Реферат
ДО ПИТАННЯ ОРГАН1ЗАЦ1Т САМОСТ1ЙНОТ РОБОТИ З ДЕСМУРПТ НА КАФЕДР1 ЗАГАЛЬНО1 Х1РУРПТ У МЕДИЧНОМУ ВУЗ1 З УРАХУВАННЯМ ВИМОГ БОЛОНСЬКОТ ДЕКЛАРАЦИ Борота О.В., Василенко Л.1., Луценко Ю.Г., бнгенов Н.М. Ключовi слова: десмурпя, педагогiчний процес.
Розглядаються особливост1 орган1зац1Т самост1йноТ роботи студент1в з десмургп на кафедр1 загальноТ хфургп в медичному ун1верситет1 з урахуванням вимог Болонськой системи. Автори вважають, що оволод1ння студентами практичними навичками з десмурги визначають ключову роль в самост1йн1й п1дготовц1, дозволяють надавати першу долкарську допомогу потерп1лим.
Summary
ARRANGEMENT OF INDEPENDENT STUDENTS' WORK ON DESMURGY AT THE CHAIR OF GENERAL SURGERY IN MEDICAL SCHOOL IN CONSIDERATION OF BOLOGNA EDUCATIONAL CONVENTION Borota A.V., Vasylenko L.I., Lutsenko Yu.G., Yengenov N.M. Key words: desmurgy, medical training.
The paper describes the peculiarities referring to the students' arrangement of independent work on desmurgy at the chair of the general surgery of medical university in consideration of Bologna education convention. Authors consider the mastering practical skills on desmurgy plays a key role in independent preparation and this allows the medical students to provide the first medical care for victims.
УДК617:378.147-054.6-057.875
Борота А.В., Лыков В.А., Борота А.А., Ксенофонтов С.С., Гюльмамедов В.А. АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ СТУДЕНТАМ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Донецкий национальный медицинский университет им.М.Горького
В одной группе зачастую обучаются студенты различных национальностей, абсолютно разных политических и религиозных взглядов, и совершенно неодинаковых культурологических особенностей и традиций. Каждый из обучающихся студентов имеет абсолютно различную базовую начальную подготовку, поскольку школьные программы обучения значительно разнятся. В обучении студентов международного медицинского факультета основам общей хирургии имеется множество трудностей, обусловленных восновным языковым барьером и мультинациональностью коллектива студентов. Но они не должны отражаться на качестве преподавания и являются лишь стимулом для дальнейшего поиска эффективных путей решения проблемы.
Ключевые слова: иностранные студенты, обучение, общая хирургия.
Вступление
Клиническая дисциплина «Общая хирургия» занимает одно из ведущих мест в подготовке врачей общего профиля.Курс общей хирургии закладывает студентам 3 курса основы изучения и понимания как собственно общей хирургии, так и других специальностей (травматологии и ортопедии, анестезиологии и интенсивной терапии и т.д.).
Цель работы
Обобщение и анализ опыта педагогического процесса студентам международного медицинского факультета на кафедре общей хирургии и хирургических болезней стоматологического факультета Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.
В 2007 году МОЗ Украины издало типовую программу учебной дисциплины «Общая хирургия» для студентов высших медицинских учреждений III-Муровней аккредитации [1, 2].
В настоящее время профессиональная подготовка будущего врача во многом зависит не только от содержания учебной программы, но и от методов обучения и донесения студентам необходимых знаний, а также от их мотивации.
Как показывает опыт, иностранные студенты требуют особой тактики и методики преподавания. Диктуется же это тем, что в одной группе зачастую обучаются студенты различных национальностей, абсолютно разных политических и религиозных взглядов, и совершенно неодинаковых культурологических осо-
бенностей и традиций. Каждый из обучающихся студентов имеет абсолютно различную базовую начальную подготовку, поскольку школьные программы обучения значительно разнятся. В связи с этим унифицировать процесс обучения в таких группах не представляется возможным. С другой стороны создать индивидуальную программу для студентов каждой страны также невозможно.
