Медиасреда. 2023. № 2. С. 58-61. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 2: 58-61. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2023-0-2-58-61
СПЕЦИФИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЖУРНАЛИСТИКИ ТРАВМЫ (НА ПРИМЕРЕ ОТБЫТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГАРНИЗОНА В РАМКАХ ЧАСТИЧНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ)
Дарья Александровна Маркова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности интервьюирования при создании журналистских материалов на травмирующую тематику.
Журналистика травмы рассматривается в соотношении с понятием «социальная журналистика». Изучены ключевые понятия, современное состояние научного поля в данной сфере, основополагающие идеи и задачи. Сделан вывод об актуальности trauma journalism в современном научном поле.
Изучены классификации понятия «травма», даны ключевые понятия (психологическая, физическая и социальная травмы), а также анализируется ее включение в более широкое понятие «социальная журналистика».
Также в научной статье рассматривается интервью как метод получения информации для создания журналистских материалов. Изучив различные труды отечественных исследователей, составили список рекомендаций, которые помогут более успешно провести интервью, разговорить замкнувшегося респондента, переживающего ту или иную травму.
Помимо анализа научного поля в данной тематике и составления списка теоретических советов, проведен анализ авторских журналистских материалов. Два мультимедийных текста были опубликованы в региональном отделении федерального СМИ «Комсомольская правда - Челябинск». Их объединяет общая, актуальная в современно время тематика - отбытие челябинского гарнизона в рамках частичной мобилизации осенью 2022 года. При подготовки данных медиатекстов были проведены несколько десятков интервью с отбывающими в зону боевых действий и другими присутствующими там людьми.
На основе анализа публикаций в региональном СМИ, сделали вывод, что успешно проведенное интервью на травмирующую тематику является залогом высокой коммуникативной эффективности журналистского материала. Иными словами, такие материалы оказывают большое эмоциональное влияние на аудиторию.
Ключевые слова: журналистика травмы, социальная журналистика, интервью как метод.
Для цитирования: Маркова Д. А. Специфика интервьюирования в условиях журналистики травмы (на примере отбытия челябинского гарнизона в рамках частичной мобилизации) // Медиасреда. 2023. № 2. С. 58-61. doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-58-61
For citation: Markova D. A. Specifics of interviewing in the context of trauma journalism (using the example of the departure of the Chelyabinsk garrison as part of partial mobilization). Mediasreda. 2023; 2: 58-61. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-58-61
В современном научном поле все чаще изучают такие понятия, как «травмирующий дискурс», «журналистика травмы» и trauma journalism. Происходящие в мире события, актуальную повестку, освещаемую в СМИ разного уровня, важно встроить в социальный порядок.
В данной научной работе мы предприняли попытку сосредоточить внимание на интервью как методе получения информации для создания журналистских материалов. В научном пространстве чаще встречается интервью как жанр, а не как метод.
Травмирующая журналистика, в особенности специфика интервьюирования в ее условиях, изучены мало. В отечественном научном поле trauma journalism чаще ассоциируют с социальной журналистикой, частью которой она и является. В данной научной статье мы проанализировали соотношение понятий «социальная журналистика» и «журналистика травмы» в отечественном исследовательском поле. Следовательно, в данной работе мы хотели бы выявить основные подходы к изучению особенностей
интервью как метода в журналистике травмы, а также внести вклад в изучение данной научной сферы, проанализировав журналистские материалы, опубликованные в местном региональном СМИ.
Эмпирической базой данной статьи стали две публикации в СМИ «Комсомольская правда - Челябинск». В материалах освещается отбытие челябинского гарнизона в рамках частичной мобилизации в сентябре и октябре 2022 года. Герои данных текстов пережили сильную травму - решились отправиться в зону проведения специальной военной операции. Большая часть респондентов среди военнослужащих и их родных были травмированы данной ситуацией: замыкались в себе, плакали, отказывались говорить и грубили. Следовательно, на основе данного материала можно выявить специфику интервьюирования в условиях журналистики травмы.
Текстовые материалы будут проанализированы как с позиции содержания публикации, так и с точки зрения формы: жанра, языка и стиля.
В сфере отечественной теории журналистики широко изучается понятие «социальная журналистика», ее важную роль подчеркивает научное сообщество. Об этом свидетельствуют труды таких ученых, как Т. И. Фролова (Фролова 2016), И. М. Дзялошинский, С. Г. Корконосенко (Корконосенко 2020) и И. Д. Фомичева (Фомичева 2007).
