Научная статья на тему 'Механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-экономических условиях'

Механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2348
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / PEOPLE WITH DISABILITIES / EMPLOYMENT PROMOTION / JOB QUOTAS / SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арбуз Анна Владимировна

Региональный опыт решения проблем трудоустройства инвалидов изучается в контексте современных тенденций развития экономики, связанных с трансформацией социально-трудовых отношений под влиянием индустриализации и цифровизации и приводящих к изменению предъявляемых к работнику при трудоустройстве требований, где работники с инвалидностью оказываются менее конкурентоспособными, на этой основе разрабатываются предложения по совершенствованию трудоустройства данной категории лиц в Омской области. Изучен региональный опыт трудоустройства инвалидов, проанализированы лучшие практики. Посредством анкетирования работодателей, участвующих в программах квотирования, и лиц с ограниченными возможностями здоровья на предмет выявления мотивации на трудоустройство, их ожиданий и предпочтений выявлены проблемы трудоустройства инвалидов и квотирования рабочих мест. В целях решения выявленных проблем разработан механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе взаимодействия ключевых субъектов данного процесса, позволяющий повысить эффективность взаимодействия субъектов процесса трудоустройства инвалидов на основе регулирования противоречий интересов каждого из них, снизить институциональные барьеры для инвалидов в процессе поиска работы. Всё это позволит совершенствовать социальную политику региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A mechanism to promote the employment of people with disabilities in the current socio-economic conditions

The article studies the regional experience in solving the issues of employment for people with disabilities in the context of modern trends in the development of the economy associated with the transformation of social and labour relations under the influence of industrialization and digitalization, which results in changing the requirements for the employee. Thus, the workers with disabilities are less competitive due to certain restrictions. Taking all these into consideration the article proposes the ways to improve the employment of disabled people in Omsk region. The regional experience of employment of disabled people is studied, the best practices are analyzed. On the basis of employers participating in quota programs and disabled people's survey the research identifies problems of employment for people with disabilities and job quotas assignment. In order to solve the identified problems, the study has developed a mechanism to promote the employment of people with disabilities through the interaction of key players in this process. This allows to increase the effectiveness of interaction of the subjects of employment among people with disabilities by regulating the conflicts of interests of each of them, to reduce institutional barriers for people with disabilities looking for jobs. All this will improve the social policy of the region.

Текст научной работы на тему «Механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-экономических условиях»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ СФЕРОЙ

УДК 331.53+364 JEL J28

й0110.25513/1812-3988.2019.17(2).143-156

МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

А. В. Арбуз

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 февраля 2019 г.

Дата принятия в печать 14 марта 2019 г.

Тип статьи

Исследовательская статья

Аннотация. Региональный опыт решения проблем трудоустройства инвалидов изучается в контексте современных тенденций развития экономики, связанных с трансформацией социально-трудовых отношений под влиянием индустриализации и цифровизации и приводящих к изменению предъявляемых к работнику при трудоустройстве требований, где работники с инвалидностью оказываются менее конкурентоспособными, на этой основе разрабатываются предложения по совершенствованию трудоустройства данной категории лиц в Омской области. Изучен региональный опыт трудоустройства инвалидов, проанализированы лучшие практики. Посредством анкетирования работодателей, участвующих в программах квотирования, и лиц с ограниченными возможностями здоровья на предмет выявления мотивации на трудоустройство, их ожиданий и предпочтений выявлены проблемы трудоустройства инвалидов и квотирования рабочих мест. В целях решения выявленных проблем разработан механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе взаимодействия ключевых субъектов данного процесса, позволяющий повысить эффективность взаимодействия субъектов процесса трудоустройства инвалидов на основе регулирования противоречий интересов каждого из них, снизить институциональные барьеры для инвалидов в процессе поиска работы. Всё это позволит совершенствовать социальную политику региона.

Ключевые слова

Лица с ограниченными возможностями здоровья, содействие трудоустройству, квотирование рабочих мест, социальная политика

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Омской области в рамках научного проекта № 18-410-550023.

A MECHANISM TO PROMOTE THE EMPLOYMENT OF PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE CURRENT SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS

A.V. Arbuz

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received February 1, 2019

Accepted March 14, 2019

Type paper

Research paper

Keywords

People with disabilities, employment promotion, job quotas, social policy

Abstract. The article studies the regional experience in solving the issues of employment for people with disabilities in the context of modern trends in the development of the economy associated with the transformation of social and labour relations under the influence of industrialization and digitalization, which results in changing the requirements for the employee. Thus, the workers with disabilities are less competitive due to certain restrictions. Taking all these into consideration the article proposes the ways to improve the employment of disabled people in Omsk region. The regional experience of employment of disabled people is studied, the best practices are analyzed. On the basis of employers participating in quota programs and disabled people's survey the research identifies problems of employment for people with disabilities and job quotas assignment. In order to solve the identified problems, the study has developed a mechanism to promote the employment of people with disabilities through the interaction of key players in this process. This allows to increase the effectiveness of interaction of the subjects of employment among people with disabilities by regulating the conflicts of interests of each of them, to reduce institutional barriers for people with disabilities looking for jobs. All this will improve the social policy of the region.

Acknowledgements. The research is carried out with the financial support of Russian Foundation for Basic Research аnd the government of Omsk region No. 18-410-550023.

© А.В. Арбуз, 2019

1. Введение. Современные тенденции развития экономики связаны с трансформацией социально-трудовых отношений под влиянием индустриализации и цифровизации. Всё это неизбежно сказывается на рынке труда, профессий, что приводит к изменению требований, предъявляемых к работнику при трудоустройстве.

