В. Горячие визуальные медиа как фактор деактивации аудитории // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 4. С. 115-124.

Жилавская И. В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий : специальность 10.01.10 «Журналистика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Жилавская Ирина Владимировна. Москва, 2008. 23 с.

Загидуллина М. В. Публицистика 2.0: к определению понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15, № 2. С. 220-235. DOI 10.21638/11701/spbu09.2018.206.

Колобова Е. Ю. Трансформация медиапотребления в условиях цифровой реальности // Петербургский экономический журнал. 2020. № 4. С. 25-39. DOI 10.24411/2307-5368-2020-10035.

Кузнецова Е. И., Русавская А. В. Цифровая зрелость как важнейший элемент развития медиаиндустрии // Путеводитель предпринимателя. 2021. Т. 14, № 1. С. 42-50. DOI 10.24182/2073-9885-2021-14-1-42-50.

Назаров М. М., Ковалев П. А. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. 2017. № 2(394). С. 84-95.

Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург : Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 1996. 262 с.

Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. М. : Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.

Сатонин В. Ю. Эмоциональность медиатекста как теоретическая проблема // Медиасреда. 2022. № 2. С. 91-94. DOI 10.47475/2070-0717-2022-10219.

Сидоров В. А. Аксиология массмедиа: проблемные поля и стратегии изучения // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 4. С. 117-125. DOI 10.21209/1996-7853-2021-16-4-117-125.

Симакова С. И., Енбаева А. П. Сторителлинг как прием журналистской работы // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). С. 110-117.

Шмелева Е. А., Кисляков П. А., Ланцова С. В., Меерсон А.-Л. С. Медиаресурсы как сфера просоциального взаимодействия молодежи в цифровой среде // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021) : сборник статей II Всеросийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 11-12 ноября 2021 года. Москва: Московский государственный и психолого-педагогический университет, 2121. С. 546-556.

Информация об авторе

В. Ю. Сатонин - студент магистратуры факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Научный руководитель: Марина Викторовна Загидуллина - профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 01.10.2023; одобрена после рецензирования 06.10.2023;

принята к публикации 06.10.2023.

The article was submitted 01.10.2023; approved after reviewing 06.10.2023; accepted for publication 06.10.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.