Если коснуться аспекта преподавания на русском языке, то здесь порой встречаются языковые затруднения, которые обусловлены тем фактом, что русский у подавляющего количества студентов не является родным (исключая студентов из стран СНГ и эмигрантов из русскоговорящих стран).
Что касается же англоязычного преподавания, то здесь ситуация обстоит более серьёзно.Чаще всего данный язык не являются родными для студен-тов.Кроме того, и для всех преподавателей английский язык также не является родным. Таким образом, степень владения им, случается, как у студентов, так и у преподавателей далека от идеала. Преподаватели, привыкшие слышать «классический» английский со времен школьной скамьи, зачастую испытывают трудности в коммуникации со студентами, на «неродной» английский которых наслаиваются особенности базового языка или наречия, порой в корне меняющие привычное звучание слов. Такие проблемы можно сгладить регулярным посещением преподавателями специализированных языковых курсов и общением с носителями языка, причем желательно медицинских специальностей.
Актуальт проблеми сучасно'1 медицини
Если вести речь о самом предмете общей хирургии и содержании учебной программы, то здесь тоже имеются свои нюансы. Окончив медицинский университет, подавляющее большинство иностранных граждан проходят дальнейшую специализацию и работают в совершенно различных странах. В каждой из этих стран существуют свои традиции и принципы оказания медицинской помощи, включая хирургическую. Кроме того, государственные стандарты оказания медицинской помощи населению, которые в настоящее время действуют во множестве развитых стран, также разнятся. Упрощать же и урезать объём материала с целью облегчения восприятия его студентами мы считаем нецелесообразным. Несмотря на то, что в отечественной системе обучения уже сложились определённые традиции и стандарты, по нашему мнению необходимо знакомить иностранных студентов с различными вариантами международных рекомендаций по оказанию хирургической помощи. В таком случае им будет значительно легче ориентироваться и адаптировать изучаемый материал под особенности их национальной системы здравоохранения.
Естественно, необходимым условием для эффективной педагогической деятельности является возможность преподавателей ориентироваться в вопросах особенностей международных стандартов и тактик. Помимо личного стремления и желания к обучению и расширению хирургического кругозора, для этого необходимо дополнительное регулярное обеспечение свежей международной хирургической литературой, постоянный свободный доступ в Интернет с умением эффективно работать в международных медицинских порталах и системах, а также регулярное посещение международных хирургических съездов, конференций и школ, особенно зарубежных.
Важным этапом является мотивация и привлечение студентов к научно-исследовательской работе, участию в научно-практических конференциях. Такой вид деятельности обычно является новым для студентов второго и третьего годов обучения и языковой барьер не должен быть преградой в их становлении как молодых учёных. Обучение работе с международными медицинскими изданиями, данными клинической базы, овладение навыками анализа и синтеза полученных данных, выступления на конференциях в одном ряду с отечественными студентами обычно воспринимается позитивно и вызывает дополнительную мотивацию к обучению.
Также крайне позитивно студентами воспринимается знакомство с операционным блоком и основными принципами проведения оперативного вмешательства при непосредственном нахождении в операционной. Даже такие простые вещи, как ношение специальной хирургической униформы, практическое обучение предоперационной обработке рук хирурга обычно значительно повышают дальнейшую мотивацию. В операционном блоке присутствие и активное участие преподавателя необходимо. Студенты еще не владеют достаточным бага-
разъяснение основ хирургической техники. Следует отметить, что для эффективной работы в операционном блоке лучше формировать малые группы студентов по
2-3 человека.
