DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-121-127 УДК 331.108.4
А. В. Шуляева
Решение проблем в профессиональном образовании и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями
здоровья — инвалидов
В настоящей статье автором рассматриваются теоретические и практические вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья - инвалидов. Одной из актуальных проблем для органов государственной власти является восстановление социального статуса и достижение материальной независимости инвалидов с ориентацией на общепризнанные международные стандарты. Исследуя работы и опыт ведущих ученых в этой области, можно сделать вывод, что в течение длительного периода времени проблемам профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья должного внимания не уделялось. На современном этапе развития общества впервые в отношении инвалидов приоритетным в социальной политике государства признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Содействие включению инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей координацию усилий всех ветвей и уровней государственной власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов. Обеспечение трудовой занятостью людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода.
Ключевые слова.: лица с ограниченной возможностью здоровья - инвалиды, профессиональное образование, трудоустройство, безработица, эффективное управление, рынок труда.
Среди социальных групп, испытывающих наибольшие трудности при проведении экономических реформ в России, лица с ограниченными возможностями здоровья - инвалиды - занимают особое место. Они острее воспринимают экономическое и социальное неравенство, несостоятельность государства при обеспечении социальных гарантий. Численность инвалидов в стране постоянно растет. С принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в нашей стране была заложена основа современной правовой базы социальной защиты инвалидов.
Впервые приоритетным в социальной политике государства в отношении инвалидов признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на восстановление
социального статуса и достижение материальной независимости инвалидов с ориентацией на общепризнанные международные стандарты. [1, с. 57]
В Российской Федерации трудоустройством любых безработных граждан занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. «Для получения профори-ентационных услуг и для ознакомления с имеющимся банком вакансий от него не потребуется никаких дополнительных документов. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить "Индивидуальную программу реабилитации" и у него не должна быть третья степень ограничения к трудовой деятельности». [2, с. 153]
Шуляева Алефтина Владиславовна - канд. социол. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (Хабаровск). Е-шаИ: а1е/Нпа^ки1уае@шаИги
Получать пособие по безработице, участвовать в программах занятости социально незащищенных слоев населения, приобретать новое профессиональное образование он сможет, только если состоит на учете в службе занятости в официальном статусе безработного гражданина.
В отделе занятости любой инвалид может получить несколько видов услуг:
1) зарегистрироваться в качестве безработного и получать пособие по безработице;
2) получить помощь в подходящей работе;
3) получить дополнительное образование или переквалификация;
4) получить консультации;
5) получить психологическую помощь;
6) иные услуги.
Для каждого инвалида разрабатывается индивидуальная «Программа профессиональной реабилитации», в которую вносятся данные:
1) доступные и противопоказанные условия и виды труда;
2) профессиональная ориентация профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональный отбор, профессиональный подбор, в которых нуждается инвалид, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
3) профессиональное обучение (переобучение);
4) содействие в трудоустройстве (конкретные меры содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, использование специальных программ трудоустройства, включая содействие самозанятости);
5) технические средства реабилитации для профессионального обучения (переобучения) или труда.
Ярмарки вакансий обычно организуют и проводят местные службы занятости населения, где инвалид может получить информацию о месте и времени их проведения. Чтобы участвовать в них, не нужно становиться на учет в качестве безработного. На таких мероприятиях присутствуют компании-работодатели, а также бывает представлен городской
банк вакансий от службы занятости населения. Там же обычно можно получить консультации у психологов и специалистов по профессиональной ориентации. Рынок услуг через кадровые агентства и агентства по трудоустройству стал развиваться уже достаточно давно и сегодня представляет собой довольно развитую инфраструктуру особенно в крупных городах. Отличие кадровых агентств от агентств по трудоустройству состоит в целевой установке работы этих учреждений. Кадровые агентства работают на работодателя, обеспечивая им подбор необходимого персонала. В целом сейчас очень большое число компаний (как крупных, так и небольших) предпочитает работать на рынке трудовых ресурсов через профессиональных посредников. Агентство по трудоустройству ориентировано на соискателя, за определенную плату подбирая ему подходящие вакансии. Многие организации работают и как кадровые агентства, и как агентства по трудоустройству, стараясь обеспечить максимальный охват рынка. Объявления в средствах массовой информации, в которых указывается на наличие вакантного рабочего места, могут размещаться в телевизионных передачах, публиковаться в печатных изданиях, а также в сети Интернет.
