Шевченко Андрей Иванович
докторант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России _(тел.: +78612583516)
К вопросу о специфике проблем людей с ограниченными возможностями в сфере занятости и трудоустройства
и пути их решения
В статье анализируются основы политики по решению проблем трудовой занятости инвалидов, опыт, проблемы и возможности их решения в мире и современной России. Автор рассматривает основные проблемы реализации права на труд людей с ограниченными возможностями в современном обществе.
Ключевые слова: инвалид, социальное положение, социальная политика, государство, трудовая занятость, права и достоинство людей с ограниченными возможностями.
A.I. Shevchenko, Doctoral Candidate of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516.
To a question of specifics of problems of people with limited opportunities in the employment and placement sphere and a way of its decision
In the article policy bases according to the solution of problems of labor employment of disabled people, experience, problems and possibilities of its decision in the world and modern Russia are analyzed. The author considers the main problems of realization of the right to work of people with limited opportunities in modern society.
Key words: disabled person, social status, social policy, state, labor employment, rights and dignity of people with limited opportunities.
В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество людей с ограниченными возможностями чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х гг. в мире их насчитывалось приблизительно 0,5 млрд человек, т.е. примерно 10% населения земного шара. Такие данные приводит в своей работе Е.И. Холостова. Также она справедливо относит трудовую сегрегацию (или изоляцию) людей с ограниченными возможностями к одному из важнейших социальных ограничений [1, с. 44; 2, с. 82].
Естественно, такое большое количество людей с инвалидностью вызвано разными причинами (войны, катастрофы, несчастные случаи, ухудшение экологической обстановки, условия труда и т.д.), которые, несомненно, должны учитываться при формировании законодательства, касающегося социальной защиты этой категории населения.
Как свидетельствует история, долгое время к людям с ограниченными возможностями относились не так, как ко всем остальным людям. В настоящее время отношение к ним также отличается от отношения к тем людям, которые отклонений не имеют. Отсутствие результативной системы социальной защиты вырабо-
тало у многих людей с ограниченными возможностями сознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты.
Однако несомненно, что переход к новому общественно-политическому строю привел к кардинальному изменению социальной политики в постсоветском обществе и, как следствие - к изменению всей его социальной сферы. Меняются приоритеты и принципы построения социальной сферы, отношение к различным социальным группам и система их социальной защиты. При этом человека с инвалидностью следует рассматривать не как пассивного получателя помощи и поддержки, в первую очередь, необходимо учитывать его жизненную силу и энергию, индивидуальные, культурные и гендерные отличия.
Анализ развития проблемы инвалидности как социального явления свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты.
277
В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность - это проблема не одного человека, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия людей с ограниченными возможностями с окружающим миром.
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:
нарушения статодинамической функции (двигательной);
нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции;
сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания);
психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Каждое ограничение имеет классификацию по степени выраженности:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств;
3 степень - неспособность к трудовой деятельности.
Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности необходимы способности третьей степени; для второй группы - способности второй степени; для третьей группы - способности первой степени.
Как правило, работодатели, отказываясь принимать на работу людей с ограниченными возможностями, руководствуются следующим: дополнительные расходы; психологические особенности; капризы; необходимость лечения; невозможность заставить работать дополнительно. Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить свое существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества. Во времена Советского Союза именно ограничение в тру-
довых возможностях являлось единственным критерием установления инвалидности. Государство просто брало на себя обязательство материально содержать инвалида, поэтому вопросы социальной адаптации и трудоустройства даже не поднимались. Единственной государственной программой по созданию рабочих мест для людей с инвалидностью было создание специализированных предприятий, где инвалиды в изолированных условиях могли заниматься неквалифицированным трудом (клеить коробки, собирать розетки и т.д.).
Не слишком много изменилось в настоящее время. В Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были заложены механизмы решения данной проблемы. Инвалидность стала классифицироваться не только по трудовым возможностям, но и по другим факторам ограничения жизнедеятельности. Введена система квотирования рабочих мест для инвалидов, применены понятия «специальные рабочие места для инвалидов» и «специальные условия труда для инвалидов». Но практика оказалась далека от столь прогрессивных замыслов. Основными проблемами стали отсутствие эффективных государственных программ и квалифицированных специалистов, способных решать эти проблемы. А в последнее время со стороны государственной власти наметился отход и от этих, пусть небольших, но все-таки завоеваний общественного движения инвалидов.
Кроме того, в нашей стране отсутствует применяемый в других странах законодательный механизм, согласно которому те предприятия, которые не заполняют всю квоту рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, вынуждены платить дополнительные налоги и сборы, которые, в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора.
Уровень занятости людей с ограниченными возможностями в общественном производстве имеет тенденцию к снижению. Поэтому срочные и эффективные меры не сразу помогут нам достигнуть даже советского уровня почти тридцатилетней давности. По данным Комитета по социальной политике Совета Федерации РФ, безработица среди инвалидов трудоспособного возраста составляла на 1 января 2012 г. в целом по России около 70% [3, с. 22].
Работодатели находят какие угодно предлоги, чтобы не брать на работу инвалидов. В условиях нашего правового поля это сделать достаточно просто. В научной литературе предлагается алгоритм действий для инвалидов, желающих найти работу:
278
1. Оформление индивидуальной программы реабилитации.
2. Составление своего резюме.
3. Поиск вариантов трудоустройства: поиск работы через родственников и знакомых; трудоустройство через государственную
службу занятости; ярмарки вакансий;
трудоустройство через кадровые агентства и агентства по трудоустройству;
самостоятельный поиск работы через объявления в средствах массовой информации.
