Медиасреда. 2023. № 2. С. 54-57. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2023; 2: 54-57. ISSN2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2023-0-2-54-57
СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАОБРАЗА ГОРОДА Екатерина Сергеевна Катунова
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Медиаобраз города не является постоянной величиной, ему свойственно меняться. Причиной этому являются различные факторы, включая время. Например, Челябинск все меньше ассоциируется с метеоритом, хотя тот по-прежнему остается его неизменной частью. Образ места, в том числе и медиаобраз, могут создавать его жители, публикуя на различных площадках фотографии, видео и другие материалы своего города. В предложенной работе рассматривается сторителлинг, как инструмент формирования медиаобраза города. Цель данной статьи продемонстрировать возможности сторителлинга на формирование конкретного образа города у аудитории. В статье приводится обзор литературы по теме исследования: рассмотрено влияние сторителлинга на формирование образа города; акцентируется внимание на процессе создания мультимедийной истории; подчеркивается актуальность данного формата. Автор статьи отмечает влияние сторителлинга на восприятие информации адресатом, на возможность возникновения конкретной ассоциации об объекте. Рассмотрено понятие медиаобраза и его роль в формировании информационной картины мира. В статье осуществлен анализ авторского лонгрида (сторителлинга) о Челябинске. Показано влияние формата на формирование медиаобраза города. Акцентируется внимание на символах, цветовых решениях, анимациях, важных аспектах города, а также противопоставление частым негативным стереотипам с помощью позитивных примеров. В работе сформулированы практические рекомендации создания сторителлинга, приведены популярные средства визуализации сторителлинга (включая интерактивные). В этом заключается практическая значимость предложенного исследования. В результате исследования мы пришли к выводу, что сторителлинг влияет на формирование медиаобраза города и является наилучшим инструментов для его создания, так как позволяет донести и передать любой образ или объект с помощью различных мультимедиа.
Ключевые слова: сторителлинг, медиаобраз, медиаобраз города, мультимедийная история, лонгрид.
Благодарности: Исследование проведено в рамках проекта «ImPRO: образовательный марафон для медиапедагогов России» с использованием гранта Фонда поддержки гражданских инициатив Южного Урала.
Для цитирования: Катунова Е. С. Сторителлинг как инструмент формирования медиаобраза города // Медиасреда. 2023. № 2. С. 54-57. doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-54-57
For citation: Katunova E. S. Storytelling as a tool for shaping the media image of the city. Mediasreda. 2023; 2: 54-57. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2023-0-2-54-57
Создание медийных проектов в СМИ позволяет передать нужную и важную информацию аудитории о городе. Эта информация может иметь как позитивный характер, так и негативный. Медиапроект имеет возможность влиять на представление города и формировать нужный образ у читателя, поэтому к созданию определенного проекта необходимо подходить внимательно.
Вопросу создания сторителлинга посвящено множество работ ученых. Изучению сторителлинга как тренда посвящена статья исследователей А. П. Енбаевой и И. В. Топчий. Исследователи отмечают рост использования сторителлинга в журналистких работах: «Сторителлинг (как техника увлекательного рассказывания историй) отвечает механизмам человеческого мышления, психологии и потребительской позиции современного общества, а потому активно используется в самых разных областях человеческой жизнедеятельности» (Енбаева, Топчий 2018: 29). Авторы статьи «Особенности применения трансмедийного сторителлинга в процессе создания научно-полярного проекта» отмечают, что технологии сторителлинга дают возможность активизировать интерес аудитории к контенту медиаресурса, организовать диалог вокруг актуальной, злободневной темы, которую всесторонне раскрыл автор материала. Такую технологию используют сейчас во многих областях: литературе, медицине, педагогике и психологии, рекламе и PR
(Назарова, Шестеркина 2021). Важными для нашего исследования являются работы С. И. Симаковой по изучению мультимедийной истории и сторителлинга как приема журналисткой работы (Симакова 2017; 2019); медиаэстетического кода города (Симакова, Финк 2022; Симакова, Карпенко, Саитгалин 2022); медиаобраза (Симакова, Кваша 2023; Киселев, Симакова 2023).
