УДК 340.1
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ
А. Д. Сафьянов Научный руководитель - В. В. Сафронов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Исследуется международно-правовой статус МКС. Особое внимание уделяется праву интеллектуальной собственности совершённых открытий, юрисдикции и контролю над орбитальными элементами.
Ключевые слова: международная космическая станция, ЕКА, правовой статус на космической станции мкс, право на интеллектуальную собственность на мировой станции.
INTERNATIONAL SPACE STATION
A. D. Safuanov Scientific supervisor - V. V. Safronov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Article aims to study the international legal status of the ISS. Particular attention is paid to intellectual property law committed discoveries, jurisdiction and control over the orbital elements.
Keywords: international space station, ESA, legal status on the space station ISS, intellectual property rights on the international station.
Договор по космосу и другие базовые международные акты по исследованию и использованию космического пространства не содержат положений об интеллектуальной собственности. Эти вопросы сейчас регулируются либо национальным космическим законодательством, либо международными соглашениями по каждому космическому проекту в отдельности. Это связано с уникальностью отношений в каждом конкретном случае по разработке космического проекта, определением правового режима охраны интеллектуальной собственности, созданной совместными усилиями в процессе осуществления соответствующего проекта, распределением прав на созданную интеллектуальную собственность и т. п.
В качестве конкретного примера международно-правового решения соответствующих вопросов можно сослаться на Межправительственное соглашение по международной космической станции (МКС). В нем права и обязанности партнеров, касающиеся интеллектуальной собственности, урегулированы в контексте категорий «товары» и «технические данные». В соглашении, в частности, говорится:
а) каждый партнер соблюдает конфиденциальность соответствующим образом маркированных данных и товаров, транспортируемых на его космической транспортной системе;
б) каждый партнер соблюдает конфиденциальность использования данных, проходящих через его системы связи, включая их наземную сеть и системы связи его подрядчиков;
в) каждый партнер передает все технические данные и товары, которые, по мнению обеих сторон, признаны необходимыми для выполнения обязанностей другой стороны;
г) партнеры должны прилагать все усилия для поощрения и облегчения передачи технических данных и товаров от одной компании к другой, а также третьей стороне в рамках соответствующих соглашений;
д) передача технических данных, которая служит целям выполнения партнерами своих обязательств в отношении интерфейсов, интеграции и безопасности таких данных, должна осуществляться без ограничений;
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
е) каждый партнер принимает необходимые меры для того, чтобы получающая сторона и любые другие лица и организации, включая подрядчиков и субподрядчиков, обращались с техническими данными и товарами в соответствии с маркировкой.
Межправительственным соглашением по МКС определены также рамки по сотрудничеству соответствующих государств в отношении изобретений, подлежащих патентованию. Установлено, в частности, что любая деятельность, осуществляемая внутри или на орбитальном элементе космической станции, рассматривается как деятельность, осуществляемая на территории государства-партнера, которому приписана соответствующая часть такого элемента. В таком случае на этот элемент в полном объеме будет распространяться патентное законодательство соответствующего государства [3].
С технической точки зрения МКС является единым объектом. Все предоставляемые Государствами-партнерами элементы взаимосвязаны между собой и должны работать в едином режиме.
С точки зрения юридической ситуация более сложная. Это вызвано особым подходом, который Партнеры решили применить в отношении регистрации МКС. Статья МПС гласит: «В соответствии со статьей 2 Конвенции о регистрации каждый Партнер регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им орбитальные элементы, приведенные в приложении». Регистрация орбитального элемента наделяет соответствующего Государства-партнера правом осуществлять юрисдикцию и контроль над ним в соответствии со статьей 8 Договора по космосу. Таким образом, каждый из орбитальных элементов МКС представляет собой космический объект по смыслу Конвенции о регистрации. Характерно, что аналогичная схема регистрации использовалась и при регистрации модулей станции «Мир», когда запускаемые для стыковки с ней модули регистрировались отдельно и в последующем сохраняли свою регистрацию.