Языковой барьер у англоязычных студентов особенно ярко выражается при общении с пациентами клинической базы кафедры и отработке практических навыков. Данный вопрос разрешается лишь путём выступления преподавателя в роли переводчика, но это исключает возможность самостоятельной работы обучающихся иностранцев. Особенно остро этот вопрос стоит на кафедре общей хирургии, которая должна давать студентам базовые понятия о курации хирургических больных, принципах оказания хирургической помощи, особенностях общения с пациентами и основах врачебной этики и деонтологии. Конечно же, при работе в хирургическом отделении также важным фактором является количество студентов в группах. Для эффективной работы, а именнодля успешной курации пациентов и овладения практическими навыками,учитывая языковые трудности, целесообразным было бы разделение на микрогруппы по
3-4 человека.
Что касается самостоятельной внеаудиторной работы иностранных студентов, особенно англоговорящих, то здесь сказывается дефицит специализированной учебной литературы на соответствующем языке. Многие учебники, изданные отечественными авторами, безусловноявляются прекрасным пособием для подготовки студентов к занятиям. Но это касается лишь отечественных студентов. Попытки перевода данных учебных пособий, издаваемые тем же авторским коллективам, часто не соответствуют должному языковому уровню. А учебники, изданные в развитых англоговорящих странах, поступают в ВУЗ довольно ограниченными в количестве партиями. Кроме того, перевод русских хирургических терминов не всегда соответствует понятиям, употребляемым в истинном медицинском английском языке.
Не овладев азами, дальнейшее предусмотренное программой изучение хирургических предметов даётся студентам крайне тяжело.
Выводы
Таким образом, в обучении студентов международного медицинского факультета основам общей хирургии имеется множество трудностей, обусловленных основным языковым барьером и мультина-циональностью коллектива студентов. Но они не должны отражаться на качестве преподавания и являются лишь стимулом для дальнейшего поиска эффективных путей решения проблемы.
Литература
2. Програма з навчальноТ дисциплши «Загальна хiрургiя» для студенев вищих медичних навчальних закладiв Ш-1У рiвня ак-редитацп. - К., 2006. - 26 с.
3. Медична освп"а у свт та в УкраТ'нк [навч. поЫб. для викладачiв, магiстрiв, асшран^в, студенев]. - К. : Книга плюс, 2005. - 248 с.
жом хирургических знаний и им необходимо подробное
Реферат
АСПЕКТИ ВИКЛАДАННЯ ЗАГАЛЬНОТ Х1РУРП1 СТУДЕНТАМ М1ЖНАРОДНОГО МЕДИЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ Борота О.В., Ликов В.А., Борота О.О., Ксенофонтов С.С., Гюльмамедов В.А. Ключовi слова: Ыоземнл студенти, навчання, загальна хiрургiя.
В однш груп1 часто навчаються студенти р1зних национальностей, абсолютно р1зних пол1тичних i релИйних погляд1в, i зовам неоднакових культуролопчних особливостей i традицш. Кожен з тих студенев, хто навчаеться, мае абсолютно рiзну базову початкову пщготовку, осктьки шктьы програми навчання значно рiзняться. У навчанн студенев мiжнародного медичного факультету основам загальноТ хiрургií е безлiч труднощiв, обумовле-них в основному мовним бар'ером i мультинацюнальнютю колективу студенев. Але вони не повинн позначатися на якост викладання, i е лише стимулом для подальшого пошуку ефективних шляхiв виршення проблеми.
Том 13, Випуск 1(41) 281
Summary
SOME ASPECTS ON INSTRUCTION OF GENERAL SURGERY FOR STUDENTS OF INTERNATIONAL MEDICAL FACULTY Borota A.V., Lykov V.A., Borota A.A., Ksenofontov S.S., Gyulmamedov V.A. Keywords: international students, teaching, general surgery.
An academic group may involve students of different nationalities, who have completely different political and religious views, quite dissimilar characteristics and cultural traditions. Each of the students has different educational background as school training ranges considerably from country to country. Teaching international students to general surgery presumes overcoming numerous difficulties caused by language barriers and group multinationality. But these difficulties should not affect the quality of teaching and may be considered just stimuli for further searching of effective teaching approaches.