В данной статье наш исследовательский интерес обращен к мультимедийному проекту о городе, созданному в формате сторителлинга. В современном медиапространстве очень важно понимать и осознавать информацию о стране, окраску его образа. Человек любую информацию воспринимает с помощью разных способов: аудио, визуально и других. Осмысленная человеком информация складывается в структуру, которая позже заключает в себе набор смыслов, ассоциаций и, какой образ возник у человека о конкретном объекте. Образ обретает смысл, становится символичным (Алпатова 2022). Потребление медиаобразов отличается мозаичностью, высокой скоростью, что зачастую приводит к разрывам между их восприятием и осмыслением. В таких условиях процедура смыслопорождения, как важнейшее и необходимое условие выражения субъектности индивида, нивелируется, отмечает исследователь Е. М. Николаева (Николаева 2014).
Обратим внимание на понятие «медиаобраза города». Исследования, связанные с понятием «медиаобраз города» находятся на данный момент в стадии формирования. Однако, обобщив определения, которые представлены в имеющихся исследованиях, можем сказать, что наиболее полным, с нашей точки зрения, является определение, сформулированное Т. С. Глушковой и О. А. Зайцевой: «медиаобраз - это совокупность рациональных и эмоциональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ» (Глушкова, Зайцева 2017). С помощью фрагментов медиаобраза складывается «медийная» или информационная картина мира (Онал 2022). В медийном продвижении города в основном ставится упор на туристско-рекреационные стратегии, поэтому полного совпадения образа города и его идентичности достичь не удается. Перед СМИ стоит задача продвижения образа страны и ее территорий, попытка изменения общественного мнения внутри страны, разработка эффективных технологий формирования медиаобраза государства/регионов, формирование новой культурной идеологии, создания системы символов и метрической системы измерений эффективности продвижения имиджа посредством медиаресурсов. Создать медиаобраз возможно посредством содержания передаваемой информации с интересами аудитории. Именно в СМИ мы можем проследить трансформацию медиаобраза в публикациях. А. Н. Всеволодова определяет его так: это впечатление, составленной всей совокупностью упоминаний региональных событий журналистами. Поэтому, можно сказать, что медиаобраз городов России складывается из их особенностей, отмеченных авторами журналистских материалов. Это такие детали, как пейзаж, инфраструктура города, а также нравы людей, которые в нем живут (Всеволодова 2013).
Трактовок термина «сторителлинг» достаточно много. В некоторых источниках он трактуется как средство передачи информации посредством рассказывания историй (Узденова 2022). Дэвид Армстронг писал, что метод сторителлинга до середины 1990-х гг. применялся в структуре менеджмента как действенное средство влияния на персонал. Е. С. Зайкова выделяет три исторических этапа развития сторителлинга, которые выступают символами трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Они отображают изменчивость интереса потребителей журналистского контента:
Традиционный сторителлинг. Это тип сторителлинга, который воссоздает действительность через знаково-закрепленную словесную форму. В сегодняшних условиях он потерял свою актуальность.
Digital-сторителлинг. Репрезентация реалий производится через использование мультимедийных, интерактивных форматов. Такой тип сторителлинга является более сложной формой.
Иммерсивный сторителлинг. Данный тип сторителлинга является третьей формой его развития, это явление будущего, к которому мы движемся (Зайкова 2021).
Главный принцип сторителлинга заключается в уходе от информирования к увлекательному повествованию. Сторителлинг в медиасреде получает большую популярность в связи с упадком «больших повествований» и с переходом к частным историям. С приходом новых технологий меняется журналистские продукты, тот же сторителлинг. Позже появляется digital-сторителлинг, который имеет ряд самостоятельных направлений: мультимедийный сторителлинг, кроссмедийный сторителлинг и трансмедийный сторителлинг. Рассматривая digital-сторителлинг как возможность репрезентации темы журналистского материала Е. С. Зайкова отмечает актуальность и востребованность таких его видов, как игровой и портретный сторителлинг (Зайкова 2022; 2023).