4. Прохождение собеседования [4, с. 57]. Первоначально, конечно, большинство пытается трудоустроиться через знакомых и родственников. Так поступают все, а не только люди с инвалидностью. При всем удобстве (быстрее находится работа, более гибко подбирается рабочий график, меньше обращается внимания на инвалидность и т.д.) данный способ несет в себе и определенные риски. В частности, трудоустраиваясь через родственные связи, инвалид берет на себя дополнительную ответственность не подвести человека, который его рекомендовал. Может так случиться, что это выступит ограничивающим моментом в общении инвалида с работодателем, в том числе в вопросах создания специальных условий труда. Хотя бывает и с точностью до наоборот, когда именно родственные связи помогают решать проблемы быстрее и эффективнее.
В Российской Федерации трудоустройством любых безработных граждан занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Для получения про-фориентационных услуг и для ознакомления с имеющимся банком вакансий от него не потребуется никаких дополнительных документов. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить «Индивидуальную программу реабилитации» и у него не должно быть третьей степени ограничения к трудовой деятельности [5, с. 4].
Получать пособие по безработице, участвовать в программах занятости социально незащищенных слоев населения, приобретать новое профессиональное образование он сможет, только если состоит на учете в службе занятости в официальном статусе безработного гражданина.
В отделе занятости любой человек с ограниченными возможностями может получить несколько видов услуг:
зарегистрироваться в качестве безработного и получать пособие по безработице;
получить помощь в подходящей работе;
получение дополнительного образования или переквалификация;
получение консультаций;
оказание психологической помощи;
иные услуги [6, с. 3-4].
Для каждого человека с ограниченными возможностями разрабатывается индивидуальная «Программа профессиональной реабилитации», в которую вносятся данные:
1) о доступных и противопоказанных условиях и видах труда;
2) профессиональная ориентация профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор, в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
3) профессиональное обучение (переобучение);
4) содействие в трудоустройстве (конкретные меры содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, использование специальных программ трудоустройства, включая содействие самозанятости), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы);
5) технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда [7, с. 76].
Ярмарки вакансий обычно организуют и проводят местные службы занятости населения, где инвалид может получить информацию о месте и времени их проведения. Чтобы участвовать в них, не нужно становиться на учет в качестве безработного. На таких мероприятиях присутствуют компании-работодатели, а также бывает представлен городской банк вакансий от службы занятости населения. Там же обычно можно получить консультации у психологов и специалистов по профессиональной ориентации. Рынок услуг через кадровые агентства и агентства по трудоустройству стал развиваться уже достаточно давно и сегодня представляет собой довольно развитую инфраструктуру, в особенности в крупных городах. Отличие кадровых агентств от агентств по трудоустройству состоит в целевой установке работы этих учреждений. Кадровые агентства работают на работодателя, обеспечивая им подбор необходимого персонала. В целом, сейчас очень большое число компаний (как крупных, так и небольших) предпочитает работать на рынке трудовых ресурсов через профессиональных посредников. Агентство по трудоустройству ориентировано на соискателя, за определенную плату подбирая ему подходящие вакансии. Многие организации работают и как кадровые агентства, и как агентства по трудоустройству, стараясь обеспечить максимальный охват
279
рынка. Объявления в средствах массовой информации, в которых указывается на наличие вакантного рабочего места, могут размещаться в телевизионных передачах, публиковаться в печатных изданиях, а также в сети Интернет. Отсутствие интегрированного образования и наличие сложностей с получением востребованных специальностей делают инвалидов неконкурентоспособными на рынке труда [8, с. 74]. При этом немаловажным фактором является стабильность состояния здоровья инвалида.
Содействие включению инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей координаций усилий всех ветвей и уровней государственной власти,
1. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. М, 2007.
2. Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: учеб. пособие. М., 2006.
3. Малева Т., Васин С., Голодец О., Бесфамильная С. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. М., 2012.
4. Новиков М. Четыре шага к успешному трудоустройству. М., 2008.
5. Котов В. Варианты поиска работы и процедуры отбора персонала. М., 2007.
6. Котов В. С., Присецкая Н.И. Трудоустройство людей с инвалидностью. М., 2009.
7. Нарыков Н.В., Шевченко А.И. Социальная адаптация и интеграция людей с ограниченными возможностями. Краснодар, 2013.
8. Новиков М.Л. Межсекторное взаимодействие как модель решения проблемы трудоустройства людей с инвалидностью // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2007. № 1.
бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов. Обеспечение трудовой занятости людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Конечной целью совместных усилий государства, общества и бизнеса является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью и в результате - снижение нагрузки на экономически активную часть общества.
1. Holostova E.I. Glossary of social work. M., 2007.
2. Holostova E.I. Social work in schemes: study aid. M, 2006.
3. Maleva T., Vasin S., Golodets O., Besfa-milnaya S. Disabled people in Russia: reasons and dynamics of disability, contradiction and prospect of social policy. M., 2012.
4. Novikov M. Four steps to successful employment. M, 2008.
5. Kotov V. Options of job search and procedure of selection of the personnel. M., 2007.
6. Kotov V.S., Prisetskaya N.I. Employment of people with disability. M., 2009.
7. Narykov N.V., Shevchenko A.I. Social adaptation and integration of people with limited opportunities. Krasnodar, 2013.
8. Novikov M.L. Intersector interaction as model of a solution of the problem of employment of people with disability // Bull. of the Moscow University. Ser. 21. Management (state and society). 2007. № 1.
280