Медиасреда. 2024. № 2. С. 87-91. ISSN2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 2: 87-91. ISSN2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-2-87-91 КОМПОНЕНТЫ СПЕЦПРОЕКТОВ
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ARZAMAS Ирина Витальевна Цыганова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация: Данное исследование посвящено блоку культурно-просветительского проекта Arzamas, который разработчики выделяют отдельной кнопкой «Спецпроекты». На странице собраны уникальные просветительские материалы гуманитарной направленности. В статье определены ключевые понятия и современное состояние научного поля в данной сфере. Изучив научные труды отечественных исследователей, мы актуализировали термин спецпроект в массмедиа и выявили его характеристики. Эмпирическую базу исследования составили четыре открытых спецпроекта портала Arzamas, которые были определены с использованием метода случайной выборки.
По результатам анализа спецпроектов «Искусство видеть Арктику», ««Мне доктором запрещена унылость»: празднуем день рождения Пушкина», «Автор среди нас», «Золотая клетка. Переделкино в 1930-50-е годы» сделаны выводы о смешении форматов в разделе. Автор исследования изучил содержательную часть проектов, визуальное оформление, использованные жанры и форматы, смысловое расположение внутри портала. Были сделаны вывод о том, что главными составляющими спецпроектов Arzamas являются: 1) тематическое оформление страницы; 2) интерактивность; 3) мультимедийность. Только два проекта обладают схожими характеристиками в остальных спецпроектах общих закономерностей не выявлено. Таким образом редакторы Arzamas относят к спецпроектам все крупные или уникальные проекты, которые были созданы в партнерстве с организацией, а также с привлечением спикеров к видеоформату (любому формату, отличающемуся от основного контента портала - аудиальные материалы). Изучение различных проектов и целых разделов культурно-просветительского портала Arzamas позволяют сформировать экосистему онлайн-лектория и определить более качественный подход к просвещению.
Ключевые слова: спецпроект, культурно-просветительский проект, визуализация, интерактивность, Arzamas.
Для цитирования: Цыганова И. В. Компоненты просветительства культурно-просветительского проекта Arzamas // Медиасреда. 2024. № 2. С. 87-91. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-87-91
For citation: Tsyganova I. V (2024). Components of enlightenment of the cultural and educational project Arzamas. Mediasreda, 2: 87-91. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-87-91
Наш исследовательский интерес составляет формирование культурно-просветительского контента для массовой аудитории проектом Arzamas. Его структура и наполнение является основой наших исследований. В рамках данной статьи сосредоточим внимание на блоке «Спецпроекты», его подробном анализе и выявлении основных компонентов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что культурно-просветительский проект Arzamas является крупнейшей площадкой в российском медиапространстве: вступает в партнерство с образовательными центрами, общественно значимыми компаниями, учеными. К его материалам обращаются как независимые пользователи для самостоятельного погружения, так и представители организаций для изучения темы и последующего распространения полученной системной информации.
В интерфейсе портала Arzamas используется два рубрикатора, которые составляют поисковый запрос и являются маршрутом на сайте, - верхняя и нижняя информационные панели. В верхней содержатся такие группы информации, как «Все», «Курсы», «Подкасты», «Аудиоматериалы», «Спецпроекты», «Ликбезы». Нижняя предлагает пользователю выбрать «Все», «Искусство», «Мировая история», «История России», «Литература» и многие другие предметные области социально-гуманитарных знаний. Данные рубрикаторы отражают форму и контент проекта. Спецпроекты, таким образом, мы обнаруживаем именно
в «формальной» части интерфейса, а значит, сами создатели портала относят их к особому типу подачи информации.