Главной отличительной чертой современного сторителлинга О. В. Тодорова называет то, что к рациональной составляющей в таком повествовании добавляются эмоции, и это многократно увеличивает запоминаемость полученной информации, становится частью опыта слушателя. У аудитории включается воображение, и мысленно слушатель переносится в описываемую ситуацию, сопереживает, вступает в интерактивное взаимодействие (Тодорова 2014). Исходя из всего вышесказанного можем сказать, что правильно созданный сторителлинг с определенной целью может формировать нужный медиаобраз города в сети Интернет.
Несмотря на актуальность сторителлинга как формата представления информации в региональных и федеральных СМИ мы не обнаружили мультимедийных проектов, которые были бы посвящены конкретному городу и раскрывали бы его стороны. Нами были найдены только устаревшие спецпроекты, которые никак не соотносятся с образом города. Данное обстоятельство послужило поводом для создания авторского проекта о городе Челябинске - «Сознание города: Челябинск и его образ». (URL: http://edu. jourcsu.ru/soznaniechel). Проект в формате сторителлинга рассматривает его особенности, выделяет ключевые моменты и его сильные стороны. В данном материале уже на обложке на заднем фоне мы наблюдаем фотографию ночного Челябинска. Цвета проекта выбраны по логике оттенков Челябинска, красный - цвет труб заводов, темно-серый - цвет, встречающихся гаражей по всему городу и др. (См.: Оттенки 2021). При пролистывании первого фрагмента встречаем небольшой диалог о городе, где сразу же обращают внимание на его ассоциацию и стереотип: грязный, серый и с плохой экологией. В данном фрагменте с помощью интерактивной кнопки читатель может перейти на статью, в которой опубликованы ответы людей, которые давно уехали из Челябинска. Они рассказали, как он изменился для них. Также на экране видим анимацию завода - это тоже образ Челябинска.
Далее, при скролле мы наблюдаем фотографии того самого «грязного» и «серого» Челябинска, после них на контрасте обращаем внимание на ту же реальность только с другой стороны. Продемонстрированы красивые фотографии дневного и ночного города, также акцентировали внимание на детали архитектуры подборкой фотографий различных зданий. После архитектуры идет часть про наличие скверов, парков и боров в Челябинске, как противопоставление мнению про экологическую ситуацию города. Продемонстрированы фотографии с указанием названий мест, под которыми с помощью анимации можно увидеть адреса.
Далее наблюдаем спортивную часть города. Так, рассмотрены хоккейный клуб «Трактор» и баскетбольная команда «Челбаскет». Информацию добавляют анимированные изображения, логотипы и фотографии. В проекте также присутствует главный символ города - метеорит. Рассказана краткая информация о нем, продемонстрирован логотип метеорита с празднования годовщины его падения. Информацию дополняют фотографии с мероприятия. Вся страница также анимирована. Проект завершается видеообложкой ночного Челябинска с ключевыми словами: «Мы не найдем идеального города, но можем сказать, что для нас наш город - лучший». Таким образом, проект нацелен указать не на негативные стороны города, а убедить, что он имеет свою красивую архитектуру, что городу есть чем гордиться - спортом и то, что он пережил -падение метеорита. Это создает определенный медиаобраз города: красивый, сильный, запоминающийся и прославленный.
Нами сформулированы практические рекомендации по созданию сторителлинга, раскрывающего медиаобраз города. Данные рекомендации были апробированы в ходе разработки авторского проекта. К их числу мы относим следующие:
1. Необходимо добавлять больше позитивного окраса в медиаматериалы с помощью комментариев должностных лиц города, показав тем самым, что они принимают участие в улучшении города.
2. Привлекать школьников и студентов к созданию медиапроектов про город и его сильные стороны.
3. Добавление качественных фотографий города, которые бы в полной мере отображали образ города.
4. Привлекать различные комментарии/ опросы в проект, это бы отображало разноплановость мнений жителей, что помогло бы в улучшении проектной деятельности.
5. Текст должен быть построен в дружелюбной форме, так, будто сам город общается с читателем. Это поможет выстроить образ города как доброго и дружелюбного.
