Научная статья на тему 'Особенности преподавания общей хирургии студентам стоматологического факультета с учетом требований Болонской декларации'

Особенности преподавания общей хирургии студентам стоматологического факультета с учетом требований Болонской декларации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / общая хирургия / Болонский процесс / викладання / загальна хірургія / Болонський процес

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крыжановский В. В., Мищенко Н. В., Петров С. Р., Кравченко А. И.

На кафедре госпитальной хирургии и хирургии стоматологического факультета ОГМУ разработан Проект рабочей программы по общей хирургии с уходом за хирургическими больными для студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровня аккредитации Украины и Проект учебного плана дисциплины, “Общая хирургия с уходом за хирургическими больными” для студентов стоматологического факультета. Предлагается ориентировочная структура зачетного кредита Модуля. Отмечается, что преподавание общей хирургии студентам стоматологического факультета по кредитной системе предполагает более эффективную организацию учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крыжановский В. В., Мищенко Н. В., Петров С. Р., Кравченко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОСОБЛИВОСТІ ВИКЛАДАННЯ ЗАГАЛЬНОЇ ХІРУРГІЇ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГІЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ ЗГІДНО З ВИМОГАМИ БОЛОНСЬКОЇ ДЕКЛАРАЦІЇ

На кафедрі госпітальної хірургії і хірургії стоматологічного факультету ОДМУ розроблений Проект робочої програми по загальній хірургії з доглядом за хірургічними хворими для студентів вищих медичних навчальних закладів III-IV рівня акредитації України і Проект навчального плану дисципліни „Загальна хірургія з доглядом за хірургічними хворими” для студентів стоматологічного факультету. Пропонується орієнтована структура залікового кредиту Модуля. Відзначається, що викладання загальної хірургії студентам стоматологічного факультету за кредитною системою припускає більш ефективну організацію навчального процесу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания общей хирургии студентам стоматологического факультета с учетом требований Болонской декларации»

сник Нацюнального медичного уыверситету ¡м. О.О.Богомольця, 2004, №1-2, с.80-87.

11. Рекомендацп щодо розроблення навчальних програм навчальних дисциплЫ. МОЗ УкраУни Нацюнального медичного уыверситету ¡м. О.О.Богомольця. КиУв, 2004.

12. Сптьна декпарац1я про систему вищоУ ocbîth в Сврот, прийнята мшютрами ocbîth свропейських краш. Болонья. 1999.

13. Черенько М.П., Ваврик Ж.М. Загальна xipyprà з анесте-зюлопею, основами реашматологп та догляду за хво-рими. КиУв, "Здоров'я". 2000.

14. Curtoni S, Willemstein S, Smolders F, De Koning J. Overview of Medical Education in Europe //Medical Education in Europe. (An Anthology of Met-Net conferenct presentation Lille 1998), Maastricht, 1999.

15. World Federation for Mtdical Education. World Conference on Medical Education Report. Edinburgh, Scotland, 1988.

Реферат

ВЗГЛЯДЫ НА ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В СВЕТЕ ПОЛОЖЕНИЙ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА Крижановский Я.Й., Буренко Г.В., Меллин В.М., Супрун Ю.О., Кульбака B.C.

Ключевые слова. Кредитно-модульная система организации учебного процесса, преподавание общей хирургии.

В статье проанализированы взгляды сотрудников кафедры общей хирургии №2 с курсом ВПХ НМУ им. А.А.Богомольца на актуальные аспекты внедрения кредитно-модульной системы организации учебного процесса по общей хирургии. Основными проблемами переходного периода определены: переучивание преподавателей кафедры, написание методических разработок нового поколения согласно требованиям Болонской декларации междукафедральная интеграция учебного процесса, расширение и улучшение технического и наглядного оснащения учебно-клинической базы, увеличения части клинического обучения возле больного, монотематическая отработка практических занятий в фиксированные дни. Тесное сотрудничество с главной и однопрофильными кафедрами, обмен информацией, опытом, методическими материалами будет способствовать успешной реализации реформи высшего медицинского образования в соответствии с требованиями Болонской декларации.

УДК 616-089:378.147 (477.74). 096:616.31

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Крыжановский В.В., Мищенко Н.В., Петров С.Р., Кравченко А.И.

