Научная статья на тему 'Международная космическая станция'

Международная космическая станция Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
601
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ / INTERNATIONAL SPACE STATION / ЕКА / ESA / ПРАВОВОЙ СТАТУС НА КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ МКС / LEGAL STATUS ON THE SPACE STATION ISS / ПРАВО НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НА МИРОВОЙ СТАНЦИИ / INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS ON THE INTERNATIONAL STATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафьянов А. Д., Сафронов В. В.

Исследуется международно-правовой статус МКС. Особое внимание уделяется праву интеллектуальной собственности совершённых открытий, юрисдикции и контролю над орбитальными элементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL SPACE STATION

Article aims to study the international legal status of the ISS. Particular attention is paid to intellectual property law committed discoveries, jurisdiction and control over the orbital elements.

Текст научной работы на тему «Международная космическая станция»

УДК 340.1

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

А. Д. Сафьянов Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Исследуется международно-правовой статус МКС. Особое внимание уделяется праву интеллектуальной собственности совершённых открытий, юрисдикции и контролю над орбитальными элементами.

Ключевые слова: международная космическая станция, ЕКА, правовой статус на космической станции мкс, право на интеллектуальную собственность на мировой станции.

INTERNATIONAL SPACE STATION

A. D. Safuanov Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Article aims to study the international legal status of the ISS. Particular attention is paid to intellectual property law committed discoveries, jurisdiction and control over the orbital elements.

Keywords: international space station, ESA, legal status on the space station ISS, intellectual property rights on the international station.

Договор по космосу и другие базовые международные акты по исследованию и использованию космического пространства не содержат положений об интеллектуальной собственности. Эти вопросы сейчас регулируются либо национальным космическим законодательством, либо международными соглашениями по каждому космическому проекту в отдельности. Это связано с уникальностью отношений в каждом конкретном случае по разработке космического проекта, определением правового режима охраны интеллектуальной собственности, созданной совместными усилиями в процессе осуществления соответствующего проекта, распределением прав на созданную интеллектуальную собственность и т. п.

В качестве конкретного примера международно-правового решения соответствующих вопросов можно сослаться на Межправительственное соглашение по международной космической станции (МКС). В нем права и обязанности партнеров, касающиеся интеллектуальной собственности, урегулированы в контексте категорий «товары» и «технические данные». В соглашении, в частности, говорится:

а) каждый партнер соблюдает конфиденциальность соответствующим образом маркированных данных и товаров, транспортируемых на его космической транспортной системе;

б) каждый партнер соблюдает конфиденциальность использования данных, проходящих через его системы связи, включая их наземную сеть и системы связи его подрядчиков;

в) каждый партнер передает все технические данные и товары, которые, по мнению обеих сторон, признаны необходимыми для выполнения обязанностей другой стороны;

г) партнеры должны прилагать все усилия для поощрения и облегчения передачи технических данных и товаров от одной компании к другой, а также третьей стороне в рамках соответствующих соглашений;

д) передача технических данных, которая служит целям выполнения партнерами своих обязательств в отношении интерфейсов, интеграции и безопасности таких данных, должна осуществляться без ограничений;

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

е) каждый партнер принимает необходимые меры для того, чтобы получающая сторона и любые другие лица и организации, включая подрядчиков и субподрядчиков, обращались с техническими данными и товарами в соответствии с маркировкой.

Межправительственным соглашением по МКС определены также рамки по сотрудничеству соответствующих государств в отношении изобретений, подлежащих патентованию. Установлено, в частности, что любая деятельность, осуществляемая внутри или на орбитальном элементе космической станции, рассматривается как деятельность, осуществляемая на территории государства-партнера, которому приписана соответствующая часть такого элемента. В таком случае на этот элемент в полном объеме будет распространяться патентное законодательство соответствующего государства [3].

С технической точки зрения МКС является единым объектом. Все предоставляемые Государствами-партнерами элементы взаимосвязаны между собой и должны работать в едином режиме.

С точки зрения юридической ситуация более сложная. Это вызвано особым подходом, который Партнеры решили применить в отношении регистрации МКС. Статья МПС гласит: «В соответствии со статьей 2 Конвенции о регистрации каждый Партнер регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им орбитальные элементы, приведенные в приложении». Регистрация орбитального элемента наделяет соответствующего Государства-партнера правом осуществлять юрисдикцию и контроль над ним в соответствии со статьей 8 Договора по космосу. Таким образом, каждый из орбитальных элементов МКС представляет собой космический объект по смыслу Конвенции о регистрации. Характерно, что аналогичная схема регистрации использовалась и при регистрации модулей станции «Мир», когда запускаемые для стыковки с ней модули регистрировались отдельно и в последующем сохраняли свою регистрацию.