Термин «социальная журналистика» появился в русскоязычном научном поле в начале 90-х. Тогда же широкое развитие получило и само направление. В сборнике «Социальные инициативы российских СМИ» Е. В. Темичева, Е. Шатаева и Е. Залыгина (Темичева, Штаева, Залыгина 2014) так характеризуют социальную журналистику: «обозначение определенной журналистской специализации, связанной с отражением в СМИ многочисленных и разнообразных проблем важнейшего сегмента общественной жизни - структур повседневности».
В начале 2000-х понимание стало меняться: И. М. Дзялошинский отметил, что социальная журналистика отличается от других сфер медиа тем, что не только отображает действительность, но и принимает активное участие в урегулировании отношений между отдельными людьми и социальными общностями в целом (Дзялошинский 2006).
Позже появилось более современное определение. В своей диссертации Т. И. Фролова говорит об этой области как о журналистике, концентрирующей внимание на социальной сфере жизни общества, которая связана с повседневной жизнью человека, его успехами, неудачами и развитием (Фролова 2015).
Полное и разностороннее определение социальной журналистике дает И. В. Фадеева: это качественный продукт, который продвигает в обществе навыки развития гражданского самопознания (Фадеева 2018). Одна из идей данной сферы журналистики - моральная поддержка людей: помощь в преодолении чувств безысходности и одиночества.
Т. Д. Чемоданова пишет, что в поле зрения сферы социальной журналистики находятся социальные проблемы (Чемоданова 2018). Также у нее есть сверхзадача - давать надежду, дарить читателю, зрителю или слушателю позитивный настрой и указывать выход из проблемных ситуаций в конкретной ситуации.
Особый интерес для нас представляет травмирующий дискурс и журналистика травмы как часть социальной журналистики. Опираясь на различные словари, мы отметили некоторые классификации возможных травм такого рода.
Определение физической травмы дают в «Большой Медицинской Энциклопедии» под редакцией Б. В. Петровского: травма - это нарушение целостности тканей или органов, вследствие чего нарушаются их функции (Большая медицинская энциклопедия).
Психическая травма - это патогенное эмоциональное воздействие на психику, которое при специфически-личностной значимости и недостаточности психологических защитных механизмов может привести к психическому заболеванию. Данный термин дают составители «Толкового словаря психиатрических терминов» (Толковый словарь психиатрических терминов).
О социальном виде травмы говорит социолог П. Штомпка: «деструктивное воздействие на социальное тело» (Штомпка 2001). Специалист уверен, что социальная травма происходит в готовых шаблонах восприятия и толкования влияющего события. Иными словами, СМИ предлагают аудитории готовые содержательные (предметно-тематические), структурные и формальные (нарративные) шаблоны восприятия и толкования травмирующих событий.
Еще одна важная часть данной работы - особенности интервью как метода при создании журналистских материалов на травмирующую тематику.
Метод интервью не теоретический, а эмпирический (Штомпка 2001). Следовательно, журналист лично коммуницирует с респондентом. В случае обсуждения травмирующих ситуаций интервьюеру необходимо быть морально готовым, чтобы травмирующие события не повлияли и на самого журналиста.
Изучив различные труды исследователей (Шумилина 1976), (Гилевская 2018), (Ким 2017), предлагаем несколько успешных способов, подходящих для того, чтобы разговорить замкнувшегося интервьюируемого:
1) продемонстрировать свое участие и интерес. Показать свои познания в данной теме, обсудить актуальную повестку;
2) проявить сочувствие. Можно как проявить сочувствие, так и вызвать его, попросив совета или поделиться своей схожей проблемой;
3) прямая провокация. Двусмысленный вопрос может вызвать эмоции у респондента, под их влиянием он поделится информацией, которую изначально, возможно, пытался скрыть;
4) прямой вопрос. В интервью на травмирующую тематику особенно важно обсудить запретные темы, также стоит называть проблему не завуалировано.
Интервью является самым распространенным способом получения информации для журналистов. Поэтому для журналиста, работающего с социальной тематикой, травмирующим дискурсом особенно важно освоить психологические и технические методы ведения интервью.
Материал «"Ради будущего готовы на все": смотрим, как провожают челябинцев, попавших под частичную мобилизацию» («Ради будущего готовы на все»: смотрим, как провожают челябинцев, попавших под частичную мобилизацию, https://www.chel.kp.ru/daily/27450/4653661/, дата обращения: 20.06.2023) был опубликован 27 сентября 2022 года в региональном отделении федерального СМИ «Комсомольская правда - Челябинск».
Для подготовки данного материала на площадке перед военкоматом во время отбытия челябинского гарнизона в период частичной мобилизации были опрошены более десяти человек: непосредственно мобилизованные, добровольцы, их девушки, жены и матери.