Работники с инвалидностью оказываются менее конкурентоспособными на рынке труда в силу определенных ограничений. Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблему их трудоустройства и занятости в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку. Кроме того, на данный процесс влияют направления государственной законодательной политики, связанные с квотированием рабочих мест для такой категории граждан.

Несмотря на актуализацию данного вопроса на всех уровнях управления, в настоящий момент количество желающих трудоустроиться инвалидов превышает количество соответствующих рабочих мест. Всё это является предпосылкой для совершенствования социальной политики в области занятости инвалидов и повышения эффективности трудоустройства с учетом комплекса факторов, а именно экономических, законодательных и социальных.

Таким образом, в данном случае мы видим традиционные методы организации занятости инвалидов, которые указывают на ограниченность данного подхода. Практика взаимодействия всех вышеуказанных субъектов позволит выйти на новые, основанные на современных технологиях, методы трудоустройства инвалидов, разработать программы профориентации, постдипломного сопровождения, оказания психологической поддержки и др.

Таким образом, требуется рассматривать процесс содействия в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья как механизм, сформированный на основе взаимодействия различных субъектов с целью более качественного и эффективного включения в занятость данной категории лиц.

2. Обзор литературы. В настоящее время можно выделить следующие направления исследования проблем, связанных с трудоустройством лиц с ограниченными возможностями здоровья:

1. Вопросы государственной политики содействия занятости лиц с ограниченной трудоспособностью [1-4].

2. Проблемы трудоустройства и занятости в современных условиях [5-14].

3. Особенности и проблемы трудоустройства и занятости инвалидов в условиях индустриализации и цифровизации [15-17].

Несмотря на повышение общественного внимания и научного интереса к вопросу трудоустройства инвалидов, традиционно рассматриваются отдельные аспекты работы с инвалидами - социальные барьеры, содействие органов власти, технологии социальной работы и т. д., при этом не анализируется или рассматривается эпизодически подход с учетом всей совокупности факторов и институциональных субъектов рынка труда. Актуальным в настоящий момент является исследование трудоустройства инвалидов с учетом современных тенденций цифровизации и изменения рынка труда и профессий, а также накопленного практического опыта в данной области.

3. Гипотезы и методы исследования. Целью данного исследования является изучение регионального опыта решения проблем трудоустройства инвалидов и разработка на этой основе предложений по совершенствованию трудоустройства данной категории лиц в Омской области.

В рамках исследования использовались следующие методы сбора информации. С помощью анализа документов была проведена оценка региональных систем содействия в трудоустройстве гражданам с инвалидностью с целью анализа программ и мероприятий, реализуемых в других регионах России по поводу содействия в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, проведено анкетирование представителей основных субъектов данного процесса. Так, были опрошены работодатели, участвующие в программах квотирования. Исследование было проведено совместно со службой занятости в разрезе двух групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Омской области. Первую группу составляют работодатели со среднесписочной численностью работников 50 и более человек, вторую - малые организации, в штате которых находится от 35 до 50 сотрудников. Генеральной совокупностью исследования являлись организации, сведения о которых содержатся в ре-

гистрах получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Сплошным методом были опрошены работодатели, входящие в первую группу, - 695 чел., выборочным -второй группы респондентов. В последнем случае была построена квотная выборка с учетом сферы деятельности, объем выборки составил 503 чел. Проведено анкетирование лиц с ограниченными возможностями здоровья на предмет выявления мотивации на трудоустройство, их ожиданий и предпочтений. Опрошено 120 инвалидов по целевой выборке стихийным методом.

В качестве гипотезы выступило следующее предположение: в настоящий момент в регионе нет единого механизма содействия в трудоустройстве выпускникам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего интересы всех субъектов данного процесса - самих инвалидов, работодателей, органов власти, общественных организаций; отсутствуют комплексные программы профориентации, обучения, содействия занятости и постдипломного сопровождения такой категории лиц.

4. Результаты исследования. В предыдущих исследованиях нами были выявлены следующие проблемы в области трудоустройства инвалидов:

1. Превышение числом желающих трудиться инвалидов количества соответствующих рабочих мест.

2. Немотивированность работодателей на создание таких рабочих мест из-за высоких затрат на их оборудование и несоответствующее их возмещение со стороны государства.

3. Барьеры при трудоустройстве инвалидов во многих организациях в виде отсутствия «доступной среды», соответствующих вакансий и т. д. [18; 19].

Следовательно, предложенные рекомендации должны способствовать их устранению. Анализ регионального опыта решения проблем трудоустройства показал, что достижение значимых результатов при трудоустройстве инвалидов возможно в процессе организации взаимодействия всех субъектов, участвующих в данном процессе (служб занятости, работодателей, общественных организаций, медико-социальной экспертизы, учебных заведений).

Так, заслуживает внимания опыт Республики Татарстан, где были предложены образовательно-реабилитационные технологии, основанные на опыте обучения различных катего-

рий инвалидов, накопленном высшими и средними образовательными заведениями. В данном случае решалась проблема достижения непрерывного профессионального образования инвалидов, в том числе формирование системы допрофессиональной подготовки к труду, профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта был предложен ряд мер и программ, направленных на достижение цели [20].

Опыт Рязанской области связан с тем, что региональное Министерство труда и занятости проводит специализированные ярмарки вакансий для профессионального обучения и трудоустройства инвалидов при создании отдельного банка вакансий для данной категории лиц. Интересен факт активизации взаимодействия всех профильных учреждений в работе над программами трудовой реабилитации инвалидов и содействия открытия собственного дела. Данные учреждения (Комплексный центр социального обслуживания, Центр социальной реабилитации инвалидов, Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов) проводят социально-трудовую, профессиональную реабилитацию таких работников, организованы различные виды лечебно-трудовой деятельности [21].

