Актуальт проблеми сучасно'1 медицини
Summary
WAYS TO IMPROVE DEVELOPMENT OF PRACTICAL SKILLS AT THE SURGICAL CHAIRS ACCORDING TO BOLOGNA EDUCATIONAL SYSTEM
Bondarev R.V., Chibisov A.L., Orekhov A.A., Selivanov S.S., Ablitsov N.P., Maslov Ya.Ya., Selivanova O.V., Bondareva O.O. Key words: modern technologies in medicine, deontology, ECTS.
Educational services according to Bologna education system demands the implementation of modern teaching technologies to improve the professional education. The comparative analysis of academic results at the Department of surgery has showed the applications of the latest technologies and teaching methods allow students to improve their results in mastering practical skills in 1,8 times
УДК 617-089.49: 378.147.88
Борота А.В., Василенко Л.И., Луценко Ю.Г., Енгенов Н.М.
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДЕСМУРГИИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького
Рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов по десмургии на кафедре общей хирургии в медицинском университете с учетом требований Болонской системы. Авторы считают, что овладение студентами практическими навыками по десмургии играют ключевую роль в самостоятельной подготовке, позволяют оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Ключевые слова: десмургия, педагогический процесс.
Проблема организации самостоятельной работы студентов при изучении общей хирургии в медицинском ВУЗе с учетом требований Болонской системы обучения продолжает живо обсуждаться в периодической медицинской печати.
Общеизвестно, что самостоятельная работа обеспечивает максимальную мотивацию обучаемого и обеспечивает творческое освоение информации, которая реализуется в процессе занятия в виде целевых обучаемых заданий. Составные части задания должны быть максимально приближены к профессиональной деятельности обучаемого. В обучении будущего врача «задание» включает конкретную модель ситуации оказание первой доврачебной помощи пострадавшему при уличных травмах и дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), с которыми обучаемый может столкнуться в реальной жизни и профессиональной деятельности.
Поэтому обучение вопросам десмургии на кафедре общей хирургии Донецкого национального медицинского университета уделяется особое внимание (включая самостоятельное изучение дисциплины и внутриаудиторную самостоятельную работу студентов.
Внутриаудиторная самостоятельная работа студентов на кафедре общей хирургии включает: 1) наложение любых разновидностей повязок на различные части тела под пристальным контролем преподавателя, отработку практических навыков десмургии и особенностей транспортной иммобилизации на своих коллегах - студентах у учебных комнатах; 2) работа в перевязочной (освоение и повторение основ десмургии при перевязке пациентов с различными ранами на различных частях тела: голова, туловище, конечности), позволяющих решать конкретные ситуационные задачи. Индивидуальная работа преподавателя со студентами при изучении основ десмургии
(коррекции знаний и умений студента, решения основных целей практического занятия и проведения адекватного заключительного тестового контроля знаний) с одной стороны - повышает уровень знаний и умений будущего врача любой специальности и дать им объективную оценку; с другой - позволяет подготовить студента к самостоятельному решению конкретных ситуационных задач, которые ставит жизнь.
Накопленный нами многолетний педагогический опыт проведения занятий по основам десмургии показывает, что наиболее эффективным методом самостоятельной (внеаудиторной) работы студента продолжает оставаться добросовестная самостоятельная работа студента в группе из трех человек. Один студент, работая с литературой, информирует другого (и каждого из них) об основных приемах наложения того или иного вида повязки, одновременно осуществляя контроль над правильностью выполнения манипуляций; другой студент осуществляет непосредственное наложение повязки на третьем студенте (последний выступает в качестве пострадавшего пациента). Меняясь местами, каждый из студентов повторяет наложение избранного вида повязки. Такая коллективная система подготовки и освоения основ десмургии позволяет лучше подготовиться каждому из студентов. Пожалуй, ни один другой раздел общей хирургии не вызывает у студентов такого живого ажиотажа и интереса, как изучение основ десмургии, который позволяет каждому из студентов самоутвердиться знаниями и умениями в глазах своих коллег.
Литература
1. Бутирський О.Г. Модершза^я навчального процесу iз загальноТ хiрурriT в контекст болонського процесу / О.Г.Бутирський, О.Ч.Хаджиев, В.В.Ващук [та ш.] // Акт. проблеми сучасноТ медицини. - 2007. - Т.7, вип.1-2. - С.299-300.
Том 13, Випуск 1(41)
279
В1СНИК ВДНЗУ «Украгнська медична стоматологЫна академЫ»
Реферат
ДО ПИТАННЯ ОРГАН1ЗАЦ1Т САМОСТ1ЙНОТ РОБОТИ З ДЕСМУРПТ НА КАФЕДР1 ЗАГАЛЬНО1 Х1РУРПТ У МЕДИЧНОМУ ВУЗ1 З УРАХУВАННЯМ ВИМОГ БОЛОНСЬКОТ ДЕКЛАРАЦИ Борота О.В., Василенко Л.1., Луценко Ю.Г., бнгенов Н.М. Ключовi слова: десмурпя, педагогiчний процес.
