Шевченко Андрей Иванович
докторант кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583516)
К вопросу об организационно-правовом обеспечении трудовой занятости людей с ограниченными возможностями
В статье анализируются основы политики по решению проблем трудовой занятости инвалидов, опыт, проблемы и возможности их решения в мире и современной России. Автор рассматривает основные проблемы реализации права на труд людей с ограниченными возможностями в современном обществе.
Ключевые слова: инвалид, социальное положение, социальная политика, государство, трудовая занятость, права и достоинство людей с ограниченными возможностями.
A.I. Shevchenko, Doctoral Candidate of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516.
To the question about legal employment of people with disabilities
In the article policy bases according to the solution of problems of labor employment of disabled people, experience, problems and possibilities of its decision in the world and modern Russia are analyzed. The author considers the main problems of realization of the right to work of people with limited opportunities in modern society.
Key words: disabled person, social status, social policy, state, labor employment, rights and dignity of people with limited opportunities.
В настоящее время особо остро встал вопрос о том, как реализовать в России положения Конституции, провозглашающие наше государство социальным. Соблюдение предоставляемых гражданам гарантий признается одной из основных задач нашей страны. Одним из основных прав каждого жителя нашего государства является право на труд. Его имеют все граждане Российской Федерации, в том числе и люди с инвалидностью. К сожалению, данные официальной статистики свидетельствуют о том, что количество последних неуклонно растет.
Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить свое существование, но и фактом реализации способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.
На сегодняшний день в сознании людей еще жив стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть
независимым. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства.
Анализ развития проблемы инвалидности как социального явления свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, физиологическими, психическими нарушениями во все общественные институты.
В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
В настоящее время основной массив научных работ, касающихся освещения проблем занятости и трудоустройства инвалидов, содержит рекомендации по трудоустройству, описание возможных способов устройства на работу. Есть и научные статьи, затрагивающие правовые аспекты трудоустройства и занятости лиц с ограниченными возможностями. Но в них лишь перечисляются основные нормативные
282
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2014 • № 1 (47)
правовые акты и не содержится их критический анализ. Таким образом, до настоящего времени в полном объеме не раскрыт вопрос самих проблем, с которыми сталкиваются инвалиды при попытках включиться в процесс занятости и трудоустройства, не дана надлежащая правовая и правоприменительная оценка действующего законодательства, регулирующая занятость и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями.
Обеспечение занятости инвалидов регулирует ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с ней инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
6) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Данная мера, безусловно, должна способствовать облегчению поиска работы инвалидами.
Следует заметить, что практика квотирования рабочих мест для инвалидов, подобно внедряемой в нашей стране, применяется и за рубежом. Так, в Германии, Франции и Венгрии под законы о квотировании подпадают организации с более чем 20 сотрудниками, в Австрии и Польше -25 сотрудниками. В Испании минимальное число
сотрудников - 50. Квота для людей с инвалидностью в Германии составляет 5%, во Франции - 6%. В Люксембурге квота варьируется от 2% до 5% в зависимости от формы собственности и от количества сотрудников предприятия. В Испании и Ирландии квота составляет 3%. В Японии квота составляет от 1,6% до 2% [1, с. 221].
В некоторых странах за «незаполнение» квот организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов и адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями. Некоторые государства стимулируют работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. Например, принимая на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты. Также подобное стимулирование применяется при приеме на работу инвалида, не имеющего опыта работы. Следует отметить, что работодатель должен стремиться создать необходимые специальные условия для людей с инвалидностью, которые работают в организации [2] .
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в нашей стране создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением рабочих мест тех инвалидов, которые получили трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении своих обязанностей по военной службе или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда [3].
Говоря о ситуации с трудоустройством в стране, можно привести следующие цифры: работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%, особенно она низка среди инвалидов I и II группы (8%). Для сравнения: в США из 54 млн инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 млн 40%, в Китае из 60 млн инвалидов трудоустроено 80% [4, с. 9].
Сейчас за рубежом идет перевод государственных программ трудоустройства инвалидов
283
от создания специализированных предприятий к индивидуальным программам адаптации типового рабочего места обыкновенного предприятия под конкретного инвалида. Государству невыгодно содержать специализированные предприятия, гораздо эффективнее вкладывать финансовые средства в программы индивидуальной поддержки, позволяющие инвалиду самостоятельно решать свои экономические проблемы.
Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» предусматривает финансирование в размере около 2147 млн рублей [5]. Но очень важно, чтобы эти достаточно большие деньги были успешно освоены и принесли реальную помощь инвалидам, а не были большей частью просто разворованы чиновниками, отвечающими за их использование.
Если задачи, заложенные в целевой программе, будут успешно решены, то ежегодно в России будут возвращаться к активной жизни примерно 150-160 тыс. инвалидов. Это не только снизит нагрузку на бюджет страны, но и даст государству дополнительные рабочие руки.
На уровне регионов власти тоже иногда пытаются реализовать различные инициативы, направленные на привлечение к труду и занятости инвалидов. Например, в Воронежской области принят Закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов», который предусматривает более широкий круг гарантий инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, чем это предусмотрено федеральным законодательством; в Мурманской области принята специальная программа «Профориентация детей-инвалидов».
Однако отечественная правоприменительная практика далека от того, что установлено законом, а установленные им гарантии соблюдаются далеко не всегда.
К недостаткам современного законодательства можно отнести и то, что государственные социальные выплаты (пенсии и компенсации за отмененные льготы) поставлены в зависимость от такого критерия инвалидности, как группы ограничения способности к трудовой деятельности. Этим шагом государство отняло право распоряжаться своим трудом у большого количества инвалидов, т.к. I группа стала, по сути, означать понятие «нетрудоспособен».