Положительный опыт взаимодействия различных субъектов при трудоустройстве инвалидов накоплен в Ставропольском крае, где служба занятости взаимодействует с другими органами, которые осуществляют реабилитацию инвалидов, а именно Министерством здравоохранения и Бюро медико-социальной экспертизы. Совместно с этими учреждениями проводится анкетный опрос граждан с ограниченными возможностями здоровья на предмет выявления потребности в трудоустройстве. После этого прорабатываются индивидуальные программы реабилитации инвалидов [22].

В Омской области в настоящий момент наиболее активным субъектом в данном процессе является Федеральная государственная служба занятости по Омской области, которая и осуществляет основную работу по взаимодействию с работодателями, разработке баланса рабочих мест для такой категории граждан, трудоустройству инвалидов (рис. 1). Взаимодействие не носит комплексный характер, некоторые субъекты (например, учебные заведения) практически не включены в процесс трудоустройства выпускника-инвалида.

Центр занятости населения

Поиск через родственников/знакомых

Средства массовой информации (газеты, объявления на ТВ и др.)

Интернет (HeadHunter, Зарплата.ру)

Получение инвалидности сотрудником предприятия

Общественные организации инвалидов Кадровые агентства

52

19

0 10 20 30 40 50 60

Рис. 1. Оценка работодателями (N = 695) каналов поиска работников с ограниченными возможностями здоровья, %

Fig. 1. The employers' assessment (N = 695) of employee channels for people with disabilities, %

Исследуемый опыт других регионов показал, что достигнуть значимого эффекта при трудоустройстве инвалидов возможно только путем организации и активизации взаимодействия учреждений, заинтересованных в продвижении труда инвалидов. Важным моментом является включение в данный процесс образовательных учреждений с целью формирования системы допрофессиональной подготовки к труду, профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, профориентации. Особенно актуальны вопросы образования в условиях современной экономики, а именно промышленной револю-

ции, связанной с цифровизацией, изменением содержания труда и профессий. Стоит отметить, что данный факт подтвердился в результате опроса работодателей, участвующих в системе квотирования рабочих мест для инвалидов. На вопрос: «Что должно быть реализовано в государственной политике при трудоустройстве инвалидов?» - наряду с компенсацией затрат на создание рабочих мест, налоговыми льготами, профессиональной подготовкой к труду была отмечена необходимость создания специализированных учреждений, занимающихся «продвижением» инвалидов на рынке труда (рис. 2).

О 10 20

Рис. 2. Оценка работодателями (N = 695) направлений реализации государственной политики в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, %

Fig. 2. The employers' assessment (N = 695) of state policy trends regarding the employment of people with disabilities, %

Наша задача заключается в разработке механизма, под которым мы понимаем инструмент взаимодействия субъектов [23], множество взаимосвязанных элементов, которые приводят в движение объект. Такой механизм определяет принципы и последовательность выполнения определенных действий между различными субъектами, сферой интересов которых ограничивается объект механизма взаимодействия. Роль центра ограничивается функцией организации и/или контроля правил, разработанных на основе учета интересов всех сторон.

Цель данного механизма заключается в согласовании интересов участвующих в нем субъектов с целью трудоустройства инвалидов, в том числе в условиях квотирования рабочих мест, что будет способствовать реализации основных положений социальной политики региона и страны в целом.

Субъекты механизма - это носители предметно-практической деятельности (индивид или группа индивидов), участвующие в работе механизма. В нашем случае это участники процесса трудоустройства инвалидов (сами инвалиды, служба занятости, работодатели, учебные заведения и т. д.). Объекты механизма - это индивиды или группы, на которые направлена предметно-практическая деятельность (лица с ограниченными возможностями здоровья). Регулирование механизма осуществляется с помощью методов управления - совокупности способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.

Остановимся на основных элементах механизма (рис. 3).

Работодатели

Оборудование рабочего места в соответствии с суммой возмещения; получение работника-инвалида соответствующего уровня подготовки

Медико-социальная экспертиза

Установление инвалидности;

разработка индивидуальной программы реабилитации инвалидов; разработка программы профессиональной реабилитации

Служба занятости Банк вакансий для инвалидов;

консультационная помощь;

психологическая помощь;

обучение и переобучение;

программы квотирования рабочих мест; консультация работода-

Общественные организации инвалидов

Помощь в оформлении индивидуальной реабилитационной программы; консультационно-психологическая поддержка

Учебные заведения:

региональный межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья

Профориентация инвалидов;

работа с абитуриентами; сопровождение в процессе обучения;

постдипломное сопровождение

Лица с ограниченными возможностями здоровья

Рабочее место, соответствующее потребностям и группе инвалидности

Рис. 3. Механизм взаимодействия субъектов трудоустройства инвалидов в Омской области Fig. 3. The mechanism of interaction between the disabled people employment institutions in Omsk region

4.1. Лица с ограниченными возможностями здоровья. В настоящий момент можно рассматривать два основных способа трудоустройства инвалидов:

1. Самостоятельное обращение к работодателю.

2. Обращение в службу занятости, в том числе с целью поиска и квотного рабочего места.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается работодателю, осуществляющему свою деятельность на территории Омской области, со среднесписочной численностью работников пятьдесят и более человек.

Как показало исследование, с трудностями при трудоустройстве инвалиды сталкиваются вне зависимости от избранного варианта. Основной проблемой является отсутствие должного количества рабочих мест для соответствующей категории лиц. Таким образом, в данном контексте необходимо решать проблему повышения количества рабочих мест, в том числе квотируемых, в целях повышения эффективности трудоустройства инвалидов. Наиболее значимыми факторами при выборе места работы (помимо его наличия) для лиц с ограниченными возможностями здоровья явились его близость к дому, стабильность и надежность, высокий уровень заработной платы (рис. 4).