Розглядаються особливост1 орган1зац1Т самост1йноТ роботи студент1в з десмургп на кафедр1 загальноТ хфургп в медичному ун1верситет1 з урахуванням вимог Болонськой системи. Автори вважають, що оволод1ння студентами практичними навичками з десмурги визначають ключову роль в самост1йн1й п1дготовц1, дозволяють надавати першу долкарську допомогу потерп1лим.
Summary
ARRANGEMENT OF INDEPENDENT STUDENTS' WORK ON DESMURGY AT THE CHAIR OF GENERAL SURGERY IN MEDICAL SCHOOL IN CONSIDERATION OF BOLOGNA EDUCATIONAL CONVENTION Borota A.V., Vasylenko L.I., Lutsenko Yu.G., Yengenov N.M. Key words: desmurgy, medical training.
The paper describes the peculiarities referring to the students' arrangement of independent work on desmurgy at the chair of the general surgery of medical university in consideration of Bologna education convention. Authors consider the mastering practical skills on desmurgy plays a key role in independent preparation and this allows the medical students to provide the first medical care for victims.
УДК617:378.147-054.6-057.875
Борота А.В., Лыков В.А., Борота А.А., Ксенофонтов С.С., Гюльмамедов В.А. АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ СТУДЕНТАМ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Донецкий национальный медицинский университет им.М.Горького
В одной группе зачастую обучаются студенты различных национальностей, абсолютно разных политических и религиозных взглядов, и совершенно неодинаковых культурологических особенностей и традиций. Каждый из обучающихся студентов имеет абсолютно различную базовую начальную подготовку, поскольку школьные программы обучения значительно разнятся. В обучении студентов международного медицинского факультета основам общей хирургии имеется множество трудностей, обусловленных восновным языковым барьером и мультинациональностью коллектива студентов. Но они не должны отражаться на качестве преподавания и являются лишь стимулом для дальнейшего поиска эффективных путей решения проблемы.
Ключевые слова: иностранные студенты, обучение, общая хирургия.
Вступление
Клиническая дисциплина «Общая хирургия» занимает одно из ведущих мест в подготовке врачей общего профиля.Курс общей хирургии закладывает студентам 3 курса основы изучения и понимания как собственно общей хирургии, так и других специальностей (травматологии и ортопедии, анестезиологии и интенсивной терапии и т.д.).
Цель работы
Обобщение и анализ опыта педагогического процесса студентам международного медицинского факультета на кафедре общей хирургии и хирургических болезней стоматологического факультета Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.
В 2007 году МОЗ Украины издало типовую программу учебной дисциплины «Общая хирургия» для студентов высших медицинских учреждений III-Муровней аккредитации [1, 2].
В настоящее время профессиональная подготовка будущего врача во многом зависит не только от содержания учебной программы, но и от методов обучения и донесения студентам необходимых знаний, а также от их мотивации.
Как показывает опыт, иностранные студенты требуют особой тактики и методики преподавания. Диктуется же это тем, что в одной группе зачастую обучаются студенты различных национальностей, абсолютно разных политических и религиозных взглядов, и совершенно неодинаковых культурологических осо-
бенностей и традиций. Каждый из обучающихся студентов имеет абсолютно различную базовую начальную подготовку, поскольку школьные программы обучения значительно разнятся. В связи с этим унифицировать процесс обучения в таких группах не представляется возможным. С другой стороны создать индивидуальную программу для студентов каждой страны также невозможно.
Если коснуться аспекта преподавания на русском языке, то здесь порой встречаются языковые затруднения, которые обусловлены тем фактом, что русский у подавляющего количества студентов не является родным (исключая студентов из стран СНГ и эмигрантов из русскоговорящих стран).
Что касается же англоязычного преподавания, то здесь ситуация обстоит более серьёзно.Чаще всего данный язык не являются родными для студен-тов.Кроме того, и для всех преподавателей английский язык также не является родным. Таким образом, степень владения им, случается, как у студентов, так и у преподавателей далека от идеала. Преподаватели, привыкшие слышать «классический» английский со времен школьной скамьи, зачастую испытывают трудности в коммуникации со студентами, на «неродной» английский которых наслаиваются особенности базового языка или наречия, порой в корне меняющие привычное звучание слов. Такие проблемы можно сгладить регулярным посещением преподавателями специализированных языковых курсов и общением с носителями языка, причем желательно медицинских специальностей.