Выделим ряд исследовательских мнений о природе и сущности спецпроекта. С. И. Симакова и Т. Б. Исакова в работе «Аркаим в спецпроектах СМИ: Медиаэстетический код» указывают причины появления спецпроектов и связывают их с «усилением конвергентных процессов, внедрению в медиа новых 1Т-инструментов». Ученые пишут о появлении нового формата подачи информации в средствах массовой информации благодаря пересечению традиционных журналистских жанров (Симакова, Исакова 2021: 3). К таким же выводам приходит Д. А. Богомазова, утверждая: «Журналистский спецпроект - тип контента, производство которого основано на соединении журналистского подхода к работе с массовой информацией и технологий новых медиа» (Богомазова 2023: 13). В основе спецпроектов традиционный журналистский материал, как правило, аналитическая статья, который дополняется новыми жанровыми единицами и методами донесения информации. В современном медиапространстве публикуемый контент гибридизирован и интегрирован в медиасреду. С. И. Симакова и А. Д. Арсеньтева перечисляют возможные виды форматов, которые включают в спецпроекты, подчеркивая, что в спецпроект может попасть все, что выходит за рамки стандартов редакционной политики: сторителлинги и лонгриды, тесты, игры, лендинги и т. п. (Симакова, Арсентьева 2022: 17). Среди таких элементов важное место занимает и визуализация, направленная на повышение эффективности восприятия информации, поскольку основана на наглядности. Делая данные доступными и привлекательными, визуализация расширяет читательскую аудиторию (Шевченко 2015: 189).
При этом иное понимание самого феномена спецпроекта использует Ю. Е. Комарова. Исследуя спецпроекты «Лента.ру», она обращается в отношении проекта к различным терминам: «Эту публикацию можно назвать мультимедийным лонгридом», «публикацию можно отнести к мультимедийному проекту-реконструктору» - и приходит к выводу, что более корректным обозначением такого рода публикаций становится понятие «мультимедийный проект» по причине масштабности публикаций, их проработанности в мультимедийном плане (Комарова 2023: 763-764). Из-за обширных технологических возможностей публикации медиаматериалов возникает смешение понятий. Спецпроект как особый тип подачи информации еще мало исследован, и поэтому изучение его компонентов является актуальной научной задачей.
К. А. Болдина, изучая рекламный спецпроект, подтверждает тезис о создании данного формата путем наслаивания интерактивных элементов на базовый информационный материал. Она пишет: «рекламный спецпроект продолжает строиться по принципам базового медиатекста, но при этом отличается тем, что не просто информирует о фактах, а также прогнозирует / анализирует, как журналистский материал, но и формирует коммерчески привлекательный образ своего объекта и убеждает читателя принять конкретное решение относительно взаимодействия с брендом» (Болдина 2022: 145). Таким образом мы получаем дополнительную характеристику спецпроектов - «привлекательный образ» или визуализация. Чтобы привлечь пользователей, спецпроект должен не только быть насыщен разнообразным и разноформатным контентом, но и быть визуально притягательным и выделяющимся. Если проект не направлен на приобретение коммерческой выгоды, он стремится получить больше внимания у аудитории, так как ресурсозатратность подготовки и сборки спецпроекта велика. Частью создания спецпроектов является вовлечение аудитории в процесс активного влияния на контент СМИ, так как конкуренция среди интернет-изданий за внимание потребителя растет быстрыми темпами (Сизова 2019: 101).
Как справедливо замечают исследователи, «массмедиа формируют, типизируют и синхронизируют массовые представления об устройстве мира» (Симакова, Арсентьева 2022: 18). Н. В. Прохорова в своей работе «Феномен спецпроектов в современном российском медиапространстве» указывает, что с помощью выбора тем, содержания, способа и формы подачи информации массмедиа конструируют определенный образ действительности и задают массовой аудитории фреймы восприятия ее различных аспектов (Прохорова 2014: 55). Специальные проекты объединены одной темой благодаря разным конструкциям и приемам донесения информации; собирают на одной виртуальной площадке материалы, раскрывающие разные аспекты темы, но в едином направлении. Пример таких аспектов выявляет И. Г. Катенева в исследовании «Мультимедийные проекты как способ презентации культурной тематики (на примере спецпроектов ТАСС)». Она изучает различные спецпроекты культурной направленности и пишет о том, что если проект касается освещения жизни другой страны, то в качестве зоны пересечения рассматривается диалог / взаимовлияние культур (Катенева 2023: 402).