Отсутствие интегрированного образования и наличие сложностей с получением востребованных специальностей делают инвалидов неконкурентоспособными на рынке труда. При этом немаловажным фактором является стабильность состояния здоровья инвалида. Содействие включению инвалидов в трудовую деятельность является межведомственной задачей, требующей координацию усилий всех ветвей и уровней государственной власти, бизнеса и гражданского общества, в том числе общественных объединений инвалидов. Обеспечение трудовой занятости людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Конечной целью совместных усилий го-
сударства, общества и бизнеса является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью и в результате снижение нагрузки на экономически активную часть общества. [3, с. 43]
Вместе с тем положение инвалидов на рынке труда остается весьма сложным. Проблема профессиональной реабилитации и социально-трудовой адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья особенно обострилась в условиях переживаемого страной финансового кризиса. Медленно реформируется система профессионального образования инвалидов, не обеспечивается необходимый уровень финансирования входящих в нее учреждений, не сформирована система трудоустройства и социально-бытовой адаптации инвалидов с детства по окончании ими коррекционных образовательных учреждений. [4, с. 10-13]
Значительные трудности в реализации равных прав со здоровыми людьми связаны также с особенностями отношения нашего общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. Общество не просто должно знать, что есть инвалиды, оно должно постоянно получать правильную информацию об их жизни и проблемах. [5, с. 5-34]
Для определения роли новых информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями нами было проведено исследование, направленное на изучение данной проблемы.
Исследование проводилось среди людей с ограниченными возможностями в г. Хабаровске. В исследовании приняло участие 338 человек, среди которых 45%
- мужчин, 55% - женщин.
Молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет составили 56% респондентов. В возрастные группы 31 - 40 лет - 34% и 41
- 55 лет вошли 10% опрашиваемых респондентов.
Одним из первых вопросов, задаваемых респондентам, был вопрос о том, работают ли они в настоящее время. Из общего числа опрашиваемых 33% ответило положительно на данный вопрос.
Для тех же, кто не имеет работы на данный момент времени, был задан до-
полнительный вопрос, касающийся причин, по которым они не работают. Среди основных причин, названных респондентами, были следующие: нет работы со специально оборудованными рабочими местами (24%), не позволяет здоровье (18%), трудоустройству мешает инвалидность, т. е. «инвалидов на работу не берут» (16%).
Как видно из процентного соотношения полученных ответов, основной причиной, обусловившей проблему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, является отсутствие работы со специально оборудованными рабочими местами, что в значительной степени влияет на трудоспособность данной категории, лишая при этом человека с ограниченными возможностями вести полноценную трудовую деятельность.
Кроме того, был задан вопрос относительно того, хотят ли они работать. И, как выяснилось, все желают работать, но на данный момент существуют определенные сложности с поиском работы.
Необходимо также отметить, что опрос помог выявить проблемы, с которыми сталкивается инвалид в процессе трудоустройства и поиска подходящей работы (рис. 1).
Как показано на рисунке, одной из главных проблем трудоустройства для инвалида является проблема низкого уровня оплаты труда. Данную проблему отметили 30% респондентов. И это не случайно, поскольку для инвалида, которому приходится тратить большие средства на приобретение медикаментов и оплату лечения, размер заработной платы имеет решающее значение.
Среди вопросов, задаваемых респондентам, был и вопрос о владении навыками работы на персональном компьютере (далее - ПК). Результаты оказались достаточно скромными, поскольку лишь 37% респондентов указали, что владеют данными навыками. Причем, только 3% из этого числа проходили специальные курсы по обучению работе на ПК. Остальные либо пользовались специальной литературой (10%), либо овладели навыками с помощью родственников и знакомых (30%).
Рис. 1. Проблемы, с которыми сталкивается инвалид в процессе трудоустройства и
поиска подходящей работы
Это позволяет сделать вывод о том, что инвалиды вдвойне лишены возможности найти для себя подходящее место работы. Поскольку в большинстве случаев для инвалидов физический труд противопоказан, им остается занимать вакансии, на которых основным является интеллектуальный труд, тесно связанный в последнее время с использованием информационных технологий, и в первую очередь с ПК. Здесь и возникает проблема, так как основная доля людей с ограниченными возможностями, как показало исследование, не обладают необходимыми навыками работы на ПК.
Кроме того, данные опроса свидетельствуют о том, что из числа респондентов только 18% используют в своей работе ПК. Следовательно, можно предположить, что остальные 82% занимают рабочие места, не требующие высокой квалификации, а значит и малооплачиваемые; а также места с большой нагрузкой и физическим трудом, что категорически противопоказано инвалидам.
Как показало исследование, из числа работающих респондентов, принявших участие в опросе, 32% нашли работу благодаря умению работать на ПК. Причем, необходимо подчеркнуть, что совпадение данных (число инвалидов, использующих в своей работе ПК и число инвалидов, которым умение работы на ПК помогло найти работу, оказалось абсолютно равным - 32%) по двум показателям не случайно, поскольку существует прямая зависимость от умения работы на ПК и возможностью трудоустройства для людей с ограниченными возможностями.