Одесский государственный медицинский университет

На кафедре госпитальной хирургии и хирургии стоматологического факультета ОГМУ разработан Проект рабочей программы по общей хирургии с уходом за хирургическими больными для студентов высших медицинских учебных заведений Ш-1У уровня аккредитации Украины и Проект учебного плана дисциплины "Общая хирургия с уходом за хирургическими больными" для студентов стоматологического факультета. Предлагается ориентировочная структура зачетного кредита Модуля. Отмечается, что преподавание общей хирургии студентам стоматологического факультета по кредитной системе предполагает более эффективную организацию учебного процесса.

Ключов1 слова: преподавание, общая хирургия, Болонский процесс.

Проблематика Болонского процесса стала в Украине в последнее время одной из самых популярных тем, которой посвящено множество конференций, семинаров и статей. Интерес украинского образовательного сообщества к Болонской системе понятен. Прежде всего, это магистральное направление развития высшего образования в современной Европе, предполагающее формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Среди них: многоуровневая система обучения, введение системы академических кредитов, обеспечение мобильности студентов и преподавателей, контроль над качеством приобретенных знаний и др. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, может привести к отставанию медицинского образования в нашей стране [6, 3].

Академические кредиты создают дополнительные организационные предпосылки для индивидуализации обучения студента за счет использования нелинейных образовательных схем, позволяющих ему структурировать свое образо-

вание в более точном соответствии с собственными интересами и жизненными устремлениями. Кредиты какединица трудоемкости учебного процесса будут наглядно характеризовать полученное студентом образование, демонстрируя объем затраченных на изучение каждой дисциплины усилий [1, 7].

Макеты действующих учебных планов предполагают распределение только аудиторной нагрузки по времени и формам. Перенос акцента в процессе обучения на самостоятельную работу, несомненно, должен найти отражение и в таком формализованном документе, как учебный план и учитываться при его разработке [5]. В рамках учебного процесса необходимо выделять 3 взаимосвязанных вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

1. Аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т. п.

2. Самостоятельная работа студентов, которая включает в себя как подготовку к текущим аудиторным занятиям, так и выполнение допол-

В1СНИК Украгнсъког медичног стоматологгчног акадежш

нительных заданий: поиск и обзор литературы, написание реферата по заданной проблеме, аналитический разбор научных публикаций, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме и т. п.

3. Контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, осуществляет индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой - осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий [6, 2].

На кафедре госпитальной хирургии и хирургии стоматологического факультета ОГМУ разработан «Проект рабочей программы по общей хирургии с уходом за хирургическими больными для студентов высших медицинских учебных заведений !!!-!У уровня аккредитации Украины»

Программа разработана для специальности "стоматология" 7.110106, направления подготовки 1101 «Медицина» соответственно образовательно-квалификационной характеристике (ОКХ) и образовательно-профессиональной программы (ОПП) подготовки специалистов.

В соответствии с учебным планом изучение общей хирургии с уходом за хирургическими больными осуществляется в !У-У семестрах.

Программа структурирована на модули, содержательные модули и темы в соответствии с "Рекомендациями относительно разработки учебных программ учебных дисциплин" (Приказ МЗ Украины № 492 от 12.10.2004 г.) [4].

Организация учебного процесса осуществляется по кредитно-модульной системе соответственно требованиям Болонского процесса.

Объем учебной нагрузки студентов описан в кредитах ЕСТЭ - зачетных кредитах, которые зачисляются студентам при успешном усвоении ними соответствующего модуля (зачетного кредита).

Дисциплина структурирована на 2 модуля:

Модуль 1. Общие вопросы:

Содержательные модули:

1. Общий уход за больными.

2. Кровотечение и общие вопросы трансфу-зиологии.

Модуль 2. Общие вопросы повреждений, гнойной инфекции и онкологии:

Содержательные модули:

1. Травматология.

2. Гнойная инфекция.

3. Онкология и инструментальные методы исследования в хирургии.

Темы лекционного курса раскрывают проблемные вопросы соответствующих разделов общей хирургии.

Практические занятия по методике их организации являются семинарскими, так как предусматривают ознакомление с общими вопросами ухода за хирургическими больными, транс-фузиологии, изучение вариантов клинического течения повреждений мягких тканей и костей, проявлений острой хирургической инфекции, овладение методами обследования больных с хирургической патологией, овладение практическими навыками и умениями.