6. Добавим также наиболее популярные средства визуализации сторителлинга (включая интерактивные): качественные фотографии, кадры из фильмов / видео, скриншоты со страниц, мемы, коллажи, карусель из фото, видеоролики и аудиозаписи, GIF-анимации, гиперссылки, блоки, ссылки, стикеры, изменение цвета фотографий при скролле, анимационные переходы между фотографиями, инфографика. Это все вовлечет необходимое количество зрителей, покажет, что город не стоит на месте, а развивается, старается идти в ногу со временем.
Предложенные рекомендации помогут сформировать необходимый медиаобраз города с помощью сторителлинга.
Таким образом, сторителлинг является наилучшим инструментом для формирования медиаобраза города, так как с его помощью возможно донести и передать любой образ или объект с помощью различных мультимедиа, а также усилить эмоциональную составляющую медиаобраза.
Список источников
Алпатова В. Д. Понятие, виды и критерии медиаобраза // Век информации (сетевое издание). 2022. Т. 6, № 1(18). С. 74-91.
Всеволодова А. Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. №2. С. 152-158.
Глушкова Т. С., Зайцева О. А. Медиаобраз как инструмент создания территориального имиджа: когнитивный аспект // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 3 (29). С. 50-57.
Енбаева А. П., Топчий И. В. Сторителлинг - тренд современной журналистики // Медиасреда. 2018. № 2. С. 27-31.
Зайкова Е. С. Игровой сторителлинг в профессиональной практике журналиста // Медиасреда. 2022. № 2. С. 17-22.
Зайкова Е. С. Мультимедийный сторителлинг как способ репрезентации личности в современной журналистике // Медиасреда. 2023. № 1. С. 5-9. doi: 10.47475/2070-0717-2023-10101
Зайкова Е. С. Технологии сторителлинга в современной практике журналиста // Медиасреда. 2021. № 1. С. 10-16.
Киселев Д. Г., Симакова С. И. Медиаобраз Челябинска в программах телеканала ОТВ (Челябинск) // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. 2023. № 2. С. 120-123.
Мельник Г. С. Медиаобраз российского города и его представленность в массовом сознании жителей регионов // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. 2018. № 3 (12). С. 81-93.
Назарова М. С., Шестеркина Л. П. Особенности применения трансмедийного сторителлинга в процессе создания научно-популярного медиапроекта // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2021. Т. 21. № 3. С. 103-110.
Николаева Е. М. Медиасреда как социально-культурное пространство современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-2(45). С. 152-154.
Онал, И. О. Языковые средства создания медиаобраза Турции (на материале российских интернет-источников): монография. Вологда : Издательство Вологодского государственного университета, 2022. C. 78-86.
Симакова С. И. Мультимедийная история и её особенности // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 9 (405). С. 58-66.
Симакова С. И. Сторителлинг как прием журналистской работы // Знак : проблемное поле медиаобразования. 2019. № 1 (31). - С. 110-117.
Симакова С. И., Карпенко В. А., Саитгалин Т. Р. Медиаэстетический код Челябинска глазами блогеров-урбанистов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 141-152. https://doi. org/10.47475/2070-0695-2022-10314.
Симакова С. И., Кваша Д. И. Медиаобраз как часть формирования кода региона // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2023. Т. 29. № 1. С. 28-38.
Симакова С. И., Финк С. А. Отражение медиаэстетического кода Челябинска в бренд-журналистике города // Челябинский гуманитарий. 2022. № 1 (58). С. 102-114. doi: 10.47475/1999-5407-2022-10111.
Тодорова О. В. Сторителлинг как инновационный PR-инструмент // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2014/4/360.pdf (дата обращения 30.06.2023).
Узденова Р. А. Теоретические подходы к журналистскому сторителлингу // Журналистика и медиакоммуникации в цифровой среде. 2022. С. 61-66.
«Оттенки страны, где распались серп и молот»: пара из Челябинска создала палитру цветов-воспоминаний. 07.11.2021 - URL: https://74.ru/text/gorod/2021/11/07/70235417/, свободный (дата обращения: 30.06.23).
Информация об авторе
Е. С. Катунова - студентка кафедры медиапроизводства факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры медиапроизводства Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 10.10.2023; одобрена после рецензирования 12.10.2023;
принята к публикации 12.10.2023. The article was submitted 10.10.2023; approved after reviewing 12.10.2023; accepted for publication 12.10.2023.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.