Еще одним вопросом, задаваемым ре-
спондентам, был вопрос, касающийся государственной политики в области социального обеспечения инвалидов, полностью или частично сохранивших способность к обучению и труду. Согласно полученным результатам, данная политика должна быть направлена в большей степени на профессиональную реабилитацию с целью обеспечения возможности работать на равных возможностях со всеми. Данной точки зрения придерживаются около 69% опрашиваемых. Остальные считают, что главным направлением политики должна выступать, прежде всего, поддержка материального положения инвалида.
В ходе исследования было также определено мнение людей с ограниченными возможностями о способности новых информационных технологий сделать процесс профессиональной реабилитации более качественным и эффективным. Мнения разделились, однако большая часть респондентов (69%) согласилась с тем, что информационные технологии способны внести качественные изменения в процесс профессиональной реабилитации, сделав его более успешным и эффективным.
Помимо этого, респондентам были представлены проблемы, среди которых они должны были выбрать те, которые для них являются самыми актуальными. Здесь, как и ожидалось, основными стали материальные трудности, проблемы в обучении и проблемы при трудоустройстве (табл. 1).
Инвалидам для полноценного развития необходима взаимная связь с внешним миром. Эту проблему может решить Интернет, который становится
Таблица 1
Наиболее актуальные проблемы для людей с ограниченными возможностями (в % от числа опрошенных) [9]
Проблема %
Материальные проблемы 35
Проблемы при трудоустройстве 31
Проблемы в обучении 15
Проблемы в общении 12
Проблемы планирования семьи 4
Проблемы организации досуга 3
все ближе. Им Интернет может дать то, чего в обычной жизни им так не хватает: предоставить шанс «жить полноценной жизнью», почувствовать себя личностью. [6, с. 58-63]
Круг общения инвалидов обычно ограничен. Интернет же позволяет завести знакомых в любой точке земного шара. Он хорош тем, что при сетевом общении не важен ни возраст, ни цвет кожи, ни внешность собеседника. На первый план выходит его внутренний мир. Все это практически нивелирует барьеры, мешающие свободному общению: в Интернете все равны. Кроме общедоступных форумов, существуют специализированные, созданные для инвалидов и их опекунов. Они делятся своими проблемами, способами их решения или просто общаются [7, с. 74-77].
Инвалиды, несмотря на доступность различных СМИ, зачастую не имеют возможности своевременно следить за изменениями в законодательстве. В Интернете поистине безграничные возможности для тех, кто хочет как-то себя проявить.
Чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, необходимо обладать знаниями. К сожалению, инвалиды ограничены в возможности получить полноценное образование. Но на помощь могут прийти различные технологии дистанционного обучения, многие из которых используют Интернет-ресурс.[8, с. 66-71]
Комплексный подход к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья, включающий в себя образование, трудоустройство, общение, консультирование специалистов, творческую самореализацию, вовлечение в общественную жизнь, использование
коммуникационных возможностей сети Интернет. Одним из способов решения проблемы профессиональной реабилитации инвалидов является использование новых информационных технологий, позволяющих более эффективно организовать процесс реабилитации.
Для того, чтобы успешно противостоять и устранять существующие барьеры в процессе трудоустройства, надо предоставить молодым инвалидам больше возможностей трудоустройства. Для этого необходимо органам государственной власти провести следующие мероприятия:
1) организация дополнительного обучения или переподготовки инвалидов;
2) создание системы информирования как для инвалидов о существующих возможностях трудоустройства и государственных программах, так и для работодателей об ищущих работу инвалидах;
3) организация и развитие индивидуально-трудовой и предпринимательской деятельности инвалидов;
4) модернизация предприятий с целью интеграции молодых инвалидов на обычных рабочих местах;
5) привлечение внимания общественности к реальным возможностям инвалидов на рабочем месте, распространяя информацию об успешном опыте трудоустройства;
6) распространение успешного опыта и практики работы среди работодателей государственных структур, университетов и других организаций инвалидов.
Решение этих мероприятий позволит сократить количество безработных инвалидов и обеспечить их возвращение к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.
Список литературы:
1. Давлетбаева З. К., Нуртдинова З. Н. Технологии социальной реабилитации : методические рекомендации. Уфа, 2014. 215 с.
2. Куваева Н. В. Проблемы профессионального становления молодого инвалида // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 153.
3. Любушкина Т. Л. Комплексная, реабилитация инвалидов // Социальная работа. 2014. № 4. С. 43.