Рис. 4. Оценка лицами с ограниченными возможностями здоровья (N = 120) факторов, определяющих выбор места работы, %

Fig. 4. The disabled people's assessment (N = 120) of the factors defining the choice of workplace, %

4.2. Работодатели, готовые трудоустроить инвалида. В результате проведенных исследований удалось выявить, что работодатели понимают важность проблемы и согласны, что при трудоустройстве инвалидов должны применяться особые технологии. Другой вопрос, что зачастую создание такого места очень затратно, а возмещение затрат не соответствует объему вложений. Кроме того, работодатели отметили, что нуждаются в консультационной поддержке и социально-психологическом просвещении относительно возможностей привлечения в штатный состав их организаций компетентных специалистов из числа граждан указанных категорий, их последующей трудовой адаптации и мероприятий, способствующих повышению эффективности их труда. Необходимо знакомить потенциальных работодателей с опытом успешного трудоустройства и эффективного труда в организациях различных форм собственности людей

с инвалидностью, а также различных категорий молодежи, в том числе выпускников учреждений интернатного типа и молодых людей, ищущих работу впервые. Формы такого информирования могут быть очными и заочными - через интернет-ресурсы. Наиболее эффективным, конечно, является непосредственное взаимодействие работодателей с другими заинтересованными субъектами данного процесса - специалистами службы занятости, представителями органов власти (министерств труда и социального развития и образования Омской области и т. д.), представителей общественных организаций инвалидов, учебных заведений и др. Консультирование может проходить с использованием различных технологий: организация круглых столов, семинаров, тренингов, конференций и т. д. Подобные мероприятия позволят соотнести широкие трудовые возможности инвалидов и молодежи с запросами работодателей. Обязательными уча-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стниками подобных мероприятий должны стать представители организаций, построивших успешные трудовые отношения с данными категориями сотрудников. Второй важный аспект консультирования работодателей - просвещение руководства организаций в области адаптации инвалидов и молодежи в коллективе. Очень важно образовывать и просвещать персонал компании, чтобы все сотрудники, начиная топ-менеджментом и заканчивая линейным персоналом, относились к инвалидам и молодым сотрудникам без профессионального опыта как к равноправным членам коллектива. Особенно важно информировать о возможных моделях поведения по отношению к инвалидам, в том числе о моделях взаимодействия с сотрудниками-инвалидами. Пока не решена экономическая проблема по интеграции инвалидов в общество (в том числе одна из основных сложностей - транспортная доступность рабочих мест), можно найти компромиссное решение. Например, работодатели, готовые принять на работу сотрудников с инвалидностью, считают, что они могут быть прекрасными работниками так называемого «умственного труда»: дизайнерами, программистами, диспетчерами. Для данных должностей не предусмотрено обязательное ежедневное присутствие сотрудника в организации (офисе), что частично решает «транспортную» задачу. С организацией штатных должностей на производстве, когда сотрудник для выполнения своих трудовых обязанно-

стей должен присутствовать на рабочем месте, дело обстоит значительно сложнее. В силу вышеназванных обстоятельств многие руководители предпочитают выплату компенсаций в пользу государства созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи. Социально-психологическому просвещению и формированию толерантного отношения работодателей к трудоустраивающимся гражданам социально уязвимых категорий будет способствовать и целенаправленная работа со средствами массовой информации, включая периодические издания и интернет-ресурсы, которая относится к эффективным методам воздействия на общественное сознание [24].

Таким образом, основными интересами работодателя является адекватное возмещение затрат на создание рабочего места, консультационная поддержка со стороны других субъектов.

4.3. Служба занятости. В настоящий момент служба занятости является основным субъектом, оказывающим помощь в трудоустройстве. С одной стороны, служба занятости регистрирует безработных инвалидов и способствует их трудоустройству, оказывает услуги по переобучению, психологической поддержки и т. д. Служба занятости имеет банк вакансий для особой категории граждан, в том числе в рамках квотирования. По мнению инвалидов, это один из самых эффективных каналов трудоустройства (рис. 5).

О 10 20 30 40

Рис. 5. Способы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (N = 120), % Fig. 5. The ways of employment for people with disabilities (N = 120), %

С другой стороны, служба занятости работает с работодателями в части содействия в обеспечении их трудовых прав, в том числе:

• с юридическими лицами, в том числе некоммерческими организациями, включая социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории Омской области;

• с муниципальными образованиями Омской области (по затратам муниципальных учреждений Омской области).

Содействие заключается в возмещении затрат работодателей, включающих:

• аттестацию рабочих мест работающих инвалидов по условиям труда либо специальную оценку условий труда на рабочем месте работающего инвалида;

• оснащение (оборудование) рабочего места в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

• обустройство прилегающей территории, помещений работодателя для беспрепятственного перемещения инвалидов, включая оборудование пандусов, подъемников;

• предоставление наставника работающему инвалиду I или II группы в процессе его адаптации на рабочем месте.

Службы занятости представляют интересы государства, связанные с обеспечением трудоустройства всех желающих инвалидов, в соответствии с возможностями работодателей и потребностями самих инвалидов. Задача службы занятости как важнейшего государственного субъекта заключается в согласовании противоречивых интересов основных субъектов данного процесса.