Оформительскую часть сайтов изучают Т. О. Габриелян и А. О. Леонтьева, они отмечают: «разработка визуально-интерактивных качеств части веб-сайтов начинается с выбора цветовой гаммы, цвет задает эмоциональное настроение пользователю» (Габриелян, Леонтьева 2022: 54). О критериях дизайна и визуального представления информации пишет Ю. Н. Мясников (Мясников 2013), про влияние анимации на интерфейс - И. А. Гарматина и И. Б. Готская (Гарматина, Готская 2018). К трудам именно этих
исследователей мы обращались для детального анализа спецпроектов.
Проанализировав научную литературу, мы приходим к заключению, что сегодня в научном сообществе нет закрепившегося определения спецпроекта, но большинство ученых выделяют в этом медиафеномене такие характеристики, как интерактивность, мультимедийность, независимость площадки, нестандартные визуальные решения, большой объем информации.
В нашем исследовании мы будем опираться на предложенную А. Е. Ерицян описательную характеристику, согласно которой в современных интернет-СМИ спецпроект может быть представлен и как системная единица, содержащая серию материалов, созданных в новых форматах передачи журналистского текста (лонгриды, сторителлинг, фото, видео), и как отдельная единица, которая представляет собой новый уровень лонгридов типа «сноуфолл», интерактивных материалов с впечатляющими графическими и визуальными эффектами, а также познавательной содержательной глубиной (Ерицян 2023: 100-101).
Для детального рассмотрения мы выбрали четыре проекта портала Arzamas, которые вынесены на экран при нажатии кнопки «спецпроекты» - «Искусство видеть Арктику», ««Мне доктором запрещена унылость»: празднуем день рождения Пушкина», «Автор среди нас», «Золотая клетка. Переделкино в 1930-50-е годы» (Arzamas 2015).
В первом спецпроекте выделяется визуально-интерактивное оформление страницы. При сдвигании страницы вниз фоновое изображение Арктики смещается, и пользователь постепенно видит специализированные элементы (медведи, айсберги, юрта, ненцы, ледокол), при этом подвижно не только общее изображение, но и отдельные элементы - чайки сдвигаются влево и вправо, создавая иллюзию полета. Фон объединен в единую композицию и отображает основной материал проекта. Мультимедийность в спецпроекте представлена пятью форматами:
1) пять серий 30-40-минутных подкастов о формировании культуры в изображении Арктики;
2) текстовый материал «Путевые заметки о Крайнем Севере: свадебное хватание, белые медвежата и тундра в цвету»;
3) Инфографика «Российская Арктика в цифрах»;
4) Тест «От морды до хорея: тест на знание предметов северного быта»
5) Картинная галерея «Медведи, северное сияние, дельтапланы и весенняя полярная ночь».
На основной странице размещены только аудиодорожки с подкастами, которые являются главным источником информации проекта. Их дополняют материалы, к которым можно перейти по отдельным стилизованным кнопкам. При изучении материалов отдельно от спецпроекта пользователь будет погружен в меньший контекст, следовательно, может получить искаженную и неполную информацию. В картинной галерее содержатся художественные работы, обсуждаемые в подкасте. Тест самостоятельно проходить можно, но правильные ответы содержатся в путевых заметках, которые рассказывают о необычном в Арктике. Кроме этого, спецпроект подготовлен совместно с «Норникелем» в поддержку художественно-просветительского проекта «Исследователь и художник: искусство в экспедиции», посвященного культурному осмыслению Севера и экспедициям в Российскую Арктику за последние 400 лет.
Компонентами данного спецпроекта являются партнерство с компанией, интерактивное тематическое оформление, мультимедийность, наличие геймификации, взаимосвязь материалов.
Следующий спецпроект посвящен225-летию А. С. Пушкина. Он тематически оформлен под произведение писателя, но в отличие от предыдущего проекта состоит только из одного элемента - геймификации с использованием нейросети. Пользователям предложена игра «Пушкин или нейро-Пушкин? Попробуйте отличить настоящего поэта от нейросети», в которой необходимо вставить слово в фрагменте стихотворения поэта. Для этого на место пропуска предложено два синонима, одно из которых оригинальное. Кроме игры внизу страницы спецпроекта расположена выборка из других материалов портала Arzamas, которые были опубликованы независимо от проекта, но связаны с творчеством А. С. Пушкина. Контент портала разноформатный, поэтому в подборку включены как текстовые материалы, так и подкасты, аудиолекции, тесты, аудиосказки. Компонентам спецпроекта можно указать только тематическое фоновое оформление и геймификацию.
