ПИТАННЯ ВИКЛАДАННЯ Х1РУРГ1ЧНИХ
ДИСЦИПЛ1Н НА ФУНДАМЕНТАЛЬНИХ КАФЕДРАХ
УДК 371.314.6:61-089
Бондарев Р.В., Чибисов А.Л., Орехов А.А., Селиванов С.С., Аблицов Н.П., Маслов Я.Я., Селиванова О.В., Бондарева Е.А.
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА КАФЕДРАХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СВЕТЕ БОЛОНСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кафедра хирургии с основами абдоминальной и эндоскопической хирургии (зав.каф. - д.мед.н., проф. Р.В. Бондарев) ГЗ «Луганский государственный медицинский университет» г. Луганск, Украина
Внедрение в учебный процесс в свете Болонского образовательного пространства современных технологий требует новые подходы к методам обучения, что совершенствует систему подготовки будущих специалистов. Проведенный сравнительный анализ результатов обучения на кафедре факультетской хирургии показал: использование современных технологий и соответствующих методов обучения позволило улучшить результаты освоения практических навыков в 1,8 раза.
Ключевые слова: современные технологии в медицине, деонтология врачебной деятельности, кредитно-модульная система обучения.
обучения в свете Болонского образовательного процесса.
Вступление
Модернизация системы медицинского образования в контексте Болонского процесса ориентирована на углубление интеграции базовых и клинических дисциплин, на осуществление перехода от пассивного преподавания к активному обучению студентов, улучшение клинического обучения у постели больного, овладение практическими навыками за счет увеличения общения и контроля преподавателями самостоятельной работы студентов с пациентами [3, 4].
В будущем качественная медицинская практика должна отвечать следующим требованиям: наличие подготовленных специалистов, оптимальное использование ресурсов, минимизация риска для больных при применении медицинских технологий и удовлетворение пациента при контакте с медицинской общественностью [1, 2].
Если в вузе заложен низкий багаж знаний, то это делает врача беспомощным у постели больного, особенно, если у того имеется конкурирующее заболевание хирургического профиля. Это приводит к тяжелым диагностическим ошибкам, а порою и к смерти пациента [5]. В этом контексте преподавание хирургии как науки, основанной на практических навыках, имеет свои отличительные особенности. Процесс формирования профессиональных умений включает в себя: овладение, свободное оперирование полученными знаниями и применение их в решении профессиональных задач.
Цель исследования
Улучшить результаты освоения практических навыков студентами на цикле факультетской хирурги путем внедрения новых педагогических подходов
Объект и методы исследования
Кредитно-модульная система обучения и количественная оценка контроля знаний на кафедре хирургии с основами абдоминальной и эндоскопической хирургии (факультетская хирургия) используется с 2008 года. На кафедре созданы благоприятные условия для обучения, связанные с материальным аспектом: наличие фантомов и муляжей для тренинга студентами практических навыков, используются новые современные технологии (мультимедийная система обучения, компьютерные обучающие программы, в целях диагностики и лечения больных - аппарат ультразвукового исследования, эндовидеокомплекс для выполнения миниинвазивных вмешательств). Для работы с литературой на кафедре студентам предлагаются методические пособия, монографии, изданные сотрудниками кафедры, лучшие рефераты студентов, реферативные обзоры статей хирургических журналов Украины и стран ближнего зарубежья согласно изучаемым темам.
Работа начинается с утренней общеклинической конференции и продолжается в двух основных направлениях - теоретическом и практическом.
Сотрудниками кафедры определены цели и задачи каждого занятия, составлены схемы ориентировочной основы действий. Основные задачи сосредотачиваются на том, что именно студенты должны уметь выполнить в конце отдельного занятия. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов в клинике и на кафедре. Проводятся научно-практические конференции студентов под руководством преподавателей, в ходе которых участники
Том 13, Випуск 1(41) 277
В1СНИК ВДНЗУ «Украгнська медична стоматологЫна академЫ»
выступают с сообщениями и докладами с последующим обсуждением и дискуссией.
Важную роль в процессе обучения играют этические аспекты взаимоотношений преподавателя и студента. Аккуратный внешний вид, последовательность изложения материала, тактичность и корректность во время общения с пациентом, совместная «обучающая» работа в перевязочной, операционной повышают эффективность обучения.
Теоретическая часть занятия включает применение специальных компьютерных программ с фотографиями и видеоматериалами операций изучаемой нозологии, самостоятельную работу студентов с литературой кафедральной библиотеки, у постели больного, разбор клинических случаев в условиях учебной комнаты, освоение навыков методом «друг на друге» и на фантомах, создаются ситуации, приближающие студента к практической клинической ситуации, создается имитация участия в лечебно-диагностическом процессе.