4.4. Учебные заведения. Следует отметить, что в настоящий момент учреждения образовательного типа слабо включены в процесс трудоустройства инвалидов. В основном все они действуют автономно. Практически при каждом учебном заведении есть отделы по трудоустройству студентов, которые в том числе занимаются поиском работы и для студентов-инвалидов. В лучшем случае в данных подразделениях имеются программы сопровождения студентов с инвалидностью и их дальнейшего трудоустройства. На этом включенность учебных заведений в процесс трудоустройства практически заканчивается. Образование инвалидов осуществляется преимущественно в сегрегиро-

ванной форме: в специализированных учреждениях, классах, на дому. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовку инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. Уровень образования лиц с ограниченными возможностями здоровья гораздо ниже, чем у людей без инвалидности. Очевидна узость профилей профессиональной подготовки инвалидов [25].

Как мы уже отмечали, в современных условиях цифровизации и изменения рынка труда и профессий, законодательных условий, очень важно обеспечить включение учебных заведений в систему взаимодействия субъектов в целях трудоустройства особой категории граждан. Это связано с тем, что необходимо решать проблему профессионального самоопределения и профориентации на протяжении всей жизни работника с инвалидностью, иметь возможности обучения и переподготовки.

С этой целью нами предлагается создать Региональный межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, который может стать центром инклюзивного и специального (адаптивно-абилита-ционного) обучения в системе учреждений начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Его учредителями могут стать учреждения, имеющие опыт работы в области инклюзивного образования и благотворительные организации. Данный центр позволит сконцентрировать материально-технические и программно-методические ресурсы, оптимально распределять проф-ориентационную работу, выстраивать социальное партнерство и гибкие формы взаимодействия отдельных структур системы трудоустройства инвалидов. Направлениями работы данного центра могут стать:

1. Разработка и проведение анкетирования среди студентов с инвалидностью вузов Омской области по вопросам выбора профессии, выбора места работы и трудоустройства.

2. Проведение консультаций по вопросам профориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья с участием вузов Омской области, юриста, психолога.

3. Проведение вебинара по профориента-ционной работе с коррекционными школами Омской области.

4. Разработка методических рекомендаций: работодателю, принимающему лиц с инвалидностью; студенту-выпускнику с ограниченными возможностями здоровья о вариантах трудоустройства; абитуриенту с ограниченными возможностями здоровья о профессиях с учетом нозологий.

В рамках работы центра возможна организация различных тематических проектов, в том числе по проблемам профориентационной работы с абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья, которые позволят снять множество вопросов, как выбрать профессию, востребованную на рынке труда, с учетом заболевания.

4.5. Общественные организации инвалидов. Анализ деятельности Омской областной организации Всероссийского общества инвалидов показал, что наиболее интересными направлениями была и остается практическая работа: осознание нового статуса, умение принять себя, возможность получить льготы и реабилитационные услуги, а также освоение форм взаимодействия и социальной интеграции посредством участия в наиболее важных с личностной точки зрения семинарах в рамках такого направления, как социально-бытовая и медицинская реабилитация. Общественная организация ведет рубрику «Трудоустройство» на своем сайте (http://voi.omsk.su/), предлагая вакансии для такой категории граждан. Кроме этого, ведется активная консультационно-психологическая поддержка инвалидов, способствующая формированию навыков для эффективного трудоустройства. Так, в рамках организации функционирует клуб «Все СВОИ» при поддержке Городского центра социальных услуг для детей и молодежи. Члены этого клуба имеют возможность участвовать в тренингах, направленных на формирование общекультурных компетенций: развитие навыков коммуникации, управление стрессом, уверенность в себе и др.

Следует отметить, что не все инвалиды включены в деятельность общественных организаций и могут пользоваться их услугами. Особенно важной, на наш взгляд, является помощь в получении и оформлении индивидуальной программы реабилитации. Очень часто инвалиды сталкиваются с отказами при обращении в медико-социальную экспертизу. Представители общественных организаций в рамках данного механизма могут оказывать по-

средническую помощь, осуществлять организационную и психологическую поддержку.

4.6. Медико-социальная экспертиза. Анализ источников показал, что в деятельности данных органов можно выделить определенные проблемы. Так, зачастую инвалидам, как было уже нами сказано, отказывают в разработке индивидуальной программы реабилитации, что дает возможность признавать эту функцию низкоэффективной [26]. С целью решения соответствующих проблем профессором С.Н. Кавокиным была разработана Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов [27], в рамках которой была предложена подпрограмма, направленная на разработку и внедрение единой системы профессиональной реабилитации инвалидов, включающей: определение потенциальных профессиональных возможностей инвалидов, их профессиональную ориентацию, разноуровневую профессиональную подготовку (переподготовку), профессиональную адаптацию и рациональное трудоустройство. Основной целью подпрограммы является разработка и внедрение в работу структур, участвующих в профессиональной реабилитации инвалидов, технологий, основанных на применении унифицированных показателей, авторских экспертных систем и современных компьютерных программ, позволяющих работать в едином информационном пространстве комплексной системы реабилитации. Это позволит обеспечить, с одной стороны, координацию работы и взаимодействие данных структур при проведении профессиональной реабилитации, а с другой - создание и сохранение совокупности рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач по созданию взаимосвязанных систем, в том числе:

- системы оценки потенциальных профессиональных возможностей инвалидов;

- системы их профессиональной ориентации;

- системы получения инвалидами общего и профессионального образования различного уровня, а также системы их профессиональной переподготовки;

- системы производственной адаптации и рационального трудоустройства инвалидов;

- системы создания и сохранения совокупности рабочих мест для трудоустройства инва-

лидов, а также системы учета спроса и предложения рабочей силы из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Считаем, что данный опыт может быть применим и в Омской области с целью повышения эффективности трудоустройства инвалидов.