Открытие спецпроекта «Автор среди нас» переносит на страницу, залитую черным цветом с маленькими белыми кругами. Кроме названия проекта, краткого описания находятся три кнопки с именами авторов. Наполнение проекта - видео, в которых писатели читают собственные произведения. Страница, посвященная Льву Рубенштейну, полностью состоит только из видео и фотографии героя, у Михаила Айзенберга есть предисловие, а также видеофрагменты-перебивки с его рассуждениями и разговорами со съемочной группой. На странице Виктора Коваля помимо видео находится также предисловие от М. Айзенберга, в конце каждого видео расположены таймкоды, внизу всей страницы ссылка на аудиозапись. Видео с авторами сняты в едином стиле на белом фоне. Компонентами данного спецпроекта являются тематическое фоновое оформление, зависимость материалов от проекта. Под последним мы понимаем необходимое описание в тексте спецпроекта к видеоряду, так как сам материал никак не оформлен текстом.
Четвертый спецпроект «Золотая клетка. Переделкино в 1930-50-е годы» на странице дополнен пометкой «курс» и состоит из трех лекций и 16 материалов. Редакторы портала определяют проект в разные отделы, при этом во вкладке «Курс» на основной странице данный проект не размещен. Можем выдвинуть гипотезу о незакрепленной системе и отсутствии строго порядка распределения материалов всего портала по блокам.
Страница спецпроекта, как и предыдущие, тематически оформлена черным фоном с облаками, в названии используется оригинальный шрифт. Центральным элементом является карта поселка Переделкино с ландшафтом, на которой расположены цифры. Каждая часть карты ведет на отдельную страницу, на которой подготовлен материал о писателе и фрагменты произведений, написанных в месте поселка. Кроме этого, карта геймифицирована, цифра 16 «Железная дорога» подцветкой показывает на карте расположение железной дороги и только потом переходит на страницу со стихотворениями про эту часть. Кроме текстовых материалов, на карте три цифры предлагают подкасты, посвященные писателям в Переделкино.
Выявлены следующие компоненты спецпроекта: тематическое фоновое оформление, геймификация, мультимедийность (статья, подкаст, фотографии), взаимосвязь материалов.
На основе изучения теоретической источников и проведенного исследования мы пришли к следующим выводам. Культурно-просветительский проект Arzamas не преследует цели строгого упорядочивания своих материалов по предложенным форматам (курсы, подкасты, аудиоматериалы, спецпроекты, ликбезы). В рассмотренных спецпроектах мы выявили только одну закономерность - тематическое оформление страницы. В других материалах и курсах портала присутствует тематическая заставка, но фон подчиняется теме всего Arzamasa и имеет черную заливку. Сайты используют это свободное пространство как «клей», который соединяет элементы на странице, единый фон помогает расположить элементы таким образом, чтобы пользователь мог быстрее ориентироваться на странице (Лернер 2021: 41). Портал создал единую экосистему, но в ней тяжело ориентироваться пользователю, так как объем материалов большой, а формы подачи информации не распределены по рубрикам. В. Ю. Сатонин отмечает необходимость формирования собственной экосистемы для увеличения аудитории и влияния на нее (Сатонин 2023: 62).
В категорию спецпроектов портал отнес все крупные или уникальные проекты, которые были созданы в партнерстве с организацией, а также с привлечением спикеров к видеоформату. Материал про творчество А. С. Пушкина выделяется своим однообразием в форме, но новым подходом «привязки» к нейросети. Проект «Автор среди нас» создан как ограниченный продукт, не связанный с остальными материалами портала. Часть материалов расположены также на детской площадке «ГусьГусь», которая детально исследовалась ранее (Удлер, Цыганова 2021). Тематическое оформление тоже сохраняется, но по наполнению это курсы из аудиолекций без дополнительного материала или графического изображения. Таким образом, только два спецпроекта подходят под определение А. Е. Ерицян, которое мы использовали как ориентир в области теоретического описания феномена специальных проектов (Ерицян 2024).