Вместе с тем, люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей), и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают всяческими
способами добиваться I группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства как на открытом рынке труда, так и через госструктуры. Государство всячески стремится сэкономить на затратах, и отдельные проявления этого могут проявляться в том, что органы медико-социальной экспертизы, которые и устанавливают группу инвалидности, могут умышленно занижать ее, уменьшая тем самым размер компенсационных выплат инвалидам.
Кроме того, необходимо менять саму психологию наших сограждан. Важно, чтобы они видели в инвалидах людей, равных с ними в правах, не считали их ущербными и неполноценными. Этому должны способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда в обществе уважительного отношения людей к инвалидам. Это, в свою очередь, непосредственно скажется на том, что случаев дискриминации инвалидов, в том числе и в сфере занятости и трудоустройства, станет значительно меньше и проблема потеряет ту остроту, которую она имеет сейчас. Для Российского государства необходима последовательная социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах и единых социальных стандартах для всех групп граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Здесь же встает и проблема демократии в целом, потому что «только общество, основанное на соревновании и сотрудничестве свободных людей, может быть эффективным и конкурентоспособным» [5].
Правительство не только не развивает программы по трудоустройству, но и сворачивает те небольшие гарантии для инвалидов, которые были до этого. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утверждены положения, которые полностью исключают весь малый бизнес из-под действия норм квотирования рабочих мест для инвалидов. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации субъектами малого предпринимательства считаются организации, численность сотрудников в которых не превышает 35 человек [6], а квотирование рабочих мест устанавливается в организациях, численность работников в которой превышает 100 человек.
Установление специальных антидискриминационных законодательных актов, в том числе препятствующих ущемлению прав и созданию неравных условий по сравнению с другими гражданами при трудоустройстве, будет благоприятно воздействовать на дальнейшую работу людей с инвалидностью. Необходимы
284
общество и право • 2014 • № 1 (47)
активное отслеживание прокуратурой, органами внутренних дел и общественными объединениями нарушений в этой сфере, с дальнейшим преследованием виновных в административном и уголовном порядке,развитие Правительством новых государственных программ по решению проблем именно трудоустройства инвалидов с обязательным привлечением к их реализации и разработке общественных организаций инвалидов.
Образование влияет на возможность трудоустройства и на полноценную интеграцию в общественную жизнь. Во время обучения человек приобретает социальные навыки, учится общаться с окружающими, входить в коллектив, добиваться поставленных целей. Причем значение имеет не только качество полученного образования, но и его форма, поэтому, наряду с вопросами занятости, следует уделять внимание и образованию инвалидов, которое будет способствовать их наиболее полному и плодотворному вхождению в общественное разделение труда.
1. Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: учеб. для вузов. М., 1999.
2.ДенисовВ.В. Обзорзаконодательства других стран в сфере трудоустройства инвалидов. URL: http://rabota.perspektiva-inva.ru/index. php?id=113&from=search&search_terms=&p=2
3. Агапов А. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики [Электронный ресурс]. М., 2004. CD-ROM «КонсультантПлюс: Высшая школа». Вып. 8.
4. Котов В.С., Присецкая Н.И. Трудоустройство людей с инвалидностью. М, 2009.
5. О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»: постановление Правительства РФ от 19 дек. 2005 г. № 832 // Собр. законодательства РФ. 2006. № 2. Ст. 199.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. на 25 нояб. 2009 г.) // Рос. газ. 2001. 31 дек.
7. Нарыков Н.В., Шевченко А.И. Социальная адаптация и интеграция людей с ограниченными возможностями. Краснодар, 2013.
Здесь следует сказать о том, что инвалиды с детства (например, с ДЦП) практически полностью лишены возможности получать образование в общеобразовательных школах, вузах. То есть большое число инвалидов с детства заранее ограничены в правах по трудоустройству ввиду их недостаточной квалификации и образования в целом [7, с. 79].
Таким образом, обеспечение трудовой занятости людей с инвалидностью на открытом рынке труда требует системного подхода. Такой подход должен предусматривать создание необходимых правовых условий и механизмов их реализации, в том числе организационных и управленческих, которые стимулируют трудоустройство и занятость инвалидов. Конечной целью совместных усилий государства, общества и бизнеса является обеспечение достойного уровня жизни людей с инвалидностью, что будет способствовать снижению нагрузки на экономически активную часть общества.
1. Kiselev I.Ya. Comparative and international labor law: textbook for higher education institutions. M, 1999.
2. Denisov V.V. The review of the legislation of other countries in the sphere of employment of disabled people. URL: http://rabota.perspektiva-inva.ru/index.php?id=113&from=search&search_ terms=&p=2
3. Agapov A. The itemized comment to the Code of the Russian Federation about administrative offenses. Expanded, with use of materials of jurisprudence [Electronic resource]. M., 2004. CD-ROM «ConsultantPlus: The higher school». Iss. 8.
4. Kotov V.S., Prisetskaya N.I. Employment of people with disabilities. M., 2009.
5. About the federal target program «Social support of disabled people for 2006-2010»: resolution of the Government of the Russian Federation of Dec. 19, 2005 № 832 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2006. № 2. Art. 199.
6. The Labor code of the Russian Federation of Dec. 30, 2001 № 197-FL (as amended of Nov. 25, 2009) // Rus. newsp. 2001. Dec. 31.
7. Narykov N.V., Shevchenko A.I. Social adaptation and integration of people with limited opportunities. Krasnodar, 2013.
285