УДК 378.146/.147:616
Борота А.В., Лыков В.А., Полунин Г.Е., Джеломанова С.А., Енгенов Н.М.. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
Обобщен опыт преподавания клинических дисциплин в условиях в условиях кредитно-модульной системы. Тестовый контроль следует использовать как рубежный и при проведении итогового модульного контроля. На практических занятиях необходимо использовать ситуационные задачи, курацию тематических больных. Для отработки практических навыков нужно шире использовать тренажеры и интерактивное обучение. Следует изменить методику проведения производственной практики на втором и третьем курсах.
Ключевые слова: кредитно-модульная система, клинические дисциплины
Вступление
Вхождение в единое европейское образовательное пространство, провозглашенное Болонской декларацией, для каждой страны представляет собой достаточно сложный, напряженный и подчас болезненный процесс преобразований [3]. Кредитно-модульная система была предложена Европейским Союзом для повышения конкурентоспособности европейского образования [4]. Как известно, смысл Бо-лонского движения состоит в расширении гражданских прав участников образовательного процесса, обеспечении мобильности обучающих и обучающихся по всему формируемому образовательному пространству, повышении престижности и привлекательности европейской системы образования для молодежи других континентов путем обеспечения высокого уровня и рациональности подготовки [1, 2].
Цель работы
Проанализировать опыт преподавания клинических дисциплин в условиях кредитно-модульной системы.
Результаты и их обсуждение
В 2012 году в нашем университете состоялся первый выпуск специалистов, которые обучались в рамках кредитно-модульной системы. Следовательно, можно подвести некоторые итоги ее внедрения, обобщить опыт работы и обучения на клинических кафедрах.
Индивидуальное обучение подразумевает выбор студентом преподавателя и времени изучения того или иного предмета. К сожалению дальше создания «индивидуального плана» обучения дело не двинулось, то есть принцип соблюден чисто формально. Студенты идут на занятия сформированными деканатами группами, по жесткому расписанию, составленному учебной частью. Соответственно, обучающийся может перейти в другой ВУЗ только после окончания семестра или учебного года. Кто из преподавателей пользуется большим авторитетом и «популярностью» у студентов неизвестно (тестирование «преподава-
тель глазами студента» нельзя считать объективным). Перевод наших студентов в учебные учреждения других стран, входящих в Болонский процесс вообще мало вероятен. Среди стран ее подписавших практически нет лидеров в области медицинского образования и здравоохранения. Кроме того, номенклатура предметов, изучаемых в наших вузах не соответствует зарубежной - там общая хирургия преподается с топографической анатомией и включает технику основных хирургических вмешательств. То же самое касается и многих других предметов.
Система подразумевает самостоятельное обучение за счет высокой мотивации обучающегося, преподаватель должен только контролировать процесс. Следует отметить недостаточную мотивацию многих студентов, что в сочетании с акцентом на тестовый контроль (ТК) приводит к тому, что студенты исключительно учатся решать тестовые задания. Это не позволят им в полной мере овладеть профессиональной лексикой и соответственно профессиональным мышлением. Некоторые преподаватели используют ТК для решения других задач - оставляют студентов без присмотра (раздал тесты и ушел), что снижает эффективность Тк.
Что касается практического обучения, здесь тоже есть проблемы, которые требуют своего решения. Предыдущей программой (до введения кредитно-модульной системы) были предусмотрены практика по уходу за больными на втором и сестринская практика на третьем курсах. Студенты имели возможность овладевать практическими навыками в различных медицинских учреждениях области и всей республики, в некоторых случаях даже за рубежом (по обмену опытом). Кроме того, в течение четвертого семестра проводилось три практических занятия, что способствовало теоретической подготовке к практике студентов второго курса. Такая система позволяла рассредоточить обучающихся, что с одной стороны создавало благоприятные условия для овладения навыками по уходу за больными, с другой - уменьшало нагрузку на медицинский персонал лечебных учреждений. Теперь мы проводим практику в течение семест-