4. Быков А. Маршрут: реабилитация. // Социальная защита. 2016. № 3. С. 10-13.
5. Бронников В. А. Современные основы социальной и психологической реабилитации в учреждениях социального обслуживания // Социальное обслуживание. 2015. № 2.С. 5-34.
6. Головко С. Г. Модель социальной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал
социальной работы. 2014. № 6. С. 58-63.
7. Андреева Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов // Отечественный журнал социальной работы. 2015. № 1. С. 74-77.
8. Кан А. М. Образование как фактор реабилитации и социальной интеграции инвалидов: зарубежный опыт // Социология образования. 2016. № 8. С. 66-71.
9. Социологический опрос по теме «Роль новых информационных технологий в процессе профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями - инвалидами», 2016 г., N=390. Выборка многоступенчатая,, квотная, случайная. Опрошены инвалиды, зарегестрированные в КГКУ «<Центр занятости населения г. Хабаровска» в количестве 38 человек. Руководитель - канд. социол. наук, А. В. Шуляева.
Библиографическое описание статьи
Шуляева А. В. Решение проблем в профессиональном образовании и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья - инвалидов // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 4 (81). С. 121-127. DOI 10.22394/1818-4049-201781-4-121-127
A. V. Shulyaeva
Solving the problems in professional education and employment
of disabled persons
In this article, the author examines theoretical and practical issues of employment of people with disabilities - disabled. One of the urgent problems for the state authorities is the restoration of the social status and the achievement of the material independence of disabled persons with an orientation to universally recognized international standards. Investigating the work and experience of leading scientists in this field, it can be concluded that for a long period of time the problems of vocational education and employment of persons with disabilities have not been given proper attention. At the present stage of development of the society, for the first time, a rehabilitation course is recognized as a priority in the social policy of the state with regard to disabled people, understood as a system of measures aimed at creating the necessary legal conditions and mechanisms for their implementation, including organizational and managerial, that stimulate the employment and employment of disabled people. Promoting the inclusion of people with disabilities in the workplace is an interdepartmental task that requires coordination of efforts of all branches and levels of government, business and civil society, including public associations of disabled people. Ensuring the employment of people with disabilities in the open labor market requires a systematic approach.
Keywords: persons with disabilities - disabled, vocational education, employment, unemployment, effective management, labor market.
Alevtina Vladislavovna Shulyaeva - Candidate of Sociology, associate professor of the chair of state and municipal administration and service law, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA (Khabarovsk). E-mail: [email protected]
References:
1. Davletbaeva Z. K., Nurtdinova Z. N. Tekh-nologii social'noj reabilitacii : metodicheskie reko-mendacii. Ufa, 2014. 215 s.
2. Kuvaeva N. V. Problemy professional'nogo stanovleniya molodogo invalida // Sociologicheskie issledovaniya. 2016. № 1. S. 153.
3. Lyubushkina T. L. Kompleksnaya reabilitaci-ya invatidov // Social'naya rabota. 2014. № 4. S. 43.
4. Bykov A. Marshrut: reabilitaciya // Social'naya zashchita. 2016. № 3. S. 10-13.
5. Bronnikov V. A. Sovremennye osnovy social'noj i psihologicheskoj reabilitacii v uchrezh-deniyah social'nogo obsluzhivaniya // Social'noe obsluzhivanie. 2015. № 2.S. 5-34.
6. Golovko S. G. Model' social'noj reabilitacii invalidov // Otechestvennyj zhurnal social'noj
Reference to the article —
raboty. 2014. № 6. S. 58-63.
7. Andreeva T. V. Dosug kak forma sociokul'turnoj reabilitacii invalidov // Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. 2015. № 1. S. 74-77.
8. Kan A. M. Obrazovanie kak faktor reabilitacii i social'noj integracii invalidov: zarubezhnyj opyt // Sociologiya obrazovaniya. 2016. № 8. S. 66-71.
9. Sociologicheskij opros po teme «Rol' novyh informacionnyh tekhnologij v processe professional'noj reabilitacii lyudej s ogranichen-nymi vozmozhnostyami - invalidami», 2016 g., N=390. Vyborka mnogostupenchataya, kvotnaya, sluchajnaya. Oprosheny invalidy, zaregestriro-vannye v KGKU ««Centr zanyatosti naseleniya g. Habarovska»> v kolichestve 38 chelovek. Rukovodi-tel' - kand. sociol. nauk, A. V. SHulyaeva.
Shulyaeva A. V. Solving the problems in professional education and employment of disabled persons // Power and Administration in the East of Russia. 2017. No. 4 (81). PP. 121-127. DOI 10.22394/1818-4049-2017-81-4-121-127