В материал в виде комментариев и косвенной речи вошли интервью 9 респондентов. Переданы эмоции, для этой цели были использованы следующие выражения: «нервно курят», «вытирают слезы», «храбрятся», «в глазах появляется тоска», «переживаю, но нужно поддерживать и бодрить», «плачут», «глаза красные», «трясутся руки».
Текст написан в жанре репортажа с элементами очерка и интервью. Материал дополнен большим количеством фотографий и видеосюжетом, в котором также присутствуют интервью.
Именно личные истории, яркие цитаты и искренние слова и привлекают внимание аудитории, что и вызывает большой эмоциональный отклик. Таким образом, можем сделать вывод, что подобные публикации также обладают высокой коммуникативной эффективностью.
В том же СМИ 3 октября 2022 года вышел материал «"Мне есть за кого идти": мобилизованные в Челябинске рассказали, как получали повестки» («Мне есть за кого идти»: мобилизованные в Челябинске рассказали, как получали повестки, https://www.chel.kp.ru/daily/27452/4656483/, дата обращения: 20.06.2023).
Для подготовки данного материала на площадке перед военкоматом во время отбытия челябинского гарнизона в период частичной мобилизации были опрошены девять человек: мобилизованные, добровольцы, их девушки, жены и родители.
В материал в виде комментариев и косвенной речи вошли интервью 9 респондентов. Переданы эмоции, для этой цели были использованы следующие выражения: «курит одну сигарету за другой», «требовали обещания вернуться живыми», «побежала еще раз поцеловать», «женщины начинают плакать -беспокоятся», «только попробуй не вернуться», «в глазах слезы».
Текст написан в жанре репортажа с элементами интервью. Материал дополнен большим количеством фотографий, вызывающие у любого человека сильные эмоции (поцелуи, плачущие женщины, супруга крестит мужа перед отправкой).
По сравнению с предыдущим текстом этот отличается тем, что много героев отказались от интервью. Историй было меньше, как и трогательных слов, отчасти поэтому данный материал собрал меньше просмотров, лайков и комментарием по сравнению с предыдущим материалом. Это в очередной раз подчеркивает, что успешные интервью на травмирующую тематику обладают высокой коммуникативной эффективностью.
Таким образом, хотим отметить, что провести успешное интервью с человеком, пережившем травму, непросто. Но в случае успеха это повысит коммуникативную эффективность журналистского материала (Маркова, Антропова 2022).
Список источников
Гилевская А. Ю. Проявление и типология феномена молчания в ходе интервью // Идеи и новации. 2018. № 1. С. 84-88.
Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. Москва : Престиж, 2006. 102 с.
Ким В. Ю. Факторы, предопределяющие этическое поведение журналиста местной прессы // Идеи и новации. 2017. № 1 (7). С. 35-48.
Корконосенко С. Г. Социальность журналистики и медиа: методологические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. № 3. С. 417-430.
Маркова Д. А. Коммуникативная эффективность медиатекстов (на примере журналистских публикаций социальной тематики) // Медиасреда. 2022. № 1. С. 33-37.
Социальные инициативы российских СМИ. Москва : Агенство соц. информ, 2004. С 14.
Травма // Большая медицинская энциклопедия / под ред. Б. В. Петровского, 3-е изд. URL: https^/бмэ. оргЛМех.рЬр/ТРАВМА, свободный (дата обращения: 20.07.2022).
Травма психическая // Толковый словарь психиатрических терминов. URL: Шр8://бмэ.орг/1Мех.рИр/ ТРАВМА, свободный (дата обращения: 20.04.2023).
Фадеева И. В. Современные аспекты социальной журналистики // Современные исследования в филологии, лингводидактике и журналистике : сборник научно-методических статей, Астрахань, 26-27 мая 2017 года / составители З. Р. Аглеева, Л. Ю. Касьянова. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2018. С. 220-223.
Фомичева И. Д. Социология СМИ. Москва : Аспект Пресс, 2007. 335 с.
Фролова Т. И. Лучшие практики в социальной журналистике: содержание и перспективы профессиональных открытий // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. № 3. С. 171180.
Фролова Т. И. Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 4 (19). С. 57-64.
Чемоданова Т. Д. Проблемы соотношения понятий «гуманитарная повестка дня» и «социальная журналистика» // Научный аспект. 2020. № 2. С. 1065-1071.
Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социс. 2001. № 1. С. 6-17.
Шумилина Т. В. «Не могли бы вы рассказать...»: метод интервью в журналистике. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 103.
Информация об авторе
Д. А. Маркова - студент магистратуры факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Вера Владимировна Антропова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 01.10.2023; одобрена после рецензирования 06.10.2023;
принята к публикации 06.10.2023.
The article was submitted 01.10.2023; approved after reviewing 06.10.2023; accepted for publication 06.10.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.