Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
некоторых местах падения из них была значительной - до 200 рентген/час, большая же часть территории не пострадала. Жертв среди населения не было[1].
Падение спутника СССР на территорию Канады вызвало международный скандал. К поискам обломков подключились не только специалисты Канады, но и США. На основании Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.) [2], Канада предъявила исковое заявление к СССР. Согласно документу «Урегулирование претензий Канады к Союзу Советских Социалистических Республик по поводу ущерба, нанесённого спутником «Космос-954» от 2 апреля 1981 года», оценивала расходы по ликвидации последствий падения в $6 041 174,70 и настаивала на праве взыскать с СССР дополнительные неучтённые расходы, которые могут возникнуть в будущем. Согласно документу, СССР обязался выплатить Канаде 3 миллиона канадских долларов компенсации за все обстоятельства, которые повлекло за собой падение спутника.
Таким образом, впервые в мире была применена норма международного права об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. После этого СССР пришлось почти на три года отказаться от запусков спутников с ядерными установками на борту и серьёзно усовершенствовать систему радиационной безопасности спутника.
Проблемы реализации норм международного космического права остаются актуальными и в настоящее время, в частности в борьбе с «космическим мусором».
Космический мусор включает в себя широкий спектр объектов от искусственных спутников и космических кораблей. Спутники могут упасть из-за прекращения поставок топлива и электроэнергии, или могут выйти из строя из-за неисправности. Они могут быть уничтожены в ходе противоспутникового испытания
ракет. Так же существуют тысячи таких «мертвых» спутников, которые вращаются вокруг Земли, ожидают своей очереди для вхождения в атмосферу Земли и падают, как яркие метеоры. И здесь встает вопрос: как нормы международного космического права действуют в случаях столкновения нефункционирующих спутников разных государств и причинения ущерба третьей стороне? Кто должен нести ответственность за причиненный ущерб в случае столкновения нефункциони-рующего спутника с действующим спутником, и в случае падения нефункционирующего спутника на территорию какой-либо страны?
Для борьбы с космическим мусором швейцарские ученые разработали спутник-«дворник». Целью его работы является удаление нефункционирующих космических аппаратов, фрагментов и т. д. с низких орбит (до 600 км). Но как быть в случае отказа страны-владельца нефункционирующего спутника от удаления упомянутого спутника с орбиты? Необходимо ли составить международный договор, прописывающий права данного спутника на уборку всех нефункционирующих космических объектов и их фрагментов с орбит?
Я считаю, что должен быть составлен договор о добровольном согласии стран-владельцев данного мусора, не противоречащий нормам международного космического права.
Библиографические ссылки
1. Космос-954. [Электронный ресурс]. URL: www.wikipedia.org.ru (дата обращения: 04.04.2012 г.).
2. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. [Электронный ресурс]. URL: www.zkonpost.ru (дата обращения: 04.04.2012 г.).
© Русакова О. А., 2012
УДК 669.713
В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА
Рассмотрен ряд аспектов сущности и содержания одного из элементов правоотношений международного космического права - субъекта. Представлены признаки субъектов международного космического права, а также их классификация.
Долгое время в международном праве субъекты международного космического права рассматривались как участники международных космических правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К числу наиболее сложных и спорных проблем международного космического права, как, впрочем, и всего международного права, относится проблема определения круга субъектов и объекта данной отрасли права, которая, к сожалению, пока еще не получила достаточно полной разработки и единообразного решения в теории международного
права. Согласно общей теории права под субъектом права понимается обладатель прав и носитель обязанностей, лицо, участвующее или могущее участвовать в правоотношении. Под субъектом международного права вообще и международного космического права, в частности, понимается потенциальный участник международно-правового отношения (космического правоотношения), который способен обладать правами и обязанностями и в надлежащих случаях нести международно-правовую ответственность. Известно, что международное космическое право устанавливает
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
правила поведения, которых субъекты международного космического права должны придерживаться в своих отношениях друг с другом по поводу деятельности в космическом пространстве, а также правила, непосредственно относящиеся к использованию человечеством самого космического пространства. Различного рода запреты, налагаемые международным космическим правом на государства в отношении космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (запрещение испытаний ядерного оружия, запрещение национального присвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, запрет выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, устанавливать такое оружие на небесных телах, размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом и т. д.), являются ничем иным, как регламентацией отношения субъектов к самому космосу. Вместе с тем, такая регламентация отношений субъектов к космическому пространству представляет собой, в конечном счете, регламентацию и отношений субъектов международного космического права между собой. Поэтому логично сделать вывод, что международное космическое право регулирует отношения между своими субъектами в связи с исследованием и использованием космического пространства, включая и отношение субъектов к самому космосу. Таким образом, ответ на вопрос о том, что следует понимать под термином «субъект международного космического права», следует искать прежде всего в текстах действующих договоров и соглашений по космосу, в толковании их отдельных положений и статей. Так, в соответствии со ст. XIV Договора по космосу участниками этого договора могут быть только государства. На это же указывает и полное название самого Договора. Причем положения Договора применяются в отношении деятельности государств-участников «независимо от того, осуществляется ли такая деятельность одним государством... или совместно с другими государствами, в том числе в рамках международных межправительственных организаций» (ст. XIII), а практические вопросы, которые могут возникать а связи с осуществлением международными межправительственными организациями деятельности по исследовании и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, решаются государствами-участниками Договора, либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами-членами этой организации, являющимися участниками Договора. Только государства, в соответствии со ст. VI Договора по космосу, несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями Договора. Причем космическая деятельность неправительственных юридических лиц должна проводить-
ся только с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора. Приведенные положения Договора по космосу неопровержимо свидетельствуют о том, что основными субъектами международного космического права, участвующими или могущими участвовать в международных космических правоотношениях, являются суверенные государства как носители международных прав и обязанностей. Международная космическая правосубъектность государства не зависит от какого-либо акта или волеизъявления других участников международных отношений, она не ограничена в объеме. Вторичными, производными, субъектами международного космического права являются правомерно созданные государствами и правомерно действующие международные организации. Объем космической правосубъектности таких международных межправительственных организаций ограничен, он определяется волей государств-членов и фиксируется в международном договоре, на основании которого эти организации учреждаются. Говоря о международных организациях как субъекта: международного космического права, следует иметь в виду что если специальные международные космические организации, такие, например, как Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ), Европейское космическое агентство (ЕКА) и др., могут являться как субъектами международных космических правоотношений (в силу своей компетенции, определенной учредительными актами), так субъектами международных правоотношений вообще, то любая другая международная организация не всегда может быть субъектом международных космических правоотношений, так как для этого необходимо, чтобы государства-члены наделили ее специальной компетенцией, зафиксированной в уставе. Действующее международное космическое право допускает возможность осуществления деятельности по исследованию и использованию космического пространства как государствами в рамках международных организации, так и самими международными организациями. Так, ст. VI Договора по космосу устанавливает, что «в случае деятельности в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, международной организации, ответственность за выполнение настоящего Договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства-участники Договора» [1]. В завершении следует отметить, для того, чтобы быть субъекты международного космического права стали носителями правового статуса, они должны обладать правосубъектностью, которая включает в себя международно-правовую правоспособность, дееспособность и деликтоспосбность.
Библиографическая ссылка
1. Малков С. П. Международное космическое право : учеб. пособие / СПбГУАП. СПб., 2002. 344 с.
© Сафронов В. В., 2012