5. Заключение. Разработанный нами механизм содействия трудоустройству инвалидов на основе взаимодействия различных субъектов данного процесса позволит учесть интересы каждого из них и будет способствовать более быстрому и эффективному включению лиц с ограниченными возможностями здоровья в трудовую деятельность. В рамках данного механизма предлагается активизировать деятельность учебных заведений, которые в настоящий момент очень слабо включены в данный процесс. Актуальность данного момента связана с необходимостью профессионального самоопределения инвалидов на протяжении всей их жизни, а также качественной их подготовки к труду в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Также предлагается более интенсивно включиться в этот процесс общественным организациям, которые должны оказывать консультационные, психологические услуги, содействовать получению и оформлению индивидуальной программы реабилитации.

В настоящий момент число желающих трудоустроиться инвалидов больше количества соответствующих рабочих мест. Работода-

тели не заинтересованы в создании мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в своих организациях по причине высоких финансовых затрат и незначительности суммы возмещения. В связи с этим в регионе предлагается продолжать реализовывать программу по оказанию содействия в трудоустройстве инвалидам. Размер возмещения денежных затрат работодателю за создание и оснащение рабочего места предлагается увеличить как минимум на 20 тыс. руб. (сегодня сумма компенсации составляет 50 тыс. руб.). Кроме того, в регионе планируют пересмотреть сами правила квотирования рабочих мест. В настоящее время возмещение затрат на оснащение рабочего места могут получить только организации с численностью от 50 чел. Предполагается, что при изменении условий на квоту могут рассчитывать работодатели с числом сотрудников от 35 чел. При определении суммы возмещения затрат рекомендуется учитывать уровень технической оснащенности рабочего места для инвалида. Таким образом, планируют создать 900 квотируемых рабочих мест.

Разработанный в ходе проведенного исследования механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья может стать основой для совершенствования социальной политики, корректировки программ, направленных на повышение занятости инвалидов в Омской области и других регионах России.

Литература

1. Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Высшее образование инвалидов: политика и опыт // Высшее образование в России. - 2004. - № 7. - С. 38-50.

2. Винокуров М. А. Новая экономическая реальность и экономическая политика современной России // Изв. Иркут. гос. экон. акад. - 2014. - № 1 (93). - С. 5-13.

3. Абуталипова Э. Н. Некоторые направления совершенствования системы профессиональной подготовки инвалидов в современной России // Уровень жизни населения регионов России. -2009. - № 7 (137). - С. 41-42.

4. Lindsay C., Houston D. Disability benefits, welfare reform and employment policy. - Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2013. - 264 p.

5. Мкртумова И. В. Профессиональное обучение инвалида как позитивная девиация: особенности социального управления // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. - № 7 (137). - С. 43-50.

6. Цыренов В. Ю., Асеева Т. З. Проблемы занятости инвалидов и пути их решения // Проблемы инвалидов и инвалидности : материалы республик. конф. (19 дек. 2006 г.). - Улан-Удэ : Республик. тип., 2007. - С. 35-43.

7. Бубеев Н. С. Государственная социальная политика в отношении трудоустройства инвалидов в Республике Бурятия // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2010. - Вып. 5 : Психология, социальная работа. - С. 252-257.

8. Barron S. Employment of Persons with Disabilities - Effective Policy and Outcomes Requires Clear Strategy with All Relevant Actors Engaged // The Right to Work for Persons with Disabilities. International Perspectives / Hrsg. G. Wansing, F. Welti, M. Schäfers. - Baden-Baden : Nomos, 2018. -P. 281-290. - DOI: 10.5771/9783845291673-280.

9. Brown S. K. The Sharing Economy: Challenges and Opportunities for People with Disabilities. -Washington, DC : AARP Research, December 2016. - URL : https://www.aarp.org/research/topics/eco-nomics/info-2016/sharing-economy-adult-disabilities.html. - DOI: 10.26419/res.00141.001.

10. Jasiak A., Krolak P. The Importance of Work for People with Disabilities and Evaluation Imposed Obligations of Employers // Ergonomics For People With Disabilities. Design For Accessibility / Eds. A. Polak-Sopinska, J. Krolikowski. - De Gruyter, 2018. - P. 227-238. - DOI: 10.2478/9783110617832-019.

11. Career Construction and Work Inclusion of People with Disabilities: Goal Setting / E. N. Rogot-neva et al. // RRI 2016 : International Conference «Responsible Research and Innovation». - Future Academy, 2017. - P. 815-822. - URL : https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/icRRIF 2016105.pdf. - (The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), Vol. XXVI). -DOI: 10.15405/epsbs.2017.07.02.105.

12. Roulstone A. Disability, work and welfare // Disabled people, work and welfare: Is employment really the answer? / Eds. Ch. Grover, L. Piggott. - Chicago, IL : Policy Press, 2015. - P. 257-274. -DOI: 10.1332/policypress/9781447318323.003.0014.

13. Sainsbury R. Labour Market Participation of Persons with Disabilities - How can Europe Close the Disability Employment Gap? // The Right to Work for Persons with Disabilities. International Perspectives / Hrsg. G. Wansing, F. Welti, M. Schäfers. - Baden-Baden : Nomos, 2018. - P. 135-154. -DOI: 10.5771/9783845291673-134.

14. Welti F., Nachtschatt E. Equal Rights of Persons with Disabilities to Work per Article 27 of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities // The Right to Work for Persons with Disabilities. International Perspectives / Hrsg. G. Wansing, F. Welti, M. Schäfers. - Baden-Baden : Nomos, 2018. - P. 51-84. - DOI: 10.5771/9783845291673-50.