Текущая учебная деятельность студентов контролируется на практических занятиях в соответствии с конкретными целями и во время индивидуальной работы преподавателя со студентами. Применяются такие средства контроля уровня подготовки студентов как компьютерные тесты, решение ситуационных задач, проведение объективного обследования больных, трактовка и оценка его результатов, анализ и оценка студентами результатов инструментальных исследований и параметров, которые характеризуют функции организма человека, его систем и органов, контроль практических навыков.

Итоговый контроль освоения модулей осуществляется по их завершению.

Оценка успеваемости студента по дисциплине является рейтинговой и выставляется по многобальной шкале как средняя арифметическая оценка усвоения соответствующих модулей и имеет определение по системе ЕСТЭ и традиционной шкале, принятой в Украине.

Для тех студентов, которые хотят улучшить успеваемость по дисциплине по шкале ЕСТЭ, итоговый контроль освоения модуля осуществляется дополнительно, по графику, утвержденном в деканате: во время зимних каникул или в последние 2 недели учебного года.

"4" - 4 балла, "3" - 3 балла, "2" - 0 баллов. Максимальное количество баллов за текущую учебную деятельность студента - 65. Студент допускается к итоговому модульному контролю при выполнении условий учебной программы и в случае, если за текущую учебную деятельность он набрал не менее 42 баллов.

Итоговый тестовый контроль засчитывается студенту, если он демонстрирует овладение практическими навыками и набрал при написании тестового контроля по теоретической подготовке не менее 60 баллов.

Таблица 1

Проект учебного плана дисциплины "Общая хирургия с уходом за хирургическими больными" для студентов стоматологического факультета

Количество часов, из них: > ю

Структура Аудиторных Год о) чения Вид

учебной дисциплины Всего Лекций Практи-ческих занятий СРС контроля

118 24 46 48 II-III

Кредитов ЕСТв 4

Модуль 1: содержательных модулей 2 42 ч. /1,5 кредитов ECTS 6 20 16 Текущий и итоговый (стандартизиро ванный)

Модуль 2: содержательных модулей 3 76 ч./2,5 кредитов ECTS 18 26 32

В том числе, итоговый контроль Освоение 2-х модулей 4 ч. /0,13 кредитов ECTS

Недельная нагрузка 40 ч. /1,5 кредитов ECTS

Примечания: * - при расчете количества аудиторных часов виды контроля учитываются в сетке часов практических занятий; * - 1 кредит ЕСТв ~30 ч.;* - аудиторная нагрузка - 59,4%, СРС - 40,6%.

Таблица 2

Ориентировочная структура зачетного кредита Модуля - 1: Общие вопросы

Тема Лекции Практические занятия СРС

Содержательный модуль I. Общий уход за больными

1. Тестовый контроль исходного уровня знаний. - 2 -

2. Особенности работы приемного, хирургического отделений и операционного блока больниц. Методика обследования стоматологических больных с хирургической патологией. - 2 -

3. Десмургия. Общие понятия. - 2 -

4. Десмургия-2. Техника наложения повязок. - 2 -

5. Основы гипсовой техники. - - 2

6. Антисептика. Асептика. 2 2 -

7. Асептика хирургических помещений. Автоклав. - - 2

8. Анестезиология. Общие вопросы. - 2 -

9. Применение наркозных аппаратов. - - 2

Содержательный модуль 2. Кровотечение и общие вопросы трансфузиологии

10. Кровотечение. Методы остановки кровотечения. Гемостатическая терапия. 2 2 -

11. Переливание крови. - 2 -

12. Кровезаменители. - 2 -

13. Уход за стоматологическими больными с хирургической патологией. 2 - 2

14. Итоговый тестовый контроль. Усвоение модуля 1 - Общие вопросы. - 2 8

Всего часов - 42 6 20 16

Кредитов ECTS - 1,5

Примечание - аудиторная работа - 62%, СРС - 38%

BiCHHK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ

Таблица 3

Распределение баллов, присвоенных студентам

Модуль 1 (текущая учебная деятельность) Количество баллов

Содержательный модуль 1 45

Тема 1 5

Тема 2 5

Тема 3 5

Тема 4 5

Тема 5 5

Тема 6 5

Тема 7 5

Тема 8 5

Тема 9 5

Содержательный модуль 2 20

Тема 10 5

Тема 11 5

Тема 12 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 13 5

Итого - содержательные модули 65

Итоговый контроль усвоения модуля 1, в том числе: 100

контроль практической подготовки зачтено

тестовый контроль теоретической подготовки 100

Всего - сумма баллов 165

изменениями в организации учебного процесса при переходе на кредитную систему, следует отметить, что она предполагает более эффективное использование имеющихся в системе высшего образования ресурсов, обеспечивает более качественную организацию учебного процесса.