Несмотря на отсутствие единой национальной юрисдикции и контроля над орбитальными элементами со стороны какого-либо одного Государства-партнера, можно утверждать, что МКС все же является единым космическим объектом, независимо от положений Конвенции о регистрации. МПС устанавливает однородный правовой режим в отношении всех сегментов МКС: правила осуществления персональной юрисдикции, специальные правила в отношении интеллектуальной собственности, взаимный отказ от требований ответственности, правила отчуждения орбитальных, пользовательских и инфраструктурных элементов, принцип единства руководством экипажа. В этом плане сохранение каждым из Партнеров юрисдикции над соответствующими орбитальными элементами - скорее имеет характер исключения, чем общего правила для правового режима осуществления сотрудничества по МКС [1].
Юрисдикция и контроль над орбитальными элементами осуществляются Государствами-партнерами в полном соответствии со статьей 8 Договора 1967 года о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договора по космосу) и статьей 2 Конвенции о регистрации, то есть, в отношении элементов, предоставляемых ими. Государства-партнеры взяли за основу общее правило, установленное Договором по космосу 1967 года - «юрисдикция определяется регистрацией». Каждый орбитальный элемент регистрируется как отдельный космический объект, что наделяет государство регистрации полномочиями по распространению на него своей власти.
В отличие от юрисдикции над орбитальными элементами осуществление Государствами-партнерами юрисдикции над своими гражданами, находящимися на МКС (персональная юрисдикция), основано на принципе экстерриториальности, или точнее, квази-экстерриториальности. МГТС предусматривает сохранение юрисдикции и контроля над лицами, являющимися гражданами Государств-партнеров, находящимися внутри или снаружи МКС. При этом критерий персональной юрисдикции превалирует над юрисдикцией Государств-партнеров над их орбитальными элементами.
Однако норма о персональной юрисдикции не распространяется на граждан государств -не партнеров. При отсутствии специальных правил юрисдикция в отношении их будет осуществляться государством регистрации орбитальных элементов, на которых они находятся. Их переход с одного орбитального элемента на другой должен влечь за собой смену юрисдикции. Аналогичный принцип заложен в статью 22 МПС (уголовная юрисдикция) с той лишь особенностью, что в ее субъектный состав входят не просто граждане Государств-партнеров, а члены персонала, являющиеся их гражданами.
Особое место в МПС занимают нормы об ответственности. Государства-партнеры договорились о применении специального правила взаимного отказа от требований ответственности (статья 16 МПС). Оно заключается в следующем: Государства-партнеры отказываются от предъявления претен-
зий другому Государству-партнеру, задействованной организации другого Государства-партнера, сотрудникам любой такой задействованной организации в результате причинения ущерба, который имел место в результате осуществления деятельности в рамках защищенных космических операций.
На практике это будет означать, что, если, например, Канада или канадская фирма понесут ущерб от неисполнения в срок договорных обязательств Японским партнером или его задействованной организацией, Канадский партнер или его задействованная организация в силу обязательств, принятых Канадой по МПС должна отказаться от требований о возмещении ущерба.
По объектному составу отказ от требований ответственности касается только видов деятельности, имеющих отношение к реализации программы МКС, независимо от места осуществления такой деятельности - поверхность Земли, воздушное или космическое пространство. По субъектному составу взаимный отказ от требований ответственности распространяется на Государств-партнеров, включая их сотрудничающие организации, задействованные организации (подрядчики, субподрядчики, пользователи или клиенты, а также подрядчики и субподрядчики последних). Кроме того, к задействованной организации может относиться любое государство (имеется в виду не партнер), организация или учреждение любого государства, каким-либо образом вовлеченные в космические операции [2].
Библиографические ссылки
1. Международное право. М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2010. 456 с.
2. Правовой статус международной космической станции [Электронный ресурс]. URL: http: //www.intlaw-rudn.com/research/publications/space/pravovoi-status-mezhdunarodnoi-kosmicheskoi-stancii/ view (дата обращения: 30.03.2015).
3. Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах [Электронный ресурс]. URL: http://www.irbis.vegu.ru/repos/11286/HTML/126.htm (дата обращения: 30.03.2015).
© Сафьянов А. Д., 2015