15. Kent M. People with Disabilities and Digital Everyday Worlds // Handbuch Soziale Praktiken und Digitale Alltagswelten / Hrsg. H. Friese et al. -Wiesbaden : Springer, 2016. - P. 1-7. - (Springer Reference Sozialwissenschaften). - DOI: 10.1007/978-3-658-08460-8_42-1.

16. Konnerup U. Inclusive Digital Technologies for People with Communication Disabilities // The Digital Turn in Higher Education / Eds. D. Kergel et al. - Wiesbaden : Springer, 2017. - P. 193-208. -DOI: 10.1007/978-3-658-19925-8_14.

17. New Forms of Work in the Digital Economy : OECD Digital Economy Papers No. 260. -OECD, 2016. - 44 p. - DOI: 10.1787/5jlwnklt820x-en.

18. Arbuz A. V. Employment of persons with disabilities in the new industrialization (by the example Omsk region) // 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018). - Atlantis Press, 2019. - P. 650-654. - URL : https://www.atlantis-press.com/proceedings/sicni-18/55911926. - (Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol. 240).

19. Арбуз А. В. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы (на примере Омской области) // Омские научные чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 2018 г.) / [редкол.: Т. Ф. Ящук и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

20. Мелина Е. В. Итоги реализации проекта по оказанию содействия абитуриентам-инвалидам в выборе профессии и выпускникам в трудоустройстве // Инклюзия в образовании. - 2017. -№ 1 (5). - С. 38-47.

21. Козлова М. В., Серебрякова Н. Н. Проблема трудоустройства инвалидов в Рязани // Социально-экономические аспекты развития современного общества : межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 3 / отв. ред. С. В. Демидов. - Рязань, 2014. - С. 115-124.

22. Любенкова Е. П., Бурлуцкая Е. А., Подин А. К. Проблемы трудоустройства инвалидов и пути их решения в Ставропольском крае // Вестн. Махачкал. фил. МАДИ. - 2013. - № 13. -С. 51-56.

23. Бычкова А. Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2010. - № 4. - С. 37-43.

24. Бессарабова Е. Е. Социально-психологическая модель оптимизации трудоустройства инвалидов // Социальная политика и социология. - 2013. - № 3. - С. 42-50.

25. Карпова Т. П., Макарова Т. К. Исследование системы интеграции инвалидов в гражданское общество через общественную организацию // Вестн. Междунар. ин-та рынка. - 2016. - № 1. -С.104-114.

26. Мухаметзянова А. Р. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов в регионе (по результатам фокус-группы с женщинами Саранска) // Вестн. Морд. ун-та. - 2011. - № 3. -С.122-127.

27. Концепция совершенствования системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации инвалидов (проект) // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. -№ 7 (137). - С. 14-40.

References

1. Yarskaya-Smirnova E.R., Romanov P.V. Vysshee obrazovanie invalidov: politika i opyt [Higher education for disabled people: policy and practice]. Higher Education in Russia, 2004, no. 7, pp. 38-50. (in Russian).

2. Vinokurov M.A. The new economic reality and economic policy of modern Russia. Izvestiya of Irkutsk State Economic Academy, 2014, no. 1 (93), pp. 5-13. (in Russian).

3. Abutalipova E. Some lines of activity for improvement professional training system of disabled persons in modern Russia. Living Standards and Quality of Life, 2009, no. 7 (137), pp. 41-42. (in Russian).

4. Lindsay C., Houston D. Disability benefits, welfare reform and employment policy, Basingstoke, Palgrave Macmillan publ., 2013, 264 p.

5. Mkrtumova I. Professional training of persons with disabilities as a positive deviation: features of social control. Living Standards and Quality of Life, 2009, no. 7 (137), pp. 43-50. (in Russian).

6. Tsyrenov V.Yu., Aseeva T.Z. Problemy zanyatosti invalidov i puti ikh resheniya [The issues of disabled people's employment and the ways to solve them], in: Problemy invalidov i invalidnosti [The issues of disabled people and disability], the material of the national conference (December 19, 2006), Ulan-Ude, The National Publishing House publ., 2007, pp. 35-43. (in Russian).

7. Bubeev N.S. State social policy towards invalids employment in the Republic of Buryatia. The Buryat State University Bulletin, 2010, iss. 5, pp. 252-257. (in Russian).

8. Barron S. Employment of Persons with Disabilities - Effective Policy and Outcomes Requires Clear Strategy with All Relevant Actors Engaged, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. (Eds.) The Right to Work for Persons with Disabilities. International Perspectives, Baden-Baden, Nomos publ., 2018, pp. 281-290. DOI: 10.5771/9783845291673-280.

9. Brown S. K. The Sharing Economy: Challenges and Opportunities _ for People with Disabilities, Washington, DC, AARP Research publ., December 2016, available at: https://www.aarp.org/research/to-pics/economics/info-2016/sharing-economy-adult-disabilities.html. DOI: 10.26419/res.00141.001.

10. Jasiak A., Krolak P. The Importance of Work for People with Disabilities and Evaluation Imposed Obligations of Employers, in: Polak-Sopinska A., Krolikowski J. (Eds.) Ergonomics For People With Disabilities. Design For Accessibility, De Gruyter publ., 2018, pp. 227-238. DOI: 10.2478/9783110617832-019.

11. Rogotneva E.N., Shirko T.I., Meshcheryakova N.N., Konykhova T.V. Career Construction and Work Inclusion of People with Disabilities: Goal Setting, in: RRI 2016, International Conference «Responsible Research and Innovation», The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), Vol. XXVI, Future Academy publ., 2017, pp. 815-822, available at: https://www.futureacade-my.org.uk/files/images/upload/icRRIF2016105.pdf. DOI: 10.15405/epsbs.2017.07.02.105.

