Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 347.8
С. М. Гайнанова, Д. М. Пискорский Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О ЮРИСДИКЦИИ И КОНТРОЛЕ НАД КОСМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ
Рассматриваются понятия юрисдикции и контроля в международном космическом праве и Законе РФ о космической деятельности.
Под понятием «юрисдикция и контроль» в международном космическом праве в широком смысле понимается право государства на осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти в отношении лиц и объектов, находящихся в космическом пространстве и на небесных телах [1]. Понятие «контроль», употребляемое в Договоре по космосу 1967 г. вместе с понятием «юрисдикция» понимается в международном космическом праве в двух вариантах. В первом варианте - как один из элементов юрисдикции, ее составная часть; во втором варианте -как технический термин, означающий право на управление космическим объектом и руководство его экипажем. Правовые основы реализации юрисдикции и контроля над космическими объектами заложены в ст. VIII Договора по космосу 1967 г.
В данной статье говорится, что «государство-участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время нахождения их в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле» [2]. Далее в этой же статье определяется, что права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращению на Землю. Такие космические объекты или их составные части, обнаруженные за пределами государства-участника Договора, в регистр которого они внесены, должны быть возвращены этому государст-
ву. При этом такое государство должно по требованию предоставить опознавательные данные до возвращения космических объектов [3].
При разработке и принятии отечественного Закона о космической деятельности были учтены основные положения международного права в части, касающейся как юрисдикции и контроля, так и вопросов собственности на объекты, запущенные в космическое пространство. Данный закон сохраняет права собственности на космические объекты на любом этапе полета или пребывания в космосе, а также после пребывания на Землю, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Таким образом, в настоящее время существует серьезная правовая база, регулирующая международные отношения в области космической деятельности в части юрисдикции и контроля над космическими объектами.
Библиографические ссылки
1. Словарь международного космического права / Л. А. Афанасьева, В. С. Верещетин, С. В. Виноградов, Г. М. Даниленко, и др. ; под ред. В. С. Верещетина. М. : Междунар. отношения, 1992. 296 c. С. 245.
2. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 25. М., 1972. С. 41-45.
3. О космической деятельности : Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-I (с изменениями от 29 ноября 1996 г.). URL: http://femida.info/14/24005.htm.
© Гайнанова С. М., Пискорский Д. М., 2012
УДК 347.9
С. М. Гайнанова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О РОЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОСМИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Рассматриваются роль международных межправительственных организаций в космических правоотношениях.
Основой правосубъективности международной межправительственной организации является соответствующий учредительный документ, который наделяет ее правом участвовать в международных от-
ношениях и принимать решения от имени организации в целом, а не от имени государств-членов, а также заключать международные договоры с государствами и другими межправительственными организациями.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Правосубъектность международных межправительственных организаций носит, в отличие от государств, функциональный характер, поскольку она ограничена целями и задачами, определенными учредительным документом [1]. Среди основных международных межправительственных организаций, которые принимают участие в исследовании и использовании космического пространства, выделим следующие.
Международная организация спутниковой связи ИНТЕЛСТАТ. В 1962 г. конгресс США принял Закон о спутниковой связи, который содержал положение о том, что одним из направлений политики США является создание в сотрудничестве с другими государствами коммерческой системы спутниковой связи, которая отвечала бы потребностям государств в области коммуникаций.
Интерспутник - международная межправительственная организация, основой деятельности которой является эксплуатация глобальной системы спутниковой связи [2]. Пользователями данной системы выступают более 100 государственных и частных компаний мира, в том числе, России, США, Великобритании и др.
Европейское космическое агентство (ЕКА) - региональная международная космическая организация. Конвенция об учреждении Европейского космического агентства вступила в силу 30 октября 1980 г. [3]. Согласно ст. II Конвенции о ЕКА, деятельность дан-
ной организации направлена на развитие мирного сотрудничества европейских стран в области космических исследований, создания технологий и практического их применения в научных целях и оперативных прикладных космических системах.
Таким образом, в настоящее время существует серьезная правовая база, регулирующая роль международных межправительственных организаций в космических правоотношениях, основной проблемой которой выступает ведущая роль в них РФ.
Библиографические ссылки
1. Малков С. П.Международное космическое право. СПб. : СПбГУАП, 2002. С. 68.
2. Соглашение о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» // Московский журнал международного права. 1997. № 4. С. 194-203.
3. Конвенция о создании Европейского космического агентства (подписана 30.05.1975 г. в г. Париж, вступила в силу 30.10.1980 г.) // Космическое законодательство стран мира. Т. 2. Межгосударственная кооперация в сфере космической деятельности (СНГ, ЕС, СЕ, ЕКА). -М.: Норма, 2002. С. 147-154.
© Гайнанова С. М., 2012
УДК 34.412.1
К. А. Гончарова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
Заинтересованность всех государств в исследовании и практическом использовании космоса, а также потенциальное влияние космической деятельности на все государства поставили на повестку дня вопрос о его правовом режиме. Необходимость этого обусловлена тем, что результаты деятельности в космическом пространстве могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира.
Вся деятельность в космосе должна осуществляться в интересах поддержания мира и безопасности, а также развития сотрудничества. Запрещён вывод на орбиту любых объектов с ядерным и любым иным оружием массового уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим и др.). Вся деятельность в космическом пространстве должна осуществляться так, чтобы избегать вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды в результате доставки внеземного вещества. Таким образом, всё космическое пространство, включая Луну и иные небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях.
Среди возможных нарушений использования космического пространства можно выделить национальное присвоение Луны и иных небесных тел, распространение суверенитета расположенных над странами участков геостационарной орбиты, военное и иное враждебное использование средств воздействия на
окружающую среду, включая вывод на орбиту различного оружия массового уничтожения. Интерес к мирному освоению космического пространства появился вскоре после запуска в 1957 г. СССР первого искусственного спутника Земли и возрастал по мере новых достижений в развитии космической техники.
Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. признала общую заинтересованность всего человечества в развитии использования космического пространства в мирных целях [1]. Кроме того, ООН предусмотрела свою обязанность содействовать международному сотрудничеству в этой области.
Необходимо отметить, что среди общих принципов международного космического права выделяют принцип неприменения силы и угрозы силы. В соответствии с этим принципом государства, в первую очередь, обладающие крупным космическим потенциалом, призываются к активному содействию в достижении