Список источников
Богомазова Д. А. Особенности спецпроекта в современном российском медиапространстве // Слово в науке. 2023. № 15. С. 11-16.
Болдина К. А. Рекламный спецпроект в сетевых СМИ: характеристики явления в зеркале российских исследований // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 8. С. 140-165. DOI 10.24224/2227-1295-2022-11-8-140-165.
Гарматина И. А. Готская И. Б. Влияние анимации интерфейсов на UX веб-сайтов // Альманах научных работ молодых ученых Университета ИТМО : XLVII научная и учебно-методическая конференция Университета ИТМО по тематикам: экономика; менеджмент, инноватика, Санкт-Петербург, 30 января - 02 февраля 2018 года. Том 7. Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2018. С. 104-107.
Ерицян А. Е. Особенности формата «спецпроект» в современных интернет-СМИ (на примере ТАСС и «Медиамакс») // Вестник РГГУ Серия: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2024. № 3. С. 94-103. DOI 10.28995/2686-7648-2024-3-94-103.
Катенева, И. Г. Мультимедийные проекты как способ презентации культурной тематики (на примере спецпроектов ТАСС) // Журналистика XXI века: в пространстве культуры : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17-18 ноября 2023 года. Санкт-Петербург: ООО «Медиапапир», 2023. С. 399-405.
Комарова, Ю. Е. Концепция спецпроектов в интернет-издании «Лента.ру» // Молодёжь третьего тысячелетия : Сборник научных статей XLVII региональной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях, Омск, 01 - 15 апреля 2023 года. Том Часть 1. - Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2023. - С. 762-764. - ISBN: 978-5-7779-2630-2.
Лернер, М. П. И. А. Горевой Влияние расположения элементов интерфейса веб-сайта на удобство работы и восприятие информации // Творчество молодых: искусство, дизайн, медиатехнологии : Сборник
научных статей. XX Всероссийская научно-практическая конференция, Омск, 19 мая 2021 года. Омск: Омский государственный технический университет, 2021. С. 39-45.
Мясников Ю. Н. Матричное комплексное проектирование газет и журналов как специализированная методика управления проектами // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2013. № 3 (23). С. 107-115.
Прохорова Н. В. Феномен спецпроектов в современном российском медиапространстве // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2014. № 2 (14). С. 54-63.
Сатонин В. Ю. Как эмоциональность медиатекстов помогает создавать комфортную экосистему медиа (на примере медиапортала «Хабр») / В. Ю. Сатонин // Медиасреда. 2023. № 2. С. 62-66. DOI 10.47475/20700717-2023-0-2-62-66.
Сизова Ю. В. Спецпроекты в новых медиа // Новые медиа для современной молодежи : Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 05 апреля 2019 года / под редакцией Л. Е. Виноградовой, Е. Н. Туголуковой. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. С. 99-103.
Симакова С. И., Исакова Т. Б. Аркаим в спецпроектах СМИ: Медиаэстетический код // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 4 (36). С. 201-212. DOI 10.51965/2076-7919_2021_1_4_201.
Симакова С. И., Арсентьева А. Д. Медиаэстетический код журналистских материалов социального характера (на примере спецпроектов интернет-издания «Такие дела») // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28, № 2. С. 14-31. DOI 10.15826/ izv1.2022.28.2.022.
Удлер И. М., Цыганова И. В. Образовательный проект «Детская комната Arzamas» о детском чтении и книгах для детей // Медиасреда. 2021. № 1. С. 63-67. DOI 10.47475/2070-0717-2021-10111.
Шевченко В. Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 189-195.
Информация об авторе:
И. В. Цыганова - магистрант второго года обучения факультета журналистики Челябинского государственного университета
Научный руководитель: Марина Викторовна Загидуллина - профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа факультета журналистики Челябинского государственного университета
Статья поступила в редакцию - 26.10.2024; одобрена после рецензирования - 27.10.2024;
принята к публикации 01.11.2024.
The article was submitted - 26.10.2024; approved after reviewing 27.10.2024; accepted for publication 01.11.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares no conflicts of interests.