12. Roulstone A. Disability, work and welfare, in: Grover Ch., Piggott L. (Eds.) Disabled people, work and welfare: Is employment really the answer?, Chicago, IL, Policy Press, 2015, pp. 257-274. DOI: 10.1332/policypress/9781447318323.003.0014.

13. Sainsbury R. Labour Market Participation of Persons with Disabilities - How can Europe Close the Disability Employment Gap?, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. (Eds.) The Right to Work for

Persons with Disabilities. International Perspectives, Baden-Baden, Nomos publ., 2018, pp. 135-154. DOI: 10.5771/9783845291673-134.

14. Welti F., Nachtschatt E. Equal Rights of Persons with Disabilities to Work per Article 27 of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities, in: Wansing G., Welti F., Schäfers M. (Eds.) The Right to Work for Persons with Disabilities. International Perspectives, Baden-Baden, Nomos publ., 2018, pp. 51-84. DOI: 10.5771/9783845291673-50.

15. Kent M. People with Disabilities and Digital Everyday Worlds, in: Friese H., Rebane G., Nol-den M., Schreiter M. (Eds.) Handbuch Soziale Praktiken und Digitale Alltagswelten, Springer Reference Sozialwissenschaften, Wiesbaden, Springer publ., 2016, pp. 1-7. DOI: 10.1007/978-3-658-08460-8_42-1.

16. Konnerup U. Inclusive Digital Technologies for People with Communication Disabilities, in: Kergel D., Heidkamp B., Kj^rsdam Telleus P., Rachwal T., Nowakowski S. (Eds.) The Digital Turn in Higher Education, Wiesbaden, Springer publ., 2017, pp. 193-208. DOI: 10.1007/978-3-658-19925-8_14.

17. OECD. New Forms of Work in the Digital Economy, OECD Digital Economy Papers No. 260, 2016, 44 p. DOI: 10.1787/5jlwnklt820x-en.

18. Arbuz A.V. Employment of persons with disabilities in the new industrialization (by the example Omsk region), in: 2nd International Scientific conference on New Industrialization: Global, national, regional dimension (SICNI 2018), Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol. 240, Atlantis Press, 2019, pp. 650-654, available at: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ sicni-18/55911926.

19. Arbuz A.V. Trudoustroistvo lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: problemy i perspektivy (na primere Omskoi oblasti) [The employment of people with disabilities: issues and prospects (the case study of Omsk region)], in: Yashchuk T.F. et al. (Eds.) Omskie nauchnye chteniya [Оmsk scientific readings], the materials of Russian theory and practice conference (Omsk, 2018), Omsk, Dostoevsky Omsk State University publ., 2018, 1 CD-ROM. (in Russian).

20. Melina E.V. The right choice of the profession leads to effective employment - the results of the implementation of the project for rendering assistance to disabled school leavers in choosing future profession and university graduates in employment. Inklyuziya v obrazovanii, 2017, no. 1 (5), pp. 38-47. (in Russian).

21. Kozlova M.V., Serebryakova N.N. Problema trudoustroistva invalidov v Ryazani [The issue of employment for people with disabilities in Ryasan], in: Demidov S.V. (Ed.) Sotsial'no-ekonomiche-skie aspekty razvitiya sovremennogo obshchestva [Social and economic issues of the contemporary society's development], inter-university collection of scholarly papers, Iss. 3, Ryazan, 2014, pp. 115124. (in Russian).

22. Lyubenkova E.P., Burlutskaya E.A., Podin A.K. Problemy trudoustroistva invalidov i puti ikh resheniya v Stavropol'skom krae [Issues of disabled people's employment and the ways to solve them in Stavropol region]. VestnikMakhachkalinskogo filialaMADI, 2013, no. 13, pp. 51-56. (in Russian).

23. Bychkova A.N. Economic mechanism: to be defined, ranged and applied. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2010, no. 4, pp. 37-43. (in Russian).

24. Bessarabova E.E. Sotsial'no-psikhologicheskaya model' optimizatsii trudoustroistva invalidov [Socio-psychological model of employment optimization for disabled people]. Social policy and sociology, 2013, no. 3, pp. 42-50. (in Russian).

25. Karpova T.P., Makarova T.K. Study of the system of integrating people with disabilities into civil society through a public organization. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta rynka, 2016, no. 1, pp. 104-114. (in Russian).

26. Mukhametzyanova A.R. Mediko-sotsial'naya ekspertiza i reabilitatsiya invalidov v regione (po rezul'tatam fokus-gruppy s zhenshchinami Saranska) [Medical and social examination and rehabilitation of disabled people in the region (based on the focus-group with Saransk females)]. Vestnik Mordovskogo universiteta, 2011, no. 3, pp. 122-127. (in Russian).

27. Kontseptsiya sovershenstvovaniya sistemy mediko-sotsial'noi ekspertizy i kompleksnoi reabili-tatsii invalidov (proekt) [The concept of medical and social examination improvement and complex rehabilitation of disabled people (project)]. Living Standards and Quality of Life, 2009, no. 7 (137), pp. 1440. (in Russian).

Сведения об авторе

Арбуз Анна Владимировна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления человеческими ресурсами

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: denezhkina1@mail.ru РИНЦ ID: 310088

About the author

Anna A. Arbuz - PhD in Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Human Resource Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: denezhkina1@mail.ru RSCI ID: 310088

Для цитирования

Арбуз А. В. Механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-экономических условиях // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 2. - С. 143-156. - DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).143-156.

For citations

Arbuz A.V. A mechanism to promote the employment of people with disabilities in the current socio-economic conditions. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 2, pp. 143-156. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).143-156. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.