Руководящую роль в активном участии студентов в клинике, их постоянном общении с пациентами и медицинским персоналом занимает преподаватель. Именно на него возлагается ответственность в ознакомлении студентов с деонтологическими принципами поведения в клинике, что позволяет избежать неприятных ситуаций. Под чутким контролем преподавателя возможно участие студента в перевязках больного, а если преподаватель является оперирующим хирургом, то и участие в качестве второго ассистента. При работе в перевязочной используются классические методы обучения практическим навыкам, однако педагогический процесс в условиях операционной имеет свои особенности. Так, во время выполнениия эндовидеоскопических оперативных вмешательств, когда, благодаря монитору, есть возможность адекватной визуализации хода операции, общение со студентами проводится на протяжении всей операции. Мы применяем следующий метод обучения: студент, смотря в монитор, называет последовательно этапы операции, которые преподаватель, являясь оперирующим хирургом, выполняет после слов студента и, соответственно, делает поправки при неправильном ответе. Во время оперативного вмешательства возможно обсуждение этапов операции, возникающих интраоперационных ситуаций в режиме «вопрос-ответ».
Согласно требованиям кредитно-модульной системы, определению уровня знаний студента большую роль отводим тестовым заданиям. Считаем, что тестирование является одним из надежных средств контроля усвоения учебной информации, поэтому проводим его ежедневно.
Особенно важным требованием служит умение примененить усвоенную учебную информацию в практической деятельности. Поэтому «живой» беседе и опросу уделяем достаточно времени. Таким обра-
Реферат
ШЛЯХИ ПОКРАЩЕННЯ ОСВОеННЯ ПРАКТИЧНИХ НАВИК1В НА КАФЕДРАХ Х1РУРГ1ЧНОГО ПРОФ1ЛЮ У СВ1ТЛ1 БОЛОНСЬКОГО ОСВ1ТНЬОГО ПРОЦЕСУ
Бондарев Р.В., Чибюов О.Л., Орехов О.А., Селiванов С.С., АблЩов М.П., Маслов Я.Я., Селiванова О.В., Бондарева О.О. Ключовi слова: сучасн технологи в медицину деонтолопя лкарськоТ дiяльностi, кредитно-модульна система навчання.
Впровадження в учбовий процес у свт Болонського осв1тнього простору сучасних технологш потребуе нових пщход1в до метод1в навчання, що удосконалить систему пщготовки майбутшх спец1алют1в. Проведений пор1вня-льний анал1з результат1в навчання на кафедр1 факультетськоТ х1рурги показав: використання сучасних технологш та вщповщних метод1в навчання дозволило покращити результати освоення практичних навичок у 1,8 раза.
зом, проводится объективная оценка знаний путем тестовых заданий и определение на каждом занятии умение студента оценивать клинические проявления хирургических заболеваний, выбирать лечебную тактику и технические моменты хирургического вмешательства.
Результаты исследований и их обсуждение
Повышение требований к самостоятельной работе студентов, улучшение освоения практических навыков определяет необходимость всестороннего использования возможностей современных технологий.
Нами ретроспективно проведен сравнительный анализ полученных результатов обучения студентов при помощи компьютерных обучающих программ с видеоматериалами клинических ситуаций и операций, предложенного метода обучения в операционной с использованием видеоэндоскопической аппаратуры, с результатами, когда не было возможности использовать современные технологии. Определено, что технологический прогресс совместно с разработанной методологией преподавания позволил в 1,8 раза улучшить результаты освоения практических навыков.
Визуальный компонент обучения при использовании компьютерных программ, видеоизображение хода операции в операционной является одной из составляющих компонентов для усвоения изученного материала и способствует активации внимания студентов.
Вывод
Таким образом, использование возможностей современных технологий и разработка соответствующих методов обучения в рамках кредитно-модульной системы учебного процесса на кафедрах хирургического профиля позволило улучшить результаты освоения практических навыков.
Литература
1. Березницький Я.С. Особливост викладання хiрурriT для штер-шв зпдно вимог кредитно-модульноТ системи / Я.С. Березницький, В.В. Гапонов, Н.А. Яльченко // Вюник Укр. мед. стомат. академп. - 2006. - Т. 6, Вип.1-2. - С. 292-294.
2. Каминский И.В. Компьютерные технологии и современные методы визуализации в преподавании курса факультетской хирургии / И.В. Каминский, Ф.Н. Ильченко // Вестн. неотл. и восстановит. медицины. - 2004. - Т. 5, № 2. - С. 383-384.
3. Передерш В.Г. Болонський процес та модершза^я вищоТ ме-дичноТ освiти: проблеми, завдання та шляхи виршення / В.Г. Передерш, В.Ф. Москаленко, I.E. Булах // Науковий вюник Нацн онального медичного ушверситету iм. О.О. Богомольця. - 2004. - № 1-2. - С. 80-87.