Несмотря на отсутствие единой национальной юрисдикции и контроля над орбитальными элементами со стороны какого-либо одного Государства-партнера, можно утверждать, что МКС все же является единым космическим объектом, независимо от положений Конвенции о регистрации. МПС устанавливает однородный правовой режим в отношении всех сегментов МКС: правила осуществления персональной юрисдикции, специальные правила в отношении интеллектуальной собственности, взаимный отказ от требований ответственности, правила отчуждения орбитальных, пользовательских и инфраструктурных элементов, принцип единства руководством экипажа. В этом плане сохранение каждым из Партнеров юрисдикции над соответствующими орбитальными элементами - скорее имеет характер исключения, чем общего правила для правового режима осуществления сотрудничества по МКС [1].

Юрисдикция и контроль над орбитальными элементами осуществляются Государствами-партнерами в полном соответствии со статьей 8 Договора 1967 года о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договора по космосу) и статьей 2 Конвенции о регистрации, то есть, в отношении элементов, предоставляемых ими. Государства-партнеры взяли за основу общее правило, установленное Договором по космосу 1967 года - «юрисдикция определяется регистрацией». Каждый орбитальный элемент регистрируется как отдельный космический объект, что наделяет государство регистрации полномочиями по распространению на него своей власти.

В отличие от юрисдикции над орбитальными элементами осуществление Государствами-партнерами юрисдикции над своими гражданами, находящимися на МКС (персональная юрисдикция), основано на принципе экстерриториальности, или точнее, квази-экстерриториальности. МГТС предусматривает сохранение юрисдикции и контроля над лицами, являющимися гражданами Государств-партнеров, находящимися внутри или снаружи МКС. При этом критерий персональной юрисдикции превалирует над юрисдикцией Государств-партнеров над их орбитальными элементами.

Однако норма о персональной юрисдикции не распространяется на граждан государств -не партнеров. При отсутствии специальных правил юрисдикция в отношении их будет осуществляться государством регистрации орбитальных элементов, на которых они находятся. Их переход с одного орбитального элемента на другой должен влечь за собой смену юрисдикции. Аналогичный принцип заложен в статью 22 МПС (уголовная юрисдикция) с той лишь особенностью, что в ее субъектный состав входят не просто граждане Государств-партнеров, а члены персонала, являющиеся их гражданами.

Особое место в МПС занимают нормы об ответственности. Государства-партнеры договорились о применении специального правила взаимного отказа от требований ответственности (статья 16 МПС). Оно заключается в следующем: Государства-партнеры отказываются от предъявления претен-

зий другому Государству-партнеру, задействованной организации другого Государства-партнера, сотрудникам любой такой задействованной организации в результате причинения ущерба, который имел место в результате осуществления деятельности в рамках защищенных космических операций.

На практике это будет означать, что, если, например, Канада или канадская фирма понесут ущерб от неисполнения в срок договорных обязательств Японским партнером или его задействованной организацией, Канадский партнер или его задействованная организация в силу обязательств, принятых Канадой по МПС должна отказаться от требований о возмещении ущерба.

По объектному составу отказ от требований ответственности касается только видов деятельности, имеющих отношение к реализации программы МКС, независимо от места осуществления такой деятельности - поверхность Земли, воздушное или космическое пространство. По субъектному составу взаимный отказ от требований ответственности распространяется на Государств-партнеров, включая их сотрудничающие организации, задействованные организации (подрядчики, субподрядчики, пользователи или клиенты, а также подрядчики и субподрядчики последних). Кроме того, к задействованной организации может относиться любое государство (имеется в виду не партнер), организация или учреждение любого государства, каким-либо образом вовлеченные в космические операции [2].

Библиографические ссылки

1. Международное право. М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2010. 456 с.

2. Правовой статус международной космической станции [Электронный ресурс]. URL: http: //www.intlaw-rudn.com/research/publications/space/pravovoi-status-mezhdunarodnoi-kosmicheskoi-stancii/ view (дата обращения: 30.03.2015).

3. Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах [Электронный ресурс]. URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/11286/HTML/126.htm (дата обращения: 30.03.2015).

© Сафьянов А. Д., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.