Л1тература

1. Ван дер Венде М. К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе // Вища осв1та в Сврот.

- 2000. - №3. - Т. XXV.

2. Журавський В. С., Згуровський М. 3. Болонський про-цес: головы принципи входження в Свропейський прос-Tip вищоТ ocBiTH. - К.: ШВЦ Вид-во „Пол1техшка"», 2003.

- 200 с.

3. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонс-кий процесс /под ред. проф. А. Ю. Мельвиль. - М. 2005.

- 167 с.

4. Наказ МОЗ УкраУни № 492 вщ 12.10.2004 р.

5. OcHOBHi засади розвитку вищоТ осв1ти в УкраТы в контекст! Болонського процесу (документи i матер1али 2003 - 2004 pp.) / За ред. В. Г. Кременя, М. Ф. Степко, Я. Я. Болюбаш, В. Д. Шинкарук та ¡н. - К.; Тернотль: Вид-во ТДПУ ¡м. В. Гнатюка, 2004. - 147 с.

6. Пидаев A.B., Передерий В.Г. - Болонский процесс в Европе. Что это такое и нужен ли он Украине? Возможна ли интеграция медицинского образования Украины в Европейское образовательное пространство? - Одесса: Одес. гос. мед. ун-т, 2004. - 192 с.

7. Haug Guy Trends and Issues in Learning Structures in Higher Education in Europe. - Bonn, 2000. - 77 p.

При усвоении темы по традиционной системе студенту присваиваются баллы: "5" - 5 баллов,

Таким образом, не претендуя на полный и 7 всеобъемлющий охват вопросов, связанных с '

Реферат

ОСОБЛИВОСТ1 ВИКЛАДАННЯ ЗАГАЛЬНОТ Х1РУРГИ СТУДЕНТАМ СТОМАТОЛОГ1ЧНОГО ФАКУЛЬТЕТУ ЗГ1ДНО 3 ВИМОГАМИ БОЛОНСЬКОТ ДЕКЛАРАЦ11

Крижаывський ВВ., Мщенко М.В., Петров С.Р., Кравченко 0.1. Ключов1 слова. викпадання, загальна х1рург1я, Болонський процес.

На кафедр1 госттально!' мрургп \ мрургп стоматолопчного факультету ОДМУ розроблений Проект робочоТ програми по за-гапьнш х1рургп з доглядом за х1рурпчними хворими для студенлв вищих медичних навчальних закпад1в ИМУ р1вня акредитацп УкраТни \ Проект навчального плану дисциплЫи „Загальна х1рурпя з доглядом за х1рурпчними хворими" для студенлв стоматолопчного факультету. Пропонуеться ор1снтована структура залкового кредиту Модуля.

Вщзначасться, що викладання загальноТ х1рургй' студентам стоматолог1чного факультету за кредитною системою припускас б1льш ефективну орган1зац1ю навчального процесу.

УДК 617-089

НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ Б0Л0НСК0Г0 ПРОЦЕССА

Лупальцов В.И., Лях A.B., Вержанский А.П., Шалькова А.Ю.

Харьковский государственный медицинский университет Кафедра хирургических болезней

Для успешной подготовки медицинских кадров согласно требованиям Болонского процесса необходима перестройка и реформирование многих звеньев политической, экономической, правовой и учебно-методической работы в стране, начиная от школьной программы и заканчивая вузовским обучением. Эти реформы требуют определенных финансовых вложений, чтобы обеспечить должный уровень подготовки врачебных кадров.

Ключевые слова. Подготовка врачебных кадров, материально- техническое обеспечение, учебные программы.

В настоящее время современная подготовка диагностические методики требуют от будущих

врачебных кадров нуждается в пересмотре. Это специалистов иметь представление и обладать

связано с тем, что в медицину внедряются но- должными практическими навыками работы с

вые технологии в диагностике и лечении ранее современными аппаратами и применять их в

трудноизлечимых болезней. Многие лечебно- своей дальнейшей работе. Это позволит значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.