4. Саричев Л.П. Застосування шформацшних навчальних технологш у викпаданш урологи / Л.П. Саричев, С.А. Сухомлин, Я.В. Саричев // Матерiали науково-практичноТ конференцп з мiжна-родною участю «1нновацшш шформацшш технологи у вищш медичнш освт». - Полтава,, 2012. - С. 175-176.
5. Шапошников В.И. К проблеме преподавания хирургии / В.И. Шапошников, С.Н. Ралко // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №7. - С. 59.
Summary
WAYS TO IMPROVE DEVELOPMENT OF PRACTICAL SKILLS AT THE SURGICAL CHAIRS ACCORDING TO BOLOGNA EDUCATIONAL SYSTEM
Bondarev R.V., Chibisov A.L., Orekhov A.A., Selivanov S.S., Ablitsov N.P., Maslov Ya.Ya., Selivanova O.V., Bondareva O.O. Key words: modern technologies in medicine, deontology, ECTS.
Educational services according to Bologna education system demands the implementation of modern teaching technologies to improve the professional education. The comparative analysis of academic results at the Department of surgery has showed the applications of the latest technologies and teaching methods allow students to improve their results in mastering practical skills in 1,8 times
УДК 617-089.49: 378.147.88
Борота А.В., Василенко Л.И., Луценко Ю.Г., Енгенов Н.М.
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДЕСМУРГИИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького
Рассматриваются особенности организации самостоятельной работы студентов по десмургии на кафедре общей хирургии в медицинском университете с учетом требований Болонской системы. Авторы считают, что овладение студентами практическими навыками по десмургии играют ключевую роль в самостоятельной подготовке, позволяют оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Ключевые слова: десмургия, педагогический процесс.
Проблема организации самостоятельной работы студентов при изучении общей хирургии в медицинском ВУЗе с учетом требований Болонской системы обучения продолжает живо обсуждаться в периодической медицинской печати.
Общеизвестно, что самостоятельная работа обеспечивает максимальную мотивацию обучаемого и обеспечивает творческое освоение информации, которая реализуется в процессе занятия в виде целевых обучаемых заданий. Составные части задания должны быть максимально приближены к профессиональной деятельности обучаемого. В обучении будущего врача «задание» включает конкретную модель ситуации оказание первой доврачебной помощи пострадавшему при уличных травмах и дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), с которыми обучаемый может столкнуться в реальной жизни и профессиональной деятельности.
Поэтому обучение вопросам десмургии на кафедре общей хирургии Донецкого национального медицинского университета уделяется особое внимание (включая самостоятельное изучение дисциплины и внутриаудиторную самостоятельную работу студентов.
Внутриаудиторная самостоятельная работа студентов на кафедре общей хирургии включает: 1) наложение любых разновидностей повязок на различные части тела под пристальным контролем преподавателя, отработку практических навыков десмургии и особенностей транспортной иммобилизации на своих коллегах - студентах у учебных комнатах; 2) работа в перевязочной (освоение и повторение основ десмургии при перевязке пациентов с различными ранами на различных частях тела: голова, туловище, конечности), позволяющих решать конкретные ситуационные задачи. Индивидуальная работа преподавателя со студентами при изучении основ десмургии
(коррекции знаний и умений студента, решения основных целей практического занятия и проведения адекватного заключительного тестового контроля знаний) с одной стороны - повышает уровень знаний и умений будущего врача любой специальности и дать им объективную оценку; с другой - позволяет подготовить студента к самостоятельному решению конкретных ситуационных задач, которые ставит жизнь.
Накопленный нами многолетний педагогический опыт проведения занятий по основам десмургии показывает, что наиболее эффективным методом самостоятельной (внеаудиторной) работы студента продолжает оставаться добросовестная самостоятельная работа студента в группе из трех человек. Один студент, работая с литературой, информирует другого (и каждого из них) об основных приемах наложения того или иного вида повязки, одновременно осуществляя контроль над правильностью выполнения манипуляций; другой студент осуществляет непосредственное наложение повязки на третьем студенте (последний выступает в качестве пострадавшего пациента). Меняясь местами, каждый из студентов повторяет наложение избранного вида повязки. Такая коллективная система подготовки и освоения основ десмургии позволяет лучше подготовиться каждому из студентов. Пожалуй, ни один другой раздел общей хирургии не вызывает у студентов такого живого ажиотажа и интереса, как изучение основ десмургии, который позволяет каждому из студентов самоутвердиться знаниями и умениями в глазах своих коллег.
Литература
1. Бутирський О.Г. Модершза^я навчального процесу is загальноТ хiрургiï в контекст болонського процесу / О.Г.Бутирський, О.Ч.Хаджиев, В.В.Ващук [та ¡н.] // Акт. проблеми сучасно'1' медицини. - 2007. - Т.7, вип.1-2. - С.299-300.
Том 13, Випуск 1(41)
279